Обсуждение фильма "Персона"

Обсуждение фильма "Персона"

картинка Chagrin
Персона, Ингмар Бергман, 1966 г

«Персона» (швед. Persona) — чёрно-белый камерный художественный фильм режиссёра Ингмара Бергмана, экзистенциальная драма. Сам автор фильма называл его вместе с фильмом «Шёпоты и крики» наиболее важным в своём творчестве. Главные роли исполнили Биби Андерсон и Лив Ульман.

Награды:
1968 — Премия Национального общества кинокритиков США
Лучшая актриса — Биби Андерсон
Лучший режиссёр — Ингмар Бергман
Лучший фильм

О режиссере:
Основные темы творчества Ингмара Бергмана — кризис религии, кризис традиционной семьи, кризис личности; поиски настоящих отношений между людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман с помощью своих актёров выражает сложнейшие переживания экзистенциальной встречи человека с правдой о мире внутри и вокруг себя.

Бергман был известен тем, что многократно работал с одними и теми же актёрами. Среди «своих» актёров Бергмана, которых режиссёр снял в 10 и более фильмах, можно отметить Гуннара Бьёрнстранда, Эрланда Юзефсона, Макса фон Сюдова, Биби Андерссон, Харриет Андерссон, Лив Ульман и других.

Издательство Corpus выпустило книгу Тумаса Шёберга «Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены», не совсем привычную биографию шведского классика.

Понравился ли вам фильм? О чем он, на ваш взгляд? Знакомы ли вы были с творчеством Ингмара Бергмана до этого?

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    Мне фильм очень понравился. Восхитительная работа оператора: каждый кадр четко отстроен по композиции, прекрасен, гармоничен. Восхитительные актрисы, очень красивые, крупные планы доставляли истинное наслаждение. Особенно понравились сцены, в которых Лив Ульман и Биби Андерссон в одном кадре:

    картинка Chagrin
    картинка Chagrin
    картинка Chagrin
    картинка Chagrin
    картинка Chagrin

    Честно признаюсь, для меня смысл фильма не был ясен до конца. Я видела Элизабет -- равнодушную, неподвижную, молчаливую фигуру. Видела Альму -- чувствующую, искреннюю и не замолкающую. Я понимала, что обе они являются 2 частями одного, но не могла понять до конца их роли. Потом я прочитала это:

    В античном театре термин «Персона» обозначает маску, через чье отверстие для рта декламирует свою роль актер. Сам термин «Persona» позаимствован Ингмаром Бергманом из философской теории Карла Густава Юнга о связи между «Persona» и «Anima» в жизни, где «Persona» представляет собой маску, изображающую определенную роль в обществе, скрывающую при этом истинное «я». «Anima», или же «Animus» — это коллективный образ женщины в индивидуальном бессознательном мужчины, и наоборот; — это архетип, противоположный совершенному образу «Persona».


    После этого многое стало ясным)
    До этого я смотрела несколько фильмов Бергмана: "Земляничная поляна", "Седьмая печать" и "Сцены из супружеской жизни", "Персона" меня впечатлила больше всего.

  • Крупные планы мне тоже очень понравились, все эмоции как на ладони. Интересный прием, когда сцена с рассказом о сыне Элизабет повторялась дважды - сначала показывали лицо Элизабет, ее переживания, потом, при повторном рассказе - лицо Альмы.
    Про Persona и Anima прочитала, но честно говоря, фильм не стал для меня понятнее) Почему Альма и Элизабет - две части одного и того же? Кто-то из них Persona, а кто-то Anima, что ли???

  • Я восприняла так:
    Элизабет -- Персона. Она молчит, она скрывает свое внутреннее я, нося определенную маску, навязанную обществом: успешная, замужняя и, когда ей подсказали, еще и мать. Возможно, ей не нравится быть женой. И точно не нравится быть матерью, эта роль идет против ее желаний. Ей нравится играть, потому что именно в этот момент она совсем забывает о себе и играет ту роль, которая ей положена сценарием.
    Альма -- Анима. Чувственное начало, настроение, эмоции. Это то, что Элизабет прячет под маской равнодушия и молчания. В конце концов она понимает, что не хочет больше играть, не хочет быть равнодушной, смогла противостоять персоне и обрела некую целостность, поэтому собралась и уехала.

    Как-то так.

  • А, так это получается, что на самом деле уехала Элизабет? То есть она как бы стала Альмой (открыла в себе Аниму)? Получается и с мужем тогда на самом деле была Элизабет, а не Альма? То есть во взаимоотношениях с мужем она тоже является как бы собой, а не скрывается под маской?

  • Наверное.
    Вообще, у многих людей же бывает конфликт между тем, кем мы являемся и кем хотим казаться для окружающих. И только с некоторыми можем позволить быть собой. Возможно, она не настолько нежна с мужем, как хотела бы, или как она думает, хотел бы он, поэтому она в конце концов срывается и кричит о том, что она равнодушна.

  • Возможно, она полюбила его искренне, но потом её жизнь выветрила эту любовь и она больше не могла быть с ним Альмой! И вот все эти события повлияли на то, что она снова стала Альмой для него, "мы должны относиться к друг другу как дети", то есть имеется ввиду, быть настоящими во всём, без измен, лжи, притворства, фальши, молчания. Да, это уехала Альма, хотя приезжала Элизабет.

  • Почему приезжала Элизабет? Их сразу двоих показали.

  • Ну она приезжала в диссонансе с собой). Уехала более цельной. Я это имел ввиду.

  • Ага, мысль понятна)

  • Однако именно Альма сперва изображает пылкую страсть, а потом признается, что ничего не чувствует. Что-то не похоже на искреннюю любовь..

  • Поэтому я написал "возможно", были сцены и указывающее на то, что мужа она не любит...

  • Вообще не очень понятно вот это:

    «Anima», или же «Animus» — это коллективный образ женщины в индивидуальном бессознательном мужчины,


    Получается, что Анима это как бы и есть суть настоящей женщины? Чувственность, эмоции и т.д. А почему "в индивидуальном бессознательном мужчины"? А не в своем собственном представлении? Не то, как она сама себя ощущает? То есть получается, что женщина является собой через призму представления мужчины о ней? то как он ее представляет? Но тогда Anima это как бы не настоящее ощущение себя самой (как мне представляется).

  • Прочитала, что "анима" -- это проявление женского в мужчине. Сейчас почитаю и подумаю еще, что-то я запуталась))

  • Ой, для меня это вообще как-то все слишком сложно) Просто я бы не стала доверяться "коллективному образу женщины в индивидуальном бессознательном мужчины")) Мало ли, как мужчины бессознательно представляют себе женщин))

  • Я так поняла, это именно та "женщина", которая есть в каждом мужчине. Т.е. для каждого она своя)
    Помню, мы "Демиана" обсуждали и тоже в психоанализ ушли :D
    Я хочу посмотреть побольше Бергмана, а потом прочесть ту книгу, ссылку на которую я дала в шапке темы.

  • Книгу я бы тоже почитала, жаль ее нет в электронном виде.

  • Есть) Да деньги. Я если куплю, скину.

  • О, было бы замечательно) Спасибо)

  • Вот что я прочитала на одном из сайтов:

    Вдали от привычного окружения женщины слились в одну фигуру и дополняют друг друга. Элизабет произносит свои первые слова, но Альма как будто не слышит их и через секунду повторяет ту же самую фразу. Таким образом, Альма получает роль персоны Элизабет, т.е. она олицетворяет её публичное проявление эго.
    «Как можно быть одним и тем же человеком в одно и то же время, и в то же время быть двумя разными людьми?» - спрашивает Альма, плача. Она также не может соединить в себе две разные ипостаси. Но, несмотря на то, что они обе обнажили свою суть друг перед другом, Альма становится зеркальным отражением Элизабет. В силу вступает первобытный образ, который Карл Густав Юнг обозначил как архетип «персона», когда бессознательное проецируется на сознательное. Как правило, когда архетип не распознаётся, он продолжает воздействовать на сознание, пока не превратится в новую персону.
    Элизабет связывает себя с внешним миром с помощью Альмы. Даже, когда она пишет письмо своему доктору, то рассказывает в нём не о себе, а о грехах медсестры. Альма прочитывает это письмо. Она в ужасе. В отношениях возникает пропасть. Бергман усиливает эффект раскола странным визуальным рядом. Как будто пленка прожигается, и вместо истории опять появляются кадры, с которых начинается фильм.
    Альма внезапно начинает чувствовать фальшь той искусственной среды, которую женщины сами для себя создали. Альма провоцирует Элизабет, она хочет услышать хоть звук от неё и оставляет кусок битого стекла у порога. Ссора двух женщин больше похожа на внутренний конфликт, экзистенциальный кризис одного человека. Персона пытается вытеснить сознание эго. Борьба переносится и на физическое взаимодействие. Элизабет начинает говорить только после того, как она видит угрозу и включается инстинкт самосохранения.
    «Нередко Персона, будучи слишком жесткой, отрицает всю остальную личность — аспекты личного и коллективного бессознательного, — и замкнутость в своей роли ведет к нехватке естественного эмоционального отклика. Другая опасность в том, что при перемене маски и усвоения нового способа реагирования на внешнее человек может утратить привычные опоры, а это воспринимается как разрушение личности» (Семира "Архетипы Юнга и астромифология").
    Конфликт достигает своего апогея, когда приезжает муж Элизабет. Он принимает Альму за свою жену. Альма уже растворилась в Элизабет и является полноценной персоной актрисы. Сначала она отказывается и пытается уверить господина Фоглера в том, что она не его жена, но чем больше она слушает его, тем сильнее вживается в роль. И вот она уже бросается к нему в объятия. Элизабет стоит позади Альмы и как будто передает ей свои чувства и контролирует всё, что происходит. Альма бьётся в истерике – она показывает все, что скрывала под своей маской молчания Элизабет: «Я знаю, ты молчишь потому, что устала от всех своих ролей, от всего того, чем владела в совершенстве. Но разве не лучше разрешить себе быть глупой и слабой, болтливой и лживой? Тебе не кажется, что человек станет хотя бы чуточку лучше, если разрешит себе быть самим собой?»
    Элизабет прячет фотографию своего сына, Альма находит её и просит объяснить, но тут же рассказывает историю актрисы сама. Женщины сидят зеркально друг напротив друга. Затем появляется кадр, в котором лица героинь соединяются в одно. Монолог Альмы есть исповедь, которой так ждала Элизабет. Бергман дублирует эту сцену исповеди. Как только Альма заканчивает свою речь, сцена начинается заново с фотографии сына под ладонью Элизабет. Как будто сначала говорит «персона», а затем «эго». Противоположности сливаются. В своём обнажении друг перед другом они едины. Бергман подчеркивает это и визуально. Сначала зрителю показано лицо Элизабет крупным планом, а как только сцена начинает повторяться - лицо Альмы. Но, пожалуй, Элизабет всё еще боится своей собственной сущности, ей не достигнуть гармонии, единства и целостности.
    Все тонкие детали в фильме неуклонно намекают на то, что возможно весь фильм – это история одной женщины, а не двух. И та, и другая трактовка могут быть верными. Бергман охватывает настолько широкий спектр проблем и в философии, и в искусстве, что оставляет за зрителем варианты восприятия картины. То Альма договаривает фразу, начатую Элизабет, то они вообще сливаются в единое целое. Фильм можно трактовать и как исследование личностного расстройства, конфликта персоны и анимы (внешнего и внутреннего), и как конфликт искусства искреннего и коммерческого (тому свидетельствует первоначальное название фильма – «Кинематограф»).

  • Мдаааа... Надо все это как-то обмозговать.

  • Согласен!

  • Анима - это душа, а душа это сложное понятие и часто ее сравнивают с женщиной во всякого рода символах. Тем более, ранее добиваться успеха в карьере, жертвуя при этом временем и теплом семьи, была прерогатива мужчины, то есть Элизабет как бы мужчина, Альма - женщина. Поэтому слегка чувствуется сексуальное притяжение между ними, которое круто сыграли))). И да, конечно, ее муж видит не такой, какой она есть. В этом тоже причина внутреннего конфликта. Его образ не совпал с ней настоящей, с ее душой. Плюс здесь идея того, что в каждом из нас смешано два начала и два пола, куча ролей и так далее...

  • И да, конечно, ее муж видит не такой, какой она есть.

    Вот эта мысль очень разумная. Мне понравилось.

  • Фильм вызвал у меня сложные чувства - некоторые моменты зацепили, но многое было непонятно. Для меня этот фильм, наверное, об одиночестве. Элизабет перестала говорить, но мне почему-то кажется, что и до этого, в отношениях с людьми она была довольно отчужденной, неискренней, в том смысле, что ни перед кем не раскрывалась по-настоящему, была замкнутой. Единственное, что ее волновало - это она сама и ее работа. Она не может даже ответить на чувства своего ребенка, хотя и испытывает муки совести по поводу этого. Не уверена, что она любила своего мужа, скорей всего, позволяла ему любить себя, лишь бы он не вторгался в ее внутренний мир, оставил ее в покое. Альма тоже одинока, хотя в противоположность Элизабет она стремится кому-то излить душу, хотя бы вот этой малознакомой актрисе, чужому для нее человеку, которой лишь забавно слушать ее излияния. Вообще она представляется мне психически более неуравновешенной, чем Элизабет. Если уж на то пошло, то именно Альме самое место в психбольнице)) Мне было интересно наблюдать за взаимоотношениями этих женщин, но, повторюсь, многое осталось непонятным. Не поняла, почему и в чем Альма "похожа" на Элизабет, почему муж Элизабет принял за нее Альму? (или это были какие-то галлюцинации???) Почему Альма рассказывала за Элизабет ее историю про ребенка? И почему в конце фильма Альма уехала вместо Элизабет на съемки? (я правильно это поняла?) Что это было??? Что хотел сказать этим режиссер? Я совершенно ничего не поняла. Наверное, слишком прямолинейно (собственно, как всегда))) восприняла эти режиссерские приемы.
    Единственный фильм Бергмана, который я смотрела раньше, - "Седьмая печать". Мрачный исторический фильм про средневековье, чуму и смерть, он мне очень понравился. Вообще смотреть фильмы Бергмана мне интересно, хотя я многого и не понимаю)) Но я бы еще что-нибудь у него посмотрела)

  • И почему в конце фильма Альма уехала вместо Элизабет на съемки? (я правильно это поняла?)


    Там вообще показывают, что она лежит распластавшись, как будто ее убили. Так что вообще не понятно(

  • Начала смотреть утром, но потом поняла, что не арсполагаю стольким временем сразу и остановилась.
    И вот сейчас только досмотрела.
    Потому что такой фильм нельзя смотреть в два-три приёма. Здесь важет общий накал. При тишине, спокойствии, медлительности... он очень сильный. Фильм, который надо смотреть с постоянно прикованными к экрану глазами. Настолько много имеет значения детали.
    В некоторых картинах обращаешь внимание только на музыку и разговоры, а шумы - просто фон. Здесь же имеет значение каждый шорох, каждый вздох, скрип... Потому как это не ыон - это тоже слова.
    Фильм очень понравился. девять баллов. Хочу десять, но что-то не допонимаю пока. Возможно будет десять. Быть может ускользает то, что и не надо понимать.

    Две женщины. А две ли? Фильм очень похож на то, как человек разговарвиает сам с собой. Когда ему что-то не ясно, когда у него проблемы. И хочется понять, разобраться и не с кем или не надо делиться. Но произнесённое сделает многое понятным. Так я вижу этот фильм для себя.

    С другой сторны - это фильм о проблемах женщин.
    Одна. О её душевном расстройстве. Возможно, оно называется депрессия. При лечении депрессии очень важно говорть о том, что беспокоит. И чем больше ты будет высказываться, тем тебя скорее начнёт отпускать. Порой даже не важно что тебе ответят, что тебе посоветует - это не надо. Важен сам факт - исповеди. Элизабет не хочет выходить из своего состояния, продолжая упорно молчать.
    Альма. Здесь не душевное расстройство, зедсь неудвлетворение жизнью и она об этом кричит, этим спасаясь.
    И так я тоже вижу этот фильм.

    Он очень двояк. Это как смотреть на очертания в разное время суток. Днём - одна картина, а в сумерки - совсем иная.

    Это пока совсем свежие впечатления. Я приду ещё ппозже. Попробую ещё дописать. Хочется немного обдумать.
    И обязательно кадры добавлю.

  • Оля, почитай, что мы там написали, ушли в психоанализ о_0
    Я, кстати, тоже 9 поставила, потому что до 10 не поняла. А вообще да, получается, что весь фильм -- это монолог, но от этого не становится скучно.
    Я все же склоняюсь к тому, что Элизабет и Альма -- один человек.

  • Да, я уже начала читать).
    Я тоже склоняюсь, что - это один человек.Что он собирает свою потерянную натуру по кусочкам.Кроме чисто моментов психологии о тех которых ты говорила. Это ещё сцена с мужем как бы подтверждает. Потмоу как такое чистое подкладывание, если бы это две разных женщины, то как-то не из этого фильма. Здесь именно то, что она заставляет сама себя быть с ним.

    А про двух женщин я напсала - это уже больше к тому, что фильм не только художественен, но и очень ценен в плане психологии, даже психиатрии.

  • Ок, будем ждать твоих комментариев и полюбившихся кадров)

    Я скачала себе:
    Стыд
    Девичий источник
    Осенняя соната
    Страсть

    Я бы их и обсудила, конечно. Но если много желающих не найдется, я постараюсь отзывы к фильмам написать и, если что, можно будет обсудить в комментариях.

  • Я бы их и обсудила, конечно.


    А ты добавь их в нашу подборку, может, и наберутся желающие) Мне бы, например, тоже интересно было их посмотреть, только не все сразу, может быть, по фильму в месяц)
    Смотрю еще, Лив Ульман во многих его фильмах задействована)

  • Из текста в шапке:

    Бергман был известен тем, что многократно работал с одними и теми же актёрами. Среди «своих» актёров Бергмана, которых режиссёр снял в 10 и более фильмах, можно отметить Гуннара Бьёрнстранда, Эрланда Юзефсона, Макса фон Сюдова, Биби Андерссон, Харриет Андерссон, Лив Ульман и других.


    Кстати, прочитала, что Лив Ульман стала известной именно благодаря "Персоне", это ее второй фильм всего лишь.
    А в подборку пусть Оля добавит, в ней у меня и так уже 3 фильма, а она еще ни одного не предложила.

  • Текст в шапке читала, но, видимо, забыла. Я сейчас в Википедии еще прочитала, что у Лив Ульман, оказывается, еще и дочь есть от Бергмана.

  • Или еще можно в качестве следующей темы выбрать "фильмы Бергмана")

  • Предложи во флудилке, посмотрим, как народ поддержит)

  • Да я только за, люблю его.

  • Фильмы Бергмана я не смотрела.
    Но у меня ещё до "Персоны" уже был в хотелках "Осенняя соната"., а теперь я хочу посмотреть и ещё другие.

  • Посмотрела. Неловко как-то негативно отзываться о шедевре, но увы. Вообще не мое. Для меня в искусстве ценнее трансляция реальности, чем образов. Для меня важно понимать, что хотел сказать режиссер, здесь же сплошные вопросы и многоточия. Как можно обсуждать фильм, если ты даже так до конца и не определился, один это человек или два? В этом случае и обсуждение принимает совсем разные направления. Даже не знаю, какую оценку поставить.
    Что за морг показывают вначале? К чему тема фашизма? Если женщин две, откуда Альма знает историю Элизы? Если женщина одна, почему врач разговаривает с Альмой? Как она себя сама била? Если она одна, почему врач говорил, что она здорова? Чему многому Альма научилась у Элизабет? К чему питье крови? К чему забивание гвоздей в руки? К чему выпускание крови из ягненка? Это символизирует жертву людей искусства, приносящих типа на алтарь кинематографа свою личную жизнь и свое я? Безусловно, при желании я смогу притянуть сюда за уши все, что угодно. Нет, не мое.

  • К чему забивание гвоздей в руки? К чему выпускание крови из ягненка? Это символизирует жертву людей искусства, приносящих типа на алтарь кинематографа свою личную жизнь и свое я?


    Если речь идет о мелькающих кадрах, то я сначала тоже совершенно не поняла, к чему все это. А потом, когда в обсуждении зашла речь о Юнге, то у меня мелькнула мысль (ну просто в качестве предположения), что, возможно, это некие "понятия" (ну или какие-то "архетипы"), влияющие на формирование личности человека. В частности, "гвозди в руках" - да, это, возможно, жертвенность, как черта характера. Но вот конкретно у Элизабет этой жертвенности как раз и не наблюдается. Она эгоистична по своей природе, никого не любит, кроме себя и своей работы. К ребенку своему она равнодушна, и даже пожертвовать чем-то ради него она не может, почему и мучается. Но это я, конечно, только предполагаю, и ни в чем не уверена)

  • Вот что я прочитала в одной статье)

    Первые кадры, вмонтированные как бы случайно, показывают контраст между искусственной жизнью на сцене (маской) и жизнью реальной. Комедийные сцены противопоставлены сцене закалыванию овцы. И неслучайно главная героиня связана с искусством: она театральная актриса. А театр – яркий пример лицедейства, имитации реальности, ведь на всех актерах «маски». В следующих кадрах попеременно показаны то старики, то ребенок. Контраст между жизнью и смертью. Лицедейство здесь тождественно процессу умирания, даже не телесному, а скорее личностному. Ведь по мере примерки на себя чужих масок, своя индивидуальность стирается.


    Но мне нравится вариант с жертвой, потому что и заколотая овца и Иисус -- это жертвы, а актерам, действительно многим надо жертвовать ради профессии. Но тогда немного неясным являются ранние кадры: из комедии и тот, с вампиром))

  • А кадр, где Элисон пьет кровь Альмы тебе понятен?)

  • Может, таким образом они соединяются? Смешиваются?

  • Интересная мысль) Тогда им стоило бы пить кровь друг друга)

  • Просто Элизабет пила свою душу, чтобы быть актрисой, чтобы жить на публику, как то нужно было, любить мужа, любить сына, питалась собой отчасти. Это жертва её славе, профессии, мастерству, тщеславию, гордыне, поэтому и ягнёнку кровь пускают - символ агнца, юной и чистой души, жертвы ради какой-то идеи, неважно высокой и божественной, или приземлённой. В ту же степь и вампиризм. Кстати, этот момент показался мне с небольшим стёбом на христианство.

  • Это маленький шедевр начинающего талантливого режиссера.
    Аргументация: в каждом шедевре скрыто несколько пластов.
    Здесь:
    - Явные отношения двух женщин;
    - Отношения человека и искусства;
    - Отношения человека с самим собой;
    - Отношения человека в семье;
    - Отношения человека с давлением общества;
    - Небольшие религиозные пародии и удар по архетипам;
    - Это показано одной слитной историей, одним сюжетом, одной линией, подразумевающей всё и сразу, а не как обычно в фильмах - вот отдельные герои показывают семейные отношения, эти герои плюс какие-то дополнительные показывают общественные отношения, еще какими-то третьими линиями раскрыта тема религии, семьи и всё разрозненно.

    На мой взгляд соль, уникальность этого фильма в его единстве. И возможности долго подумать и что-то выбрать для себя. Круто же)).

  • Такая же ситуация как со "Сталкером". Это круто, но не мое)

  • Фильмы не могут подходить всем. Мне вон "Розенкранц и Г. мертвы" тоже не зашёл, хотя большинство людей считает этот фильм шедевральным. Здесь мне нравится, что есть над чем подумать.

  • Только что досмотрел. Фильм понравился. Ну я знал, что понравится: после "Фанни и Александра", Бергман - любовь с первого взгляда. Конечно, странные вставки смущают, потому что они достаточно навязчивые по смысловому давлению, но это более ранняя работа режиссера, старый фильм, и здесь меня это так сильно не напрягло, как было бы в современном фильме с такими же претензиями и разгулом. Я увидел, откуда вырос режиссер, его зачатки, проросшие, но еще зеленые. Было любопытно и интересно. Приём со сном Альмы - это его тема, приём с борьбой сознания и подсознания - это его тема, она станет еще более прекрасной в будущих работах, доля мистицизма возрастёт. Мне кажется, что идея того, что это одна женщина ровно настолько сильна, как и идея двух женщин. Просто у Бергмана есть некое единство внутреннего мира человека и его внешней жизни: то есть, у этого режиссера всё одно, всё едино, внутренний мир порождает жизнь и наоборот. Существование одной женщины породило существование другой, никак иначе быть не могло, они встретились на уровне кармы, потому что по сути являлись одним целым. По крайней мере, так понял я.

    Когда в финальных кадрах Альма показала себя актрисой, было даже кроху жутко, ведь до этого момента она светилась искренностью и наивностью. О гранях человека, о том, что мы действительно постоянно меняемся и с нами меняется наш мир. А понятие "нашего мира" весьма размыто, не факт, что "наш мир" одновременно не является миром других, и что они не являются нами. Короче, раздумывать можно вечно. И смотреть было не скучно, актрисы справились на ура. Минимализм кадра, фона, одежд, всё только способствовало их игре и раскрытию их персонажей, её персонажа, персоны. Сильный момент с мужем, с его словами про скучающего дома сына... Да много было сильных сцен, правда, при таком кино вставлять резанных ягнят и вампиров не стоило. Все достаточно глубоко, проникновенно, символично и без них. Ну, это максимализм юного гения с Бергманом такое творил)))).

    Элизабет - слава, признание, тщеславие.
    Альма - душа.
    Символизм имен соблюден также))).

  • Да много было сильных сцен, правда, при таком кино вставлять резанных ягнят и вампиров не стоило.


    Согласна полностью.