Отзывы johann_arago

  • Сокровища Сьерра Мадре Отзыв о фильме «Сокровища Сьерра Мадре»

    Боевик, Вестерн (США, 1948)

    Очень добротное американское кино. В одной из главных ролей - совершенно непривычный тут Хамфри Богарт. Сюжет, в целом, прост - два американских бедняка живут в мексиканском городке Тампико. Случайно они знакомятся с одним бодрым стариком и входят с ним в долю на поиски золота в горах Сьерра-Мадре. После долгого путешествия весьма измученные и измочаленные искатели находят золотую жилу. Понятное дело, что в сюжете есть и кольты, и ослики с поклажей и потные спины и фирменные ковбойские шляпы, и коварные мексиканцы-бандиты - в общем, все необходимые приметы жанра. Но самое интересное зашито внутри. Джон Хьюстон снял кино не просто о жажде наживы и разрушительной силе золота. В самом начале истории герой Богарта по имени Доббс, уверенно говорит, что богатство не имеет над ним власти и даже если он найдет несметные сокровища, то возьмет ровно столько, сколько нужно. Разумеется, все случается ровно наоборот. С того момента, как в руки Доббса попадают первые крупинки золотого песка, начинается путь вниз - к безумию и аду жадности и потере человеческого облика. У Доббса меняется даже лицо, превращаясь в чудовищную застывшую маску демона. И довольно симпатичный вестерн превращается в библейскую притчу о Каине и Авеле, о пире Валтасара и о том, сколько стоит человеческая жизнь и стоит ли она хоть чего-то, когда все мысленно подсчитывают, какая сколько золота достанется тебе, если укокошить напарника. А еще лучше всех.

    Желание жить хорошо здесь и сейчас - не плохо само по себе, пока не касается платы за это самое "хорошо". Заканчивается фильм символично - мексиканские бандиты убивают Доббса, за его хорошие ботинки. Мешки с золотым песком они просто вытряхивают на землю, и сильный ветер разносит его по воздуху. Двое бывших напарников Доббса, которые пытались догнать его, находят только его тело и порванные мешки. Осознав, что, доставшееся таким трудом, золото вновь вернулось обратно в горы, они смеются. В их смехе - свобода от морока, дьявольского искушения богатством и властью. Этого греха, как и греха убийства друг друга они избежали, сыты и богаты они, может, и не будут (хотя такая возможность в финале есть) но уж точно смогут жить спокойно.

    "А людям Иисус сказал: «Будьте осторожны и берегитесь жадности во всех её проявлениях, потому что жизнь не зависит от вашего имущества, как бы богаты вы ни были». (Лк. 12,15)

  • Дюна: Часть вторая Отзыв о фильме «Дюна: Часть вторая»

    Боевик, Драма (США, Канада, ОАЭ, 2024)

    Посмотрела вторую "Дюну". Она стала менее созерцательной, появилось много экшена, причем, довольно жесткого, плюс, катание на червях - выглядит абсолютно из серии "пыщ-пыщ-ололо, я - водитель НЛО", но очень впечатляюще. Визуально по-прежнему очень красиво, абсолютно безупречно сделана главная планета Харконненов, ну и, чисто внешне, один персонаж краше другого. Но главное не в этом. Во второй части Вильнёв сделал акцент на истории превращения Пола Атрейдиса в предсказанного вождя Муад'Диба и на то, как умело в этом направлении работает и его мать Джессика - к моей радости Ордена Бене Гессерит в этой части стало побольше. Вторая "Дюна" стала историей о том, как фанатики делают себе бога, из того, кто сначала им быть не хотел, а потом распробовал. О том, как благие намерения плавно и незаметно начинают вести в одно очень известное место. Режиссер весьма ненавязчиво, даже, местами, очень лайтово, но, быть может, поэтому так доходчиво, вшил в фильм историю искушения - того самого, очень древнего - плодом, съев который начнешь различать добро и зло и станешь, как Бог. Только прикол в том, что различать-то начнешь, а вот Богом не станешь, хотя все вокруг будут тебя им называть. Но самое страшное наступает в тот момент, когда ты на секунду допустишь, что скандирующая твое имя толпа права, и ты и только ты знаешь, как привести их в Рай. И совершишь первое предательство - оправдав его необходимостью, злом во имя добра. И начисто забудешь о том, что так никогда не работает. Так же изящно режиссер обыграет линию Джессики - мадонны наоборот, то ли расчетливой стервы, то ли сошедшей с ума от тренировок и жизни сестры Бене Гессерит. Но и она сама поддастся искушению властью и знанием, причем, одной из самых страшных его разновидностей - за высокие идеалы. И то, что начиналось прекраснодушным порывом добра превратится в холодное и расчетливое зло, а заблуждение из благородного желания - в медленное и неотвратимое падение в голодную и сжирающую все пасть слепого червя.

  • Мастер и Маргарита Отзыв о фильме «Мастер и Маргарита»

    Драма, Фэнтези (Россия, 2024)

    Посмотрела наисвежайшую экранизацию "Мастера и Маргариты" (режиссер Михаил Локшин). Долго думала, как бы написать так, чтобы избежать долгих культурологических сентенций и прочих деепричастий. Попробуем так. Это, конечно, не то пальто. В том смысле, что не затрепанный до потери первоначального смысла, разошедшийся на мемы без автора и хрестоматийно выученный наизусть текст Михаила Булгакова. Создатели фильма сделали отличный ход, взяв за основу не только сам роман, но и его черновики, и круто смешали с хорошо растворенной в ранних набросках и пробах, биографией самого Булгакова. И сразу стало понятно, почему для писателя жить и писать это одно и то же, а не писать - равно не жить. Сцены в Массолите, обсуждение романа на коллеги писателей - одна из самых мощных в фильме "мирских" цен. В надмирной - внечеловеческой - части нашлось место и невероятной красоты видам футуристической Москвы - для фильма использовались проекты зданий, которые хотели возводить в столице в 30-е годы: Дворец Советов, гигантские башни со звездами. Этот сновидческий, монструозный, но, при этом, совершенный в своей геометрии, город прорастает в снах и видениях писателя и его музы - Маргариты поверх маленькой, деревянной, еще уютной, но уже перекопанной и взрытой послереволюционной Москвы, где безликие рабочие строят город-сад и город будущего. Только пока вокруг лишь уродские деревянные мостки, кучи земли и маленький уютный, чудом сохранившийся домик в Мансуровском переулке - прибежище Мастера, где и рождается сначала роман о Понтии Пилате, а потом...

    Интимность творчества, невозможность для настоящего художника ходить в строю и вообще строем - в фильме будет показана наглядно, крупно, внятно. Еще в надмирной части будет, конечно, еще и куча кабаре-чертовщины и всадник в белом плаще с кровавым подбоем и задумчивым взглядом. И, разумеется, главный персонаж - консультант Воланд. Его роль сыграл неизвестный мне до сих пор немецкий актер Аугуст Диль. Играл он, конечно, не Сатану. Воплотить на экране главу падших ангелов не в человеческих силах. Предположу, что и Михаилу Афанасьевичу пришлось придать ему более понятные черты. Но, вместе с тем, Диль сыграл наиболее точное приближение - действительно, гетевского Мефистофеля. Настоящего - того, кто может смотреть только в ночь и сумерки, но в чьих глазах - бездонных и темных, на самом самом дне, еще видны отблески райского света. И потому его милосердие хуже всякого зла. И потому он умеет предлагать так, что отказаться от этого самого милосердия очень трудно. Да, что там, почти невозможно.
    В этой вариации "Мастера и Маргариты" герой Диля - даже не столько консультант, сколько наблюдатель. Вместе с ним в мир людей приходит преобразующий хаос. Слепой и равнодушный к любым страстям и просьбам. И в его путанице и тьме все обретает свою истинную природу.

    "Мастер и Маргарита" получился фильмом не только о том, что любой художник всегда на короткой ноге с чем-то, что выше и невыразимее - и потому всегда платит свою цену, но еще и о том, что время - это только условность, ибо прошлое всегда проступает через настоящее, а будущее нам только кажется, потому что мы никогда его не увидим. А еще о том, что добро и зло могут перепутаться в сумерках, среди грандиозной архитектуры, а потому их очень легко перепутать в себе. И что, с точки зрения вечности, важно лишь то, что ты оставил в этой вечности. И смог ли ты вообще хоть что-то в ней оставить. И было ли у тебя твое лицо, по которому тебя узнает твой бог.

    Отвлекаясь от философии скажу: сценарий, режиссура, операторская работа, видеоряд, каст (красавица Юлия Снигирь, чем-то похожая в этом фильме на Еву Грин - действительно, роскошная ведьма, а преображение Евгения Цыганова, умеющего носить на себе любое лицо - совершенно дьявольски профессиональное) и все остальное, быть может, кроме механического кота уже почти в самом финале - изумительно красиво и профессионально.

  • Интервью с Богом Отзыв о фильме «Интервью с Богом»

    Детектив, Драма (США, 2018)

    В рамках самообразования посмотрела очаровательный фильм  "Интервью с Богом" (реж. Перри Лэнг, 2018). Фильм заявлен как детективная драма, но из детектива в нем, разве что, загадочный персонаж, по имени, собственно, Бог, а из драмы - сложные переживания журналиста, вернувшегося с войны и пытающегося, одновременно, решить проблемы в личной жизни.
    Сюжет прост. Этот самый журналист - талантливый и успешный Пол Ашер (его играет Брентон Туэйтес), получает приглашение от некого Человека (Дэвид Стрэтэйрн) взять у него интервью. При этом незнакомец называет себя Богом. Дальше, как обычно и бывает в фильмах подобного жанра, герои меняются местами, и уже Бог начинает задавать журналисту вопросы: не очень приятные, но довольно очевидные. Собственно, это и есть главная идея фильма - изящно спрятанная в завихрениях сюжета. Пока Пол мечется туда-сюда, выясняет отношения с женой и собственной любовницей, не сразу можно понять, что суть именно в этом. В вопросах Бога человеку, в том самом движении сверху вниз и стуке в дверь, которую иногда очень трудно открыть и хочется убежать и спрятаться. Почти пунктиром, не нарушая обманчивой легкости повествования, режиссер вспоминает и о библейских фарисеях и книжниках, которые верили в Букву, но не в Дух. Лишь постепенно до запутавшегося и забегавшегося журналиста доходит, что его эксцентричный и чудаковатый собеседник прав в главном: любая вера без дел мертва, а ответы возможны только на настоящие и важные вопросы.
    Фильм заканчивается относительным хэппи-эндом, не раскрывая, однако, до конца тайны - был ли собеседник журналиста действительно Богом. Но и тут режиссер делает изящный жест: Бог может выглядеть как угодно, Его можно и не узнать в толпе и среди множества других лиц, но если ты все же открываешь Ему дверь, то не узнать уже не сможешь. И тогда в твоей жизни происходит что-то очень важное. Быть может, очень негромкое, но солнце почему-то начинает светить немного иначе.

  • Отпущение грехов Отзыв о фильме «Отпущение грехов»

    Детектив, Драма (Великобритания, 1978)

    Я люблю фильмы, так или иначе связанные с христианством в целом и католичеством и католическими священниками, в частности. Не скажу, что смотрю их много, но стараюсь.

    Фильм «Отпущение грехов» (1978 год, режиссер Энтони Пейдж) я смотрела первый раз очень давно, и в памяти осталась смутная детективная история и красавец Ричард Бёртон в роли священника — отца Годдара. Поэтому взялась пересматривать.

    Здесь все как я люблю: католическая школа для мальчиков, красивые костюмы с галстуками, суровый (это не люблю) учитель-священник, в исполнении ставшего очень красивым к старости Ричарда Бартона. При всей напускной суровости он очень любит (это я тоже люблю) одного из своих учеников Бенджи Стэнфилда и крайне не любит другого — калеку Артура Дайсона. В общем, уже дело швах. Дальше все нарастает.

    В окрестностях школы поселяется бродяга по имени Блэки, лучший ученик школы Бенджи сводит с ним знакомство, и, с его подачи, начинает раскачивать лодку, признается своему наставнику в несуществующих грехах, нарушает дисциплину, а затем, внезапно, пользуясь тайной исповеди, рассказывает Годдару, что случайно убил этого самого бродягу. Священник бросается в лес, находит там чучело, рвет, мечет, негодует, но получает еще одно признание, на этот раз уже правдивое. Считая своего любимого ученика убийцей и будучи связан тайной исповеди, святой отец наконец теряет свою суровую броню и начинает метаться в жутких размышлениях и попытках спасти мальчика. Дело внезапно осложняется еще и тем, что второй мальчик — калека Дайсон — таинственно исчезает. На этом, собственно, нагнетание сюжета заканчивается. Дело стремительно мчится к развязке — она оказывается довольно проста.

    Но, прежде чем она произойдет, доведенный до предела священник сам совершит смертный грех, но окажется связан по рукам и ногам все той же исповедью. Ему придется выбирать между пожизненной тюрьмой или такой же пожизненной психлечебницей. Но это лишь внешний выбор. Внутренний ад ему откроет тот самый Артур Дайсон. Тот самый нелюбимый ученик, произнесет самый страшный монолог во всем фильме, предоставив отцу Годдару на всю оставшуюся жизнь мучаться не телом, а угрызениями совести и осознанием того, что только он сам — тот, кто был призван растить, укреплять и вести душу к свету, помог ей уйти во тьму. Финальные кадры очень символичны — отец Годдар снизу вверх смотрит на Распятие, а на него печально смотрит темный лик Христа. И крик: «Господи, помоги мне!» превращается в устах человека в тихий бессильный шепот. Впереди у Годдара слишком долгий путь, туда же, куда ушел упущенный им ученик. И совершенно не факт, что они оба оттуда выйдут.

  • Комендантский час (сериал) Отзыв о фильме «Комендантский час (сериал)»

    Боевик, Драма (Великобритания, 2019)

    Я немного перестал успевать за Шоном. Он уже снялся в каком-то новом, судя по сюжету, зубодробительном, фильме, а я все никак не могу посмотреть даже относительно новый "Брак". Зато, наконец, посмотрел сериальчик "Комендантский час". Режиссеры Колм МакКарти и Кристофер Смит.

    Сюжет прост и очень наивен. Очередная эпидемия неизвестного вируса, в результате которого люди превращаются в чудовищ-каннибалов, охватила Англию. В городах введены чрезвычайные меры, в частности, комендантский час, и кучка людей, несогласных с этим всем, пускается в отчаянную авантюру - устраивают автомобильную гонку, победитель которой попадает на некий таинственный остров, свободный от вируса и ограничений. Сериал извиняет лишь год создания - 2019, когда о ковиде и всем прочем никто и понятия не имел. Правда, на этом все, потому что продукт получился ну очень вторичным, если не третичным, хотя, к чести актеров надо сказать, что они все почти старались - пугались, пучили глазки и надували щеки. Ну, в общем, как могли. Но, правда, не раздражали, даже, в общем, ничо так были. Правда-правда. Главная героиня даже миленькая. Правда, с эмоциональным диапазоном меньше зубочистки. Но миленькая. Что же сказать о нашем герое...

    Несмотря на то, что Шон вроде как не берет больше сценариев, где его героев убивают, тут он все-таки оскоромился - в третьей серии из восьми его грохнули. До этого, безусловно, трагического для всего сериала, момента, он сыграл ужасающе очаровательного полного отморозка. Реально полного. Да еще и психованного. Нет, он, конечно, по своему, любил и свою девушку и их будущего ребенка, но помимо этого отлично отстреливал тех, кто хотя бы не так посмотрел или, что еще хуже, не посмотрел в его сторону. В сочетании с помятой брутальностью, щетиной и полным отсутствием манер, герой получился, конечно, сногсшибательным во всех смыслах и грохать его было большой ошибкой. Потому что дальше все стало очень скучно, предсказуемо и занудно. Разве что блеснула отличным перевоплощением Миранда Ричардсон - но она и так прекрасная актриса, а смотреть на невыразительные лица и где-то потерянный сюжет, особенно, зная куда более удачные образцы жанра, было ну такое. Я, конечно, знаю об умении Бина вытаскивать на себе любое малобюджетное и даже малохудожественное кино, но, ей-богу, нафига было оставлять последние пять серий без его подпорки?

  • Марлоу Отзыв о фильме «Марлоу»

    Детектив, Криминал (США, Ирландия, 2022)

    Итак, вчера, бросив все, ринулся смотреть наисвежайший фильм с Лиамом Нисоном. Винтажный, как нынче модно это называть, псевдонеонуарный "Марлоу" Нила Джордана. С самого начала произошла некоторая путаница. Фильм представляет собой экранизацию романа Джона Бэнвилла, хотя главным героем является тот самый частный детектив Филип Марлоу, которого придумал и воплотил Раймонд Чандлер.
    Вероятно, по той же причине, сюжет тоже вышел рваным и местами нелогичным, зато видеоряд, костюмы и актеры были прекрасны, жаль, что они толком ничего не сыграли. Во-первых, там изумительной красоты две леди - великолепная Джессика Лэнг и точеная, напоминающая фарфоровую статуэтку Дайана Крюгер. А, во-вторых, там, конечно, прекрасный в свои 70 Лиам. Убойно красивый, старый, ироничный, в шикарном костюме, где-то в середине фильма устами персонажа произносящий чудесную фразу: "Я слишком стар для этого дерьма". Я могу лишь надеяться, что не этот фильм станет завершающим в его карьере. Это было бы слишком обидно. Хотя чисто визуально стыдиться создателям нечего - картинка очень хорошая. Жаль, что только она.

  • Легенды (сериал) Отзыв о фильме «Легенды (сериал)»

    Боевик, Драма (США, 2014)

    Продолжим о кино. На самом деле, я давно порывался написать об этом сериале, но все время отвлекался от сюжета на свое все - Шона Бина. В общем, я посмотрел старенький сериал "Легенды" (2014-2015), где наше шеффилдское все играет очередного непотопляемого суперагента под прикрытием.

    Герой Бина, спецагент Мартин Одум, обладает фантастической способностью полностью вживаться в образ того или иного персонажа, необходимого для дела - у него внушительная коллекция "легенд", между которыми переключается фактически легким щелчком пальцев. Однако, в самый разгар дела, система дает сбой, и Одум начинает подозревать, что он, на самом деле, вовсе никакой не Мартин Одум, и его настоящие имя и биография круто засекречены даже от него самого. Ну и, собственно, тут-то сюжет и заверте...

    В общем-то, первый сезон вышел неплохо и по задумке и по исполнению: создателям сериала удалось придать Бину не самых пассивных партнеров, которые местами вполне сносно играли, но кто у нас ху, то есть, главный центр тяжести, было, конечно, совершенно ясно. Если напрячься и чуток посмотреть первый сезон на языке оригинала - Бин даже меняет акцент и манеру произношения, в зависимости от того, кого приходится изображать под прикрытием, но, признаюсь честно, оставшуюся половину сезона, я смотрел невнимательно из-за гомерического хохота.

    Надо сказать, я не очень люблю, когда иностранцы изображают русских - не из-за каких-то шовинистических соображений, ни в коем случае, просто, чаще всего, за небольшими исключениями (вроде Рэйфа Файнса с его "Онегиным" и прочим Тургеневым), они довольно плохо представляют себе, как это играть и что это такое вообще. Поэтому в той серии, где Бину предстояло играть русского, сам актер пошел на героический подвиг и даже выучил несколько фраз на русском (тут мое недевичье сердце остановилось и простило Шону заранее все), но сценаристы на этом не остановились и придумали герою очень русское имя - Дмитрий Петрович. По их мнению, отчество отлично годилось и для фамилии. Поэтому, когда брутально-прекрасный, помятый и сексуальный Бин с автоматом наголо вышел из горящего сарая (какие мощные находки, правда?) и громко провозгласил: "Запомните меня! Я - Петрович!" я облил экран ноутбука слезами. Что было дальше помню плохо, но, кажется, долгим и муторным путем Бин выяснил, что он не Одум, и, о ужас, даже не Петрович, но - вот ведь засада - все равно русский. Когда-то давно его похитила злая королева в виде теперь уже, британской, разведки и так завербовала, что он еле-еле вообще хоть что-то вспомнил. Отличные препараты у этих секретных служб, что я могу сказать.
    Из-за этого долгого и мутного возвращения к родным корням, второй сезон ощутимо провис, а уж когда там появилась чеченская мафия стал и вовсе трудно выносим, что, конечно, очень жаль. Потому что могла бы получится куда более симпатичная криминальная дама, а тут все стало до зевоты банально, и даже Бину, умеющему принимать любые актерские формы, развернуться было совсем негде.

  • Флешбэк Отзыв о фильме «Флешбэк»

    Боевик, Триллер (США, 2022)

    В качестве лекарства от зимы и сплина, я периодически (вру, довольно регулярно) смотрю новое и старое кино, в котором наснимались мои любимцы. Так, ознакомился с практически свежайшей (2022) премьерой фильма "Memory" (режиссер Мартин Кэмпбелл), который совершенно зря перевели у нас как "Флешбэк", где в главной роли снялся нежно любимый мною Лиам Нисон.

    Я очень люблю Лиама, и потому с удовольствием смотрю его в любом жанре - от дерьмового до великолепного, правда, последний в его фильмографии встречается все реже и реже. И это очень жаль, потому что актерский потенциал в Нисоне куда шире и больше того, что может предложить уже немного поистрепавшийся жанр боевика.

    "Флешбэк" не стал исключением. Лиам вновь играет наемного убийцу с кодексом чести, одним пальцем (хотя, тут уже все-таки надо быть честным, возраст берет свое, и уже целой рукой) укладывает в штабеля плохих парней. Справедливости ради, в фильме очень видно, что плохие парни подставляются сами, из уважения к возрасту и уменьшающимся силам главного актера. Конечно, Лиам, по-прежнему, услада для глаз и сердца - он прекрасно выглядит, а от его глаз слабеют все скрепы, но, ничего принципиально нового и актерски интересного в роли киллера Алекса Льюиса, он в этом фильме не делает. Есть, впрочем, одна деталь, которая не позволяет роли и кино в целом соскользнуть совсем уж в проходные.

    Герой Нисона, во-первых, победим, в финале он даже погибает (простите, кому спойлернул, в качестве извинения могу сказать, что его гибель - не конец фильма), а, во-вторых, страдает от болезни Альцгеймера и постепенно теряет память и речь. И вот тут как раз название Memory стоило бы оставить - оно куда точнее передает суть.
    И вот как раз медленный распад и ужас от осознания этого распада, от постепенной потери себя в надвигающейся бессмысленной тьме, Нисон играет куда тоньше, пронзительнее и качественнее, чем привычную свою героику. И от этого вдруг уважительно-аккуратный ниочемный боевик, начинает пробуксовывать в сторону живых людей, которые пытаются сделать хоть что-нибудь хорошее, чтобы как-то оправдать свою жизнь.
    И на этом фоне уже не так раздражают чисто комиксные приемы из серии "и вдруг из-за угла выезжает танк", на которых выстроен весь сюжет, и после того, как киллер подставляется под пули полицейских, чтобы успеть умереть самим собой, от средней руки боевичка остается щемящее чувство грусти. И от того, что актерские силы расходуются не туда, и от того, что человеческая жизнь, какой бы жестокостью или добротой, подвигами или развратом не была наполнена, невероятно хрупка и может исчезнуть не от пули, а просто потому, что ты забудешь свое имя.

    P.S. Еще во "Флешбэке" есть Моника Беллуччи. Сказать, что она там что-то играет, я не могу, но мое восхищение тем, как она красиво и бесстрашно живет в своем нынешнем возрасте - безмерно.

  • Три тысячи лет желаний Отзыв о фильме «Три тысячи лет желаний»

    Мелодрама, Фэнтези (Австралия, 2022)

    Посмотрел новейшие "Три тысячи лет желаний" с Идрисом Эльбой и прекраснейшей Тильдой Суинтон. Медленный, абсолютно укуренный, очень красивый фильм о том, что желания нужно правильно формулировать, что мир есть текст, и все в нем нарратив, что времени не существует, и все мы - одна из бесконечных светящихся нитей в великой сети бога Шивы, и о том, что все есть любовь. И что Тильда необыкновенно красива даже в предельно некрасивых образах. Но это и так аксиома.

  • Последняя дуэль Отзыв о фильме «Последняя дуэль»

    Боевик, Драма (Великобритания, США, 2021)

    Вооружившись дополнительным смирением ваш покорный слуга посмотрел, наконец, нашумевшую "Последнюю дуэль" Ридли Скотт. Дополнительное смирение, конечно, пригодилось, но в меньшем объеме, чем я мог предполагать.

    Да, матчасть вызывает вопросы. Собственно, по этой причине я обычно и не смотрю "историческое" кино. Нет, я не сомневаюсь в хорошей работе ассистентов и консультантов, тем паче, что Скотт, когда хочет высказаться по серьезу (не "Дом Гуччи", разумеется), подходит к видеоряду и деталям качественно.
    Но найти, к чему придраться в изображении средневекового средневековья, в фильме можно. Об этом высказывались многие и много, потому всех желающих отошлю туда.

    Для меня гораздо важнее оказались не только момент суда над несчастной Маргаритой, где было идеальное попадание в средневековое поверье, что женщина не может зачать, если не получила удовольствия, но и с выбором артистов на главные роли. Я очень не люблю Адам Драйвер, но здесь он был идеален. И да, совершенно ясно, почему он пользовался такой популярностью у дам – со своим длинным лицом, крупным носом, ясными глазами, чистой кожей и здоровыми зубами – абсолютный красавец средних веков. Отличный Мэтт Дэймон прекрасно сыгравший мелкое самолюбие среднестатистического некрасивого, туповатого, но очень амбициозного рыцаря – искателя славы и денег.

    Но самым интересным оказалось повествование с трех точек зрения, где самым болезненным и самым сильным был рассказ несчастной Маргариты, прошедшей путь от говорящей мебели до человека. И вот тут, в сущности, уже неважно, в какой примерный исторический контекст режиссер переносит действие. Важно именно это высказывание. Потому что несмотря на все успехи ново-старой этики, она работает странно и криво. Особенно в вопросах касающихся изнасилований и любых недобровольных действий по отношению к женщине. Да, Скотт не погрешил против истины – если внимательно вчитаться в рыцарские романы прекрасное рыцарство прекрасного средневековья вело себя ошеломительно незатейливо (да, любим мы их и за это и не только, но вопрос в другом) – и да, прекрасные дамы тоже были прекрасны в своей житейской логике – апофеозом ее выступает мать Карружа, объясняющая строптивой невестке, что лучше потерпеть и остаться живой, чем пойти вонзаться за правду и сгореть заживо – но как-то не так уж средневеково звучат эти слова. Совсем даже не так уж.

    И вот в этой повестке уже не так важны огрехи матчасти. Люди не изменились в своей низменной сути – горький и грустный вывод режиссера в финале. В каждой эпохе есть свое средневековье – вывод, сделанный другим выдающимся человеком, еще раньше сюда тоже относится. И оба они смыкаются: в одном из самых важных вопросов, где давно было бы пора стать просвещенными людьми будущего, многие по-прежнему остаются куда более средневековыми, чем сами средние века.

    А еще в фильме Скотта есть прекрасная финальная сцена, когда тело убитого Ле Гри, от которого отвернулся Бог и потому он теперь уже обычный преступник, безо всякого почтения раздевают, чтобы не пропало хорошее платье и волокут голого по земле, чтобы вздернуть на виселице. И в этом равнодушии обыденности смерти и мародерства тоже случилось идеальное попадание в прекрасное средневековье и вневременную человеческую природу.

  • Срок (сериал) Отзыв о фильме «Срок (сериал)»

    Драма, Криминал (Великобритания, 2021)

    Конечно же, ваш покорный слуга не мог не посмотреть свежайший фильм с нашим всем Бином – "Срок" (в оригинале Time – и тут есть некоторая игра смыслов).

    Трехсерийный фильм – назвать его сериалом это, конечно, пропеть оду лени, режиссера Льюиса Арнольда по сценарию Джимми МакГоверна – рассказывает о судьбе двух людей: бывшего учителя Марка Кобдена (собственно, наше все), угодившего в тюрьму за то, что пьяным сбил насмерть человека и надзирателя этой же тюрьмы Эрика МакНалли (его играет Стивен Грэм). Для Марка тюрьма – ужасающий первый опыт столкновения с маргинальностью. Для спокойного корректного профессионального надзирателя – страшное внутреннее напряжение. Его сын сидит в другой тюрьме, и он вынужден заключить сделку с заключенными, ради безопасности своего мальчика. Иначе сына могут убить или покалечить.

    Оба актера уже работали в дуэте в другом сериале МакГоверна "Обвиняемые", и наблюдать за ними там было отдельным удовольствием. Здесь играют очень сдержанно – почти только желваками и каменным лицом. Каменным именно потому, что малейшая слабина – и эмоции сметут и раздавят, ты станешь слизняком и погибнешь здесь, раздавленный собственными ужасом, виной и страхом. Жена упрекает Эрика, что ни на одном свидании тот не обнимает сына – отец же боится сделать хоть один жест, чтобы не дать чувствам сожрать себя.
    Марк Кобден стискивает зубы и почти не размыкает рта, чтобы не выдать боли от известия о смерти отца или пережить новость о разводе, которую сообщает жена.

    На этом выстроен весь фильм – негромкий, лишь иногда диким криком будут исходить заключенные, нарывающиеся на драку. На их фоне будет особенно заметен бесшумный внутренний ад двух главных героев. Собственно, внутренний ад, он такой и есть – тихий и почти не отражающийся на лице. И путь из этого ада, который оба проделывают со временем и во времени (и вот тут-то и всплывает еще одно значение слова Time) постепенно, по одной маленькой ступени вверх, ведет прочь из душевного узилища. Они оба едва не рухнут в финале. Кобден выйдет и встретится со вдовой сбитого им человека. Они начнут говорить о прощении, и лицо Марка пойдет даже не морщинами, а трещинами боли и ужаса. Тут, конечно, надо сказать, что возраст и роли, где не надо помирать, пошли очень Бину на пользу и он, и без того умевший играть внутреннее, рвет душу просто одним жестом. И, в паралелль с ним, сморщится и нервно начнет кусать губы, чтобы не заплакать надзиратель Эрик – к тому времени уже бывший – его разоблачили и везут в тюрьму. Он дернется и из последних сил запретит себе сдаваться.

    Надо сказать, что, конечно, весь фильм рассчитан и затеян ради них двоих – все остальные играют главных героев и довольно незатейливо обслуживают их в кадре, но Бин и Грэм делают эту историю выше и глубже, чем она есть. Из фильма, о том, как один преступник раскаялся, а второй стал таковым из любви, оба делают почти притчу о том, что в каждом из человеке есть что-то, что нельзя объяснить, и этой необъяснимой частью мы прикасаемся к чему-то большему, что, наверное, можно назвать божественной милостью. И что любовь и смирение имеют в мире какую-то удивительно мощную силу, ведущую к чему-то милосердному.

  • Дюна Отзыв о фильме «Дюна»

    Боевик, Драма (Канада, Венгрия, США, 2021)

    Посмотрел нашумевший аж до своего выхода фильм Дени Вильнёва и остался очень доволен. Надо признаться, в положенное для его чтения время, меня как-то обошел стороной исходный роман Фрэнка Герберта, но я видел старый милый фильм Дэвида Линча с будущим агентом Купером в роли синеглазого Пола Атрейдиса. И тот фильм был мил, но, конечно, по сравнению с прогрессом века XXI, скромен. Правда, вместил в себя всю книгу разом.

    Дени Вильнёв снял, разумеется, очень технически-современное кино. Очень красивое. Да, в изображении Арракиса, можно легко уловить параллели с Татуином, а имперские наемники очень напоминают дронов, однако, все это можно (и даже нужно) списать на общие культурные коды. Текст "Дюны" был написан очень рано, "Звездные войны" вышли немного позже, но всех нас придумал бессмертный Профессор. Поэтому, конечно, современные технологии ошеломляют мощью инопланетных визуальных отсылок. Еще это очень медленный фильм. Те, кто любит мгновенную движуху фильмов Marvel ли DC, имеет все шансы отлично выспаться на очень неспешном повествовании, большую часть которого составляют видения юного Пола и длинные красивые шествия членов дома Атрейдисов и Харконеннов от одного космического корабля до другого. В фильме мало драк, и те больше напоминают замедленные съемки боевого балета – так все нежны и аккуратны в ударах мечами и рукопашном бое. Знаменитые черви прорисованы так, что одна пасть километром в диаметре, в принципе, может решить все проблемы воюющих сторон разом.
    К красотам флоры и фауны режиссер добавил еще целую компанию реально красивых мощных бруталов – все мужские персонажи как на подбор, включая даже дядьку Черномора –омерзительного Барона в исполнении практически всегда прекрасного Стеллана Скарсгарда – и отдал главную роль тонкому, обманчиво хрупкому, андрогинному Тимоти Шаламе, который сыграл историю инициации героя. Он обретает себя и поднимается к обретению сути по лестнице из видений и инсайтов, воплощения снов в яви, идя по раскаленным пескам мира, который изначально не очень в восторге от его появления. Да, он– Избранный, однако, в отличие от мальчика в очках, носиться с ним, как с писаной торбой, кроме родителей как-то никто не рвется, в его праве быть таковым сильно сомневаются и, потому, он будет доказывать его сам. Ждать в мире Арракиса посторонней помощи практически равноценно смерти. Не случайно, самая большая драгоценность в пустыне – жидкость. Кровь – тоже жидкость и ее нужно либо сберечь, либо пролить, но, в любом случае, доказать на нее свое право.
    Надо сказать, что легендарный спайс, который добывают на планете, в фильме больше похож на карри или корицу, и приходы от этих безобидных добавок у юного наследника очень знатные и долгие, но, все же, герой Шаламе отнюдь не трепетный юноша, хотя и кажется, что его вожделеют все, начиная с отца (да здравствуют слэшные фанфики!). Пол Атрейдис, действительно, подготовлен к тому, чтобы стать главой дома и, пусть не сразу, но применяет всю полученную теорию на практике. Это отдельно приятно, потому что фиалочные герои, побеждающие все мировое зло взмахом ресниц и убийственной няшностью – удивительно милы, но крайне неверибельны.

    В этом фильме довольно легко углядеть даже не тонкие, а вполне серьезной толщины, намеки на нынешнюю политическую ситуацию в реальном мире, для тех, кто не догнал сразу, показывают долгие крупные планы пустыни и замотанных в бурнусы фриманов, сражающихся за свою землю. И красиво строем марширующих имперских наемников сардаукаров. Если же оставить в покое политику, то нужно подготовиться к тому, что экранизация обещает быть долгой – как говорят, Вильнёв пишет сценарий второй части (в два с половиной часа первой не влезла даже первая книга), а в планах третья, к заявке кино на эпос и, при всей зрелищности научно-фантастического жанра, ко вполне европейскому (учитывая происхождение режиссера) и практически утерянному жанру "романа воспитания", впрочем, на мой взгляд, совершенно без занудности последнего. Этот жанр, в свою очередь, предполагает и соучастие читателя/зрителя, умеющего задавать себе самому вопросы и взрослеть вместе с героем, решая за себя как поступить в том или ином случае и, тем самым, прокладывать свою собственную дорогу жизни и лучшее (сомнительно, но будем надеяться) будущее. Что, опять-таки, предполагает и хорошая фантастика.

  • Эпидемия (сериал) Отзыв о фильме «Эпидемия (сериал)»

    Драма, Триллер (Россия, 2019)

    Посмотрел нашумевший (относительно, но все же) сериал "Эпидемия" (режиссер Павел Костомаров) и впал в недоумение – что это было и что я посмотрел?
    Минисериал (есть еще и полнометражный фильм "Эпидемия. Вонгозеро") был снят по мотивам романа писательницы Яны Вагнер «Вонгозеро». Роман был переведен на двенадцать языков. А права на показ сериала купил даже сам Netflix.

    Сюжет суперактуален: жителей Москвы поражает неизвестный смертельный вирус, главными симптомами которого являются кашель и обесцвечивание глаз, а через три-четыре дня наступает летальный исход. Как противостоять инфекции, никто не знает. Столицу охватывает эпидемия, постепенно превращающая её в город мёртвых: в СМИ занижают количество заболевших, деньги теряют свою ценность, неизвестные вооруженные люди изолируют здания с людьми на карантин, орудуют банды мародёров, те, кто ещё не заражён, отчаянно сражаются за еду и бензин, начинает царить хаос и беззаконие. Город закрывают на карантин, все въезды в него перекрыты.

    В центре истории – очень трепетный мужик по имени Сергей. Он, вместе со своей новой возлюбленной, её сыном Мишей, своим родным сыном, бывшей женой, отцом и примкнувшими к ним соседями, отправляются в Карелию. Там, на необитаемом острове, посреди Вонгозера, они хотят спрятаться от угрозы заражения. По дороге, разумеется, происходит всякое – от самого факта зимы и удивительно благоустроенных, несмотря на творящийся вокруг дурдом, дорог до внутренних разборок. Финал ошеломляет – прямо посередь заповедного озера появляется военный отряд китайцев. Прозрачный такой намек на второй сезон.
    Вопрос, собственно, в том, что же такого оригинального было в сериале, что его нужно было снимать, шуметь по его поводу, устраивать мини-скандал, связанный с цензурой и даже показывать по Нетфликсу, если главная история в том, что мужик никак не может разобраться с двумя своими женщинами?

    Еще, конечно, в сериале была очень свежая мысль – ни разу не звучавшая до этого ни в каких других фильмах про эпидемии и катастрофы и вообще никогда и никому не приходившая в голову – что в экстремальных ситуациях из человека чаще всего вылезают совсем не гуманизм и милосердие. Их как раз приходится доставать с очень большим трудом и вообще не факт, что они у тебя там есть.
    Надо сказать, что "Эпидемия" все же пошла по западному образцу и постаралась собрать очень толерантный состав персонажей: тут есть и алкаш, и сосед-решала с женой - бывшей стриптизершей, и мальчик с особенностями развития, и трудный подросток, переживающий первую любовь, умная дама-психолог, хитро заполучившая мягкотелого мужика и, собственно, сам мужик, со сложными щщами. Ну и, обязательно, почти в конце фильма, незадолго до появления китайцев, герои встретят деревенского батюшку со "скрепной" бородой, который откроет им величие Божье в снегах и глуши.

    Весь этот ковчежный набор долго и монотонно приключается по заснеженным дорогам, пытаясь найти в себе разумное, доброе, человечное, но делают это настолько незаметно и не меняя ни выражения лиц, ни образа действий, что внутренний сюжет не двигается никуда. Внешний же настолько содран со всех фильмов-катастроф, что многочисленные мародеры, драки с поножовщиной, кровькишки и чокнутые старушки - бывшие ВОХРовки в карельских лесах ничего не могут добавить.

    В принципе, понятно, что фильм сосредоточен именно на внутренней эволюции героев, которая никак не происходит, потому что все пребывают в длинной мутной дреме, из которой лишь иногда их выдергивает какой-то громкий окрик внешних событий. Но их хватает минут на пять, после чего все опять погружаются в отрешенное созерцание себя самих, ни на йоту не приближаясь к изменениям. А все то, что должно обозначать эти самые изменения – венчание героев в деревенской церковке, смерть отца-алкаша – просто исполнение сценарных ходов.

    Смотреть все это удручающе скучно, происходящее так знакомо, что, наверное, слово "вторичность" здесь объясняет все. Единственное, что, пожалуй, вправду, удалось, это операторская работа. Видеоряд получился изумительно красивым, медленным, с отличными вкраплениями мистики. Правда, примерно, с середины сериала стали очень часто показывать кружащиеся в небе вершины сосен, а лично я не люблю незакавыченных цитат из Урусевского. Но все остальное было снято, действительно, красиво. Если смотреть именно на эту часть истории становится действительно страшно – от общей серой тоски, обломков гнилых деревень, темных суровых лиц, бесконечной зимы и такой же вечной въевшейся в кожу безнадежности. Пожалуй, именно визуальная часть и рассказывает историю по-настоящему. И она совсем не про эпидемию. Но это всего лишь операторская часть. Куда девать актеров и сюжет остается, по-прежнему, непонятным.

  • Сквозь снег (сериал) Отзыв о фильме «Сквозь снег (сериал)»

    Боевик, Драма (США, 2020)

    Отсмотрев Сквозь снег (сериал) (создатель Джош Фридман) – чуток я опоздал с отзывом, надо было в жару писать, само название как-то бы уже располагало к усиленному просмотру – могу сказать следующее. Американский сериал, сделанный на основе одноименного южнокорейского фильма и французского графического романа, вышел, в целом, неплохим, но местами довольно прямолинейным и скучноватым.

    Сам сюжет особых изменений не претерпел – постапокалиптический замерзший мир – за окном минус сто с чем-то градусов, на Земле все вымерзло, засыпало снегом, и жизнь осталась только в безостановочно мчащемся поезде. Для сохранения порядка пассажиры разделены на три класса. Хуже всего третьему, лучше всего первому. Как и положено в таких ситуациях, третий класс перестает устраивать такое положение дел, и начинается заварушка, ограниченная узкими коридорами вагонов. В самый разгар борьбы рабочего класса с нерабочим на горизонте появляется второй поезд, которым управляет сногсшибательный главгад Джозеф Уилфорд в исполнении мистера Шон Бин Бина.
    Уилфорд сконструировал первый поезд и распорядился перестрелять или оставить в снегах половину его пассажиров, и теперь имеет ряд вопросов к тем, кто почему-то остался недоволен его решением, и угнал этот самый первый поезд у него из-под носа.

    В отличие от корейцев, которые решают борьбу за права все-таки с самурайским акцентом (даром, что не японцы) и буддийской невозмутимостью, американские пассажиры дерутся смачно, со вкусом, и все время немного отстаивают права афроамериканцев – не случайно главный предводитель восстания Андре Лейтон – колоритный чернокожий мужчина с дредами. Вообще, движуха в сериале важнее самой идеи, потому что, как известно, борьба за демократию гораздо важнее самой демократии. Правда, к финалу первого сезона это становится утомительным.

    Из существенных плюсов сериала: очень хорошая Дженнифер Коннелли, которую я как-то не замечал до сей поры, хотя видел ее в целом ряде фильмов – здесь она сыграла и железную леди, и умного политика, и страдающую без лишних сантиментов мать, и отважного исследователя и все это умно, аккуратно, без истерик и переигрываний – с красивыми глазами и нормальным выражением лица. Она да еще неизвестная мне до сей поры Элисон Райт, игравшая ее коллегу, представителя гостевого сервиса Рут Уолдер, в отличие от большинства, демонстрировали очень неплохой класс актерской игры, и в какой-то момент Райт даже переиграла Коннелли, раскрыв во втором сезоне очень серьезную драму человека, тяжело и честно прозревающего правду. Преданная и влюбленная когда то в Уилфорда ее Рут начинала понимать, кем был ее кумир и, столкнувшись с ним лицом к лицу, принимала очень непростое решение расстаться с собственными иллюзиями, удобствами и безопасностью во имя очень сомнительного и, на данный момент, весьма проигрышного будущего.

    Что же до нашего всего – тут дело сложнее. Разумеется, сериал мог бы зайти и по причине присутствия Дженнифер Коннелли, но имя Бина придало еще больше веса, что тоже очевидно. Так же как и его умение играть обворожительное чмо. Его Джозеф Уилфорд – негодяй, садист и сволочь – но зато какой негодяй, садист и сволочь! Понятно, что чувства по отношению к нему - это смесь духовного с плотским и плотское явно лидирует. Но если отрешиться от образа, то играть отличному актеру в общем-то нечего. Роль без глубины, однокрасочная, хотя актер честно старался добавить туда и любви, и зависти, и отчаяния, и еще чего-нибудь. И он даже это играл, но вот из довольно плоского и, в сущности, очень скучного злодея все придумки выливались как вода из переполненного сосуда. Это как раз тот случай, когда между актером и персонажем дистанция огромного размера, и актер куда интереснее героя. И вот за это немного обидно. Нет, претензий к Бину никаких. Ну разве что иногда талант как-то надо прятать, что ли... а то жаль расходовать такое топливо на обогрев космоса.

    Со всем остальным – показать грандиозную катастрофу, заснеженную Землю и туманное будущее человечества, которое даже в тесных условиях поезда найдет возможность подраться и поубивать друг друга – "Сквозь снег" справился отлично. Хотя, с точки зрения постапокалиптики с заснеженными просторами лучше все-таки дела обстояли в фильме "Послезавтра". Но Коннелли, Райт и Бин заставляют отнестись к сериальчику более снисходительно.

  • Супернова Отзыв о фильме «Супернова»

    Драма, Мелодрама (Великобритания, 2020)

    Пронзительно грустное, невероятно нежное, тончайше сыгранное полутонами и взглядами кино о жизни, что казалась длинной, о счастье, что оказалось коротким, о прощении, о прощании и любви, которой хватило на все. И которая выше смерти, и нужно видеть только ее.

  • Обвиняемые (сериал) Отзыв о фильме «Обвиняемые (сериал)»

    Драма, Криминал (Великобритания, 2010)

    Ну, кто о чем, а я, конечно, снова о Шон Бин. Хотя бы потому, что в мире должны быть вечные ценности любви. Посмотрела десятилетней давности британский сериал Обвиняемые (сериал)". Режиссеры Дэвид Блэр, Ричард Лэкстон, Эшли Пирс.

    С британскими сериалами я всегда мучаюсь, потому что, с одной стороны, они качественны и подробны аж до занудности, с другой, так хорошо сделаны и чаще всего сыграны, что оторваться почти невозможно. "Обвиняемые" еще и депрессивен, что, конечно, идеально вписывается в окружающий пейзаж, и после очень тянет удавиться, но, при этом, роскошный набор актеров от Питера Капальди и Джоди Уитаккер до все того же Бина и Анны Максвелл Мартин.

    Сериал о совершенно обычных современных британцах, живущих в тех самых мрачных и грязных районах, где и протекает обычная жизнь. Каждый из них волею обстоятельств и своих убеждений оказывается в финале на скамье подсудимых за самые разные проступки. Кого-то оправдывают, кого-то нет. И все это происходит чрезвычайно обыденно и удручающе знакомо. Потому что никто не герой, а жить по совести уголовно наказуемо. Но я о Шоне Бине.

    Наше йоркширское все играет в одной серии две роли – невыразительного на первый взгляд (Бин невыразительный, здесь сарказм) школьного учителя литературы, который по вечерам превращается в роскошную красотку Трейси. Герой Бина – гей-трансвестит, и это одна из виртуознейше сделанных его ролей. И дело не только в бесстрашии самого актера, который что-то умудрился сделать со своей всегдашней брутальностью и рассекает на каблах, показывая, между прочим, офигительные ножки, но и с тем, как точно и аккуратно пойманы манеры, голос, пластика и внутреннее состояние. Шон Бин играет не мучительную раздвоенность, а хитрый выверт психики и физики, позволивший когда-то мальчику, совершившему перед родителями каминг-аут, банально не сдохнуть в мире, который только прикидывается толерантным. Его почти автономные личности – с одной стороны – шизофрения, с другой – спасение и сохранение рассудка. Он все понимает про себя и про общество, но это знание легче пережить не в сером облике неудачника, а на каблуках, в люрексе и с педикюром.

    Это история о сложных способах сохранить себя и о том, что идти против общепринятого нелегко даже тогда, когда ты никого не ограбил, а просто надел вместо брюк платье. Что инаковость зачастую таит в себе куда больше здравости и цельности, чем упорные попытки сохранить себя в жестких рамках. История Трейси о том, что границы и условности всегда в голове и нужно очень много мужества, чтобы их убрать и перестать бояться. А еще о человеческом одиночестве и попытках сделать так, чтобы не было так пронзительно холодно.
    А еще о том, что Бин изумительно (не сказать еще точнее) читает стихи Уильяма Вордсворда.

  • Герцог Бургундии Отзыв о фильме «Герцог Бургундии»

    Драма (Великобритания, Венгрия, 2014)

    Пожалуй, это тот случай, когда аннотации к фильму на разных сайтах кардинально отличаются друг от друга, а фильм, на самом деле, отличается от них всех.

    Это, действительно, очень медленное, тягучее кино, полное крупных планов и бесконечной красоты видов. Город – не Лондон, а некий сновидческий город, тонущий в осеннем закате, полный янтаря и рубинов, арок и лестниц, где время даже не идет, а лежит, полное золотой солнечной пыли, горьковатого привкуса осеннего вина и томной неги. Это история не только и не столько БДСМ, хотя его там есть, и он там грамотный, сколько история сближения двоих, рождения чувства и разрушения его, потому что есть такие жесты и такие слова, после которых очень тяжело отыграть все назад. Это бережный и восхищенный взгляд на красоту тела и прелесть физической любви, которая красива, кто бы ею не занимался, если это именно любовь.

    Это не история одиночества и сложного характера, это рассказ о полноте жизни и сотнях оттенков чувств и о том, что любовь и нежность могут быть выражены множеством мелочей.

    История о том, как можно жить, растворяясь всею собой в осени, игре света и листвы, шелесте веток и узорчатости колонн и ступеней. Это рассказ об уюте вечерних ламп и роскошных закатов, о толстых пахнущих лакрицей и кожей книгах и о свободе заниматься тем, что тебе нравится и выражать себя так, как ты хочешь. Это рассказ об аккуратности чувств и умении и неумении говорить глазами и сердцем.

    Это история о мире без мужчин, о невероятно красивых женщинах и фантастически прекрасном городе без названия. История путешествия в сон, полный красоты покоя. И она о любви. К себе и другому. И о возможности сказать "да" или "нет", руководствуясь только правдой чувства и сердца. О пути к себе и своему настоящему. О свободе и счастье ежедневного бытия.

  • Солнцестояние Отзыв о фильме «Солнцестояние»

    Детектив, Драма (США, Венгрия, Швеция, 2019)

    Солнцестояние – неспешное, тягучее, полное символов красивое кино о незаходящем солнце над Швецией и долгом красивом кровавом обряде, участниками которого станут приехавшие в этнографическую экспедицию американские студенты.
    Медленное кино о том, что есть Судьба, Бог и Природа. И как не назови, ты все равно ничего не можешь с этим сделать и всегда случится то, что тебе суждено. И о том, что базис всегда побеждает надстройку. И проявление того, что выше тебя, может лично тебя совершенно не устраивать, но кому какое дело до тебя лично. Потому что Колесо едино для всех, и его медленное и неумолимое вращение и есть Неизбежность и Неизменность. И что мир всегда больше и сложнее того, что мы можем о нем помыслить.

  • Хроники Франкенштейна (сериал) Отзыв о фильме «Хроники Франкенштейна (сериал)»

    Детектив, Драма (Великобритания, 2015)

    Люблю Шон Бин, поэтому прилежно стараюсь смотреть все, в чем он снимается. Из приятных открытий: актер замечательно вписался в формат сериалов и нисколько не потерял в качестве игры. Один из ярких и очень качественных примеров – оба сезона Хроники Франкенштейна (сериал). Режиссеры: Бенджамин Росс, Алекс Габасси.

    Скажу сразу, нервным, впечатлительным и тем, кто ждет крутой интриги и стремительного развития событий – смотреть не рекомендуется. Это медленное, тягучее, очень натуралистическое зрелище в жанре альтернативной истории и дарк-фэнтези. Хотя завязка вполне детективная: лучшему инспектору речной полиции Джону Марлотту (собственно, наше все – Шон) поручено расследовать странные убийства в Лондоне. Судя по виду жертв, убийца – ярый поклонник романа Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей", Кстати, сама автор бестселлера XIX века тоже присутствует в сериале и выглядит весьма нервной и испуганной дамой (что, в общем, неудивительно, учитывая ее биографию и все происходящее).

    Вообще относится к этому сериалу всерьез с точки зрения истории ни в коем случае нельзя. В нем много реальных персонажей - есть даже великий Уильям Блейк, но все остальное – очень альтернативный взгляд на Англию георгианского периода. Здесь, в 1827 году, в лондонской полиции служат афроамериканцы, женщины ходят в самых фантастических платьях и с непокрытыми головами или в чисто условных шляпках, позволяют мужчинам хватать их за плечи (и сами радостно бросаются им на грудь вне зависимости от сословия) и целовать (конечно, когда тебя хватает и целует Бин все это как-то не так уж сильно возмущает), в общем, для знатоков и поклонников этого периода английской истории, сериал делает очень больно.

    Но если вы склонны к мрачной, той самой настоящей готике (которая не средневековый стиль), к медленному течению сюжета, темноте и почти физически ощутимому запаху тины, воды, крупным планам не очень счастливых лиц – можно получить изрядное удовольствие от очень хорошей актерский игры и стильной картинки (а она выдержана отлично). И тут снова надо сказать, что нашевсе очень хорошо играет именно борьбу с собственной внутренней тьмой, мучительный путь обретения цельности и внутреннего света.

    Мир людей этого условного Лондона – мир корысти, страсти, безумия и дерзаний на грани сумасшествия. Город пороков и амбиций, и для того, чтобы изуродовать жизнь совершенно не обязательно звать Дьявола – люди отлично справляются с этой задачей сами.

    Так как Бин теперь уже старается не брать сценариев, где его герой погибает, да и наличие второго сезона как бы намекает, то не будет спойлером сказать, что Джон Марлотт выживет в этой клоаке и даже доведет дело до конца. Преступник вроде бы даже как бы будет наказан, хотя финал сериала открыт. Сюжетные линии довольно логично соединятся во внятный рассказ, но послевкусие остается сильным.

    Хроники Франкенштейна (сериал) не столько о поисках маньяка как такового. Это история о безмерной тьме внутри каждого из нас, о том, что когда человек ходит среди подобных ему еще не значит, что он жив, а возвращение с того света не всегда означает, что вернувшийся мертв. И что в мире, где человеческая жизнь – разменная монета, и кто-то решает за тебя жить тебе или умереть иногда нужно хотя бы из упрямства ежедневно противостоять человеческому злу и надеяться остаться человеком.

  • Цвет из иных миров Отзыв о фильме «Цвет из иных миров»

    Детектив, Триллер (Малайзия, Португалия, США, 2019)

    Чтобы достойно отметить Майскую ночь посмотрела фильм "Цвет извне" режиссера Ричарда Стэнли по рассказу отца нашего всея хоррора Говарда Филлипса Лавкрафта "Цвет из иных миров". Первое правило этого бойцовского клуба гласит: нужно сразу забыть, что в основе новелла классика и воспринимать фильм так как он есть – иллюстрацию наркоманского трипа.

    Главный герой (его играет воплощения скорби и констипации Николас Кейдж) со своей семьей переезжает в глушь в Саратов (зачеркнуто) на ферму своего отца, где разводит альпак и помидоры (что может быть вкуснее молока альпак с помидорами). Его жена работает финансовым консультантом, но из-за плохого интернета в их деревне (ха-ха! Тут идет реклама нужного провайдера) пачками теряет клиентов. Его старший сын курит траву, (собственно, это многое объясняет), дочь увлекается оккультизмом (но это тут совершенно не при чем, просто книжку красивую с надписью "Некрономикон" нужно было показать в кадре), а младший страдает аутизмом и разговаривает с собакой (а щука отвечает ему человеческим голосом). Но всего этого герою мало для счастья (очень человеческая черта), и, в качестве бонуса от нашей компании, на его участок падает воняющий догадайтесь чем (правильно) метеорит, который добавляет всем острых ощущений, потому что он, конечно же, не просто метеорит, а пришелец.
    Незамедлительно провоняв весь участок, он начинает приспосабливать американскую глубинку под себя и раскрашивать все в ядрено-фиолетовые цвета. Тут у всех присутствующий постепенно начинают случаться уже серьезные приходы, альпаки срастаются в единое существо, торчок-старший сын проваливается в колодец, девочка задумчиво съезжает с катушек.
    Второе главное правило этого фильма, забыть сразу же и про исполнителя главной роли – альтернативно одаренного главу семьи. В самом финале фильма он превратится в фиолетовую трехмерную голограмму, а до этого покроется коростой, конечно же, от молока альпак с помидорами и контакта с инопланетной плесенью. Для тех, кто не любит Кейджа (ваш покорный слуга) финал, конечно, упоение глаз и именины сердца.
    В целом, попытки нагнетать атмосферу заслуживают уважения, постепенно розовеющая природа тоже ничего, пейзажи вообще приятные. Ну и то, что в конце все умерли – зачетно. Еще бы на полчаса покороче и, может быть, вопросов к качеству травы, которую употребляли все участники было бы чуть-чуть поменьше.

  • Сломленный (сериал) Отзыв о фильме «Сломленный (сериал)»

    Драма (Великобритания, 2017)

    Относительно новый, 2017 года, сериал Broken, который у нас перевели как "Сломленный". Главное, конечно, что сериал с Шоном Бином, где наш всеобщий Боромир играет католического священника. В общем, этих двух обстоятельств уже самих по себе хватило бы на то, чтобы мгновенно почувствовать себя томящейся от любви и страсти женщиной, но сволочи-создатели вместе с такой же сволочью главным актером пошли дальше и создали очень качественную историю о том, как и откуда найти веру в повседневной жизни.

    В этом сериале столь любимая многими пышность католической церкви присутствует собственно только в самой церкви – в обычном провинциальном заштатном английском городе. Где есть унылые лабазы, расписанные граффити, одинаковые стандартные дома с многократно описанными (во всех смыслах этого слова) тумбами возле калитки, не очень скрываемый расизм и жизнь от зарплаты до зарплаты. И где все жители тоже broken - сломленные.
    А еще есть местный священник отец Майкл Керриган, ежедневно пытающийся выполнять свои обязанности. Он далеко не безупречен, и в его жизни навалом проблем и травм (да, создатели сериала не преминули коснуться темы педофилии в церкви). Он не идеален, помят, абсолютно не красноречив, нервен и несвободен от своих кошмаров. Но каждый день он пытается что-то делать для точно таких же как он. У него далеко не всегда это получается, а если и получается, то немного криво и не всегда до конца удачно. Потому что люди всегда остаются людьми, и мало кто способен быть воином в одиночку и никто из нас не может быть святым. Но отец Майкл все равно пытается.

    Это фильм о ежедневной и самой обычной жизни, где очень тяжело разглядеть чудеса, даже если их тебе ежедневно посылает Господь, где вообще очень тяжело разглядеть самого Господа. И неизвестно кому с Ним труднее – прихожанам или самому отцу Майклу.

    Это фильм о том, что очень легко верить, когда у тебя нет проблем и ты на коне и очень трудно – когда ты на дне. О том, что страдания далеко не всегда очищают душу, а, чаще всего, огрубляют и портят, что в жизни почти нет Сонечек Мармеладовых, а задача окормлять души может быть почти непосильной, потому что ты тоже живой человек. Он о цене души и совести, вне зависимости от того, во что или в кого ты веришь. И о том, что любить людей по-настоящему –задачка навырост и не факт, что вообще решаема. Ну и, конечно, о том, что Шон Бин – офигенный актер.

  • Маяк Отзыв о фильме «Маяк»

    Детектив, Драма (Канада, США, 2019)

    Чистейший артхаус, стилизованный под экспрессионизм 20-х и авангард 70-х, так что даже если сюжет не цепляет, хотя там много всяких щупалец, мрачных раскатов волн, видений и русалок, можно получить удовольствие только от черно-белых кадров и отсылок к раннему кинематографу. Замечательный Дефо – страшный, отвратительный и нормальное такое морское божество. Интересный Паттинсон, всячески старающийся вытравить из памяти зрителей своих слащавых героев.
    Фильм ни разу не ужасы и уж, тем более не хоррор, как заявлено в жанре. Это фильм о том, что нужно очень хорошо понимать, что ты будешь делать, если твое желание сбудется, и сможешь ли ты хоть что-то вообще с ним сделать.

    "Маяк" Эггерса – фильм о магической (и не только магической) инициации, которую можно и не пройти. Герой Дефо – старый смотритель маяка, является тем самым Стражем, который не пускает соискателя к цели. Но не потому что тот не достоин, а потому что вот именно эта цель не его. Желание неверно сформулировано, и свет маяка предназначен не ему. Герой же Паттинсона – тот соискатель, который не различает оттенков, прельстившись ложной целью, вбивший себе в голову, что ему можно все, и что ему надо именно туда. Он прет напролом, принимая сопротивление как вызов, как возможность доказать, что он достоин.

    "Маяк" – история о том, что можно очень легко перепутать испытание с предупреждением, риск, который оправдывает цель с тем, что ведет к однозначному финалу. И еще о том, что, даже если ты прорвешься к этой цели, исполнишь свое желание и докажешь свою крутость, может очень легко выясниться, что это была не твоя цель и не твое желание и не тебе предназначенный свет. И что путь, который ты так активно прорубал вообще не нужно было даже начинать. Потому что всем, кто заходит не туда и всем, кто не сможет заплатить установленную цену предназначено ровно одно – лежать мертвым телом на камнях. И чайки – души погибших моряков – просто выклюют тебе глаза.

  • Джокер Отзыв о фильме «Джокер»

    Драма, Криминал (США, Канада, 2019)

    Комиксовая история о том, как общество издевалось над неполноценным человеком, а тот психанул и стал воплощением локального зла, благодаря отличной режиссерской работе, изумительному оператору, прекрасному саундтреку и абсолютно роскошной актерской игре Хоакина Феникса (и безупречного в небольшой роли сытого ведущего де Ниро) стал историей о великолепном вознесении вниз. Тодд Филлипс предпринял со зрителем разговор о том, что в нашем обществе нарушена коммуникация между теми, кто считается "нормальным" и теми, кого принято назвать красивым словом "инклюзив". Что вторая попытка построить Вавилонскую башню на основе Логоса и попыток быть толерантными - вновь не выдержала тяжести стройматериалов.

    Это история о том, что если ты очень долго ломишься в какие-то двери, а тебе не открывают, может быть, это значит, что ты ломишься не в те двери. Если не получается идти по одному пути, может быть, это просто не твой путь? И о том, что просто так стать злым волшебником нельзя - это очень дорого стоит и требует иной морали. Настолько иной, что слово "мораль" сюда не подходит.

    Это история о том, что шагнуть за грань тоже нужно суметь, потому что расставание с иллюзиями и привычками и жизненным багажом может оказаться очень дорогой ценой.
    И о том, что далеко не всегда те поступки, что мы маркируем добром является таковым. Иногда то, что в обществе принято называть злом, приносит куда больше пользы. И что одно без другого существовать не может. Как и не может никогда быть окончательной победы общества над насилием.

  • Крадущийся тигр, затаившийся дракон Отзыв о фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»

    Боевик, Мелодрама (Китай, Гонконг, Тайвань, 2000)

    Охренительно красивый фильм о том. что женщины лучше мужчин, в медитации нужно знать меру, иначе у тебя из-под носа сопрут твой собственный меч, а главный герой - раззява с роскошной косой. Хотя, конечно же, все это нужно для поисков своего истинного пути и смысла жизни.

  • 1
  • 2