Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга
Чтобы там не писали и не говорили, но когда-то для нас этот фильм был концептуальным. Для нас, для детей перестройки. Нас много, но мы прячемся. Фильм переворачивал сознание. Заставлял смотреть на вещи под другим углом. Кто-то приобрел косоглазие, а кто-то увидел свет. Фильм мало назвать гениальным - он был началом чего-то ужасающего, чего-то поистине настоящего, того, что до сих пор нас заставляет думать о том, что для страны не все потеряно. И это не пресловутая русская духовность, а что-то более глубинное. Что-то истинно настоящее.
Спасибо, Василий, ты навсегда останешься в наших сердцах. Прости за совковые фразы. Спи спокойно, дорогой друг. Ты не зря приходил в этот мир.
P.s. Вчера умер Василий Пичул, режиссер фильма "Маленькая Вера". Как бы не называли фильм критики и зрители, он занимает особую нишу в моем сознании и я буду смотреть его спустя десятилетия. Если доживу.А потом оттуда мы с ним будем смотреть вместе. У тебя все будет хорошо, Василий
Смотреть было тяжело. Примерно так же тяжело, как было в одно время тяжело было слушать ругань, истошные визги и звон от битых бутылок соседей за тонкой стеной панельного дома. Если описать впечатление одним предложением, то это будет так: «Герои фильма — истеричные идиоты, отравляющие жизнь сами себе, но некоторых из них иногда жалко».
Вера — не из тех, кого мне было жалко. Горластая, глупая, невоспитанная хабалка, по ошибке природы одаренная смазливой мордашкой и хорошей фигурой. И все. Не могу понять, что люди могут находить в ней привлекательного.
В одной из рецензий прочитала: «Для этой девушки ценности, на которые ориентировались ее родители, ничего не значат, она не верит в свободное и светлое социалистическое общество. Не верит потому, что видит вокруг бездуховность, нищету. Бесполезно что-то делать, можно проработать всю жизнь на тяжелой работе, как ее родители, а жить все равно будешь отнюдь не припеваючи.»
Помилуйте! Какое к черту общество и идеалы? Неужели этой истеричной дуре нужна хоть капля духовности? Разве только для того, чтобы плюнуть и изгадить. Разве она стала бы работать, если бы знала, что будет жить лучше, чем родители, как это сделал ее старший брат? Нет. Это просто обычная ленивая нахалка. Я понимаю, фильм — символ кризиса СССР, начала перестройки и пр., но у нас в России уже много лет как вполне можно заработать денег честным трудом, но выводки новых «маленьких вер», пьющих пиво в подъездах, не переводятся...
Родителей Веры временами было очень жалко, особенно отца. Понимаю, что они действительно «хотели как лучше». Но по настоящему сочувствовать им у меня не получается, наверное, я слишком «далека от народа». Возникало ощущение, что я смотрю на существ, похожих на меня, очень узнаваемых, напоминающих реальных знакомых, но совсем другого вида, никак не homo sapiens. Я не понимаю, как можно закатывать банки с огуцами в то время, как твоего мужа могу посадить за нападение на твоего зятя, не понимаю, как можно орать друг на друга благим матом, а потом всем вместе садиться ужинать и этот список можно продолжать до бесконечности.
Однако, мое неприятие персонажей не означает, что фильм мне не понравился. Понравился. Чудесно показанный «кусок жизни» определенного очень узнаваемого круга людей, практически художественное реалити-шоу «Что будет если молодая и глупая дочка шофера и швеи приведет в дом парня — студента?».
Но есть для меня в фильме сюжетная загадка, персонаж, внутреннюю мотивацию которого я не понимаю, студент Сережа. Само собой, студент может познакомиться на дискотеке с глупой, но смазливой девчонкой и переспать с ней, может быть даже не один раз. Но связываться с ней серьезно? Жениться? Зачем это ему? Ради «социального эксперимента»? Захотел стать Пигмалионом? Вроде не похоже... Думается, что этот персонаж нужен был только для того, чтобы обострить противоречия и ярче показать характеры семьи Веры.
Жила-была столичная девушка Маша, и вот она вышла замуж за провинциального юношу Васю. Во время визита к новоявленным родственникам девушка Маша пришла в ужас: домашние консервы, пьянство, поедание арбуза ложкой, бездуховность! И написала об этом сценарий. Сценарий долго не пускали в работу, но началась Perestoika, и стало можно все.
Удивительно, но несмотря на известных актеров в роли старшего поколения и "детей разных народных" в роли младшего (к примеру, подружку главной героини сыграла дочка Табакова, а планировалась изначально дочка Смехова), фильм получился очень четным и искренним. Наверное, потому, что режиссер Пичул (тот самый юноша Вася) сам из Жданова и снимал по сути про себя и свою юность.
В фильме нет глумливого умиления "Ах, эти забавные провинциалы!", и над пьянством, насилием и промискуитетом предлагают не смеяться, а ужасаться.
Есть очень сильные сцены - к примеру, негритенок, поливающий гладиолусы, в то время как за забором идет похоронная процессия, врезается в память не меньше поездки на мотоцикле с коляской под "Маленький плот" на фоне дымящихся труб в "Грузе 200". Или разговор за бражкой двух девчонок-оторв. "Я позу знаю из йоги - ха. Очень полезная поза". Дочь Табакова в фильме вообще лучшая, жаль, что она ушла из актерства.
Но если бы в фильме вместо унылой половой сцены (эротической ее не назовешь) раскрыли внутренней мир героев - в киноповести девушки Маши-сценаристки Хмелик, а надо думать и в сценарии - были потрясающие сцены вроде видения отца перед смертью, где он понимает, как Вера похожа на его умершую в молодости маму, или кошмара Сергея в больнице, из-за которого он и устроил побег - фильм стал бы совершенно пронзительным, и, может, до сих пор вызывал бы слезы. Хотя и не собрал бы столько денег, и жизнь Негоды сложилась бы по-другому, без "Плейбоя" и Америки... Если бы, если бы.