Отзывы на фильмы Элмо Нюганен без оценки

Элмо Нюганен
Имя на английском Elmo Nüganen
Дата рождения 15 февраля 1962 г.
Место рождения Йыхви, СССР (Эстония)
Возраст 62
Карьера Актёр, Режиссёр, Сценарист
  • Мандарины Отзыв о фильме «Мандарины»

    Военный, Драма (Эстония, Грузия, 2013)


    …антинационалистическая психопритча…

    …первоначальный манифест предельно художественной кинокартины «Мандарины» грузина-режиссёра Зазы Урушадзе, выпущенной в 2013-ом, смахивает на завязку глуповатого и пошлого расистско-этнического анекдота. В крошечное селение эстонских географических мигрантов, затерянное в горах Кавказа, приходит война. Подавляющее большинство прибалтов к моменту начала повествования уже репатриированы в родную Эстонию. Оставшихся только трое: глубокомысленный престарелый столяр Иво, наивный мандариновый плантатор Маргус и эпизодический эскулап Юхан. На окраине опустевшей деревушки через некоторое время случается перестрелка между грузинским разведотрядом и чеченскими наёмниками, воюющими на абхазской стороне. Похоронив убитых, эстонцы в доме у Иво принимаются выхаживать двоих раненых: чечена Ахмеда и грузина по имени Ника…

    …как можно увидеть, корни сюжета уходят, скорее всего, в классический толстовский рассказ «Кавказский пленник». Этническая и националистическая распря, вражда, злоба и отвращение в питательном бульоне вооружённого конфликта. То есть, в принципе-то, «Мандарины» фильм почти совсем не о войне. Он — о людях. Поставленных волею обстоятельств необоримой силы в рамки ситуации принудительного взаимного сосуществования. В этой замкнутости и есть основной внутренний конфликт ленты. И под действием такого напряжения, военная, казалось бы, драма уже с первых минут неминуемо преображается в сосредоточенный морально-психологический триллер…

    …седобородый старец Иво, владелец маленькой столярной распиловочной по производству тары для мандаринов своего соседа Маргуса, безусловный и самый главный, центральный персонаж ленты. Он умудрён, рассудителен, здравомыслящ, решителен и великодушен. Не теряет способность к здоровой иронии. Даже в моменты смертоносного катаклизма, обрушившегося на его родной дом. Он одинаково заботливо выхаживает обоих комбатантов — и закоренелого Ахмеда, и молодого Нику. Не делая меж ними никакого различия по любым особенностям. Шаг за шагом, монотонно и без излишних нравоучений, исключительно органично донося до обоих раненых солдат простую истину — война и вражда, за какими бы идейными целями и благостными лозунгами они не прятались, в какие бы националистические стяги ни оборачивались, всегда означают только одно — боль, утраты и смерть.

    …и эти здоровые, вечные человеческие ценности срабатывают. Незамысловатый чеченский боевик Ахмет, сражающийся исключительно ради заработка, угощает молодого грузинского актёра Нику, волею судьбы вынужденного взять в руки оружие, горячим шашлыком. Оба они, не переглядываясь и не сговариваясь, наперебой предлагают эстонцам искреннюю и бескорыстную помощь в уборке мандаринового урожая. Рассудительный и опытный зритель может, конечно же, засомневаться — не слишком ли много в картине положительного? Наверное. В жизни, зачастую всё далеко не так ладно, хорошо и обнадеживающе. Но, «…кино — сплошной обман…» говорит Иво в одной из сцен. А кинематограф — это искусство, которое призвано не столько показывать реально существующее положение дел, сколько преображать его в задуманные автором впечатления. И после просмотра отличного фильма со сладким поименованием «Мандарины», несмотря на мрачный в целом посыл, впечатления остаются почти только жизнеутверждающие. Потому как, по глубокой убеждённости режиссёра Зазы Урушадзе, человек всегда способен, должен и счастлив оставаться прежде всего человеком…

    P.S. …на сладкое — отличнейшая авторская сентенция, раскрывающая практически полностью всю суть данного произведения: «…в своём фильме я бегу от политики, я хочу показать, прежде всего, значение той ценности, о которой в конфликтных ситуациях забывают. Ценности человечности… именно об этом фильм — о человечности. О том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даём собой манипулировать, что на самом деле не имеет большого значения. Мы забываем о том, что все мы люди. Возможно, другого происхождения, из другого государства, другой веры, но всегда — люди…»…