• Не знаю, почему я вообще стал смотреть «Шарлотту»«Ангельские ритмы», по-своему неплохое аниме, все же разочаровали заупокойной концовкой. Увы, это творение Дзюна Маэды мне понравилось еще меньше.

    Очередной «обычный японский школьник» Отосака Ю внезапно обнаруживает, что может ненадолго вселяться в тела других людей. Он активно использует эту способность, чтобы обманом получать высокие оценки, стать популярным и уважаемым. Но в один прекрасный день все рушится: Отосака узнает, что таких, как он (а вернее, похожих на него, ведь способности у всех разные) не так уж мало. И за супер-подростками идет охота: ученые хотят выяснить природу их сил. Участь школьников, попавших в лапы исследователей, незавидна — после изнурительных опытов и вскрытия черепной коробки они становятся «овощами» или буйнопомешанными психами. Поэтому Отосака должен присоединиться к организации, призванной защитить подростков от произвола властей. К счастью (или, к сожалению), способности исчезают, как только заканчивается период полового развития, и организм взрослеет окончательно. Так что «везучим» школьниками достаточно несколько лет скрываться, чтобы потом им уже ничего не угрожало.

    Слабое место этого сериала — конструкция его мира.

    Во-первых, школа, где супер-подростков прячут от злых «учёных» находится прямо посреди мегаполиса, и это не закрытое учебное заведение с жестким режимом — «скрывающиеся» могут запросто разгуливать по городу, и никого из них ни разу не поймали. И это — тайная организация, противостоящая властям и мафии? Да чем эта богадельня безопаснее тех школ, в которых несчастные учились раньше?

    Во-вторых, что это за нехорошие «учёные»? Ни у каких научных организаций не может быть полномочий похищать или арестовывать детей сотнями, этим может заниматься правительство, спецслужбы, армия, но уж никак не «учёные». Возможно, в Японии есть какие-то сложности с цензурой, когда дело касается негативного образа властей?

    В-третьих, а зачем вообще «ученым» устраивать живодерский конвеер с тюрьмой, забитой подростками-сверхлюдьми? Это же не монстры — по большей части нормальные дети, с которыми можно договориться. Зачем обращаться с ними, как с маньяками-рецидивистами, ломать им психику, калечить экспериментами? Ведь только единицы из них опасны для окружающих, да и те очень скоро лишатся возможности вредить людям (как только повзрослеют). Бессмысленная жестокость.

    В-четвертых, сама история создания спасительной организации (кстати, сценарист не потрудился выдумать для нее название) — просто курам на смех. К сожалению, без серьезных спойлеров подробно объяснить, в чем проблема, нельзя, но вот хотя бы один факт. Каковы шансы, что в мире, где «учёные» ведут охоту на детей с необычными «талантами», подросток, выигравший несколько раз крупные суммы в лотереях, не привлечет никакого внимания? Создатели сего сериала уверены, что в этом не было бы ничего подозрительного…

    Коробит почему-то и образ действия это «благотворительной организации». Маленький отряд, занимающийся «насильственной вербовкой» в ряды «диссидентов» уж слишком лихо, с видимым удовольствием пресекает бесчинства очередного «супер-списывателя контрольных» или «супер-подглядывытеля в раздевалке за одноклассницами». Их рвение порой напоминает Картмана из «Южного Парка», которому дали дубинку и полномочия копа: «Уважай мою власть!»

    Также не нравится и идея о том, что без суперспособностей мир стал бы лучше и спокойнее. Дело не в том, что она неправильная, относительно мира «Шарлотты» этот горький вывод совершенно верен, ибо такие сверсилы больше похожи на проклятие для своего носителя. И все же: вот он, возможно, был под рукой способ сделать человека совершеннее, дать ему новые возможности. Неужели выходов только два: залитый кровью мир или мир без чудес? Мне, человеку, выросшему на старой научной фантастике, хотелось бы верить, что человечество рано или поздно откажется презирать слабых и завидовать сильным, и встанет на путь объединения и совершенствования во имя всеобщего прогресса.

    Впрочем, в Сети видел выражение, что, мол аниме — это вообще не про факты, это больше про эмоции. Но и тут можно заметить большую разнородность сериала. Обыденная школьная жизнь сменяется трагическим пафосом, затем — депрессивной чернухой, потом сериал приобретает медитативно-философскую тональность, и в конце концов срывается в пафос героический. Некоторые эпизоды не то, чтобы лишние, но сериал не резиновый, он прямо-таки стеклянный — 13 серий — и поэтому распадается на отдельные осколки, разные по размеру и форме. Я не то, чтобы против лирических отступлений, но здесь они захватывают по две серии подряд и просто нагоняют сон.

    Итог: чтобы принять концовку «Ангельских ритмов» нужно, наверное, быть хоть немного японцем. С «Шарлоттой» все намного хуже. Этот добрый, в общем-то, и гуманистический сериал просто переполнен скрытым неверием в человечество. Оно представлено здесь злобным «трудным подростком», у которого нужно срочно отобрать опасную игрушку (можно сказать, центральная метафора произведения). Понимаю, наблюдая за мировыми политическими новостями сложно не разочароваться в людях. И все же хотелось бы хотя бы немного оптимизма и веры в то, что чудеса могут быть не только злыми.

  • Одна из основных задач, которую ставит перед собой современный обыватель — это кем-то время от времени быть. Нет, не стать кем-то по настоящему, не состояться в жизни — совсем другое. Быть кем-то, кто не ты сам.

    Телесериалы, блокбастеры, компьютерные игры, бульварное чтиво, глянцевые журналы, светские хроники, ток-шоу — все это служит единой цели: дать человеку побыть кем-то другим. Нью-Йоркским копом или питерским ментом, романтической героиней или крутым сыщиком, Бэтменом, Аллой Пугачевой, Джонни Деппом, Джастином Бибером…Джон Малкович тоже сгодится.

    Примерить на себя чужую маску, чужую жизнь; поужасаться реальным или вымышленным, но чужим (ЧУЖДЫМ!) проблемам. Придумать самооправдание: дескать, вот у знаменитостей тоже проблемы, как и у нас. Но прикол в том, что это все равно НЕ НАШИ проблемы. А наши — вот они, рядом, нерешенные. Дети, семья, карьера, страна.

    Но страшно. Потому что здесь — реальная жизнь. И слова, и поступки, и последствия — все реально. Нет кнопки «пауза», нет сохранения, нельзя выключить шоу. Некуда выходить из этой игры, некуда переключиться с этого канала.

    Поэтому — уж лучше побыть кем-то еще. Эльфом 80-го уровня, доктором Хаусом или вон той одинокой матерью с пятью детьми из ток-шоу. Мы не бессердечные, нет, мы разделяем не только радости роскошной жизни, мы не ищем легких путей, не бежим от драмы и трагедии — ведь это не наши драмы и трагедии. Все эти люди, реальные и вымышленные, будут жить, страдать, радоваться, умирать там — на фотографиях и экранах, далеко-далеко или вообще нигде.

    Эту боль так легко выключить. Главное — не быть собой.

    Вот на такие мысли навел меня просмотр данного фильма, который, хоть и содержит такой мощный философский и социальный посыл, не так уж хорош. Начинается он как отличная кафкианская сатира, сюрреалистическая черная комедия, пропитанная мизантропией, отдаленно напоминающая «Город Зеро» Шахназарова. Но потом, увы появляется любовная линия — чистый стеб, конечно, но весь это нетрадиционный любовный треугольник с дикими страстями и превратившийся в ревнивого идиота главный герой очень утомительны. Появившийся в конце уклон в мистический триллер и вовсе показался неуместным. Впрочем, потом до меня дошло — это же Спайк Джонс, создатель НФ-драмы «Она», обласканной критиками, но безбожно унылой, на мой взгляд, картины. Что же, «Быть Джоном Малковичем» — фильм куда более интересный.

    Итог: фильм, безусловно, достоин просмотра, и, в отличие от более современного творения режиссера, тошноты не вызывает. Отличная притча и сатира, сомнительная псевдо-мелодрама и неуместный элемент мистического триллера — вот такая мешанина ждет зрителя, отважившегося посмотреть «Быть Джоном Малковичем». Для любителей «кина не для всех».

  • Далекое будущее. В спрятанном под герметичный купол мегаполисе Ромдо таинственный компьютерный вирус «Когито» сводит с ума андроидов-авторейвов, которые становятся агрессивными. За расследование берется девушка-детектив Рил Мейер. Тем временем загадочное существо, сбежавшее из секретной лаборатории и обладающее невероятной силой, начинает преследовать простого ремонтника-иммигранта Винсента Лоу. А сотрудники госбезопасности обеспокоены появлением в Ромдо демонического Прокси…

    «Эрго Прокси» — это смесь жанров и стилей. Здесь перекликаются киберпанк и мистическая философия, рассуждения о Боге соседствуют с размышлениями об отношениях человека и искусственного интеллекта. Динамичный триллер в одной серии — философская медитативная драма в другой. Сериал дает минимум подсказок, но ярко и всесторонне демонстрирует мир будущего, приглашая зрителя разобраться самому во всем. Не ждите простого сюжета или финального объяснения в духе Шерлока Холмса — аниме просто излагает сюжет. Мы знаем, что делают, говорят и думают герои — но не более того.

    Символичны и неоднозначны герои «Эрго Прокси». Имя Рил Мейер не случайно созвучно слову «реальность» — она является своего рода якорем, удерживающим Винсента Лоу в человеческом обличие и сознании, не позволяя ему утратить связь со своим «я». В то же время у этого имени есть и «темная» сторона — Рил слишком привязана к повседневной реальности, ее материализм мешает ей увидеть истину, осознать причины происходящего, разгадки, иногда лежащие на поверхности. Есть и третий смысл — именно в своем расследовании, превращающемся постепенно в мистический поиск, она обретает полноту реальности существования, покинув иллюзию обреченного Ромдо — создания рукотворного дьявола, несовершенного демиурга.

    Фамилия Винсента Лоу звучит на английском как «закон». Он является воплощением законов мира, в сотворении которого принимал участие. Среди поклонников сериала распространено толкование сочетания имени и фамилии этого персонажа — «Побеждающий закон». Он — необходимое условие существования этого мира, но он же восстает против устройства обреченного, искусственного мира, который ждет только уничтожение.

    Эрго Прокси — гностический Люцифер: каждое наиболее совершенное творение каждого ложного творца обречено восставать против него. Можно ли в данном случае считать, что тот, кто восстал против Восставшего — Спаситель? Или — глашатай Страшного Суда, на котором играющие в богов ответят за дерзость и гордыню?

    Ярких персонажей в это аниме много. Рауль Крид — еще один «правдоискатель», но его поиск основан на слепой вере, что отображается в его фамилии. Он слишком верит в Ромдо, в закон, в себя — цепной пес города, он становится в конце концов свободным волком (в его имени — «волчий» корень, что лучше видно в германской версии Рудольф), но слишком поздно. Дедал Юмено — пожалуй, здесь сценаристы пошли на поводу у зрителя и опустились до прямой аллегории, впрочем, довольно изящно воплощенной на экране. Пино — очевидная аллюзия на Пинокио, девочка-робот, обретающая человечность, которой могут позавидовать и «настоящие» люди, потерявшие это качество в попытках сбежать от действительности. Каждый Прокси на пути Винсента — еще один философский парадокс, воплощенный в безумии очередного рукотворного бога.

    Мир «Эрго Прокси» — один из самых причудливых в научно-фантастических аниме и манге. По степени удаленности от нашего времени и причудливости с ним могут поспорить разве что манги Цутому Нихея Blame! и «Рыцари Сидонии» (последняя, кстати, экранизирована, правда, не полностью). Стоит отметить и отличный саундтрек, прежде всего — великолепные песни групп Monoral и Radiohead. В который раз убеждаюсь, что японцы знают толк в рок-музыке.

    О смыслах и значениях «Эрго Прокси» можно рассуждать бесконечно, тем более, что вряд ли даже создатели сериала подразумевали однозначную трактовку его образов. Но главный вопрос этого аниме: что есть создатель и каковы его полномочия? Человек сотворен по образу и подобию Божию — значит ли это, что он волен поступать, как Бог по отношению к своим созданиям? Обязан ли Творец любить свои творения, или может поступать с ними по своему произволу? И что, если творения окажутся ближе к Абсолюту, чем творцы? Если человек дерзнет создать существо, которое будет ближе к Богу, чем она сам — не получит ли тогда его создание право судить создателя от имени того, проводником (Прокси) чьей воли он является?

    Итог: «Эрго Прокси» — своего рода анти-«Матрица». Если голливудская кинопритча пугала нас бесчеловечным отношением ИИ к человеку, то это аниме — о бесчеловечном отношении людей к своим созданиям, механическим и живым. Нео был Мессией — Эрго Прокси — всего лишь взбунтовавшийся демон, потерявший смысл бытия и стремящийся найти его заново. Если в «Матрице» мораль была буквально написана на каждом заборе (что бы там ни говорили о глубине этого произведения), то данный сериал загадочен, как колода Таро — как туман между городами-куполами, скрывающий дороги и смыслы.

  • «Хеллсинг: Война с нечистью» – первая экранизация культовой манги о секретной организации, основанной знаменитым охотником на вампиров. Увы, с первоисточником я пока не знаком, поэтому придется судить об экранизации изолированно.

    Есть в Великобритании некий Орден Протестантских Рыцарей, он же организация «Хеллсинг», занимающаяся борьбой с кровососами, а так же теми людьми и организациями, которые используют нечисть в военных и криминальных целях. Руководит им леди Интегра, потомок того самого знаменитого, Абрахама Ван Хельсинга. А помогает людям в их борьбе Алукард – невероятно сильный вампир, связанный с семьей Хеллсингов узами некоего договора.

    Начинается сериал с того, что Алукард приобретает себе ученицу, обратив в вампира Викторию Серас – сотрудницу полиции, единственную выжившую после нападения упырей на взвод. Она и становится центральным персонажем аниме – большую часть сюжета зритель видит как бы через призму ее восприятия, что позволяет увидеть историю глазами стороннего наблюдателя, а не главного участника.

    Чем особенно радует это аниме – яркими, харизматичными, запоминающимися персонажами. Алукард – эталон антигероя, циничный истребитель себе подобных, глумящийся над очередным противником, дающий им фору, перед тем, как безжалостно уничтожить. И в то же время, ненавидящий вампиров и презирающий людей, он так же нуждается в ком-то близком, не лишен привязанностей. Алукард – самая большая загадка сериала.

    Несмотря на то, что леди Интегра является наследницей древнего и уважаемого рода, она – из тех людей, которые всего в жизни добиваются самостоятельно. После того, как она выжила в борьбе за наследство отца, ей и упыри не страшны. В первых сериях она кажется жестокой и бездушной, но в дальнейшем становится ясно, что она – великолепный командир, жесткий и принципиальный. Виктория меньше всего подходит на роль вампира, да и полицейский из нее был так себе. Добрая, наивная девушка, поначалу отказывавшая стрелять даже в упырей – она смогла разжалобить Алукарда. Зачем он превратил ее в нежить? Убийцы из нее не вышло, но все же она смогла стать отличным солдатом – ее смелости и готовности к самопожертвованию хватило бы на целую армию.

    Злодеи чуть менее колоритны, но инквизитор Андерсон явно выделяется из общего ряда – своим несколько карикатурным, психопатическим фанатизмом и оригинальными способностями. Впрочем, и остальные антагонисты тоже – не безликая масса.

    Что самое интересное, это аниме обошлось без типичных для японской анимации смазливых рожиц – Интерга ведет себя несколько мужиковато, подчеркнуто «бесполо»; Алукард не похож ни на женоподобного юношу, ни на перекачанного качка; дворецкий Хеллсингов Уолтер далек от образа благообразного старца и даже Виктория, кончено, милая и симпатичная, но скорее обаятельная, чем красивая. Сначала это было даже как-то непривычно, но все же создателей сериала стоит похвалить за жизненную, не идеализированную внешность персонажей.

    Примечателен «Хеллсинг» и «готичной» атмосферой и боевыми сценами, впрочем, последние на любителя – как в большей части аниме, они символичны и психоделичны, особенно, когда в дело вступает Алукард.

    Увы, у этого, без сомнения, заслужившего свой культовый статус, сериала, есть и заметные недостатки. Как ни печально, главный из них – это сюжет. Он, хоть и не лишен интриги, но достаточно банален и прямолинеен. К тому же, явно нацелен на продолжение – очень много вопросов так и осталось без ответов. Например, из этого аниме мы так и не узнаем, почему Алукард служит семье Хеллсингов (хотя некоторые смутные намеки на разгадку имеются), и, главное, почему он убивает других вампиров?

    Итог: несомненно, примечательное аниме. Но оставляет сильное ощущение недосказанности – ясно видно, что это часть какого-то большего произведения, нуждающаяся в продолжении. Главная мысль после титров заключительной серии: «Маловато».

  • Идет ожесточенная борьба людей с космическими захватчиками – расой «мимиков», существ с коллективным разумом. Британский генерал приказывает американскому военному корреспонденту майору Кейджу (Том Круз) запечатлеть переломный момент войны – массированное наступление армии человечества, вооруженной новейшими экзоскелетами. После того, как трусливый американец отказывается рисковать и по глупости начинает угрожать генералу, тот наносит симметричный удар – приказывает арестовать Кейджа и отправляет его на фронт рядовым «штрафником» с репутацией дезертира, психа и патологического лжеца. Героическое наступление заканчивается провалом и страшной бойней, в которой герой Круза гибнет вместе со всем подразделением… и неожиданно приходит в себя на аэродроме, куда его в бессознательном состоянии доставили после ареста в штабе.

    Этот фильм зрители прозвали «Днем сурка» для мальчиков», и это довольно точное определение. Если в той картине главный герой, попав во временную петлю, перековался из самодовольного эгоиста в человека, способного по-настоящему полюбить, то Кейджу предстоит превращение из труса, думающего только о собственной безопасности, в настоящего героя войны, лишенного страха и готового на самопожертвование. Правда, без любовной линии тоже не обошлось.

    Сразу оговорюсь, что с литературным первоисточником не знаком. Но в самом фильме хватает заимствований из массовой культуры. Само сражение людей в экзоскелетах с роем пришельцев живо заставляет вспомнить как «Звездный десант», так и игру Starcraft. А Рита Вратаски, рубящая врагов огромным мечом смахивает то ли на типичного героя аниме, то ли на космодесантника из Вархаммера 40000 (подозреваю, что задействовать пиломеч создателям фильма помешал только страх перед строго блюдущими свои авторские права Games Workshop; а жаль, выглядело бы колоритно). Мимики (кстати, почему «мимики»? неужели из-за привычки закапываться и легкой «аморфности»?) смахивают на Охотников из «Матрицы» (когда плавают), и немного – на ксеноморфов. Впрочем, сходства эти, как говорится, в пределах приличия, далеки от «грани смешения», и вполне сойдут за дань уважения предшественникам.

    Вообще, сюжет фильма должен изрядно повеселить геймера, знакомого с понятием «чекпойнт». Какого чувствовать себя в реальной жизни, будучи привязанным к принудительной точке сохранения? Адская мука это или возможность изменить свою судьбу? Прожить жизнь так, как нужно, а может быть, так, как на самом деле хочешь? Преодолеть страх и стать чем-то большим, чем трясущийся за свою шкуру человечек? Или всего лишь сизифов труд – бесконечное сражение с превосходящими силами противника? Так что ситуация, в которую попал Кейдж, при всей драматичности, со стороны весьма забавна. Однако, в конце концов «Грань будущего» напоминает зрителю: в реальности мы живем только раз, и когда-то придется рискнуть по-настоящему – чтобы не потерять лицо, не прожить жизнь зря, не погубить все то, что обязан защищать.

    Фильм, безусловно, довольно интересный и неглупый. Боевые сцены достаточно зрелищные, слегка сумбурные, что скорее дань реализму (как писал Анджей Сапковский, с точки зрения организованности война больше всего похожа на охваченный пожаром бордель). Хотелось бы, конечно, побольше пафосного превозмогания в стиле верховеновского «Звездного десанта», но дискурс не тот. Впрочем, все равно хотелось бы.

    Однозначно слабое место фильма – концовка. Но о ней, во избежание спойлеров, могу сказать только, что логики в ней ноль.

    Итог: хороший, крепкий научно-фантастический боевик, оригинальная подача, казалось бы, избитых образов и сюжетных ходов. Зрелищный, яркий и драматичный фильм. Главное – не забывать: в жизни опции Load нет.

  • Молодой ученый Джон Олдмэн принимает решение переехать в другой город. По такому случаю он организует для друзей прощальную вечеринку, на которой неожиданно сообщает всем свою главную тайну — свой возраст. Дело в том, что ему 14 000 лет.

    Фильм больше похож на спектакль — все действие происходит в домике Джона и только несколько коротких сцен — во дворе. Это требует предельной насыщенности диалогов, чистого драматизма — сразу ясно, что это кино не из тех, где примитивный сюжет и предсказуемые реплики разбавлены красивыми пейзажами и спецэффектами, выкинуть которые — и два часа уместятся на одной-двух страничках сценария. Здесь все по делу, никаких взрывающихся вертолетов и видов Новой Зеландии под симфонический пафос.

    Нет, в этом фильме перед нами гостиная, и ней несколько человек, ошарашенных неожиданной информацией. И в центре внимания их реакция на происходящее: как они примут невероятную новость? И какова настоящая разгадка тайны Джона Олдмэна?

    В «Человеке с Земли» смоделирован любопытный психологический эксперимент. Здесь все типы реакции на подобное невероятное заявление, которые только может продемонстрировать человек. Практичный археолог Арт считает Джона сумасшедшим. Пожилая Эдит думает, что происходящее — глупая шутка, и чувствует себя оскорбленной. Биологу Гарри все равно, что движет Джоном — для него это игра, любопытный эксперимент, хороший способ весело провести время. Дэн пытается докопаться до истины, логически подтвердить или опровергнуть «теорию» друга. Ну, а любящая Джона Сэнди просто хочет верить.

    Сколько героев — столько и мнений, столько характеров и типов поведения. Гадает вместе с ними и зритель — хотя, конечно, исполнитель роли Джона Олдмэна Дэвид Ли Смит постарался, чтобы мы поверили обаятельному кроманьонцу. Однако до конца картины ответа не ждите — и концовка будет довольно неожиданной.

    «Человек с Земли» — тот самый случай, когда минимумом выразительных средств создателям фильма удалось добиться максимального результата. Это кино еще раз напоминает всем, как важны хороший сценарий и актерская игра — этих составляющих достаточно, чтобы создать шедевр.

    Итог: великолепный, «умный» фильм. Настоящая научная фантастика, хоть и без роботов, звездолетов и футуристических мегаполисов. Если этот «Человек с Земли» понравился даже мне, при всей моей любви к зрелищности в кинематографе — значит, у авторов все получилось на 110%.

  • Без пощады Отзыв о фильме «Без пощады (2010)»
    8
    • ivan2543
    • 26 марта 2017 г., 14:47

    Судя по корейским триллерам, нет ничего страшнее, чем обидеть корейца, и, тем более, испортить ему жизнь — лучше сразу застрелиться. Потому, что мстить корейцы, судя по их кинематографу, умеют. Жестоко, красиво, извращенно. «Олдбой», «Я видел дьявола» и другие образцы жанра убеждают нас в этом.

    Не исключение и «Без пощады». Это снова картина о мести, возведенной в ранг искусства.

    Выдающийся судебный патологоанатом участвует в расследовании зверского убийства девушки. Благодаря его исследованию, преступника удается задержать, но тут кто-то похищает дочь эксперта и выдвигает требование… Дальше пересказывать нельзя — будут спойлеры.

    Все по законам жанра — неожиданные сюжетные повороты, «скелеты в шкафу» у персонажей, и, самое главное — Хитрый План Чудовищно Жестокой Мести. Куда уж без него — специфика обязывает. Присутствует расчлененка (главный герой — патологоанатом, напоминаю, и его работе уделено немало экранного времени), поэтому, можно сказать, картина балансирует на грани хоррора.

    Чего фильму не хватает — так это какой-то индивидуальности, стиля. Тут он вышеназванным столпам жанра проигрывает. Хотя в финальных сценах присутствует какая-то декадентская эстетика, в основном фильм снят довольно безыскусно. Впрочем, в сравнении с «Олдбоем» безыскусно выглядит 99% мирового кинематографа, так что не стоит завышать планку и придираться.

    Итог: добротный, жесткий криминальный триллер с закрученным сюжетом. «Высокого искусства» не ждите, но это именно «то, что написано на упаковке» — сферический корейский триллер в вакууме. Скоротать вечерок поклоннику жанра — самое то. И все-таки не обижайте корейцев. Они хорошие — кино снимать умеют.

  • Магнолия Отзыв о фильме «Магнолия (1999)»
    6
    • ivan2543
    • 26 марта 2017 г., 14:41

    В последнее время мне часто попадаются фильмы, о которых можно сказать «замах на рубль, удар на копейку». Вот и «Магнолия» из их числа.

    Повествует кинокартина об одном дне из жизни нескольких человек, так, или иначе связанных с некоей телеигрой. Одни эту передачу делают, другие в ней играют, третьи приходятся им родственниками, четвертые — знакомые этих родственников.

    Начинается все очень драйвово, оригинально. С места в карьер — мелькают персонажи сцены, декорации, завязки сюжетов, лица, судьбы. Заявленная тема — «невероятные совпадения». ОК, смотрим.

    И где-то на третьем часу картины темп снижается. Диалоги начинают провисать, а действие — топтаться на месте. И заканчивается все очень невнятно. Столько интриг, сюжетных линий, вопросов — и очень мало ответов и настоящих развязок.

    Такое ощущение, что авторы фильма испугались. Потому, что на распутывание всех узлов, что они навязали в его начале, понадобилось бы гораздо больше времени, чем три часа. Но уже это — больше того хронометража, который способен вытерпеть среднестатистический зритель. И вот одни узлы разрубили, а другие — спрятали от греха подальше.

    Самое печальное — заявленная тема не раскрыта. Где здесь невероятные совпадения? Что связало всех героев и все сюжеты? Ничто. Они были связаны изначально, это было сложно не заметить. А единственное совпадение — редкое природное явление, свидетелями которого стали все персонажи, но, учитывая, что все события фильма происходят в одном городе, это неудивительно.

    Ну и тема темой, а какова идея картины? И есть ли она вообще? Да, в отдельных сюжетах, она, вроде бы, присутствует — «научитесь прощать», «принимайте близких такими, какие они есть», «человек имеет право на ошибку»; и совсем банальные прописные истины: «наркотики вредны», «суицид — не выход», «месть — это плохо» и т. д. Но одной большой, базовой идеи, которая увенчала бы это произведение, не хватает. Вот и стоит оно отдельно, монументально, как недостроенный храм непонятно какой религии.

    И еще: почему — «Магнолия»? Видимо, «потому что гладиолус».

    Итог: несуразный фильм, эпичный и фундаментальный по замыслу настолько, что не хватило даже трех часов на полное раскрытие темы и сюжета. Создателям его надо было понять, что, конечно, лиха беда — начало, но и заканчивать работу надо тоже качественно и с пониманием того, что хочешь видеть в итоге. А здесь остается ощущение, что все решили: «А вот давайте будем снимать в таком ключе, а финал как-нибудь сам образуется». Не образовался. В целом — посмотреть «Магнолию» вполне даже можно, если нравятся оригинально и нешаблонно сделанные фильмы и при этом не жалко времени; но откровений не ждите.

  • Четвертый сезон

    Конечно, странно сразу писать о четвертом сезоне, но по разным причинам о 2-3 сезонах написать не удалось, а теперь уже поздно — смотрел давно, пересматривать некогда.

    Итак, четвертый сезон. В Хокинсе появляется новая напасть — кто-то убивает подростков, страдающих от психологических травм. Несмотря на более чем странные обстоятельства смерти несчастных, полиция начинает подозревать одного из старшеклассников — Эдди Мансона, который стал случайным свидетелем первого убийства. Увы, Эдди впал в панику, увидев страшную гибель школьницы, да и вообще не слишком желал общаться с копами, ибо приторговывал «веществами», а потому скрылся с места происшествия, чем и навлек на себя подозрения. Проблема в том, что Мансон был председателем «Клуба адского пламени», школьной организации фанатов «Подземелий и драконов». И очень скоро местные религиозные активисты, возглавленные обезумевшим от горя и злобы парнем убитой девушки, объявили убийства ритуальными, а «Клуб…» — сатанинской сектой, и начали в Хокинсе самую настоящую охоту на ведьм.

    А главные герои сериала — Уилл, Майк, Дастин и примкнувшая к ним младшая сестра Лукаса Эрика как раз состоят в злополучном «Клубе…», и теперь для них жизненно важно: 1) спасти Эдди от линчевания; 2) отмыть репутацию «Клуба…», то есть — свою собственную; 3) как можно быстрее остановить настоящего убийцу, поскольку следующей жертвой он выбрал Макс Мэйфилд, подругу Лукаса. Но загвоздка в том, что убийца — пришелец с Изнанки, таинственный гуманоидный монстр, которому Уилл и Ко дали кодовое имя «Векна» (в честь одного из могучих злодеев из AD&D). А значит, остановить его, а тем более доказать невиновность Эдди, будет очень непросто, ведь полиция не верит в монстров…

    Параллельно с этим развиваются еще две сюжетные линии. В Пентагоне подозревают, что за убийствами в Хокинсе стоит Одиннадцать, и принимают решение ее ликвидировать. К счастью, об этом узнает доктор Оуэнс и похищает девочку, чтобы вернуть ей суперспособности и память. Оуэнс верит, что только она может остановить угрозу, нависшую над Хокинсом и всем миром. Еще одна, совсем побочная линия, рассказывает о том, как Джойс Байер и старый параноик-конспиролог Мюррей отправляются на Камчатку спасать шерифа Хоппера из советского исправительного лагеря.

    Отличительная черта этого сезона — очень длинные серии, что весьма, имхо, неудобно. Что помешало снять больше серий с меньшим хронометражем — не ясно. Заключительная вообще длится больше двух часов! Ладно, загадочное решение, но создателям виднее.

    Сюжет напоминает одну большую пасхалку на «Кошмар на улице Вязов», уж очень Векна смахивает на Фредди Крюгера, внешностью и своим modus operandi. (Кстати, Роберт Инглунд сыграл в этом сезоне одну из второстепенных ролей.) Можно узреть отсылку и к кинговскому Пеннивайзу, ибо Фредди все же атаковал своих жертв во сне, а не подкарауливал их средь бела дня, когда они оставались в одиночестве. Что ж, монстры, играющие со страхами своих жертв — это всегда интересно. На этот раз Изнанка, кстати, мне напомнила уже не Сайлент Хилл, а скорее Внешний Мир из Mortal Kombat. Или Ад из DOOM-2016? Короче, постмодернизм никуда не делся.

    Что сказать, все осталось на уровне, актеры играют по-прежнему отлично, сюжет лихо закручен, спецэффекты же от сезона к сезону выглядят все богаче. Местами настолько дорого-богато, что даже немного перебор, но так хотя бы видно, на что ушел бюджет.

    Четвертый сезон содержит как «вот-это-повороты», но при этом не просто ставит все с ног на голову, а логично раскрывает тайны сюжета. Мы наконец-то узнаем, что произошло в лаборатории перед побегом Одиннадцать и почему вообще именно в Хокинсе творится такая дичь.

    Географический размах сериала растет, уже не ограничиваясь одним городком. Действие перенеслось на этот раз в Неваду, Юту, на Аляску и даже в СССР. А следующий, заключительный, сезон обещает быть еще «глобальнее».

    Ложкой дегтя стал неприглядный образ Советского Союза. Понятное дело, что сериал — трибьют восьмидесятым с их клюквой и ядерно-шпионской паранойей. Но с учетом современной международной ситуации вся эта клюква выглядит грустно и раздражающе. Ради справедливости стоит сказать, что армия самих США в этом сезоне показана сборищем бессердечных параноиков и убийц, которые без суда и следствия готовы застрелить школьницу из-за смутных подозрений, открывают огонь на поражение по малейшему поводу и без, расстреливают мирных жителей, применяют пытки. Так что в ура-патриотизме братьев Дафферов не упрекнешь, просто время для шуток про «злых русских» сейчас очень плохое.

    Немного удивляет, что Одиннадцать испытывает такие проблемы с общением в новой школе, вроде не вчера из лаборатории сбежала, уже должна влиться в человеческое общество. Впрочем, индивидуальных проблем никто не отменял, психологических травм она пережила достаточно.

    А вот что удивило сильно, это то, что гонения на D&D в связи с «сатанинской паникой» в США, оказывается, действительно были в реальности! Настоящее безумие. Ладно еще «наезды» общественников на рок-музыку, Голливуд и комиксы, это как-то еще можно понять, но трудно представить себе что-то более безобидное и далекое от оккультизма и насилия, чем настольные игры! Черт возьми, человечество не устает меня разочаровывать.

    Что до тематики сезона, то тут, помимо того, что «Очень странные дела» не перестают быть гимном подростковой дружбе, поднимается тема нетерпимости общества к тем, кто не похож на других, имеет какие-то нетривиальные вкусы и увлечения.

    Впрочем, что касается злополучного Эдди, то он персонаж неоднозначный, ибо помимо «сатанинского» имиджа, он изгадил себе репутацию торговлей наркотиками, а это уже выходит за рамки образа склонного к эпатажу, но безобидного веселого раздолбая. Понятное дело, он не дьяволопоклонник и не убийца, но и на невинного агнца не тянет.

    Ну и, кстати, об опасности религиозного фанатизма лишний раз этот сезон напоминает.

    Итог: «Очень странные дела» снова не разочаровали. Еще больше мистических загадок и невероятных разгадок, еще больше экшена, еще больше напряжения. История прОклятого городка Хокинса движется к финалу и, будем надеяться, финал будет достойным предыдущих четырех сезонов.

  • Это аниме мы с женой посмотрели ввиду его стремительно растущей популярности. Уже через небольшой промежуток времени после выхода, посыпались на него в Сети восторженные отзывы, нарекающие не много ни мало, новой классикой жанра.

    Что же в итоге? Увы, впечатления не столь радужные.

    Сюжет начинается с того, что мы узнаем о способности главного героя предвидеть события и «отматывать» время назад, чтобы их предотвратить. Срабатывает способность не часто, но на глазах зрителя он, например, предотвращает аварию. «Перемотка» действовала только в стрессовых ситуациях и на совсем небольшой промежуток времени… пока не случилось страшное. Буквально на глазах героя неизвестный убивает его мать, а его самого потом обвиняют в этом убийстве. И тут он переносится… очень сильно назад.

    Сначала о хорошем. Та часть, что посвящена детству главного героя, все эти истории о детской дружбе и взаимопомощи, о «тимуровской» деятельности путешественника во времени и его друзей — это очень трогательно. Нет, правда, без шуток. Человеку очень часто не хватает участия, доброты, и зачастую это та самая малость, которая может спасти жизнь. В нашем обществе принято считать, что самоубийц провоцируют злые дяди из Интернета, «школьных стрелков» — жестокие игры, а алкоголиков и наркоманов — их гены, но все это отговорки. 99 % причин разрушенных судеб — это бессердечие реальных людей из ближайшего окружения. На каждом из нас, кто отворачивался, когда травили и унижали товарища, кто проходил мимо плачущих и отталкивал приятеля, у которого появились проблемы — часть этой вины. И это аниме заставляет задуматься, сколько жизней могла бы спасти обычная дружба.

    Но в остальном… Что и сказать, сериал довольно скучен. Детективную часть не вытянули — нужно было сильнее закрутить интригу, добавить подозреваемых — слишком все с определенного момента очевидно. Как триллеру, ему тоже не хватает напряженности.

    Вообще, тему изменения прошлого разрабатывали многие. И тут всегда были две полярные точки зрения: что человек хозяин своей судьбы и наоборот — любое вмешательство только приближает неизбежное. Первая, более популярная точка зрения, ближе и мне, и создателям этого аниме. И за это им тоже спасибо.

    Итог: трогательная и поучительная драма о детской дружбе, в довесок к которой идет скучный детективный триллер и невнятная фантастика. В принципе, смотреть можно, но остроты, динамики и закрученного сюжета не хватает катастрофически. Шумихи вокруг этой вещи не понимаю совершенно.

  • Статус «Евангелиона» широко известен. Если к чему и подходит затасканное определение «культовый» — так это к нему. Мало какое аниме так хвалят, впрочем, и ругают тоже много, что логично. Однако, одно бесспорно — произведение сие является значимое. Потому я его и посмотрел. Ну и еще потому, что это меха — но тут я насчет его принадлежности к жанру иллюзий не питал. Известно же — деконструкция.

    По итогам просмотра могу сказать, что те, кто говорит, что смотреть «Евангелион» надо всем и обязательно, несколько опрометчивы. Чтобы адекватно отнестись к этому зрелищу, нужно по крайней мере знать, а желательно — всей душой любить японскую анимацию. Ибо это ОЧЕНЬ японское произведение. И чтобы его понять на 100%, боюсь, надо быть японцем. Или, по крайней мере очень сильно любить японскую культуру. Создается полное ощущение, что снималось оно строго для своих, даже без малейшего намерения сделать его понятным для европейского зрителя.

    Но все это не недостатки — так, особенности. То есть, искушенный зритель может холодным разумом вникнуть в суть этого смыслового конструкта, если уж не почувствует его душой. Но тут-то его и может поджидать разочарование.

    Сюжет поначалу прост. Человечество ведет борьбу с некими непостижимыми «ангелами» или «апостолами» (в оригинале используются оба термина, предпочитается второй, в английском и русском варианте — первый, во избежание и политкорректности для). Это очень странные огромные монстры, наподобие классических кайдзю, которые появляются то из космоса, то из глубин океана или земли, и крушат города. Справится с ними могут только гигантские биороботы системы «Евангелион», управляют которыми избранные — как водится, конечно же, японские школьники. Главного героя, Икари Синдзи, классического ОЯШа, вызывает из японской глуши для этой почетной миссии сам командир Икари Гендо, являющийся по совместительству его родным отцом. Впрочем, совмещать эти общественные обязанности у Гендо не получается, а мать Синдзи давно умерла, поэтому на папашу у будущего великого пилота большой зуб. Поскольку и по прибытии Синдзи на место прохождения службы отец видит в нем только подчиненного, хоть и ценного.

    Дальше зрителя ждут еще несколько героев, много фрейдизма, конспирологии и эзотерики. Что, в общем-то, было бы неплохо. Если бы не концовка.

    Последние две серии. Это нечто. Да что там — это просто издевательство над зрителем. Может быть, радикальный любитель артхауса и психоделии и может смириться с ЭТИМ. Но даже для меня это было слишком. А я, к примеру, Тарковского уважаю, а Линч — вообще мой любимый режиссер. И аниме много видел мозгоразрывающего.

    А секрет прост — у создателей кончились деньги. И они, лишившись возможности нормально доснять концовку, решили урезать фрейдистской психоделии. По полной.

    (На самом деле, потом был доснят обещанный «гранд финал» — полнометражный «Конец Евангелиона». Но о нем — разговор отдельный, сейчас на повестке дня — исходный сериал).

    Что меня радует и удивляет — что «Конец Евангелиона» и последующие римейки вообще сняли. Потому, что будь это не Япония, а, скажем, США, после такой «концовочки» франшиза бы сдохла. Там и не таких «курочек ряб» с золотыми яйцами в перспективе резали. Я еще понимаю, как публика проглотила такого же недоделанного «Берсерка» — там фанаты были настолько, видимо, под гипнозом первоисточника, что не замечали выпадения ключевых для сюжета сцен и сумбурной концовки. Но у «Евы» первоисточника — нет!

    Может, когда я посмотрю под тыщу тайтлов, я настолько объяпонюсь, чтобы постичь смысл этого сериала. Пока я уверен, что он, конечно, в проекте был, но так там и остался.

    Ну, и по мелочи — главные герои сего действа, а именно Синдзи и Аска, никакого сочувствия лично у меня не вызвали. Впрочем, кому вообще нравится Синдзи — это для меня загадка, я еще таких зрителей не встречал. А вот культ Аски среди анимешников, кроме как ее сногсшибательными формами, объяснить невозможно. Ибо у нее две ипостаси — потерявшая берега стерва и аморфное депрессивное нечто. А ведь некоторые даже видят в ней цундере (!).

    И, как назло, Синдзи и Аски в сериале больше всего. А вот лично мне более интересные Гендо и Рей совсем не раскрыты.

    Итог: сериал, безусловно, интересный, но сырой и банально недоснятый. Можно маяться самообманом и искать в этом огрызке смысл, но король, имхо, голый. «Евангелион», по крайней мере, в отрыве от продолжений, являет собой сумбурную и невнятную попытку воплощения некоей грандиозной идеи. Какой именно — осталось загадкой.

  • Ривер (сериал) Отзыв о фильме «Ривер (сериал) (2015)»
    8
    • ivan2543
    • 29 октября 2016 г., 17:05

    Довольно пожилой и опытный детектив Джон Ривер начинает расследование убийства напарницы, застреленной из окна проезжавшего автомобиля. Беда в том, что помимо поисков убийц, у него есть еще одна проблема — он видит мертвых людей. Жертвы, подозреваемые, случайные люди, те, кого он знал, и те, кого он видел уже мертвыми, и те, о ком он только читал… Джон всегда видел призраков, но теперь, после гибели близкого друга, они буквально сводят его с ума. Что не прибавляет Риверу самообладания и портит его и так не блестящую репутацию.

    Оценка этого мини-сериала зависит от точки зрения на него. Если расценивать его как детектив — то детектив это довольно слабый. Сюжет строго следует канонам жанра, установленным (и деконструированным!) еще Агатой Кристи. Объяснять конкретно не могу — это будут уже спойлеры. Но как детектив «Ривер» — банален.

    Если же считать «Ривера» драмой или психологическим триллером — то это совсем другое дело! Здесь есть много колоритных персонажей, герой с нестандартными психологическими проблемами, побочные сюжетные линии, социальная проблематика — одним словом, пищи для размышлений предостаточно. Касается сериал и темы мигрантов, и нравов мафии, и важных вопросов психологии — преодоления потери, борьбы с замкнутостью и одиночеством. История неторопливая, местами затянутая, без экшена, но оживляемая «глюками» главного героя.

    В итоге получаем достаточно любопытный рассказ о человеке, противостоящем злу снаружи и внутри своей личности. Местами скучноватый, но чаще атмосферный и эмоционально насыщенный. Главное в этой истории — люди, если не забывать об этом, то смотреть очень интересно. Стоит похвалить актеров, стараниями которых создавался драматический накал сериала — особенно исполнителя главной роли Стеллана Скарсгарда, Николя Уолкер, сыгравшую «призрака» его убитой напарницы Стиви, а также Эдди Марсана, выступившего в роли личного демона Ривера — духа маньяка Томаса Крима.

    Итог: хорошая криминальная психологическая драма пополам с посредственным детективом. Для любителей неонуара и мрачных тайн человеческой души — вполне подходящая вещь.

Фильтр