Отзывы Clementine

  • Жизнь на Марсе (сериал) Отзыв о фильме «Жизнь на Марсе (сериал)»

    Детектив, Драма (Великобритания, 2006)

    Сэм Тайлер: "Я просто хочу домой..."
    Джин Хант: "Ну не будь ты таким нытиком, Сэмми, пойдёшь попозже!"


    2006 год, старший детектив манчестерской полиции Сэм Тайлер расследует дело о маньяке, орудующем на городских улицах. Однажды Сэм теряет контроль над ситуацией и обычную человеческую осторожность и на безлюдной автотрассе попадает под машину. В себя он приходит — нет, не в палате интенсивной терапии, а в ... 1973 году, на том же месте, правда, в другой одежде, рядом с другой машиной и пониженным в звании до детектива-инспектора. Для Сэма это — всё равно что попасть на другую планету, настолько он поначалу не вписывается в окружающий мир, настолько его не понимает. Поэтому больше всего на свете ему хочется вернуться домой, но, чтобы сделать это, необходимо выяснить, почему он оказался именно в этом месте и времени, и Сэм очень старается, правда безуспешно.

    "Жизнь на Марсе" — идеальный британский сериал, где за кажущейся незамысловатостью сюжета скрывается бесконечная глубина смыслов и интерпретаций, а вся соль заключается в деталях. Его нельзя смотреть, параллельно занимаясь мытьём посуды или глажкой белья, "LoM" требует пристального внимания и полного погружения. К счастью, для последнего тут созданы все условия — атмосфера Англии 70-х годов прошлого века незаметно проникает в подкорку и ощущается как нечто само собой разумеющееся и предельно достоверное, несмотря на то что, на самом деле, до этого ты не имел о ней и малейшего представления. Мужчины в брюках-клёш, рубашках с отложными воротниками и кожаных куртках, девочки, беззаботно танцующие диско в ночных клубах, полицейский участок, от пола до потолка заваленный бумагами и прокуренный так, что можно запросто топор вешать, судмедэксперты несколько дней кряду работающие над вскрытием трупа, вечно занятые неизвестно чем криминалисты, всеобщая лень и неторопливость. Полицейским здесь не просто не доверяют, их боятся. Да и как иначе, если они легко подтасовывают факты, подбрасывают улики, жестоко давят на свидетелей, не гнушаются применением грубой физической силы, в общем безнаказанно творят свой маленький ежедневный беспредел. И какая разница, что в итоге они все делают большое и важное дело — люди этого всё равно не понимают. Как поначалу не понимает и Сэм — идеалист из будущего, который не может арестовать подозреваемого, не зачитав ему права, просто потому, что так нельзя делать, и закрыть дело, не проверив самые незначительные факты, не вывернув наизнанку небо и землю в поисках необходимых улик и твёрдых доказательств, — тоже не может.

    В этом отношении очень интересно наблюдать за тем, как работает Сэм в паре со своим начальником Джином Хантом. Если рассматривать всё, что происходит с Сэмом, как шутки запертого в коме подсознания, то Ханта легко можно определить как тёмную сторону личности самого героя, как то, что он давно и прочно спрятал внутри себя как непозволительное и недопустимое в работе полицейского, то, против чего он борется, чтобы оставаться эталонным представителем закона. Чтобы доказать свою правоту и показать, как надо проводить расследование, Сэму каждый день приходится буквально вгрызаться в глотку своему начальнику, занимая при этом позицию "против всех", потому что все, естественно, за несокрушимого Ханта. Но, как известно, вода камень точит, и Сэм, обладающий неподдельным обаянием и выступающий в роли того самого луча света в тёмном царстве, постепенно завоёвывает доверие как отдела, так и своего босса. К концу истории, кстати, все коллеги Сэма по доброй воле зачитывают права при задержании, на допросах используют кассеты для записи показаний, и руки распускают заметно реже. Немного, но уже что-то.

    Впрочем, история не столько о том, как хороший полицейский Сэм борется против плохих парней, прививая им нормы полицейской этики, сколько о поиске своего места в сложном и противоречивом мире. Сэм Тайлер по сути не знает кто он такой; всё, что он делает, направлено на то, чтобы найти себя — найти и вытащить, привести в чувство, вернуть в привычную и знакомую реальность. Ему трудно и страшно, и это ощущение постоянного внутреннего страха, непроходящей тревоги за своё будущее, напряжённого ожидания конца, когда тебя либо отключат от медицинского оборудования, либо ты перестанешь бороться и "отключишься" сам, передано в сериале до дрожи. Саспенс, от которого по коже бегут мурашки, здесь в каждой серии — настолько, что в какой-то момент кошмары Сэма начинают казаться реальнее окружающего его мира. Здесь действительно есть чего испугаться и над чем задуматься. И, конечно же, посмеяться тоже есть над чем — это всё-таки английское кино, а оно немыслимо без английского юмора.

    Ну и получить удовольствие от актёрской игры — само собой разумеется. В последнее время я как-то особенно люблю лёгкую театральность, присущую игре британских актёров. Так, Филип Гленистер, воплотивший на экране главного антагониста Сэма одиозного Джина Ханта, покорил меня с момента самого первого своего появления, того, где он, особо не рассуждая, встряхнул ошалевшего от вида полицейского участка и расшумевшегося Сэма. В пару движений и в несколько фраз уложилось всё, что Сэму надо было узнать о себе, своём месте и о том, что делать дальше. И сыграно это было мощно. Конечно, Джин Хант, не так прост, как кажется с первого взгляда, и передать сложность его характера Гленистер смог на отлично.

    О Джоне Симме и говорить нечего. Он вообще чертовски талантливый актёр. Его Сэм реален настолько же, насколько реален и Мастер. А ведь между Сэмом и Мастером нет ничего, совсем ничего общего...

    Жаль, что британские сериалы такие короткие...

  • Убийство на пляже (сериал) Отзыв о фильме «Убийство на пляже (сериал)»

    Детектив, Драма (Великобритания, 2013)

    Все маленькие городки похожи друг на друга, и не только американские. И секреты их — давно не секреты, потому что видели уже, знаем. Однако у британского "Бродчёрча", несмотря на типичность затронутых проблем, предсказуемость спрятанных в шкафах жителей скелетов и возможность догадаться, что убийца не дворецкий (я всё-таки больше люблю, когда думаешь-думаешь и всё равно оказываешься в итоге не прав), есть и свои плюсы.

    В первую очередь, это, конечно же, атмосфера. Цветовая тональность, плавная съёмка, медитативные пейзажи морского побережья, пронзительные саундтреки — всё это работает на создание особого настроения, замешанного на грусти, печали и горечи, на сожалении о том, чему уже никогда не сбыться, и скорби о потерянном. "Бродчёрч" никуда не спешит, замедленное развитие сюжета позволяет как следует всмотреться в каждого персонажа, отбросить первоначальные подозрения, посочувствовать и поразмышлять над превратностями судьбы.

    "Бродчёрч" сложно назвать детективом в том смысле, как мы привыкли его понимать. Да, здесь есть убийство и его расследование, есть детектив, который и сам поначалу человек-загадка, есть круг подозреваемых — и он не сужается до самой последней серии. Однако всё это — лишь ещё один повод заглянуть в шкафы и под кровати, в компьютеры и телефоны обычных необычных людей, вытащить их из своих уютных норок и под пристальным взглядом фотокамер провести по улицам городка вслед за 11-летним мальчиком, укатившем на скейте прямо в объятия собственной смерти.

    Я, кстати, не зря сказала "в объятия", через тему объятий здесь раскрываются все человеческие отношения. Обнять в знак поддержки и утешения, в минуту последнего прощания, в момент слабости, чтобы выразить доверие и проявить сочувствие, показать свою причастность и заинтересованность в судьбе другого человека...
    И метафорическое "я так тебя люблю, что готов задушить в объятиях", лишённое метафоричности...

    Детектив Алек Харди, воспринимающий своё пребывание в Бродчёрче как наказание за совершённую когда-то ошибку, считает, что в определённых обстоятельствах на убийство способен каждый, и не доверяет никому. Его напарница Элли Миллер, коренная жительница города, уверена, что среди её друзей и знакомых по определению нет человека, способного убить ребёнка. Вместе они пытаются понять, что же случилось с Дэнни Латимером на ночном пляже, но, чем ближе подбираются к разгадке, тем меньше хотят знать правду... Потому что больно. Страшно. Несправедливо. Жестоко. А главное — непостижимо. И даже Алеку Харди, изначально готовому ко всему и подозревающему каждого жителя города, в конце приходится долго собираться с силами, чтобы назвать имя убийцы. Потому что какими бы внутренне одинокими и замкнутыми ни были люди, в определённых обстоятельствах они привязываются друг к другу.

    "Бродчёрч" прекрасно сыгран. Крупные планы, эмоции на лицах, "игра глазами" — внутреннее прочтение персонажа удалось и Теннанту, и Оливии Колман, и Джоди Уиттакер (её героиня, мать погибшего мальчика, не раз провоцировала на хлюпанье носом и размазывание слёз по щекам), да и остальным тоже. Однако мне больше всего здесь понравился Артур Дарвилл, он словно светился изнутри на протяжении всего сериала, даже в те моменты, когда его причастность к преступлению казалась почти очевидной.

    Не знаю, захочется ли мне посмотреть второй сезон, когда съёмки закончатся, но американский ремейк "Грейспойнт" заценю обязательно, там обещают другой финал, к тому же мне почему-то кажется, что у американцев эта история получится лучше.

    По пятибалльной шкале у британского "Бродчёрча" твёрдая четвёрка.

  • Новый Человек-паук: Высокое напряжение Отзыв о фильме «Новый Человек-паук: Высокое напряжение»

    Боевик, Приключения (США, 2014)

    Ну вот. А я ещё смотреть не хотела. Пропустила бы — жалела потом. Потому что "Новый Человек паук" действительно новый. Я о финале, да. Нет, я знала, конечно, что в старых-старых комиксах так оно и было, однако от фильма Уэбба ничего подобного не ожидала. Это же супергеройское кино, в конце концов, а не древнегреческая трагедия, у него, на минуточку, ещё и продолжение должно быть... но Уэбб молодец — и жест, которым он ставит под сомнение могущество своего героя, иначе как отважным не назовёшь.

    "Новый Человек-паук" в сюжетном плане в принципе отважное кино, своего рода эксперимент над каноном и, на мой взгляд, эксперимент удачный. Достаточно вспомнить подростка Питера Паркера из первого фильма, на чью обычную "возрастную ломку" наложилась ломка особенная, — новый Питер совсем не похож на героя Тоби Магуайера, он более реалистичен, достоверен и по-человечески понятен. И если в первом фильме Уэбб заострил внимание на возрастной и внутренней метаморфозе героя, то во втором коснулся куда более серьёзных проблем, связанных и со становлением характеров, и с неизбежной в пору взросления потерей близких когда-то людей. Кроме этого, всерьёз задался вопросом о причинах, толкающих человека на ту самую пресловутую тёмную сторону, а также об истоках агрессии и жестокости в современном обществе. Ну и, конечно же, жизнь — "Новый человек-паук" ещё раз напоминает нам о том, какая это хрупкая штука, непредсказуемая и пугающая своей непредсказуемостью: падающие на голову кирпичи здесь тоже есть, только в другой обёртке.

    Кстати, об обёртке. Второй фильм о новом Человеке-пауке в этом отношении на порядок превзошёл первый — экшена здесь хоть ковшом черпай. К тому же потрясающие спецэффекты, красочные мощные по силе воздействия сцены полётов над сходящим с ума городом, вызывают ощущение полного погружения в картинку и срабатывают так, что иногда кажется, будто сам летишь рядом с Паучком и при взгляде на землю с какого-нибудь очередного небоскрёба испытываешь самое настоящее головокружение и тошноту. Впрочем, всё эта круговерть и внешняя навороченность, рушащиеся здания, электрические разряды и переворачивающие в воздухе машины здесь не главное. Все болевые точки как раз где-то между — это случайное столкновение Макса Диллона с Человеком-пауком на улице, разговор Макса и Гвен Стейси в лифте, возвращение Гарри Осборна в родной город и их встреча с Питером Паркером, объяснение Гвен и Питера перед её финальным собеседованием в Оксфорд... Всё самое настоящее и серьёзное — вне привычных паучьих подвигов.
    И, раз уж речь зашла о серьёзном, надо хоть чуть-чуть сказать о злодеях, а их тут, между прочим, сразу двое и тому, как этот дуэт образовался, уделено достаточно места. Потому что у обоих была причина, оба были по-своему несчастны и одиноки, у обоих нашлись личные счёты с Человеком-пауком. Я даже не знаю, чья история в этом контексте более трагична.

    Макс Диллон, буквально списанный с маленького человека русской классической литературы, неожиданно для себя самого ставший могущественным Электро, и Гарри Осборн, лучший друг Питера, отчаянно сражающийся за возможность просто остаться в живых, — такие разные и одинаковые одновременно. У Джейми Фокса, кстати, Макс получился даже лучше Электро, сочувствие во всяком случае этот персонаж вызывал искреннее. А Гарри, сыгранный Дэйном ДеХаана, которого я только в непонравившейся когда-то "Хронике" и видела, вообще поразил. Как и Человек-паук, новый Гарри Осборн совсем другой, и история у него трагичнее, и злодейский потенциал в разы больше... Но до чего же он хорош был в моменты внутреннего надлома! Классная актёрская игра без преувеличения. И сцена на берегу Гудзона, где Питер и Гарри пускают камешки-"лягушки" по воде, у меня в этом фильме самая любимая. Последние мгновения уходящего мальчишества, неуверенные попытки построить новые отношения, заполнить пробел долгого небытия в жизни друг друга, старательно подбираемые фразы... слова, слова... Очень трогательный и грустный момент, финал, естественно, предсказуем.

    Конечно, у фильма есть и немало недостатков: и поступки герои совершают порой абсолютно нелогичные, и сюжетные ходы часто типичны и неоригинальны, но... почему-то об этом думать и говорить не хочется. Это же "Человек-паук" всё-таки, не "Бэтмен".

  • Изгнание (многосерийный) Отзыв о фильме «Изгнание (многосерийный)»

    Драма, Триллер (Великобритания, 2011)

    Несмотря на то что идея "Изгнания" не блещет оригинальностью, фильм оказался серьёзным и впечатления оставил положительные.

    Журналист Том Ронстадт, уставший от жизни циник, ищущий забвения в случайных связях и наркотиках, однажды теряет работу и, не зная, что делать с самим собой дальше, возвращается в родной город, где не был 18 лет и где обнаруживает, что его отец давно страдает болезнью Альцгеймера, а младшая сестра, посвятившая себя уходу за ним, выглядит и чувствует себя намного старше самого Тома. Возвращение домой — всегда шаг в прошлое, а над прошлым Тома тяжким грузом висит нераскрытая когда-то тайна, нелепая и безумная ссора с отцом, единственный раз в жизни поднявшим на сына руку, слабость мальчишки и побег из уютного мира детской в противоречивую и сложную взрослую жизнь. Том разочарован в себе и, чтобы понять, как и почему он стал тем, кого каждое утро видит в зеркале, ему необходимо вернуться назад, в события тридцатилетней давности, и понять, с чего всё началось.

    Естественно, Том поначалу к этому не готов, система его нравственных ценностей искажена, и, чтобы выбраться из пропасти собственного падения, ему нужно время ... и люди.

    "Изгнание" — кино скорее внутреннего плана, событийный фон здесь не особо богат, зато линия отношений больного отца и блудного сына более чем насыщена "событиями", как, впрочем, и линии других отношений, в которые вернувшийся Том вступает волей-неволей. Здесь и встреча с другом детства, чья жизнь не похожа на твою собственную как небо не похоже на землю, и внезапно сложившийся любовный треугольник, который при ближайшем рассмотрении лишается всех своих углов и превращается в чёткую прямую линию, и запутанное журналистское расследование, чьи результаты страшны и непредсказуемы, и плевок на ещё свежую могилу как итоговый шаг к окончательному принятию окружающего мира. При этом — никаких пороговых ситуаций, всё до жути обыденно, просто и узнаваемо.

    Весь сюжет "Изгнания" крутится и замыкается на безнадёжно больном отце Тома, чей персонаж в исполнении Джима Бродбента вызывает бурю самых противоречивых эмоций — от раздражения до жалости и восхищения. И, вряд ли ошибусь, если скажу, что игра Брондбента в данном случае кажется намного интересней, чем игра Симма. Брондберту веришь с первого взгляда, от его персонажа сложно оторваться, он чертовски живой, до мурашек.

    Что касается Симма, то его способность вживаться в самые разные роли сомнению не подвергается. Хотя, если присмотреться, в Томе Рондстате есть что-то и от моего любимого Сэма Тайлера. Во всяком случае, в финале фильма Том достигает уровня человека, рядом с которым хотелось бы остаться навсегда. Правило Сэма — "в каком бы странном месте ты ни оказался, сделай его своим домом" — срабатывает и с Томом, да и в их историях есть немало общих моментов. И тем не менее, это не повторение, это другое, и Джон здесь хорош по-другому.

    Так что фанатам Симма я бы "Изгнание" обязательно посоветовала, равно как и тем, кому интересна проблема самоидентификации и погружения в прошлое.

  • Светлячок (сериал) Отзыв о фильме «Светлячок (сериал)»

    Боевик, Вестерн (США, 2002)

    Когда находишься среди такой любви, без неё уже нельзя жить. От неё невозможно оторваться. (Инара)


    Ну всё — я влюбилась. В экипаж "Серенити". И одного раза мне недостаточно — буду смотреть ещё, и ещё, и ещё)) Точнее — пересматривать. Самое же удивительное во всей этой истории то, что я со всей моей любовью к фантастическим фильмам и сериалам (даже мультсериалам когда-то!) снятого в начале 2000-х "Светлячка" до сих пор не видела. Как я могла пропустить такую прелесть? Впрочем, ладно, теперь-то уж она моя, точно!

    У сериала, между прочим, интересная и печальная судьба. Из-за низких рейтингов его показ, начатый телеканалом FOX в 2002 году, был прекращён после одиннадцатой из четырнадцати отснятых серий, после чего о дальнейших съёмках не могло быть и речи. Однако спустя время сериал неожиданно обрёл самую настоящую популярность и зрительскую любовь.

    Успех "Светлячка" во многом определяется хорошо скроенным сценарием, продуманной вселенной — с предысторией и множеством вариантов дальнейшего развития событий, особой атмосферой, качественной игрой актёров, шикарнейшими диалогами и искромётным юмором.

    Много текста. Возможны спойлеры.

  • Под куполом (сериал) Отзыв о фильме «Под куполом (сериал)»

    Детектив, Драма (США, 2013)

    Стивена Кинга сложно экранизировать — и как бы грустно это ни прозвучало, большинство многосерийных киноверсий его романов оставляют желать лучшего. Хотя, казалось бы, его истории так и просятся на экран. В чём причина — не знаю, но на общем фоне неудачных экранизаций новый сериал "Под куполом" смотрится на одном дыхании и по-настоящему захватывает.

    Общую сюжетную идею новой не назовёшь: историю людей, оторванных от внешнего мира и не по своей воле запертых в ограниченном пространстве, мы видели уже не раз, в масштабе телесериала в том же LOSTe, например. Однако "Под куполом" отличается от своих предшественников именно тем, что это типично кинговская вещица. Так, зритель, знакомый с творчеством Мастера, сможет просчитать событийный ряд уже с самых первых кадров. Вот на маленький городок в излюбленном писателем штате Мэн падает огромный непроницаемый купол и отрезает его жителей от всего остального мира. Откуда он взялся — не так уж и трудно догадаться. По ходу развития сюжета догадка подтверждается. Купол, оказавшийся в определенном месте в определённое время, само собой явление неслучайное. Люди, попавшие в его западню, тоже не просто так оказываются заложниками ситуации. Одному из главных героев истории — бывшему военному Дейлу Барби Барбаре — оставалось проехать каких-то пару метров до падения прозрачной стены, чтобы оказаться по ту сторону, но он, конечно же, не успел. То же самое с однополой семьёй, везущей дочь в закрытую школу.

    Дальше события развиваются в жанре социального триллера — в замкнутом пространстве человеческий социум подвергает себя проверке на прочность, переживает самый настоящий кризис гуманизма и впадает в средневековое мракобесие вплоть до показательных казней с наскоро возведенной на главной площади виселицей. На первый план выдвигается одержимый жаждой власти злодей, который с тонкостью, присущей большинству тоталитарных лидеров, склоняет напуганных и растерянных жителей под свои знамёна. И противостоят ему — опять же типично по-кинговски — в первую очередь... дети (узнаваемые кинговские дети, подростки, чем-то похожие на тех, что мы когда-то видели в "Оно" или в "Ловце снов"). Изначально разные, имеющие слишком мало общего, чтобы когда-нибудь стать друзьями, они оказываются связаны куда более прочными узами, чем кажется на первый взгляд. Более того они — идеальные составляющие ка-тета, ключевого понятия в творчестве Кинга (обычно это группа людей, объединённых волей судьбы; постепенно они обнаруживают сильнейшую эмоциональную связь друг с другом и действуют сообща, выполняя некую особую миссию, недоступную для понимания обычных смертных.) У стандартного ка-тета есть лидер, определяющий как вектор движения, так и внутреннюю составляющую, ось, на которой и держится единство его участников. Среди подростков "Купола" лидера нет, в данном случае он человек со стороны, и на его поиски отведена часть первого сезона — и Джулия, и Барби, постепенно вступающие в уже очерченный "Куполом" круг избранных, одинаково подходят на эту роль, и только в последней серии настоящий "монарх" выходит на свет.

    Между ними, кстати, развивается своя история — типичная история мужчины и женщины, неожиданно столкнувшихся друг с другом и обнаруживших, что они двое и есть те самые, которым уже никогда нельзя потерять друг друга. История со скелетами в шкафах, с "трудностями перевода", с преодолением и надеждой. Красивая, между прочим, история, особенно если хочется киноромантики и чтобы "они всё-таки поняли друг друга и остались вместе".

    Да, и о Барби. Не знаю, как там в оригинальном варианте, но в сериале это ... ну очень привлекательный персонаж. Ему бы тоже не помешал вытатуированный на плече иероглиф со значением: "Он с нами, но он не один из нас". Барби вообще из серии идеальных героев — героев как есть. Смотришь на него — и понимаешь, что в реальности такие люди вряд ли возможны, но в мире художественном, живущем по другим законам, где обязательно должен быть конфликт добра и зла, столкновение общественных формаций, проблема выбора лидера и направления в развитии социума, такой герой просто необходим. Необходим как необходимо провозглашение торжества гуманизма над антигуманизмом и свободы личности над её порабощением. В общем, мой персонаж, всё, что я люблю, в нём есть, и на "невозможность Барби в нашей действительности" я просто закрываю глаза.

    Как итог: первый сезон "Купола" оставляет приятные впечатления. Он в меру лёгкий, не перегруженный философской и психологической составляющей, но при этом увлекательный и захватывающий. В него быстро погружаешься и залипаешь надолго. Его даже хочется посмотреть сразу, не отрываясь, потому что размышлять особо не над чем, а за сюжетом хочется следить на уровне: "ну же, ну же, чего там дальше". Жаль, что второго сезона ещё нет, потому что буду ли я его смотреть, после того как прочитаю роман, не знаю... Хотя ради чудо-деток и Барби с Джулией всё-таки, наверное, посмотрю.

  • Во все тяжкие (сериал) Отзыв о фильме «Во все тяжкие (сериал)»

    Детектив, Драма (США, 2008)

    "Пусть где-то в Альбукерке Джесси и Уолт варят не мет, а конфеты".©



    Мне хочется стереть себе память, чтобы пережить эту историю заново. Мазохистское желание — ещё раз по тем же адовым дискам, шаг за шагом, но... их мало, таких историй. Потому что — покажите мне человека, который был бы в восторге от шоковой терапии. Покажите мне кого-нибудь, кто с удовольствием бы заглянул себе в душу, добровольно снял бы защитные коды, распаролил бы всё, что годами тщательно скрывал, выдумывая и выдумывая комбинации символов, которые нельзя просчитать. Покажите мне того, кто бы с радостью взломал самого себя. Создатели же сериала на протяжении пяти сезонов взламывали человеческую душу — и достигли успеха, между прочим. А когда на твоих глазах настойчиво и дотошно препарируют кого-то, ты сам невольно начинаешь копаться в себе. Пример заразителен.

    Уолтера Уайта называют антигероем. В сюжетно-смысловом плане это определение верно (Джесси Пинкман, моя душевная боль, тоже антигерой в сюжетно-смысловом плане). Однако само это определение слишком картонно, слишком плоско, слишком ни о чём.

    А дальше невероятных размеров простыня. Наверняка со спойлерами.

  • Хоббит: Пустошь Смауга Отзыв о фильме «Хоббит: Пустошь Смауга»

    Приключения, Фэнтези (Новая Зеландия, США, 2013)

    Второй "Хоббит" обрадовал Леголасом. Что делать, люблю я этого киноэльфа, а тут предыстория, серьёзный папа-эльф, особенности воспитания, влюблённость с оттенком несбывшихся надежд, фотография маленького Гимли в тонких эльфийских пальцах, усмешка и насмешка, а главное — лук и стрелы. Смотреть не насмотреться. (Круче, круче, чем "Во властелине колец" и ярче.) Так что я восхищалась и аплодировала — и работе гримёров, и таланту Орландо Блума. Достойное возвращение получилось.

    А теперь собственно о фильме. "Хоббит" ведь, как ни странно, и не о хоббитах вовсе. Потому что вся история — от начала и, подозреваю, до конца — посвящена гномам. На их легендах, их менталитете, повадках и привычках заостряется внимание зрителя. Мы погружаемся в их прошлое, наблюдаем расцвет и падение расы, узнаём "почему" и "как" целый народ, занимавший в мире не последнее место, лишился пристанища. Вместе с ними мы идём домой, возвращаемся к истокам, обретаем надежду и из воров и скитальцев превращаемся в подданных Короля-под-горой, который и сам-то себя по-настоящему вспоминает только в пути. И хоббит-"взломщик" воспринимается нами всего лишь как спутник, как ещё одно звено в цепочке, связывающей нас с родным пепелищем.

    Да, мне как зрителю не хватало Бильбо. Не хватало его внутреннего мира, который был в сказке Толкина, не хватало его одиночества, его понимания собственной непохожести на спутников, его душевной борьбы, когда надо принимать решения — и жертвовать своими благополучием и защищённостью ради новых товарищей и Гэндальфа, дабы не подвести их и оправдать оказанное ими доверие. Того Бильбо, по стопам которого в будущем пошёл Фродо, мне не хватало. Однако к минусам фильма я это не отношу. Хотя бы потому, что кино, особенно такое кино, говорит на другом языке и живёт по-другим канонам.

    А в этом плане в фильме всё просто отлично. Заданная в первой части планка не опускается, более того, вторая часть даже кажется более выверенной сюжетно, и, чего греха таить, более интересной. Конечно, пейзажей, тех, великолепных, от которых в "Нежданном путешествии" было не оторвать глаз, немного не достаёт, но ведь и общая атмосфера, и тональность фильма изменились — впереди война, краски сгущаются, небо затягивают тучи и Гэндальфу открывается истинный лик Зла. (Кстати, этот момент, он же просто прекрасен! Саурон — ещё один сюрприз второй части "Хоббита".)

    Романтическая линия... ну, должна же она быть в кино, как иначе. А здесь у нас красотка Эванджелин Лилли, Леголас и влюблённый гном. Вот ни разу ещё не видела влюблённых гномов, а таких красивых влюблённых гномов — и подавно. Так что... пусть будут. Влюблённые, страдающие, трогательные — они "Хоббита" не портят, они просто делают его "киношным", и делают это хорошо.

    Ну и, конечно, нельзя не сказать о главном. О Том, Кого Мы весь фильм Ждали. Личность получилась масштабная, сложная и интересная. Смауг харизматичен, ироничен, могуч. Лучший дракон из всех, когда-либо виденных мною в кино. И убить его — дело не плёвое. Так что гномам, жителям Эсгарота и Бильбо есть над чем подумать. А нам есть чего ждать.

  • Анна Каренина Отзыв о фильме «Анна Каренина»

    Мелодрама (Великобритания, 2012)

    Не зря я начала этот киногод с давно обещанной себе "Анны Карениной" в интерпретации Джо Райта. Удовольствие от просмотра колоссальное!

    Фильм Джо Райта, где история о разбивающихся сердцах развивается в театральных декорациях, не лишённых тонкости и оригинальности построения, оставляет неизгладимое впечатление. Герои картины, спускающиеся и поднимающиеся по лестницам и лесенкам, перешагивающие через пороги душных гостиных сразу в заснеженные деревенские поля, несущиеся по российским просторам на игрушечных поездах, падающие с лошадей через рампу в зрительный зал, действуют и живут в мире условностей, где нет и не может быть ничего достоверного — ибо всё игра, всё театр, всё декорации. На этом фоне чувственная история главной героини обретает особую остроту и напряжённость.

    Джо Райт знает философскую концепцию творчества Толстого. Вряд ли она близка ему, потому что его Анна, как и Анна многих других режиссёров, бросает вызов обществу, в данном случае умело воплощённому во всей этой театральной бутафории. Искусственность, наигранность, максимальная удалённость от реальности — сцена, сцена и ещё раз сцена, вот то, что представляет собой высший свет, вот то, на фоне чего развивается истинная история души, где любовь и отчаяние сливаются воедино, а герои оказываются в ситуации не выбора, а нравственного тупика.

    Джо Райт знает, как Толстой понимал семейные ценности. Знает, что история Анны писалась им как предостережение, а связь Анны и Вронского воспринималась как нечто противоестественное, в корне порочное и не заслуживающее оправдания. Он помнит о Левине и Китти и отводит Левину правильное место в своём фильме. Его Левин — живёт вне декораций, он человек мира и смотрит на мир незамутнённым взором, но... Джо Райт — не Толстой. И Анну он понимает иначе. А потому дарит ей возможность приблизиться к миру Левина, и не просто приблизиться — а войти в него. В какой-то момент Джо Райт выпускает Анну и Вронского на свободу, вырывает их из театральных декораций, окунает в траву и небо, в чистый воздух и солнечные лучи. Поселяет их в природном мире Левина и тем самым оправдывает. Оправдывает любовь. Потому что по законам нового жанра — любовь достойна оправдания, какой бы она ни была — достойна.

    И самого Каренина — на мгновение вырывает тоже. Но... лишь на мгновение, потому что как человек, несущий государственную службу, он никогда не обретёт внутреннюю свободу. В последних кадрах фильма мы видим Алексея Александровича с детьми, на лугу и искренне радуемся за него... но камера отъезжает и луг оказывается вписанным в рамки всё той же сцены... И всё же в фильме Джо Райта Каренин на редкость живой персонаж. И неожиданно, в этом варианте истории — мой любимый. Джуд Лоу сыграл потрясающе. Так что я понимаю Анну, но здесь и сейчас сочувствую Алексею Александровичу. И будь я Джо Райтом, оставила бы луг просто лугом...

  • Голодные игры: И вспыхнет пламя Отзыв о фильме «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

    Боевик, Научная фантастика (США, 2013)

    Второй фильм о Голодных играх, на мой взгляд, получился даже лучше предыдущего. То ли актёры разыгрались, то ли режиссёры добавили драматизма, смотрелось кино на одном дыхании, и не без живого эмоционального отклика.

    Дженнифер Лоуренс удалось показать изменившуюся, повзрослевшую Китнисс, чувствующую и вину за содеянное на арене первых игр, и страх перед будущим, и отчаяние от невозможности строить свою жизнь по своим правилам. Впрочем, лично меня и остальной актёрский состав порадовал не меньше. Вуди Харрельсон был по-прежнему правдоподобно пьян и также правдоподобно серьёзен в финале, Лиама Хемсворта загримировали так, что я даже не поняла сначала, откуда взялась въевшаяся в кожу синева, и только потом вспомнила, что теперь, по сюжету, Гейл работает в шахтах. Джош Хатчерсон, как и было задумано, не отступал от амплуа хорошего парня Пита, продолжая воплощать на экране единственное созидательное начало в истории. Хорошо смотрелись и актёры второго плана, а местами даже и лучше главных. Ленни Кравиц, играющий стилиста Китнисс Цинну (кстати, мой любимый персонаж в этой истории) сыграл так чисто и просто, что невольно заставил плакать на «том самом моменте», а Мэгз в исполнении Линн Коэн была настолько прекрасна и во всех своих эпизодах вызывала такие искренние симпатию и сопереживание, что её решающий шаг навстречу ядовитому туману вызвал всё те же слёзы.

    Понравилось и то, как деликатно создатели фильма обошлись с любовной линией и пресловутым «треугольником» в картинах подобного плана. Здесь он не выдвигается на первый план, и хотя занимает при этом не последнее место, в общую сюжетную канву вписывается вполне гармонично. Главный же акцент, на мой взгляд, всё-таки сделан на противостоянии системы и человека, на формировании народного единства и осознании населением дистриктов своей силы. Во всяком случае, я сама слышала, как кто-то из зрителей после сеанса назвал вторую часть «Голодных игр» фильмом «о том, как начинаются революции». И, в принципе, согласна с таким определением.