Отзывы о фильме «...А зори здесь тихие»

...А зори здесь тихие

...А зори здесь тихие

Военный, Драма (СССР, 1972)

Рейтинг IMDB: 8.3 (2 904 голоса)

Отзывы

  • Неприятно это осознавать, но есть в кино темы, за которые фильмы запрещено ругать нельзя априори. А ругать советские фильмы про войну - и подавно. Легче впасть в патриотично-боевую эйфорию, с восхищением глядя на то, как "наши немцев бьют", объявить стандартную агитку глубочайшим посылом к молодому поколению, а трешовый голливудский боевик с бестолковым сюжетом про Рембо (неудивительно, что фильм понравился американцам) и пятерых бесполезных девиц - лучшим фильмом про войну. И тогда можно закрыть глаза на дешевые манипуляторские приемы со сценами довоенной жизни и слезодавильной концовкой, на фальшивейшую сцену с чтением стихов, на юмор ниже пояса (другого в фильме попросту нет) и на абсурдно бестолковых немецких лазутчиков, которым хватило ума пробраться в тыл, но потом у них что-то переклинило и они стали как бараны бегать по всему лесу за первым встречным. Ладно бы ещё догоняли, так нет же, подстреленный контуженный старшина убегает от них как от детей. Девушки, которые по сюжету претендуют на звание героев, Васькову только мешают, в одиночку он убивает гораздо больше немцев, чем с ними. Не говоря уже о том, что эти герои в первой половине фильма только и занимаются тем, что глумятся над Васьковым. Повезло, что фашисты пришли, бедный ветеран себя хоть человеком почувствовал, а не объектом для насмешек. И девушки сразу же по-другому к нему стали относится, чуть ли не с материнской нежностью и заботой. Вот и выходит, что фашисты-то на самом деле - катализатор доброты и сочувствия, атрофированных в небоевой обстановке, а не сеятели смерти.

    А самой запоминающейся сценой фильма является сцена в бане, вызвавшая активные бурления цензурных масс. Однако, именно это интуитивное решение режиссера превратило механические, лишенные индивидуальности женские персонажи в живых людей. Возможно, эта сцена нужна была также для того, чтобы сами актрисы лучше ощутили, кого они на самом деле должны играть. В этом месте склоняю шляпу, блестящее решение. Потому что к игре актеров в этом фильме точно не придерешься, все молодцы. Другим хорошим решением является разделение фильма на черно-белую войну и цветные воспоминания о довоенной жизни. И вообще в техническом плане фильм хорошо снят, тем более что длится почти 3 часа - большая редкость для советского кино.

    Но все же, чтобы я поверил в фильм, я должен чувствовать, что он сделан с душой, а не с целью меня растрогать и поиграть на патриотических чувствах. Это не просто наивно, но и грязно, в фильмах про войну такого быть не должно, на мой взгляд. Разве есть что-то подобное в таких шедеврах как "Иваново детство", или "Подранки"? Любовь к Родине и память ветеранам не нужно насаждать насильно, они сами себя проявят. Нам и без этого есть за что любить и почему помнить.

  • Маленькая страничка в истории большой войны. Бой местного значения. Хотя его и быть не должно, рассчитывали, что силы врага будут меньше. Неопытные зенитчицы и побитый жизнью старшина против 16 диверсантов. Без надежды на помощь и поддержку. В резко меняющихся условиях. И за ошибки приходиться дорого платить. Даже за потерянный сапог и забытый кисет.
    Режиссер, в меру технических возможностей, показал, какие были эти девушки. Кто мать, кто студентка, кто роковая красавица... У всех была жизнь, и она закончилась.
    Фильм смотрела много раз. Но на один момент не обращала внимания. Когда Комелькова с отвращением бросает нож СС в речку. И ясно представила, что сейчас за таким ножичком люди гоняются и перепахивают землю. А сколько готовых купить? То что внушало отвращением, стало сувениром.