Отзыв tulupoff о фильме «Смертельная битва»

Смертельная битва

Смертельная битва

Боевик, Научная фантастика (США, 1995)

Рейтинг IMDB: 5.8 (91 658 голос)

Двадцатипятилетний юбилей этой ленты случился ещё в прошлом году, но по какому-то наитию решил новое знакомство с этой лентой отложить. Хотелось написать сильный текст для этого кино. Поскольку в детстве смотрел его также часто как Диснеевские мультфильмы или Терминатор. Стоит сказать, что «Смертельная битва» до сих пор удерживает звание «лучшая экранизация компьютерной игры». А мортал комбат хоть и пошёл с приставок, но неоднократно портировался для персональных компьютеров. И вот осуществил новое знакомство с лентой, чтобы ощутить ностальгию по детству, и попытаться навести мосты между двумя экранизациями для разных поколений. Далее поделюсь впечатлениями и некоторыми мыслями по этому поводу.

Повествовательный критерий или нарратив. Несколько столетий назад маг из другого мира Шан Цунг захватил древний воинский турнир. Его цель — ввергнуть наш мир в хаос. Чтобы спасти человечество от гибели, трём воинам предстоит смертельная битва с силами мрака. Если ещё подробнее, то раз в несколько поколений проводится большой турнир, в котором решается судьба девяти царств. Воины земли долго и упорно стояли в битве. Но в какой-то момент всё изменилось и планете нужны новые герои, чтобы противостоять злому магу и его амбициозному плану. Не сказать, что в фильме гениальный сюжет или он раскручивается как-то по-особенному. Но здесь хорошо поработали над характерами персонажей, чтобы непосвященные люди не чувствовали себя гостями на чужом празднике. У каждого из героев есть причина находиться на турнире. Главный герой этой ленты – Лю Кан и его путь обретения внутренней силы. Соня Блейд охотится за убийцей напарника. Мотивировка поступков более доступна для зрителя, что и подкупает. Каждый проходит свою арку личностного роста и понимает какие-то истины, осознавая что-то внутри себя. По этой части к фильму никогда претензий не было.

Визуальный критерий или техническое сопровождение ленты. В этом критерии мы совместим в одно режиссуру и операторскую работу. Пол У.С. Андерсон четко понимал, что он хочет. Чередование разговорных и боевых сцен можно отслеживать по хронометру. Все взвешено и дозировано, как по рецепту. Экранное действие всегда в тонусе. Спортивная динамика, дискотечный драйв, сочные пейзажи, постановочные кадры... Зрители из числа геймеров со стажем судорожно шарят руками в поисках клавиатуры или джойстика. Киношный эффект присутствия плюс полная иллюзия компьютерной игры — это отличное достижение для специалистов по визуальным эффектам того времени. Драки сняты круто, их ритм мог бы соответствовать ста двадцати сердечным ударам в минуту. Также предъявляют постановщикам за бледную хореографию боёв. Мне же кажется, что она поставлена хорошо. И напомню, что Матрицей тогда даже не пахло, и не во всех боевиках девяностых драки ставил Джеки Чан. Отдельные локации так и просятся на рабочий стол. Также невозможно не отметить саундтрек ленты. Джордж С. Клинтон подобрал отличные эмбиентные темы с оттенками нью-эйджа, а заглавный трек с вдохновляющим на битву криком «Мортал Комбат» так вообще обессмертил этот фильм. Данный трек был записан специально для фильма и раннее нигде не использовался. В год выхода ему пришлось бодаться с экранизацией другой, не менее популярной, серии файтингов – «Уличный боец», где играл известный бельгиец. Кредит доверия был у бойца, но время всё расставило по своим местам. Визуальные эффекты может и не самая сильная сторона фильма, но зато он динамичный, атмосферный и прошёл проверку временем.

Актёрские работы. Прелесть каста данного фильма в том, что он на восемьдесят процентов состоит либо из чемпионов по восточным единоборствам или действующих дублёров. Нынешняя экранизация не могла похвастаться таким процентом. Не говорю, что таких людей там не было вообще, но доля профессиональных бойцов и каскадеров очень маленькая. Это второе, в чём «Комбат» уступит «Битве», первое – это косяк на уровне сценария, где упоминание турнира без наличия турнира. Но насколько я понял, это связано либо с маленьким бюджетом, либо с планами сделать долгоиграющую франшизу. Теперь собственно к актёрам. Робин Шоу попал в органику своего персонажа Лю Кана. Хорошо существовал как в драматургии, так и в рукомашестве. Линден Эшби воплотил Джони Кейджа, у него в этом фильме самая значимая сюжетная арка после Лю Кана. Бриджит Уилсон сыграла Соню Блейд, у её персонажа есть предыстория и она может драться, но ближе к концу скатывается в барышню в беде. Это не указание на косяк, это просто наблюдение. Кристофер Ламберт и Кэри- Хируюки Тагава самые сильные актёры в этом фильме. У них и реплик побольше, и в кадре они находятся не меньше, чем главная троица. Один души пьёт как коктейли и кричит «Твоя душа – моя»! Другой извергает молнии и произносит мудрые речи. Оба актёра находятся в материале и существуют органично. И как же не упомянуть про Франсуа Пети и Кита Кука, они играли соответственно Рептилию (Скорпиона) и Саб-зиро (Ниженуля). Тут с претензиями соглашусь, они и правда здесь просто статисты у Шан-Цунга, но дерутся и выглядят в костюмах великолепно.

В качестве вердикта. Несмотря на некоторые претензии к визуалу и роли отдельных персонажей лента получилась отличной. Наряду с Андерсовской же «Обителью зла» этот фильм заслуженно считается лучшей экранизацией игр в принципе, поскольку создатели не забыли о том, что фильм будут смотреть не только фанаты игры, но ещё и обычные зрители, не знакомые с лором дословно. Фильм у меня в любимых уже давно, поэтому посоветую к знакомству тем, кто это ещё не сделал. От меня максимальный балл. Всем здоровья, добра и хорошего кино!