Отзывы zzzloba — стр. 4

  • Виридиана Отзыв о фильме «Виридиана»

    Драма (Испания, Мексика, 1961)

    "Виридиана" является одним из самых скандально-известных фильмов Бунюэля. Так жестко и иронично пройтись по самым уязвимым точкам современного общества может далеко не каждый. Неудивительно, что фильм вызвал бурю протестов у тех, кто присвоил себе право говорить от имени Бога и государства. Чем они собственно и расписываются в собственных невеликих корыстных интересах.

    Сам фильм чем-то напоминает "Догвилль", только более тонкий. Бунюэль не идет по прямой дороге, он всегда кружит в танце образности, символов и снов. И ножик в форме распятия, появляющийся на несколько секунд, может сказать нам больше, чем многие другие режиссеры за весь фильм.

    "Виридиана" на довольно понятном языке иллюстрирует старую библейскую истину: не мечите бисер перед свиньями. Утопическая идея несостоявшейся монахини об исцеляющей силе веры, заботы и труда, оказывается растоптанной, заблеванной и превращенной в чудеснейший фарс. Библейские формулы в таком обществе уже не работают, и будь вместо Виридианы сам Иисус, то с ним случилось бы тоже самое. Этих людей уже не вернуть в монастырь, также как и самой Виридиане дорога туда закрыта. Ибо невозможно изменить природу человеческую, а получение того, что не является для человека соответствующим его индивидуальной природе, лишь только разрушает его личность. Будь то свалившееся на голову богатство, власть, религиозная вера или даже обычная душевная доброта.

  • Этот смутный объект желания Отзыв о фильме «Этот смутный объект желания»

    Драма, Комедия (Испания, Франция, 1977)

    С каждым новым фильм Бунюэля все больше убеждаюсь, что это "мой" режиссер. Потрясающее тонкое чувство юмора, легкость повествования, смелость и провокация на грани фола. Бунюэль, возможно, самый тонкий тролль в кинематографе, если выражаться современным языком.

    На первый взгляд кажется, что фильм об отношениях мужчины и женщины, о любви, о морали. Возможно о таинственности и непознаваемости женской натуры, как будто раскалывающейся на два полюса: то холодной ленивой кокетки, то страстной творческой стервы. Возможно о природе чувств, процессе покорения невинности, который так нравится женщинам и так убивает мужчин. "Ты любишь не меня, а то, в чем я тебе отказываю", - заявляет главная героиня. И девушкам, конечно, хочется верить, что так оно все и есть.

    Но на мой взгляд, фильм Бунюэля раскрывается в деталях, мимолетных сценах, закадровых событиях, на которые герой не обращает внимание. Он так увлечен своим бытом, своими роскошными обедами, дорогими сигаретами и красивыми служанками, что совершенно не замечает происходящего в мире. Отовсюду сыпятся сообщения о терроризме, под его окном расстреливают людей, и даже на него самого нападают в машине. Он по-прежнему остается безучастным, ограниченным своим мирком и буржуазными представлениями. Что в конце концов приводит к логичному финалу. "Этот смутный объект желания" - это отповедь справедливо умирающему классу, который не замечает, что мир меняется, также как герой не замечает, что его возлюбленную на самом деле играют разные актрисы.

  • Гибель богов Отзыв о фильме «Гибель богов»

    Драма (Италия, 1969)

    Безумный, по-настоящему мерзкий фильм. Ужасные персонажи, ужасные поступки, бессмысленные смерти, бесконечные предательства и подковерные игры, полное отсутствие какого-либо просвета во всем этом мраке. Камера постоянно фокусируется или останавливается то на сиськах и чулках, то на свастиках и портрете Гитлера, а количеству перечисленных в фильме сексуальных извращений позавидовал бы сам Маркиз де Сад. Люди всегда и везде были одержимы страстями, но когда это происходит в такой могущественной семье, то последствия могут быть катастрофическими для всей страны.

    И скорее даже не сам фашизм и его истоки становятся предметом изучения. Взгляд на него как раз дан довольно схематично, иногда с преувеличением, иногда с намеренным упрощением. Ведь мы знаем, что в той волне, захлестнувшей Германию в 30-е годы, далеко не все были извращенцами, насильниками и убийцами. Предметом для обсуждения становится как раз семья богатейших буржуа, развращаемая и разрушаемая изнутри. Именно в таких семьях, где культивируются сексуально-фрейдистские комплексы, велика опасность преображения милых мальчиков в настоящих монстров, Крестных отцов безумных нацистских идей.

    Висконти придает действию эпичный размах и накал античной поэмы, тщательно воссоздает декорации и детали мира, повышая градус мерзости до точки кипения. И хотя актеры в фильме играют довольно посредственно, а само высказывание не является откровением, все же Висконти добивается своего. Об этом хочется помнить, ибо забыть невозможно, и к этому не хочется возвращаться, ибо вернуться, к сожалению, можно всегда.

  • Зеркало Отзыв о фильме «Зеркало»

    Биография, Драма (СССР, 1975)

    Очень красивый и спокойный фильм-рассуждение. Через призму памяти герой (или сам Тарковский) пытается взглянуть на себя, на свою маму, на страну, на эпоху. Каким он был на самом деле, какой была его мама, как их судьбы были связаны с судьбой страны, а их сознание с сознанием народа. Он хочет заглянуть в свое детство и понять, что значит быть счастливым. Он хочет вспомнить то, что забыл, заметить то, чего никогда не замечал, ответить себе честно на то, чего всю жизнь боялся спросить. Это очень смелый фильм, по своей сути близкий к исповеди. И, наверно, именно из-за своей загадочной интимности и душевности он порождает огромное количество вопросов и разнообразных трактовок.
    Тарковский, возможно, как никто другой умеет находить удивительные грани, соединяющие кинематограф с живописью, поэзией и музыкой, заниматься искусством в высшем понимании этого слова. Смотреть его фильмы не так-то просто, они действуют получше некоторых снотворных. Но зато дают возможность прикоснуться к совершенно иному миру, к миру души художника.