Обсуждение фильма "Жить"

Обсуждение фильма "Жить"

картинка tout_va_bien

«Жить» (яп. 生きる Икиру) — кинофильм режиссёра Акиры Куросавы, вдохновлённый повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Фильм до сих пор остаётся одним из лучших драматических фильмов в истории.


В фильме можно выделить две части, отличающиеся характером повествования. В первой половине фильма в прямой последовательности рассказывается о действиях главного героя после того, как он узнал о своей болезни. Во второй части показаны поминки героя, на которых его сослуживцы делятся своими соображениями о последних месяцах жизни покойного. Из этих отрывочных воспоминаний зритель узнаёт о деятельности Ватанабэ по строительству детской площадки. Обе части предваряются закадровым текстом, который сначала знакомит зрителя с героем, а затем сообщает, что тот скончался.

Награды
1953 — три премии «Майнити»: лучший фильм (Акира Куросава), лучший сценарий (Синобу Хасимото, Акира Куросава, Хидэо Огуни), лучшая звуковая запись (Фумио Яногути)
1953 — приз «Золотой волк» Бухарестского кинофестиваля
1954 — Специальный приз Берлинского сената, а также номинация на приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля
1960 — номинация на премию BAFTA лучшему зарубежному актеру (Такаси Симура)

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    Скопирую сюда свой отзыв, пожалуй)
    Непросто сформулировать впечатления от этого фильма и сказать однозначно понравился он или нет. Определенно я не жалею, что посмотрела его и познакомилась с японским ретро. Однако после прочтения аннотации ожидала совсем другого. Я думала, нам покажут как умирающий старик в борьбе с бюрократизмом строит детскую площадку. В принципе можно сказать, что так и было. Вот только я совсем не ожидала, что главный герой умрет посредине фильма и все его мытарства мы будем узнавать уже после его смерти. Фильм в принципе и делится четко на две части. До смерти главного героя и после. И это очень странно. Я, пожалуй, не припомню ни одного фильма, где главный герой умер бы посреди фильма и дальше действие разворачивалось без него, правда, перемежаясь воспоминаниями о нем.

    Что еще непривычно, так это гипертрофированная мимика актеров. Какое-то время у меня было четкое ощущение, что это комедия и кто-то ошибся, поставив тег «драма». Вскоре однако драма стала больше походить на драму, но вот привыкнуть к выпученным глазам главного героя я как-то не смогла. Толи это манера игры такая, то ли в принципе японцы вот так реагируют на горе. В общем отделаться от специфичной манеры игры не получилось.

    Интересно, что фильм очень напоминает советские фильмы того же периода. Не могу точно даже сказать чем, ибо я в этом плохо разбираюсь. Может дело в том, что это в принципе типичная манера для того времени. Какая-то чистота кадра что ли, крупные планы. Да и темы взяты очень актуальные для советского кинематографа - смысл жизни и бюрократия. Очень была удивлена, узнав, что Куросава, оказывается, был вдохновлен на фильм повестью Толстого «Смерть Ивана Ильича».

    К несомненным плюсам фильма можно отнести насыщенность бытом и традициями. Посмотреть на ту же поминальную церемонию очень интересно.

    Идеально подходит для знакомства с классикой японского кинематографа

  • Интересно, что фильм очень напоминает советские фильмы того же периода. Не могу точно даже сказать чем, ибо я в этом плохо разбираюсь.

    Японцы вот, например, очень русскую литературу любят. Не удивлюсь, если и кинематограф тоже. Но то, что ты назвала -- скорее общие особенности фильмов того периода)

    А мимика актеров мне напоминала маски японских театров. А еще, возможно это наследство "немого кино", когда все эмоции показывали лицом)

  • Фильм понравился. Старый японец, ведущий довольно скучное и однообразное существование узнает, что у него рак и резко хочет изменить свою жизнь, нагнать упущенное. Сначала он пускается во все тяжкие с неудавшимся писакой, он много пьет и любуется женщинами, но все равно не чувствует полноты и вкуса жизни. Потом он общается со своей коллегой, молодой девушкой и поражается ее жизненной силе и оптимизму. Но и она не смогла ему открыть секрет жизни. В итоге господин Ватанабэ сам находит для себя цель и добивается ее до своей смерти.

    Фильм поделен на 2 части. Первая довольно динамичная, вторая -- сцена поминок Ватанабэ. Вторая часть немного скучная, но именно она показывает, что Ватанабэ удалось что-то изменить своими действиями, своей смертью. Он подал пример того, как надо работать и оставил после себя память.

    В общем, фильм хороший и довольно глубокий для своего времени.

  • Но и она не смогла ему открыть секрет жизни.


    Ну в общем-то она ему подсказала, где его искать)

  • Не без этого. Но мне кажется, он искал какого-то секрета)
    А как думаешь, он был счастлив в конце?

  • Сомневаюсь. Думаю, умирал со спокойной душой. Но счастье- вряд ли.

  • Фильм мне, в общем, тоже понравился, вот только вторую часть было скучновато смотреть. Все эти рассуждения чиновников о бюрократии и т.п. как-то мне были не слишком интересны. Решение главного героя перед смертью сделать доброе дело, построить эту детскую площадку (или, вернее, парк?) вызвало у меня неоднозначную реакцию. С одной стороны, это конечно, хорошее дело, ну и вообще, насколько я поняла, герой хотел придать какой-то смысл своей жизни, 30-летней, совершенно бесполезной, чиновничьей деятельности, но с другой, то, что свои последние дни жизни он фактически угробил, униженно кланяясь и вымаливая у вышестоящего начальства разрешения на этот парк... это, мне кажется, неправильно. Совершенно расточительное отношение к собственной жизни. А как он грустно говорил, что столько лет не видел красивого рассвета? Вот лучше бы на рассветы любовался, или еще чем-нибудь чисто для себя занялся... Ужасно раздражало то, что он ходил ко всем этим начальникам, по всем этим коридорам учреждений постоянно согнувшись, даже не постоянно кланялся, а просто не разгибался. Ну ему только еще осталось на коленях ползать. Наверное, это такой японский менталитет... вероятно, ему было гораздо важнее, чтобы после его смерти осталась добрая память, чтобы люди о нем вспоминали с уважением и т.д. Но мне этого не понять, у меня совершенно другое представление об этом. Я не говорю, что надо пускаться во все тяжкие, чтобы, так сказать, испытать все наслаждения жизни, но и гробить последние мгновения в кабинетах чиновников - это, с моей точки зрения, ужасно.
    Еще мне было непонятно то, что он так и не смог довериться своему сыну, не сказал ему о своей болезни. Какой бы он ни был, все равно, перед своей смертью надо было выяснить все недоразумения и объясниться с единственным близким ему человеком.
    И то, что врачи не сказали ему правды, это тоже, я считаю, неправильно. Человек должен знать о своей болезни, он имеет право знать, сколько ему осталось жить. Странно, что у них в Японии существует такая "традиция" врать больным.

  • Ужасно раздражало то, что он ходил ко всем этим начальникам, по всем этим коридорам учреждений постоянно согнувшись, даже не постоянно кланялся, а просто не разгибался.


    Это однозначно в традиции японской. Но смотреть на это неприятно, даже с пониманием этого)

  • Да, очень неприятно. Ну вот и что у него за жизнь была? 30 лет за столом сидел, бумажки перекладывал, а под конец жизни еще и по чиновникам мыкался, унижался. Лично для себя он так и не пожил((

  • Да ваще ужас)

  • Не принято было смотреть в глаза вышестоящим (прямой взгляд без разрешения на начальника, лидера и т. д. считался вызовом, а он приходил не вызов бросать, а просить), например, как в 18 веке не принято было даме смеяться с приоткрытием зубов. Да, Япония начала 20 века - это трудно воспринимать современному человеку.

  • Не "Вкус вишни", но смотрел 2 дня... Трудное дело - классика).

    В принципе, понравилось; очень прикольно, как в конце чиновники забыли все свои слёзные обещания на поминках и на работе продолжили свою глупую бумажную волокиту с делегированием обязанностей.

    Манера игры актёров абсолютно естественная для того времени, много знаю фильмов ретро с утрированной мимикой, просто в силу особенностей лиц японцев она на них выглядит менее естественно, чем на голливудских актёрах немого кино.

    Фильм оказался затянутым - слишком много хронометража выпадало на сцены и крупные планы. Мне вот, чтобы понять, как страдает герой не обязательно было смотреть на его мокрые глаза почти минуту... Но я подозреваю, что тогдашней аудитории именно столько времени и было необходимо. Не зря же учёные доказывают, что каждое новое поколение говорит и мыслит чуть быстрее предыдущего, вот такой темп фильма тем зрителям подходил, а я страдал))).

    А так фильм хороший, смотреть на аутентичный быт и Японию мне всегда приятно. Актёры достаточно харизматичные, последняя сценка с песней в парке и шляпой в руках сына тронула.