Отзыв tulupoff о фильме «Черный лебедь»

Черный лебедь

Черный лебедь

Драма, Триллер (США, 2010)

Рейтинг IMDB: 8.0 (631 179 голос)

Тот случай, когда жалею, что первые варианты текстов по Черному лебедю так и не были мной найдены. Поэтому придётся восстанавливать впечатления по памяти. Своё осознанное знакомство с Аронофски я начал с фильма «Пи» и не смог его переварить, хотя он мне определённо понравился. Мне тогда было лет пятнадцать, и родители посчитали что смотреть такое мне рановато. Поэтому пришлось забыть о нём до появления «Ноя». С этим фильмом я сталкиваюсь уже третий раз, и каждый раз в нём находится что-то новое. Насколько меня зацепил фильм на этот раз? Далее поделюсь впечатлениями и мыслями по этому поводу.

Повествовательный критерий (сюжет и сценарий). Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все. В советском союзе был популярен жанр производственной драмы, как снималось кино, как возводилась магистраль, как поднималась целина. Но мне по нраву производство искусства: как ставятся спектакли, как пишутся сценарии, и театральные подмостки. Здесь мы наблюдаем подготовку к одной роли, рождение с нуля балета "Лебединое озеро". Сценаристы сделали акцент на том, как главная героиня ломает себя, и преодолевает личностные и физические препятствия на пути к большой роли. По сути этот фильм — о девушке, живущей в скорлупе. С самого детства мать — бывшая балерина, которая ушла со сцены ради воспитания дочери, держит жизнь Нины под контролем. Она — маленькая белая балерина из музыкальной шкатулки. Когда открываешь крышку, та кружится под музыку, как только танец заканчивается, крышка захлопывается, и пластмассовая танцовщица снова ждет в темноте своего выхода. Прилежностью и упорством можно добиться многого, но только не искренних эмоций. Рамки, в которые загнала Нину ее мать, не позволяют ей раскрыться на сцене, передать неведомые ей чувства, отделаться от стыдливости. Однако черный лебедь сидит в глубине ее души и просится наружу. Во сне Нина до крови расчесывает спину — в тех местах, где начинают прорезываться черные крылья. Борьба черного с белым на грани психоза, выброшенная в мусоропровод гора мягких игрушек, внезапная агрессия, направленная на мать — все это процесс взросления девочки, уместившийся в несколько дней. Но этим фильм не ограничивается, есть взаимоотношения внутри коллектива, есть дух соперничества и куда способно завести стремление быть первым во всём. Мать Нины - это неоднозначный персонаж. Она знает, что многого не достигла и пытается восполнить свои потери достижениями дочери. Обилие смысловых пластов в этой картине мне понравилось.

Визуальный критерий, или как снято. Прелесть фильмов Аронофски в том, что их замысел в большинстве случаев подкрепляется отменным визуальным рядом. Параноидальность истории подчёркивается монтажом и операторской работой, потрясающей цветокоррекция. Грамотное цветовое решение фильма расширяет рамки восприятия ленты и придаёт необходимую визуальную глубину. Особенно удались метаморфозы главной героини; вырастающие крылья, удлинённая шея, сращение пальцев ног. Чувствуется некий кафкианский лейтмотив в таком использовании визуальных средств. Здесь абсолютно каждый элемент останется в памяти, как минимум своей экстравагантностью. Музыка Чайковского, как лейтмотив, красной нитью проходящий через эту историю. Она создаёт настроение и атмосферу повествования, подчёркивая все такты и интонации полотна, с каждым кадром в него хочется погрузиться, как в омут с головой и не выходить оттуда. По этому критерию претензий нет.

Актёрская игра. Натали Портман показала высокий уровень игры. Тонкая, хрупкая, изящная, с эмоциональным надрывом, та страсть, продуцируемая на зрителя через экран, отличная самоотдача не дают этому кино превратиться в мыльную драму. Мила Кунис Мила Кунис, исполнявшая роль Лили, составила Натали отличную пару. Поговаривают, на съемках Аронофски даже специально провоцировал конфликты между девушками, чтобы в кадре искры летели. Не знаю, было ли это на самом деле, но пара Портман-Кунис получилась очень выразительная. Вайнона Райдер и Венсан Кассель оказались приятным сюрпризом, радостно видеть их вместе.

Вердиктируя. Отличное кино, которое представляет собой драму о внутренних противоречиях и балетном закулисье. Кино в формате полноценного спектакля, которым хочется наслаждаться, а финал - яркая жирная точка, апогей всего происходящего. Максимальный бал. Всем здоровья, добра, и хорошего кино!