Альтовая соната. Дмитрий Шостакович (1981)

Альтовая соната. Дмитрий Шостакович

Рейтинг IMDB: 7.3 (128 голосов)

Жанр Биография, Документальный
Хронометраж 1 ч. 20 мин.
Режиссер Семен Аранович, Александр Сокуров
Премьера 14 апреля 2004 г. (В России — 19 июля 1981 г.)
Страна СССР
Сценарий Dobrodeyev, Boris
Оператор Aleksandrov, Yuri, Lebedev, Yuri

Рейтинг IMDB: 7.3 (128 голосов)

Содержание

Фильм о гениальном композиторе Дмитрии Шостаковиче начал снимать кинорежиссер Семен Аранович. Сокуров был сначала привлечен к работе по монтажу фото и кинохроникального материала для картины. Но именно он стал разрабатывать структуру всей композиции фильма и определил его эмоциональный строй. Отбор и монтаж подлинных документов вывели фильм из границ биографического сюжета в контекст истории.
Сокуров сочинил трагический реквием по уникальной судьбе творца, по творчеству, обреченному вызревать и реализовываться в сковывающих рамках государственной идеологии. Это картина о победе мощного искусства и о поражении–гибели слабого человека, несущего груз своего дара.
Биография Шостаковича, включившая в себя острейшие моменты социальной жизни советской России, стала поводом и материалом для обобщения и размышления режиссера о трагическом предназначении художника, всегда одинокого, но не отделимого от своей эпохи, от своего Отечества.

Отзывы

  • Двойственное ощущение охватывает во время просмотра этого фильма. Во-первых, гордость за державу: всё-таки наша документальная школа одна из лучших в мире. Больше тридцати лет прошло, а фильм смотрится прекрасно, не кажется ни устаревшим, ни скучным. Во-вторых, обида за ту же самую державу. Потому что фильм не столько о Шостаковиче, сколько о времени, о судьбе любого художника и, в особенности, художника русского. И в этом контексте держава, конечно, выглядит не очень. При том, что ничего не сказано впрямую (а как вы себе это представляете в начале восьмидесятых?). Но между строк всё прекрасно читается, вся трагическая история нашей страны в ХХ веке, как в капле воды отразившаяся в судьбе Шостаковича и его музыке.
    Фильм, конечно, очень сильный, хотя и несколько отстраненный, "высушенный". Но такая скупая манера характерна для творчества Арановича, а потом и Сокурова, в целом. Прекрасно подобрана хроника, прекрасно сопряжена с музыкой. Ни одной фальшивой ноты. Ни одного проходного кадра.

Подборки