Отзыв Anais-Anais о фильме «Молода и прекрасна»

Молода и прекрасна

Молода и прекрасна

Мелодрама, Эротика (Франция, 2013)

Рейтинг IMDB: 6.8 (28 046 голосов)

Удивительно, что такой по-хорошему «женский» фильм снял режиссер-мужчина. Впрочем, гений - он на то и гений, чтобы проникать в души людей вне зависимости от пола и возраста и передавать потом другим людям свои образы и впечатления.
Как мне кажется, в этом фильме Озон выступил наследником великих французских философов - экзистенциалистов, его юная героиня не столько «молода и прекрасна», сколько умна и бесконечно одинока. При этом она одинока не в социальном, межличностном смысле, а в философском, экзистенциальном. Трагедия Изабель в том, что уже в ранней юности, когда девушки и юноши ищут прежде всего различных социальных связей, в особенности, эротических и любовных, она бессознательно хочет лишь близости душ и, что самое печальное, понимает невозможность исполнения своего желания, она чувствует и полностью осознает одиночество человека в мире и не знает, как дальше жить с этим осознанием.
Открытие своей сексуальности вроде бы дает Изабель какую-то надежду на сближение с Другим, но уже в начале фильма в сцене первого сексуального опыта на пляже героиня понимает, что сближение и узнавание друг друга в сексе – это иллюзия. Кадры, где Изабель как бы раздваивается и смотрит на себя, лежащую в объятиях Феликса, со стороны – ключ к пониманию как мотивов поступков героини, так и фильма в целом. Уже только за эти кадры я, как женщина, готова поставить фильму высший балл. Изабель понимает, что даже в случае влюбленности партнера в нее, чудо невозможно, и она так или иначе в сексуальных отношениях с мужчиной останется объектом, посредством которого партнеры будут получать удовольствие. В дальнейшем, ближе к концу фильма, отвечая на вопрос психолога, почему же все-таки она решила заняться проституцией, Изабель отвечает: «Так было проще». И действительно, если уж быть «объектом», то гораздо проще и удобнее расставить все точки над I и назвать вещи своими именами: клиент получает удовольствие, юная Изабель – деньги. Отдельный момент – тот факт, что Изабель не интересуют деньги, она не бежит на эти деньги покупать упоминаемые подружками сумочки Prada и дизайнерские шмотки, ей все это безразлично. Деньги в данном случае символ того, что не только клиенты, но и сама Изабель от секса что-то получает, гарантия некой «справедливости».
Итак, испытывая экзистенциальное одиночество и делая свободный осознанный выбор в лучших традициях философии, героиня должна была неминуемо столкнуться с важнейшей экзистенциальной категорией – смертью. И смерть старого Жоржа, человека с которым Изабель сблизилась больше всего из мужчин, с кем было по ее словам «наименее неприятно, так как его интересовала она сама» заставила Изабель испытать страх собственной смерти, конечность жизни и еще раз подумать о том, что мы мы всего лишь временные гости в номерах отеля жизни, что умирать, (как и жить) придется в одиночестве. Думается, именно поэтому, а не от ощущения «аморальности» своего занятия, Изабель прекращает занятия проституцией.
Позже, когда правда о тайной жизни героини выходит наружу, Изабель предпринимает еще одну попытку убежать от вечных проблем и вернуться в мир «нормальных людей» - заводит «нормальный» студенческий роман с сокурсником – гуляет с ним по романтическим мостам через Сену, знакомит с семьей, но… ощущение себя как «объекта» использования в сексе никуда не девается, кроме того, появляется ощущение «ловушки» - вот он, рядом, парень, который ее использует, не пытаясь понять, вот семья, которая полностью одобряет и приветствует такое использование, еще чуть-чуть и дверь ловушки захлопнется, и может начаться унылая семейная жизнь, где все это будет «узаконено»… И Изабель снова достает «секретную» симку, с помощью которой связывалась с клиентами…
Финал фильма прекрасен и символичен – Изабель встречается с женой Жоржа (чудесная роль Шарлотты Рэмплинг), мудрой женщиной с остатками былой красоты. Чуть ли не единственная сцена человеческой близости в фильме – две женщины в гостиничном номере на кровати безо всякого намека на эротику. Как ни удивительно, кажется, что именно героиня Шарлотты Рэплинг глубже и лучше всего понимает юную Изабель ведь она и сама была в свое время молода и прекрасна и, что самое трагичное, так же умна…

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    влюбилась в этот фильм, спасибо за совет во Флэшмобе 2014)

  • Я очень рада, что фильм Вам понравился! Озон - гений.)

  • Спасибо за точнейший отзыв!
    С помощью него до конца(если это возможно) сформулировал понимание фильма.

  • Я не уверена, что это единственно возможное и, тем более, правильное понимание.) Это были просто впечатления.

  • По крайней мере впечатления приоткрывают завесу тайны) Этот фильм оставил очень странные впечатления. Чувство, словно я не понимаю смысла фильма, и при этом фильм приоткрывает некие тонкие материи. Тонкие в плане моей ненастроенности на их восприятие.
    Да и честно говоря, я не всегда понимаю женщин. Особенно то некое презрение/обожание, проявляемое к своей собственной чувственности/телу, которое у некоторых из них проявляется.

  • Скажу банальость, но женщины - разные. Далеко не все похжи на Изабель. Большинство живет, не пытаясь осознать происходящее.
    Честно говоря, мне нем приходилось встречать женщин с

    презрение/обожанием, проявляемым к своей собственной чувственности/телу

    .
    Кроме того, в кино, литературе, живописи и пр. преобладает т.н. "мужской взгляд" на женское лело, чувственность и т.п. Женщина выступает как объект воделения, поклонения, страха, чего угодно, в общем, но именно как объект. Только в последнее время мужчины-художники (в широком смысле) с сильной Анимой стали показывать женщину как субъект. Озон, фон Триер...

    А вы смотрели "Жизнь Адель" Кешиша?

  • Ага, и мужчины - разные))
    Честно скажу, узнавать субъект-женщину через произведения фон Триера для меня сродни самоистязанию. Так что ну его.
    "Жизнь Адель" не смотрел. Но слышал. Избегаю смотреть фильмы про лесбиянок и геев. Мне это не близко. Наверное я слишком люблю женщин как объект)

  • Да я не в связи с темой лесбиянок этот фильм вспомнила, просто там есть любопытный эпизод, где компания художников и их друзей обсуждают аналогичные вопросы об изображении женщин в искусстве.

    А так-то женщин понимать вовсе не обязательно, использованию не помешает в большинстве случаев.)

    Но "Смутный объект желания" вы же смотрели?)

  • Видел. Половину фильма смеялся))

  • А почему смеялись, если не секрет?)

  • Да над тупизмом главного героя смеялся)

  • Ну дык он же влюбленный тупарь ))
    Смягчающее обстоятельство.

  • Не) Для меня это не смягчающее обстоятельство, а наоборот.
    Насмотрелся я на друзей/знакомых, которые с приходом любви тупить начали и изменились в худшую сторону.
    Основное изменение в принципе всегда одно - если человек раньше был словно в космосе по качеству интеллектуальной активности, то в любви он приземлялся на дно.
    В принципе я и сам проходил через этот процесс, благо потом смог понять как этому противостоять. Все приходит с опытом, но не у всех)

  • Для меня тоже не смягчающее. Напротив, если человек от любви "глупеет", то это симптом того, что не любовь это, а что-то совсем другое.)

  • Может быть, может быть)

  • Или я просто черствый сухарь, ничего не понимающий в любви)

  • Прекрасная рецензия.
    Но остался один важный вопрос. И фон Триер, и Озон берут, в общем-то, маргинальные случаи и с помощью кино делают иллюзию их массовости. Нужно ли это? Ведь одним из побудительных мотивов героини к занятию проституцией была передача по телевизору.

  • Спасибо!
    Мне кажется, что и Озон и фон Триер не создают иллюзии массовости, хотя и говорят об остро актуальных вещах. Не очень понимаю, что означает "нужно" применительно к искусству.
    И уж тем более не думаю, что женщины становятся проститутками, насмотревшись артхауса. Не уверена, что в массе своей проститутки вообще слышали об Озоне.)
    А по поводу маргинальности мне кажется, что это один из способов привлечь внимание к важным вещам. Достоевский, к примеру, не менее маргинален в своем творчестве.

  • Как-то не соглашусь с вами. В фильме речь идет не о проститутках, которые выбрали это занятие своей профессией. Речь идет о школьницах и студентках. А фильмы Озона и фон Триера размывают грань допустимого.
    Федор Михайлович четко обозначил свою позицию. Даже если тебя не поймали, душевные муки будут таковы, что сам пойдешь и сдашься. А ни в «Нимфоманке», ни в «Молода и прекрасна» нет раскаяния.
    Если уж даже я, находясь в России, знаю о чем была передача по телевизору, которую видела Изабель – студентки Сорбонны своим телом оплачивали снимаемое жилье, то, значит, для Франции, это уже серьезная проблема.
    А фильм говорит, что так и надо делать.

  • Вы всерьез думаете, что грань допустимого именно Озон с фон Триером размывают? Что у людей нет своих собственных проблем и причин, чтобы стать проститутками?
    Кстати, я не считаю, что "Молода и прекрасна" говорит, что "так НАДО", этот фильм показывает, что по-иному невозможно и объясняет почему. И совершенно не вижу, в чем тут героине раскаиваться. Мир несовершенен и она часть несовершенного мира.
    Ну и в целом морализаторства в искусстве очень не люблю.

  • А вы представьте, что на месте Изабель ваша дочь.
    Я на этот фильм смотрю именно с такой позиции. И то, что предлагает Озон, в моей системе моральных ценностей – явно не выход. Скорее бегство от проблемы к еще большим проблемам.

  • Представила. И что? Помните что случилось, когда Изабель попыталась стать "нормальной", стала встречаться с парнем?

    Ну и потом, а почему вы решили, что Озон предлагает решение проблемы? И должен ли он его предлагать?

  • Во-первых, сомневаюсь, что представили.
    А, во-вторых, получается, что вместо того, чтобы искать круг интеллектуального общения, где ее будут ценить не только как женщину, Изабель вдруг непонятно отчего решила пойти в проститутки.
    Почти у половины женщин первый оргазм наступает только через несколько лет после начала сексуальной жизни. И что теперь? Они должны отдаваться первому встречному из-за этой трагедии?

    Массовое сознание таково, что только половина его рациональна. Другая половина мыслит образами. И важнейший поставщик этих образов – кино.
    Вспомните «Король-рыбак», к чему могут привести изыски самовыражения. Поэтому и на Озоне, и на фон Триере лежит определенный груз ответственности.
    Наивысшая степень свободы, когда разрешено все, что не причиняет вред другим. И общество не случайно не приемлет предлагаемый Озоном путь. Слишком хорошо известны последствия такого образа жизни.
    И кстати, фон Триер прекрасно показал, что беспорядочные связи только усиливают потерю чувствительности.

  • Во-первых, вы меня совершенно не знаете, зато выражаете сомнения относительно того, что и как я представила.) Как-то это не очень ... рационально.

    Во-вторых, у меня складывается ощущение, что вы не читали мою рецензию, где я как раз-таки и пыталась объяснить, почему (с моей т.з., разумеется) Изабель занялась проституцией. Если для вас это "непонятно отчего", то, боюсь, я не смогу уже ничего добавить.

    Почти у половины женщин первый оргазм наступает только через несколько лет после начала сексуальной жизни. И что теперь? Они должны отдаваться первому встречному из-за этой трагедии?


    Т.е. лучше отдаваться знакомому и бесплатно, чем клиентам за деньги?)

    И еще раз, если для вас этот фильм об "отсутствии оргазма", то наше понимание фильма слишком слишком разное, чтобы имело смысл его обсуждать.

    Другая половина мыслит образами. И важнейший поставщик этих образов – кино.


    Мыслят люди мозгами (при наличии), при отсутствии не спасет ничего, даже просмотр самых высокодуховных и наполненных гуманизмом фильмов.

    И кстати, фон Триер прекрасно показал, что беспорядочные связи только усиливают потерю чувствительности.


    Я читала ваш отзыв. Для меня фильм совсем о другом.

  • Ты своим отзывом многое для меня прояснила, но я нигде, ни в чём не могла углядеть тот момент, когда героиня приходит к пониманию себя в глазах мужчин как сексуального объекта и не более. Где это показано? Если это в момент первого полового акта, то и она там была холодна как рыба, она не стремилась к духовной близости с человеком, не искала любви. Ведь всё же к этому пониманию приходят после разочарований.

    В фильме есть фраза за кадром: "Страдания не обходят стороной никого,так зачем же их избегать?" Как это понять применительно к её поведению? Получается, что всё одно: проститутка или жена - всё равно эксплуатируемый объект, в котором важны только отверстия. И страдать будешь в любом случае, а проституткой хоть будешь получать вознаграждение при сохранении свободы и самодостаточности? Так? Но тогда получается, что она пытается избегать страданий, выбирая меньшую из зол(с её точки зрения).