Тот ли Ты, кем они Тебя считают?

Тот ли Ты, кем они Тебя считают?

Глава, в которой упоминается опера Jesus Christ Superstar из книги Simply Jesus (Н.Т.Райт, ведущий британский библеист и теолог). Перевод мой.

Вход Иисуса в Иерусалим за несколько дней до его смерти - одна из самых известных сцен в Евангелиях. Но что на самом деле все это означало? И что сам Иисус обо всем этом думал? У меня есть ясное, острое воспоминание о моменте, когда этот вопрос впервые пронзил мое сознание. Это случилось осенью 1971 года. После нашей свадьбы прошел уже месяц, и я начал подготовку к принятию сана. Новые миры открывались передо мной. Но именно этого я не ожидал: друг дал мне послушать альбом Jesus Christ Superstar. Я знал об Иисусе всю свою жизнь. Вернее, я осмелюсь сказать, что я знал Иисуса всю свою жизнь – а еще точнее, вероятно, он знал меня. Он был постоянным присутствием, окружающей любовью, тихим шепотом в Писании, громовым голосом в красоте Творения, царственной властью моря и гор. Я изо всех сил старался следовать за ним, знать его, понимать, чего он от меня хочет. Он не был непритязательным другом – он всегда был вызывающим, потрясающим присутствием, предупреждающим о неверных решениях и огорчающимся, когда я все же поступал неверно. Но он также был присутствием исцеляющим и умиротворяющим; как герой Буньяна, я имел возможность ощутить, как исчезает груз тяжкой ноши. Я неоднократно оказывался в том же цикле, который мы видим в Новом Завете в личности Петра – решительное и публичное объявление бесконечной преданности, за которым следует сокрушительное падение, а за ним – поразительная, щедрая, всепрощающая любовь.

Но вот мы с женой переехали в нашу квартирку в цокольном этаже, и я прослушал Superstar. Эндрю Ллойд Уэббер тогда был еще нахальным щенком, а не пэром королевства, и Тим Райс еще писал сильные и глубокомысленные либретто. Кое-кто беспокоился после выхода Superstar. Разве это не цинизм? Разве это произведение не вызовет всевозможные сомнения? Но у меня впечатление от прослушивания было другое. Я услышал вопросы: "Кто ты? Чем ты пожертвовал? Думаешь ли ты, что ты на самом деле тот, кем они тебя называют?" Это были правильные вопросы, обратная сторона истории, о которой я давно знал (или, по крайней мере, иная сторона истории). Как будто вся бурная поп-культура 60-х внезапно развернулась от своей обычной озабоченности сексом, наркотиками и рок-н-роллом, и начала с удивлением рассматривать почти позабытого ею Иисуса. Ощущалось это как: "О, неужели ты еще здесь? Как ты сюда вписываешься? И о чем все это вообще было?" Западная культура обрушила на Иисуса вопросы, которыми он провоцировал своих собственных последователей. Вместо "A вы как считаете, - спросил Иисус, - кто я?", теперь мы его спрашивали: "А ты как считаешь – кто ты?" Райс и Уэббер не дают ответа на этот вопрос. Это не входило в их цели. Я часто говорю студентам, что они приходят в университет не для того, чтобы узнать все ответы, а для того, чтобы научиться задавать правильные вопросы. Это же справедливо по отношению к рок-опере Jesus Christ Superstar. И вопросы, которые она поднимает, я убежден – правильные и уместные. Это не только вопросы об Иисусе, и не только вопросы, которые мы должны задать ему, но это абсолютно правильное произведение, в своем роде. И необходимое. Пока вы не зададите себе вопрос "тот ли ты, кем они тебя считают?", ваш "Иисус" рискует исчезнуть, как воздушный шарик на просторах фантазийного пейзажа. Этот вопрос остается исключительно важным. Это вопрос о том, кем на самом деле был Иисус. Что он сделал, что сказал, что имел в виду. Это, в сущности, вопрос, который должен задать себе любой взрослый христианин. Не является ли наше восприятие Иисуса – как присутствия потрясающего, но и исцеляющего, вызывающего, но и утешающего – всего лишь плодом нашего воображения? Был ли прав Фрейд, называя религию проекцией наших скрытых желаний? Был ли прав Маркс, считая веру всего лишь способом контроля голодных людей? Был ли прав Ницше, утверждая, что Иисус создал религию для слабаков, которая высасывает всю энергию из человеческой цивилизации? И, поскольку упомянутые три джентльмена уже и сами почитаются как часть культурного наследия – правы ли современные атеисты, утверждая, что Бог всего лишь иллюзия, что христианство основано на многочисленных подтасовках, что оно вредит вашему здоровью, противоречит здравому смыслу, приводит к социальным катастрофам, до смешного нелепо и должно остаться в прошлом? Сталкиваясь с этими вопросами – от Райса, Ллойда Уэббера, Ричарда Докинза или кого-нибудь еще – христиане имеют выбор. Они могут продолжать проповедовать об "Иисусе", поклоняясь ему во время традиционной литургии или неформальных христианских собраний, молиться ему, и наблюдать результаты в жизни церкви и своей собственной. Либо они могут принять вызов и вопросы (даже если эти вопросы требуют уточнения, как многие другие, по мере серьезного подхода к ним) – и начать давать ответы.