Отзывы zzzloba — стр. 3

  • Старший сын Отзыв о фильме «Старший сын»

    Драма (СССР, 1975)

    Какой же умница Вампилов! Есть в его пьесах какое-то необычное сочетание шекспировских страстей и чеховской трагикомедии, умение разглядеть нечто метафизическое в бытовом, приземленном. Последняя электричка, богом забытый пригород, ночь. Стареющий разбитый музыкант, игравший когда-то в филармонии, но после ухода жены посвятивший свою жизнь детям, который пишет симфонию под названием "Все люди - братья" и верит всему, что ему говорят. Взрослеющие дети, которые вот-вот готовы оставить его в одиночестве. И внезапный "внебрачный" сын в поисках ночлега. Такие живые люди, которые ищут свое настоящее счастье, в любви, творчестве, в детях, в отце. И уже давно бы Володя с Сильвой уехали, сыграв свою некрасивую партию на струнах отцовских чувств. Но эта семья им уже небезразлична, и есть что-то в блаженном Сарафанове, ради чего хочется остаться.

    Дальше...

  • Жил певчий дрозд Отзыв о фильме «Жил певчий дрозд»

    Драма, Комедия (СССР, 1972)

    "Ходит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее себя". (с) Егор Летов

    Этой формулы достаточно, чтобы описать весь сюжет фильма, все пространство которого занимает главный герой. У Гии есть работа, он играет в оркестре на литаврах. Но между партиями он успевает прожить целую жизнь, полную суеты и незначительных эпизодов. Он хочет помочь всем, за один день он успевает побывать в больнице, в институте, в консерватории, выпить и закусить в трех компаниях, поссориться с несколькими подругами и завести десяток новых. И все время куда-то спешит, но все время не успевает, а что не успевает? Он и сам этого не знает. Жизнь проходит, а он так и не останавливается, чтобы задуматься. Гия повсюду, он может появиться где угодно, внося в этот хаотичный мир ещё больше случайности. У него так много друзей, но вот жизнь неожиданно обрывается, часы останавливаются, и от Гии остается лишь гвоздик в стене. Так жил ли певчий дрозд?

    Отар Иоселиани снял фильм, не уступающий лучшим картинам Годара. Да, может быть снято не так стильно и красиво, но по своей внутренней наполненности (при внешней простоте) и лаконичности он даст фору многим. Гия живет неправильно, необдуманно, но начинаешь сомневаться и сочувствовать, глядя на то, как его робкая мелодия умирает в грохоте и суете города. "Жил певчий дрозд" - это метафорическое размышление о жизни, о том, какой след оставляет жизнь отдельного человека. И о том, что вообще значит быть живым.

  • Новые времена Отзыв о фильме «Новые времена»

    Драма, Комедия (США, 1936)

    Замечательный фильм, который не мог не стать культовым. И дело тут не только в том, что он был снят в тяжелую эпоху Великой депрессии и по сути дела является таким же ярким манифестом, как и "Великий диктатор", только на другую тему - свободы и социальной справедливости. Ведь тяжело представить себе комедию Чаплина без трогательного бродяжки, который ведет вечную борьбу с безработицей и бездушием капиталистов. Но уникальности этому фильму придает другое: в финальной сцене великий Чарли Чаплин впервые показал свой голос - он запел, таким образом прощаясь с эпохой немого кинематографа. И спел потрясающе, показав потенциальную универсальность нового языка кино. Наступали "новые времена".

    Неудивительно, что в таком важном для себя фильме, он собрал все свои главные переживания. Жестокий капиталистический мир, словно огромный механизм перемалывает людей, толкая их на преступления. Жизнь превращается в конвейер, темп ускоряется и человека уже не разглядеть. Голод, тюрьма, наркотики и даже убийства - несмотря на всю комедийность, Чаплин абсолютно честен со зрителем. Но ему дан великий дар превращать страшное в смешное и таким образом справляться с ударами судьбы. Пусть бродяжка в тюрьме проводит больше времени, чем на воле. Но он остается все таким же добрым и отзывчивым, готовым взять на себя чужую вину и воскликнуть "Да это же Рай!" при виде дома, который чуть не развалился, когда в нем сделали перестановку. Ни одна бездушная государственная машина не сможет задавить человека, который умеет находить счастье в самых простых вещах.

    картинка zzzloba

    Можно возразить: но ведь герои так и остаются вечными неудачниками? Так и есть, и в этом видна позиция уже зрелого мастера. В отличие от "Золотой лихорадки", где главный герой осуществляет пресловутую американскую мечту, в финале "Новых времен" Чаплин полностью отказывается от нее. Он больше не питает иллюзий, но с оптимизмом смотрит в будущее. Может быть это не так уж плохо, быть неудачником, но уметь искренне любить мир?

  • Серёжа Отзыв о фильме «Серёжа»

    Драма (СССР, 1960)

    Совсем не разделяю восторгов по поводу этого фильма. То, что это дебютный фильм режиссера, чувствуется буквально во всем: в неумело снятых сценах, в плохой актерской игре (особенно детской, крайне чувствительной к руке режиссера), в неловких поворотах сценария. Впрочем, Данелия и в более поздних фильмах меня не впечатляет, за исключением гениальной Кин-дза-дзы.

    "Сережу" можно рассматривать как пример правильной семьи и правильного советского воспитания: образцовый отец - герой труда, образцовая мама - любящая и работящая, образцовый ребенок - не по годам умный и честный. И поступают они всегда по справедливости (ведь для хорошего человека и велосипеда не жалко), и проблемы решают вместе. И все это вроде бы правильно и душевно, но как-то... скучно. Но что хотелось бы отметить, это важную для послевоенных лет тему безотцовщины. К сожалению, в нашей стране эта тема оказывается актуальной регулярно, а значит всегда будут дети, для которых будут сниматься такие фильмы. И хочется вернуться в те годы и наивно верить, что всегда будут находиться такие отцы, которые в нужный момент скажут: "Идите вы! Я за него отвечаю". Вот так, брат.

  • Тропы славы Отзыв о фильме «Тропы славы»

    Военный, Драма (США, 1957)

    - Я ни за что не пойду без каски, а вот задницу можно не прикрывать. Знаешь почему?
    - Почему?
    - Пробитая голова болит сильнее, чем задница. Там только мясо, а голова - это кость.
    - У кого как…

    В 50-е годы подавляющее большинство американских фильмов было зажато в рамки небольшого числа основных жанров: мюзиклы (Поющие под дождем, Джентльмены предпочитают блондинок), мелодрамы с Одри Хепберн и вестерны с Джоном Уэйном, стильные нуары (которые пробовал снимать и сам Кубрик) и истории о фантастических монстрах (Нечто, Война миров, Вторжение похитителей тел). Тем удивительнее, что на таком благостном фоне в 1957 году вышло сразу два бескомпромиссных и жестких фильма о войне, в которых нет даже намека на хеппи-энд - "Тропы славы" и "Мост через реку Квай". На мой взгляд, "Мост" гораздо сильнее, но и фильм Кубрика весьма интересен. Потому что это Кубрик, черт возьми.

    Когда он снимал "Тропы славы", ему не было ещё 30. Но уже тогда он сформулировал ведущие темы своего творчества: обнаженная мерзость человеческой природы, противостояние разумного и звериного начал, условность и опасность общепринятых оценок и ярлыков. Война для Кубрика - всего лишь операционный стол, на котором он препарирует человека и те правила игры, которые мы сами себе установили.

    Дальше...

  • Весна, лето, осень, зима... и снова весна Отзыв о фильме «Весна, лето, осень, зима... и снова весна»

    Драма, Мелодрама (Германия, Южная Корея, 2003)

    Вопрос на миллион от Ким Ки Дука:

    - Учитель, у меня камень на спине. Сними его!
    - Не ты ли привязал камень к лягушке, рыбе и змее?
    A: Я, учитель...
    B: Мне было интересно, что произойдет
    С: Ну привязал и привязал, что ты напустился-то
    D: Неа, не я. Он побежал в ту сторону
    E: Папаша, камень сними!

    К сожалению, из всего разнообразия вариантов Ким Ки Дук предлагает нам только первый. И это уже несколько ограничивает взгляд на мир, поворачивая события исключительно нужной для автора стороной. Те варианты, которые выбирают герои, выглядят далеко не обязательными, зачастую притянутыми за уши. Многие в детстве играют с животными в небезобидные игры, но это не значит, что они потом вырастают грешниками и убийцами. Однако, можно сделать вид, что перед нами притча, а значит все дозволено.

    Дальше...

  • Чудо в камере № 7 Отзыв о фильме «Чудо в камере № 7»

    Драма, Комедия (Южная Корея, 2013)

    При просмотре этого замечательного фильма самое главное не настраиваться на серьезную драму про недостатки судебной системы, произвол полиции и историю несправедливо осужденного идиота, а ждать и верить в сказку. Проще говоря - оставаться ребенком, как это удается почти всем персонажам фильма. Пятеро взрослых мужиков, сидящих в тюрьме за разные преступления и называющие себя гангстерами, будут учиться читать по слогам, будут играть и прыгать от счастья, когда в их камеру проберется ребенок. Сила детского обаяния настолько велика, что преображает серый мир вокруг, возвращая детскую непосредственность суровым взрослым, так что даже бездушные тюремщики начинают менять свое отношение к заключенным. Смех, детская наивность, веселый идиотизм - это то, что придает истории особую душевность и искренность.

    Актеры играют замечательно, от души, особенно девочка, которая пытается спасти от несправедливого приговора своего слабоумного папу. А он ведь по сути такой же ребенок, такой же трогательный и беззащитный. И хотя в концовке фильма со слезодавильностью немного перебарщивают (напоминает бесконечную концовку "Зеленой мили"), он все же выходит за рамки обычной трагикомедии в разряд притч. "Чудо в камере № 7" - это чудесная сказка о детской святости, которая рано или поздно восстанавливает справедливость в этом жестоком мире, и о детских мечтах, в которых все-таки можно улететь с папой на воздушном шаре.

  • Злые женщины Отзыв о фильме «Злые женщины»

    Детектив, Драма (Япония, 2006)

    Полный треш. Сборник из трех историй, причем первая же из них напрочь отбивает желание смотреть этот фильм дальше. Если тупой и скучный сюжет ещё можно пережить, то без крови из глаз смотреть на японские спецэффекты 21 века невозможно. Такого, простите, говна, даже в докомпьютерную эпоху не делали. Воспринимать это можно в лучшем случае как студенческую работу. Непонятно только, зачем тратить на это время.

    Если за первую историю можно смело сбрасывать режиссера с балкона, то вторая и третья получились вполне ничего. Приставучий мешок, из которого торчат красивые женские ноги, вообще пробивает на смех. Как и попытки героя заниматься с этим мешком сексом. Сначала с ногами, а потом с самим мешком, из которого при этом доносится подозрительное причавкивание. Ну а почему бы и нет? "Живи полной жизнью", - как добродушно посоветовал папаша этого "женомешка".

    Ну а третья история, самая мистическая, уже почти похожа на нормальные ужасы. Мир глазами ребенка, такой спокойный и прекрасный, начинает превращаться в ад, когда с его любимой мамой творится что-то непонятное. И гораздо проще опуститься в ее объятия, чем поверить в одержимость. Тема самого сильного детского страха немного поднимает эту историю над предыдущими, скорее стебными, чем серьезными. Хоть и не выводит этой фильм за пределы заурядного арт-хауса.

  • Женщина в песках Отзыв о фильме «Женщина в песках»

    Драма, Триллер (Япония, 1964)

    Это может показаться странным, но черно-белый японский фильм 1964 года можно смело назвать непревзойденным визуальным шедевром. Скучный и невзрачный песок превращается в живое существо, которое двигается, дышит, сражается с героями и разрушает то, к чему прикасается. И, что самое интересное, песок как будто подглядывает за мужчиной и женщиной, попавшими в ловушку, он присутствует всегда и становится молчаливым свидетелем странной борьбы, разворачивающейся между ними. Несмотря на то, что жанр фильма характеризуется как "триллер", его пространство наполнено поэзией и эротизмом, и в этом несомненно большая заслуга режиссера и оператора.

    Даже при том, что без чтения книги интерпретировать эту историю невероятно сложно, вполне очевидно, что рассматривать ее нужно исключительно с философско-религиозных позиций. Главный герой, вынужденный принять правила чуждой, неприемлемой для него игры, постоянно твердит: "Я человек, а не собака!" Но что тогда такое человек, и почему, изучая насекомых, он в итоге сам оказывается запертым в "банке" с песком? К чему весь этот бессмысленный и бесконечный труд с копанием песка, от которого нельзя отказаться? Все его попытки познать, привести окружающий мир к привычным для жителя Токио (крупнейшего мегаполиса) рациональным схемам оказываются тщетны. В этом мире из песка нет никакого смысла, но как показывает женщина - это не означает, что миру нужно противостоять. Путь героя состоит в поиске гармонии, в отрицании страстей и желаний, в возвращении к своим корням и дому, в созерцании и смирении, а не в деятельности и профессиональных амбициях. И он уже сам не уверен, был ли он свободен до того, как попал в песочную ловушку, и будет ли он свободен, если воспользуется своим шансом сбежать.

    Раскапывать все слои этой истории можно практически бесконечно, это все равно что раскапывать песчаные дюны. Гениальный фильм по, судя по всему, гениальной книге, которую теперь нельзя обойти стороной. Самое яркое впечатление за последнее время.

  • Безумный Пьеро Отзыв о фильме «Безумный Пьеро»

    Драма, Комедия (Франция, Италия, 1965)

    "Хорошо, что я не люблю шпинат. Иначе бы я его ел, а это было бы невыносимо."

    Пожалуй, лучший фильм Годара, который я видел. Полный беспредел, абсолютная свобода от любых жанровых ограничений, как всегда великолепная Анна Карина (полностью разделяю восхищение Годара этой актрисой) и Бельмондо, читающий поэзию, прыгая по деревьям. Своими экспериментами Годар способен достать любого, но здесь он наиболее близок к своему идеалу. Он жонглирует сюжетами, ритмом, цветами, перемешивает абсурдную комедию с триллером, цитирует всю мировую культуру и играется с ней.

    Сюжет не имеет никакого значения, драма даже не пытается выжимать у зрителя слезу, а перестрелки и погони по напряжению не уступают чтению поэзии. Фильм оставляет ощущение полной свободы, творческого полета, пусть и непонятно, в каком направлении. Но это же Годар, ему можно. Может быть когда-нибудь его герои в своем бесконечном "беге на последнем дыхании", выбрасывая на ходу деньги и сжигая машины, смогут понять ту странную штуку под названием "жизнь"?

    "Я чувствую себя живой. Только это имеет значение."

  • Жить своей жизнью Отзыв о фильме «Жить своей жизнью»

    Драма (Франция, 1962)

    После этого фильма хочется говорить только об Анне Кариной. Да, Годар опять экспериментирует, круша привычные формы и сметая границы между зрителем и миром фильма. Да, все эти размышления о том, свою ли жизнь мы проживаем, свои ли мысли выражаем - все это умно, тонко и интересно. Да, идея разбить сюжет на отдельные сцены, оставляя зрителю право самому додумывать, что происходит между, игра с недосказанностью и как будто случайными эпизодами жизни - это стильно и оригинально. Но все это обесцвечивается на фоне блестящей игры Анны Кариной, исполняющей роль проститутки. Мимолетная улыбка, неуловимый жест, робкий, но полный лукавой сексуальности взгляд... Современные актрисы, трясущие сиськами в каждом фильме, были бы сильно удивлены, как можно наполнять пространство эротикой, совершенно при этом не раздеваясь.

    Фильм необычный, запоминающийся, непонятный и красивый. Годар не боялся снимать кино по-своему, в безжалостном мире киноиндустрии щедро расплачиваясь репутацией за совершенные ошибки. Не потому ли столь высокую цену платит главная героиня, выбирая порицаемую обществом, но все же "свою" жизнь?

  • Тихая дуэль Отзыв о фильме «Тихая дуэль»

    Драма (Япония, 1949)

    Неудачный фильм великого мастера, который я могу объяснить только одним фактом - в съемочный процесс вмешивалась цензура. Можно долго рассуждать о глубоких философских вопросах и духовной борьбе главного героя, но все это перекрывается откровенно скучным повествованием и неудачным копированием слезно-пафосного Голливуда. Актерам не веришь, история выглядит неубедительно, затянутость сцен никак не оправдывается поэтичностью или погружением в атмосферу. Герои просиживают хронометраж, опустив головы и страдая, и ничего из их страданий зрителю не передается.

    Вызывает вопросы и изображение героев. Доктор, который под конец фильма удостаивается звания святого, мучает свою невесту, своей нерешительностью долгое время лишая ее права на собственную жизнь, мучает молодую медсестричку, из-за своего эгоизма не замечая ее любви. И это не говоря уже о том, что он обрекает на бесконечные душевные муки человека, которому сообщает о том, что заразился сифилисом, копаясь в его крови. Святость зашкаливает, несите икону.

    Однако, в докторе хотя бы происходит какая-то внутренняя борьба. Так называемый "антигерой", которого из всех святых персонажей не пинает только ленивый, лишен даже этого маленького шанса быть похожим на человека, а не на грушу для битья.

    На фоне этих спорных персонажей сильно выделяется та самая медсестра, которая из глупенькой девочки-неудачницы превращается в сильную личность, умеющую нести ответственность за свои поступки. В ее лице Куросава обращается к будущему поколению, которому предстоит строить новый мир после войны. И не случайно фильм заканчивается мощными символичными кадрами: открытое окно, ребенок на руках, распустившийся цветок и сосредоточенный взгляд молодой помощницы доктора.

  • Убийство в Восточном Экспрессе Отзыв о фильме «Убийство в Восточном Экспрессе»

    Детектив, Драма (Великобритания, 1974)

    Весьма блеклая, хоть и бережная, экранизация одного из самых лучших детективов "королевы" жанра, Агаты Кристи. От такого мастера как Сидни Люмет априори ожидаешь элегантного, изящного повествования, без лишних сцен и неловких переходов. А получилась весьма будничная, без особой атмосферы (не хватило музыки?) и удачных сцен (не хватило оператора?) экранизация. Яркий пример - стартовая 10-минутная сцена, в которой зрителя сразу тыкают носом во всех действующих лиц предыстории с намеком на последствия. Если бы этот фильм снимал Хичкок, то вместо этой сцены был бы мимолетный разговор или случайная газетная статья с постепенным развертыванием истории-мозаики, с загадками и ощущением напряженности. Ничего из этого у Люмета не получилось.

    Не понравился и сам Пуаро. Каноническим я считаю, конечно же, исполнение Дэвида Суше, но против вариаций ничего не имею против. Ведь появился же после эталонного исполнения Василием Ливановым совершенно изумительный Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камберберча. Но Альберт Финни сыграл что-то совсем не имеющее отношения к Пуаро. Эмоциональный, дерганный, такое чувство, что абсолютно не способный к мыслительному процессу знаменитыми "серыми клеточками".

    Ещё меньше понравилась финальная сцена празднования, само ее присутствие в фильме вызывает отвращение. Если стали дружно отмечать успешное убийство, то чего ж тогда не станцевали на радостях?

    Главное светлое пятно в фильме - неловкая героиня, подделывающая шведский акцент и рассказывающая о помощи детям. Ей уделяется не так уж много времени, но своей игрой она действительно заставляет сопереживать, ей невозможно не поверить. Только после фильма я понял, что это знаменитая Ингрид Бергман, получившая Оскар за эту второплановую роль. Пожалуй, она единственная, ради кого стоит взглянуть на этот фильм.

  • Сумасшедшие на стадионе Отзыв о фильме «Сумасшедшие на стадионе»

    Комедия, Спорт (Франция, 1972)

    Удивительно, что так недолюбливающие англичан французы сняли абсурдную комедию, напоминающую скетчи Монти Пайтонов и явно подражающую The Beatles. Наверно, это лучший комплимент для необычного британского юмора. Хотя абсурдом и типично Пайтоновским безумием все не ограничивается. Есть тут и шутки в стиле немых комедий с Чарли Чаплином и Бастером Китоном, и хулиганство как у братьев Маркс, и сатира, и немного глупый "детский" юмор с беготней и пинками под зад. Огромным плюсом является обыгрывание всевозможных спортивных соревнований с разного рода читерством. Все-таки жанр спортивной комедии не настолько избитый, так что многие эпизоды действительно порадовали.

    Фильм очень позитивный, с хорошими трюками и обилием удачных гэгов. Хотя нельзя назвать его обязательным к просмотру, может потому, что ему, как бы это странно не звучало для комедии, не хватает капли серьезности. Из-за отсутствия какой-то внятной основной идеи остается ощущение вторичности. Просто набор забавных дурашеств с незатейливым сюжетом, который уходит в бесконечность вслед за женской непостоянностью.

  • The Beatles: Вечер трудного дня Отзыв о фильме «The Beatles: Вечер трудного дня»

    Комедия, Мюзикл (Великобритания, 1964)

    - Хватит разговаривать со мной таким тоном! Я выиграл войну ради вашего поколения!
    - Наверно сожалеете об этом?

    Сейчас, в эпоху тотальной раскрепощенности, даже школьники знают известную формулу жизни "секс, наркотики и рок-н-ролл", а количество субкультур, якобы помогающих выражать собственное творческое Я, с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Но почему-то в тех четырех парнях, дурачащихся в любом месте и любом обществе, ощущается гораздо больше свободы, чем во всех современных субкультурах вместе взятых. Они буквально электризуют окружающее пространство своей энергией, и неудивительно, что все вокруг начинают сходить с ума. Оказывается необязательно нужно следовать музыкальной моде, чтобы приводить в восторг критиков, как и необязательно писать сложнейшие тексты, чтобы вызывать у людей чувство полной свободы и эйфории.

    I give her all my love
    That's all I do
    And if you saw my love
    You'd love her too

    Конечно, The Beatles - это один из ярчайших культурных феноменов 20 века, и фильм, хоть и затрагивает всего лишь один день из жизни группы, раскрывает некоторые его стороны. В первую очередь это неиссякаемая любовь. Любовь ко всему: к миру, к музыке, к девушкам, к юмору (из которого позже вырастет другой культурный феномен - Монти Пайтоны). Битлы заражают этой любовью мгновенно и с такой непринужденностью, что вся пресловутая сложность мира, все проблемы и бытовые неприятности оказываются бессильны. Они придумывают какой-то свой мир, в котором, как пел Леннон в своей легендарной "Imagine", нет ни стран, ни религии, ни собственности. И чертовски приятно, что Beatles оставили нам ключи от этого мира и память о том, что на самом деле объединяет людей.

    Ленон купается в ванной и играет с игрушечной подводной лодкой. Вдруг начинает тонуть:
    - Помогите мне, помогите, помогите!!
    Харрисон, бросив сочувствующий взгляд:
    - Аа, опять торпеда попала...

  • Токийская история Отзыв о фильме «Токийская история»

    Драма (Япония, 1953)

    Полное разочарование. Сначала казалось, что первые 20 минут, в которые не происходит ровным счетом ничего кроме разговоров о том, кто где будет спать и что есть, это такое плавное погружение в характеры и атмосферу, и дальше начнутся какие-то интересные события. Ничего подобного. Оставшиеся 120 минут происходило абсолютно тоже самое. Как в дешевом сериале героев становилось все больше и больше, они обсуждали свои будничные проблемы в семье и на работе, при этом бесконечно кланяясь друг другу и извиняясь за каждый шаг. И даже это можно было бы стерпеть, если бы они делали это убедительно, а не с одинаковым выражением лица в течение всего двухчасового фильма.

    В конце концов, можно было бы простить даже нелепую актерскую игру, если бы в фильме был интересный сюжет или хоть какая-то толика оригинальности. Но и тут провал: весь сюжет просматривается с самого начала, вплоть до того, что неблагодарные дети, перебрасывающие друг на друга заботу о неправдоподобно милых стариках, в итоге получат серьезный удар-проверку. Слезы, сопли, конец. Какая неожиданность.

    Зацепиться в этом чудесном снотворном можно только за мелкие паузы в разговорах, неловкости, возникающие между людьми, за чувство непознаваемости чужой души. Но этого как-то маловато для классики.

  • Дорога Отзыв о фильме «Дорога»

    Драма (Италия, 1954)

    Удивительно, но совсем не впечатлило. Мне нравится Феллини, у него очень интересный стиль, но "Дорога" не вызвала каких-то особенных эмоций. Не было каких-то запоминающихся сцен и красивых кадров. Совсем не понравилась Джульетта Мазина, которая явно переигрывала, даже с учетом необычного характера персонажа. Ее ужимки выглядели настолько неестественно, чужеродно пространству фильма, что поначалу я думал, что это обыгрывание архетипов немого кино, и в иносказательной форме речь в фильме пойдет о смене эпох в кинематографе. Тем более, что тут же появился настоящий актер, который буквально научил Джельсомину разговаривать, рассуждать, а позже и играть на сцене. Но потом эта мысль затерялась и все свелось к довольно понятной трагикомедии о любви, одиночестве, жизненном пути, и о том, как в течение жизни мы убиваем то самое ценное и настоящее, что в ней было. Грубый и неприятный "странствующий рыцарь" Дзампано все-таки это осознает, за что и получит свою порцию авторского прощения в конце. Возможно, именно то, что Феллини расставил все точки над i, мне и не понравилось больше всего.

  • Ноль за поведение Отзыв о фильме «Ноль за поведение»

    Драма, Комедия (Франция, 1933)

    Небольшая зарисовка Жана Виго, которая очень даже прилично смотрится для 1933-го года. Тема школьного бунта, противостояния рвущихся к свободе детей и замкнутых в своих воспитательных рамках взрослых, для нас уже довольно избита. Вспоминается и "400 ударов" Трюффо, и более жесткая студенческая версия бунта в фильме "Если" (где кстати обыгрывается та же финальная сцена с крышей). И чудаковатых учителей-новичков, разделяющих бунтарские детские мечты, в кинематографе было предостаточно. Например, прекрасный Робин Уильямс в "Обществе мертвых поэтов".

    Изюминка этого фильма в том, что бунт в нем нарочито фарсовый, доведенный до абсурда. Мальчишки в пижамах, кидающиеся подушками, подаются по меньшей мере как революционеры на баррикадах. Это не протест против общества, а скорее праздник протеста. На волне революционного воодушевления мальчишки забираются на крышу и уползают по ней, повернувшись к нам задницами. Но глядя на то, как перед этими беззаботными бунтарями снимает шляпу их не участвующий в общем беспределе любимый воспитатель-романтик, мы понимаем, насколько глубокие проблемы увидел Жан Виго в европейском обществе 30-х годов.

  • Иваново детство Отзыв о фильме «Иваново детство»

    Военный, Драма (СССР, 1962)

    "А вы были в лагере смертников?"

    Нет, к счастью, не были. А вот Ивану так не повезло. Война забрала у него всю семью, искалечила душу и превратила в одержимого местью зверя. И в свои юные 12 лет он видит маму и сестру лишь во снах, в этом ином мире, без войны и смерти. В этой иллюзорной реальности он чувствует красоту и уникальность мира, хотя настоящий мир Ивана давно превратился в кошмарный сон. И недаром фильм заканчивается спокойным песчаным берегом, солнцем и ощущением свободы, несмотря на найденный документ о гибели Ивана. Ибо даже смерть не так страшна, как детская душа, изуродованная войной.

    Надо отметить, что Тарковский пытается заглянуть в душу не только к мальчику. В фильме много героев, которые, появившись даже в небольших эпизодах, оставляют свой след. Медсестра Маша, застенчиво опускающая глаза при разговоре, капитан Холин, как ребенок бегающий за ней среди берез, заботливый молодой лейтенант Гальцев, пытающийся казаться строже и суровее чем он есть на самом деле, трогательный добряк Катасоныч, так и не дослушавший пластинку Шаляпина, сумасшедший старик в разрушенном доме, случайный знакомый Маши, кричащий, что они увидятся, заскакивая в грузовик с другими солдатами... Как и Иван, они такие же дети, потерявшиеся в Аду войны.

    Выстраивая мозаику разрушенных судеб, Тарковский задается вопросом: а есть ли что-то сильнее войны, что-то помогающее ее пережить? Войны будут всегда, как замечает один из героев фильма, но вместе с тем будет и красота мира, и вечна человеческая тяга к ней, умение видеть и чувствовать нечто более важное, скрытое среди берез в лесу, среди мокрых яблок, вывалившихся с обоза, или на дне колодца, в котором отражается звезда. Нужно быть гением, чтобы не только чувствовать это, но и уметь передать. Настоящая классика.

  • Начало Отзыв о фильме «Начало»

    Драма, Комедия (СССР, 1970)

    Бенефис Инны Чуриковой. На этом можно было бы и закончить, настолько ее появление в кадре затмевает все остальное. Гениальная актриса, тогда ещё только начинавшая свой путь в кино, с блеском исполнила две диаметрально противоположные роли: простушки из провинциального городка и великой француженки Жанны д'Арк.

    "Вы танцуете?"

    Развивается повествование довольно оригинально. Хронологический порядок сцен перепутан, фильм нельзя разделить на комическую и драматическую часть, как большинство советских фильмов того времени, да к тому же дело осложняется таким мощным пластом как "фильм в фильме о съемках фильма". И вся эта сложная конструкция смотрится очень легко, без единой лишней сцены, без философствований и морализаторства.

    - Будем делать кинопробы.
    - Ну что вы, я и так согласна, без кинопроб!

    И несмотря на яркую главную роль, не остаются без внимания и остальные персонажи. Вокруг Паши выстраивается полноценный живой мир, со своим темпом жизни, с бытовыми проблемами, мелкой завистью и искренним сочувствием, ссорами и примирениями. И как и в жизни, многие трагедии остаются почти незаметными, как история Пашиной подруги (красавица Валентина Телечкина), матери-одиночки. А обо многих трагедиях мы так никогда и не узнаем, лишь проскользив взглядом по лицам одиноких девушек, ждущих свое счастье на танцах.

    - Ролей буду играть много. Все самые трудные. Марию Стюарт хочу.
    - А она кто?
    - Королева. Ей голову отрубили.
    - За что?
    - За любимого человека.
    - Уникально!
    - Я бы тоже сыграла!
    - И я!

    Неудивительно, что именно девушка Прасковья (не из Подмосковья, а из Реченска) становится центром этого мира. Она наделена способностью к искреннему состраданию и духовной близости, что раскрывается в ее отношениях с подругами и соседями по коммунальной квартире. И благодаря этому таланту, переживая невозможность личного счастья, она как бы преобразует свою трагедию в вечную силу искусства, в слезы и страсть Жанны д'Арк. Своей вдохновенной игрой Паша оживляет героиню, и та как будто в благодарность дает ей силы жить дальше. И пусть работы для Паши больше нет, но плакат с Жанной так и висит на стене дома, подчеркивая особую ценность настоящего искусства, рожденного из душевной боли. Спасибо Инне Чуриковой за то, что своим творчеством она доказала это ещё раз.

    "Уж я, девочки, оставлю свой след в искусстве. Вот увидите."

  • Чужая родня Отзыв о фильме «Чужая родня»

    Драма (СССР, 1955)

    Казалось бы, что хорошего может быть в фильме, где пропагандируется жизнь в колхозе, совместный труд, отказ от личного в пользу общественного и другие нужные "идеалы" времени. По сути дела, вся мораль фильма сводится к простой формуле: живешь с колхозом - будешь счастлив, живешь вне - останешься ни с чем. И ближе к концу фильма эта простая формула счастья превращается чуть ли не в ультиматум, когда двое стариков остаются одни в пустом доме.

    Но время очищает от политического блеска, и за ширмой нравоучительной пошлости обнаруживается мощная история борьбы характеров, нравственного выбора, поиска собственного счастья. И, конечно, проблема контакта с людьми, которые как бы не были по-родственному близки, навсегда останутся "чужими". И это касается не только упертых родителей жены, но и самого главного героя, который даже не пытается их понять.

    Совершенно не понравилась Нонна Мордюкова, которая больше красовалась, чем играла. В остальном - хороший, прекрасно снятый для своего времени фильм.

  • М убийца Отзыв о фильме «М убийца»

    Детектив, Криминал (Германия, 1931)

    Один из первых представителей звукового кино получился довольно сырым, но все же заслуживающим пристального внимания. Видно, что законы смены кадров и звукового наполнения ещё не выработаны, в ряде сцен звука нет вообще. Середина фильма сильно проседает, все эти хождения-брожения представлены довольно скучно и безвкусно. Да и в сценарии дыр хватает, чего только стоят дети, свободно гуляющие по городу на фоне общей истерии. Все это сопровождается довольно примитивными диалогами и совершенно странной актерской игрой с выпучиванием глаз в качестве универсальной эмоции.

    Тем не менее, есть и немало моментов, которые вызывают искренний восторг даже сейчас. Фриц Ланг мастерски работает с деталями: прыгающий мячик в первой сцене встречи ребенка с убийцей запоминается надолго. Интересно выстраивается и само повествование, которое постоянно меняет свои плоскости: от частной трагедии женщины к массовому психозу, от полицейского расследования к бандитскому самосуду, от небольших сцен к массовым. В фильме нет главного положительного героя, разговоры в кабинетах политиков не отличаются от слетов преступников, а полицейские постоянно проводят шмоны и далекие от идеалов законности допросы. Мир абсурден, а пустоты в кадрах как будто подчеркивают то, что люди бесконечно далеки друг от друга и понятия не имеют, что творится в душе у другого. И только в финальной сцене они объединяются, чтобы разорвать одного, по сути душевно больного человека. Ничто так не объединяет как слепая ненависть к не таким, как все.

    Немецкое общество 30-х годов - общество М. - оказывается под угрозой и, к сожалению, этот страх Фрица Ланга оказался пророческим.

  • Альфавиль Отзыв о фильме «Альфавиль»

    Детектив, Драма (Франция, Италия, 1965)

    Фильм действительно очень понравился. Сама по себе история далеко не оригинальная, и в кино, и в литературе уже встречавшаяся. Но как же здорово она снята! Подача просто завораживает, умеет же Годар выстраивать кадры и экспериментировать с манерой съемки так, что оторваться от его мира практически невозможно. Пожалуй, именно стиль, работа с киноязыком, создание и нагнетание атмосферы являются главными достоинствами "Альфавиля".

    Идентифицировать жанр фильма довольно тяжело. Тут и нуар во всей красе, и киберпанк, и безбашенная фантастика 40-50х годов, и традиционные антиутопии. Причем сама антиутопия, которая составляет как будто стержень повествования, накидана схематично, не выходя за пределы известных форм. А главным становится другое - вихрь событий и поступков, встреч, взглядов, фраз, попытка выйти за пределы привычного стиля. В этом хаосе нелегко приходится актерам, которые очевидно не всегда понимают, что они играют в конкретной сцене. Именно интонации и взгляды, трогательная поэзия слова выводит героев из рамок страшного техногенного мира. И спасает Лемми Кошена не пистолет и его ловкий ум, а то единственное слово, которое вспоминает она.

    Несомненная классика.

  • Большой побег Отзыв о фильме «Большой побег»

    Военный, Исторический (США, 1963)

    Поначалу фильм вызывает скорее недоумение и вопросы в духе: и что такого нашли в этом фильме критики? Персонажи неинтересные, немцы неправдоподобно добрые, американцы тошнотворно крутые, дружные и изобретательные. Для фильма, в котором львиная доля времени уделяется технической стороне вопроса (а побег действительно грандиозный), остается слишком много вопросов и недосказанностей. Почему после кучи проверок немцы не обнаружили пропажу досок во всех бараках? Куда все-таки дели 50 тонн грунта? Как копал туннель человек, который боится замкнутых пространств? Как они провели электричество в туннель? Почему ни разу не показали, как работала их сигнализация на завершающих этапах работы? И наконец с такими долгими приготовлениями к побегу уже бы закончилась война, или хотя бы сменилось время года. Ответ простой - несмотря на кучу технических подробностей, зрителю придется сделать массу допущений и поверить режиссеру на слово.

    Однако же сам процесс побега показан классно, действительно напряженно, хоть и чересчур подробно. В некоторых местах чувствуется, что режиссеру явно не хватает мастерства. Спасает ситуацию отличный актерский состав, особенно хорош Стив Маккуин. Ну а главная, самая важная вещь раскрывается только в самом финале. Героический побег был обречен с самого начала, за неудавшийся план полсотни человек отдают свои жизни. Но они заставили немцев побегать, сумели в разгар войны отвлечь часть их техники и сил. А нескольким все же удалось сбежать. Так что такое настоящий подвиг и чего на самом деле стоит жизнь человека? Это был всего лишь один небольшой эпизод в тылу войны, но именно из таких эпизодов складывалась Победа.

    - Думаете игра стоила свеч?
    - Смотря, как вы к этому относитесь...

  • Квартира Отзыв о фильме «Квартира»

    Драма, Комедия (США, 1960)

    Теплый, добрый старый Голливуд. Немного наивный, но очень душевный и близкий зрителю. С хорошими актерами, с оригинальным сценарием, с репликами, которые можно разбирать на цитаты, с кадрами, которые будут взяты за образец. Но все же что-то мне в нем не хватило. Разве можно поверить в неожиданную сцену бунта главного героя, маленького человека, которого используют все подряд, без подготовки посылающего своего главного босса? Разве может понравиться неловкий смазливый хэппи-энд?

    Но, несмотря на это, в фильме много хороших сторон. Во-первых, это Джек Леммон, выдающий потрясающую игру на протяжении всего фильма. Во-вторых, это ловко выстроенная атмосфера абсурдности мира, корпоративного Вавилона, где возвышение по карьерной лестнице стоит столько же, сколько чужая квартира на пару ночей. Фильм искрится социальной сатирой в лучших традициях классиков. Ну а в-третьих, это просто очень хороший фильм, который даже со всеми своими неловкостями, дарит надежду и позитив, и заставляет смотреть на хаос мира с улыбкой.