zzzloba
zzzloba
8
  • 2 декабря 2025 г., 15:17

Нужно быть готовым не только к тому, чтобы убивать за идею, но и к тому, чтобы умирать за неё. Альбер Камю

В середине прошлого века в Голливуде необычайно популярны стали костюмированные исторические драмы разной степени достоверности и масштабности. "Бекет" относится не к Бенгурианцам, а к категории латентных пеплумов, что скорее напоминали камерную театральную постановку ("Ричард III", "Лев зимой") и опирались не на крупные формы, а на соответствующие пьесы. Они фокусировались на сложных отношениях внутри королевской семьи и окружения, пытаясь подобрать ключи к пониманию того, способен ли человек выдержать испытание властью. Мне не хочется углубляться в вопрос о том, почему вдруг в США и Британии в 60е годы возник такой бурный интерес к этой теме, но нет никаких сомнений в том, что она будет актуальна все время, пока существует человечество. Любопытно, что период существования существенно зависит от ответа на ключевой вопрос, но это уже другая история.

Необходимо сделать ремарку о том, что фильм не является источником достоверных исторических знаний. В нем великолепные костюмы и декорации, в основе сюжета лежит реальная история взаимодействия короля Генриха II с канцлером, а позже архиеписком Бекетом Кентерберийским, есть и другие исторические личности (Людовик VII, Элеанора Аквитанская, папа Римский Александр III) и события. Но все это лишь фон для авторского высказывания о природе власти, дружбы и чести, к тому же весьма отредактированный в угоду драматизму. Например, одной из основных линий является предательство Бекетом собственного народа (саксоны) и служение захватчикам из Нормандии. Однако, в реальности он тоже был норманом, что полностью отменило бы мотив переживаемого предательства, вокруг которого строится весь сюжет. Бекет мучается от того, что не может разделить горечь своего народа и глубоко им презираем, и в то же время он не может до конца стать своим для короля Генриха II, считающего его своим другом, но с барской добродушностью стебущегося над поражением саксов. Но где проходит грань между дружбой и честью? Чем заполнить пустоту в душе человеку, чьим единственным другом является его заклятый противник?

картинка zzzloba

Дальше со спойлерами

На этот вопрос ответила сама история. Бекет, назначенный самим Генрихом архиеписком с целью подчинить себе волю католической церкви, постепенно предпочел служение Богу, а не самодуру с короной, решительно отказавшись от пути компромиссов. В фильме удивительно тонко показаны перемены в отношениях Бекета и Генриха, их внутренняя борьба и желание примириться друг с другом, но абсолютная полярность стремлений. Король искренне восхищается смелостью архиепископа, но не может допустить ограничения своей власти. Бекет делает тяжелый выбор между предательством дружбы и изменой своим принципам и высшей миссии. Но в конце концов каждый из них выбирает свою Голгофу: кто-то не отступится от своих идей, умрет мученником и станет святым, а кто-то позволит этому случиться и потеряет возможно единственного человека, которого он любил. И хотя симпатии должны быть на стороне смиренного священника, а не тирана с озверевшим видом выкрикивающим "Закон - это я!", тем не менее благодаря потрясающей игре Питера О'Тула не остается сомнений в том, что даже в самой дремучей душе есть место для света.

Комментарии

Комментарии не найдены

Фильтр