Майя Дерен

Майя Дерен
Режиссёр независимого кино, хореограф, этнограф, теоретик авангарда.
Имя на английском Maya Deren (Элеоноора Деренковская)
Дата рождения 29 апреля 1917 г.
Место рождения Киев, Украина
Дата смерти 13 октября 1961 г.
Место смерти Нью-Йорк, США
Возраст 44
Всего фильмов 16
Первый фильм 1943
Последний фильм 2010
Карьера Режиссёр, Сценарист, Монтажер, Актриса, Продюсер

Биография

Дочь психиатра Соломона-Давида Деренковского и актрисы Марии Фидлер была названа в честь знаменитой итальянской актрисы Элеоноры Дузе. В 1922 году вместе с родителями переехала из Украины в США. Жила и училась в городе Сиракьюс, штат Нью-Йорк; входила в кружки троцкистской молодёжи (Троцкому симпатизировал её отец). С начала 1940-х годов сотрудничала с выдающейся американской балериной и хореографом, родоначальницей «чёрного танца» Кэтрин Данэм, была её личным секретарём; под её влиянием обратилась к изучению африканских и гаитянских ритуалов.
В 1942—1947 годах была замужем за чешским авангардным фотохудожником и кинорежиссёром Александром Хакеншмидом (псевдоним — Хаммид), обучившим её основам кино. В 1943 году взяла псевдоним Майя Дерен. В эти годы общалась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном, Джоном Кейджем, Анаис Нин, Грегори Бейтсоном, Энтони Тюдором.
Умерла от кровоизлияния в мозг, что связывают с её употреблением амфетаминов с начала 1940-х годов. Много лет друживший с ней поэт Джеймс Меррилл сделал её героиней своей поэмы «Книга Эфраима» (1976).
Наиболее известна короткометражная немая лента Дерен «Полуденные сети» (1943; саундтрек был присочинён позже), в 1947 году удостоенная Международного приза за экспериментальный фильм в Каннах. Кинематограф Майи Дерен критики определяют как «поэтическую психодраму», «кино транса». Сюжета в её короткометражных фильмах нет; задача киноизображения — с помощью игры света и тени, зеркал и анфилад, смены острых оптических ракурсов, выверенного церемониального ритма вывести зрителя за пределы реального пространства и времени, погрузить в состояние гипнотической заворожённости. Как правило, снималась в собственных фильмах сама, снимала друзей и близких (Хаммида, Дюшана, Кейджа, Анаис Нин). Творческий почерк Майи Дерен, связанный с изобразительными и кинематографическими экспериментами сюрреалистов и Жана Кокто, предвосхитил кино американского андеграунда (Стэн Брэкидж, Йонас Мекас, Кеннет Энгер, Дж. Смит), оказал влияние на фильмы Дэвида Линча.
В 1986 году Американский киноинститут учредил премию имени Майи Дерен.
Прах Майи Дерен был развеян над горой Фудзи.

Новинки кино

Лучшие фильмы

Фильмография: режиссёр

2010 Herzbeutel Драма, Короткометражка Швейцария 0.0000
2003 Ритуал в преображенном времени Короткометражка США 6.0000
1958 The Very Eye of Night Ferrier, Patricia, Freisinger, Don, Sandifer, Richard Короткометражка США 6.0000
1951 Ensemble for Somnambulists Короткометражка США 0.0000
1948 Медитация о насилии Короткометражка США 4.6667
1945 Хореографический этюд для камеры Короткометражка США 4.0000
1944 На суше Короткометражка США 7.6667
1944 Ведьмина колыбель Короткометражка США 6.4000
1943 Послеполуденные сети Hammid, Alexander, Майя Дерен Короткометражка США 8.6471

Фильмография: сценарист

1961 Maeva Bonsignori, Umberto Драма США 0.0000
1951 Ensemble for Somnambulists Майя Дерен Короткометражка США 0.0000
1944 На суше Майя Дерен Короткометражка США 7.6667

Фильмография: монтажер

1958 The Very Eye of Night Майя Дерен Короткометражка США 6.0000
1943 Послеполуденные сети Майя Дерен Короткометражка США 8.6471

Фильмография: продюсер

1951 Ensemble for Somnambulists Майя Дерен Короткометражка США 0.0000

Фильмография: актриса

1943 Послеполуденные сети Майя Дерен Короткометражка США 8.6471