Отзыв tulupoff о фильме «Унесенные ветром»

Унесенные ветром

Унесенные ветром

Военный, Исторический (США, 1939)

Рейтинг IMDB: 8.1 (309 755 голосов)

Этот фильм настолько хорош, что о нём не хочется ничего говорить. Тот редкий случай, когда понимаешь, что смотришь классику, и она априори должна быть великолепной, но восприятие каждого человека индивидуально. И то, что нравится одному, вызывает лёгкую усмешку у другого. Но моё мнение такое, что любой фильм должен быть, как минимум просмотрен, чтобы кино смогло выполнить хотя бы минимальную программу – дойти до зрителя. Сегодня речь пойдёт о книге, обрётшей в Советском союзе удивительную популярность, этот фильм ждали абсолютно все, поскольку книга Маргарет Митчелл стала настоящим бестселлером. С книгой я до сих пор не знаком, но есть ощущение, что позже и этот гештальт будет закрыт. Есть целый список классических фильмов, с которыми предстоит ознакомиться. И из него я смотрел, наверное, только «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса – предтечу кинофантастики. «Унесённые ветром» тоже входит в этот список. Желание познакомиться с картиной появилось лет девять назад, когда посмотрел фильм «Австралия» с Николь Кидман и Хью Джекманом. Но эта идея ушла, поскольку было много отвлекающих факторов, да и не зрел я был. Ни как кинокритик, ни как зритель. Теперь готов поделиться впечатлениями от фильма и мыслями по этому поводу. А поговорить есть о чём.

Повествовательный критерий (сюжет и сценарий). Могучие ветры Гражданской войны в один миг уносят беззаботную юность южанки Скарлетт О`Хара, когда привычный шум балов сменяется грохотом канонад на подступах к родному дому. Для молодой женщины, вынужденной бороться за новую жизнь на разоренной земле, испытания и лишения становятся шансом переосмыслить идеалы, обрести веру в себя и найти настоящую любовь. Стоит начать с того факта, что над сценарием картины работало тринадцать человек. Поучаствовал даже Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Работа по адаптации романа для экранов проведена огромная. Поскольку, хоть в основе и лежит история любви на фоне гражданской войны, но она не воспринимается как просто фон для действий, она имеет большое влияние на характеры людей, заставляет переосмыслить идеалы и ценности. У каждого из главных героев есть своя арка развития. Больше всех акцент сделан на Скарлетт О’Харе. Она выделяется из своего окружения умом и сообразительностью при внешности меркантильной принцессы. Тут общественное предубеждение о том, что красивая девушка не может быть умной, работает на все двести процентов. В начале кино мы увидели молодую, пылкую, жизнелюбивую барышню, не терпящую условностей, вопреки всем событиям и обстоятельствам желающую быть красивой. Но она растёт как человек на наших глазах. Ей, как и всем обитателям рабовладельческого юга, становится понятно, что грядут времена, когда ценности, которым учила её мать, больше не будут иметь веса, когда весь жизненный уклад изменит свой облик. Весь этот фильм – это фильм о последних настоящих мужчинах и женщинах, о тех, кто знал честь и галантность в изначальном их проявлении. Это реалистичное изображение идеального мира, который казался таким близким, но будучи при этом очень далёким. Это фильм об ушедшей эпохе, вызывающий сильную тоску по классическим временам. Когда за картинкой было содержание, а люди обладали обаянием. Беспечная жизнь и сейчас мечта миллионов, но достичь её стало ещё труднее. Так будем же помнить тех, кто был унесён ветром; жил, мечтал, радовался свершениям и хранил искру даже в самые трудные времена.

Визуальный критерий или как снято. Операторская работа на высочайшем уровне. Даже смотря сейчас, зная, что декорации построены из картона и представляют собой макет города, в нём по-настоящему бурлит жизнь. Натурные съёмки прекрасно дополняют крепкую историю. Каждая улочка в этом городе так и манит, чтобы по ней кто-нибудь прогулялся. Также отличное решение по цветовой гамме. В мирное время небо голубое, закаты яркие, а в реках полно рыбы. Декорированию поместий также было отведено немалое время, потому что в домах есть большие стеллажи с книгами, что делает честь владельцам, создаёт впечатление о владельцах, как об умных и начитанных людях. Но больше всего в визуальном плане меня зацепило уже военное время, в сценах, где идёт осада Атланты. Или где Скарлетт помогает в госпитале, будучи медсестрой. Разносятся канонады, шум снарядов, и богатейшие дамы бегут подальше от шума и мигрени. Помимо операторской работы стоит отметить и монтаж, поскольку между фильмами расставлены кадры-разделители вроде начальной увертюры с шрифтом из XIX-го столетия, или плавные переходы с одной сцены на другую. Попытались повествование как-то разграничивать визуально, чтобы не скидывать события в одну кучу, где в одном кадре герои одного характера, и тут же через мгновения трансформируются в другой. Насыщенность событий сохраняется, просто им придали системности. Почти четыре часа проносятся как одно мгновение, если не пытаться анализировать, вовлечься и не выходить из этой атмосферы, создаваемой не только картинкой, но и звуковым сопровождением. Как никогда в тему симфонический инструментал, усиливающий с каждым кадром драматическую интонацию. Особенно в сцене побега из горящей Атланты столько напряжения и энергии, что смотришь не отрываясь. По части технического оснащения у фильма всё в порядке, не могу высказать каких-либо претензий.

Актёрская игра. Вивьен Ли и Кларк Гейбл великолепны. У первой отличная драматическая роль, где ей предстояло показать всю противоречивость её образа, ведь даже сомнительные её поступки должны быть осознанны актрисой настолько, чтобы продуцировать нужные эмоции и впечатления, сохраняя жизненную силу и энергию персонажа. Кларк Гейбл был утверждён на роль общим голосованием и был обязан не подвести нацию. И сделал Рэтта чертовски великолепным и обаятельным молодым человеком, в этих глазах любая девушка утонула бы, а его речи услаждают слух. Но он за словом в карман не лезет, умеет постоять за себя, стильно одевается и понятно, почему его любят. Все актёры сработали великолепно, все в истории, в эпохе, в ситуации. Каждый выдаёт разнокалиберные характеры и при этом не выглядят пятым колесом в общем механизме. Отличный дубляж фильма ещё той, старой школы, когда стояли ровно в том количестве, сколько действующих персонажей в сцене. Светлана Дирина великолепно звучала в образе Скарлетт, не сравниваю с оригиналом, но то, что услышал зритель, настолько сочетается, что невозможно ассоциировать более ни с кем другим. Её партнёром был Евгений Карельских, и он также показал высокий уровень работы со своим экранным героем.

Вердиктируя. Большая история любви, разворачивающаяся на фоне трагической войны, где есть кадры, полные огня и разрухи, история о выживании и любви, которой есть место в любых условиях, при любых обстоятельствах. Кино рекомендую всем ценителям большого кино. Будет много разных фильмов, просто ТАКИХ уже не будет. Не анализируйте, не размышляйте, просто посмотрите. Составьте своё представление о классике. Мне очень понравилось, однозначно максимальный балл (десятка). Всем здоровья, добра и хорошего кино!