Отзывы Watchdog

  • Зимняя спячка Отзыв о фильме «Зимняя спячка»

    Драма (Германия, Франция, Турция, 2014)

    Долгий трёхчасовой медитативный фильм вполне оправдывает своё название и кому-то может показаться занудным. Долгие, величественные пейзажи горных хребтов Анатолии создают атмосферу бесконечности и неизменности пространства, действительно какого-то летаргического сна.
    Камерность и герметичность сюжета на фоне мрачного великолепия природы вполне гармонично смотрятся на экране. Диалоги тягучи и полны ароматами неопределённости, тревоги и непрощённых обид. Их содержание в общем-то вторично и непринципиально. Суть фабулы взаимоотношений между героями - непонимание, нежелание слышать, неумение прощать. Ничего нового, но сыграно очень ярко и убедительно.
    Этот фильм - для желающих ощутить долгий и красочный рефлексивно-экзистенциальный трип от одного из самых лучших турецких режиссёров современности. И да, обязательно посмотрите "Однажды в Анатолии" от него же!

  • Побудь в моей шкуре Отзыв о фильме «Побудь в моей шкуре»

    Драма, Триллер (Великобритания, Швейцария, США, 2013)

    Фильмы со Скарлетт Йоханссон я стараюсь не пропускать, так как являюсь давним поклонником таланта этой великолепной актрисы ещё со времён «Мира призраков». Поэтому вопроса «идти или не идти» на «Побудь в моей шкуре» передо мной не стояло.
    Но кто такой Джонатан Глейзер? С трудом, но вспомнил его фильм десятилетней давности – психологическая драма «Рождение» с Николь Кидман. Неплохая работа, но и не шедевр…
    «Шкура…» же доставила истинное наслаждение. И не то, чтобы я фанатичный поклонник Дэвида Линча, но фирменная «линчевская» психоделическая атмосфера фильма не может не произвести впечатление на любого, кто знаком с этим жанром.
    Из чего складывается эта атмосфера?
    Во-первых, урбанистические (Глазго и его пригороды) и природные (морское побережье, лес) пейзажи Шотландии. Причем Шотландия – та ещё, в стилистике лучших экранизац6ий Ирвина Уэлша («Кислотный дом», «На игле», «Грязь»). Особенно порадовала стайка брутальных шотландских девиц, сползающихся (почти буквально) на местечковую дискотеку. Это истинный трэш! ))
    Во-вторых, отстранённо-холодная и пронзительная музыка 27-летней певицы и композитора Мики Леви. Жёсткие и резкие доминирующие звуки скрипки создают очень правильный саспенс.
    Ну, и в третьих, конечно - бесподобная Скарлетт в образе брюнетки-инопланетянки, хладнокровно и методично завлекающая одиноких бездетных мужиков… Хм, как им кажется, в постель, а на самом деле – для переработки в некий пищевой концентрат. Ненуачо, инопланетяне тоже жрать хотят! Мы же вот свинину кушаем не потому, что жестокие, а потому, что это просто наша еда, и всё. Так и Скарлетт Йоханнсон: ничего личного, никакого негатива, просто пища. Так всего-навсего заложено в социально-биологической парадигме инопланетян. Люди - не враги, не соседи, а обычная еда, дичь.
    А «мясокомбинат», кстати, снят вполне гламурно: чёрная блестящая желеобразная масса, по которой, как посуху, заманчиво дефилирует обворожительная Скарлетт, эффектно разбрасывая на ходу нижнее бельё. «Пища», пуская слюни, покорно плетётся за таким дивным сокровищем и… вуаля: консервная банка с очередным мачо в желе готова! )
    Ну, а потом инопланетянку Скарлетт вдруг резко пробивает «на гуманизм», желание понять этику человеческой природы, разобраться, в чём заключается «инаковость» потенциальных «пищевых концентратов» ну и всё такое из серии вегетарианской пропаганды. Короче, «мясо же живое и всё чувствует - поэтому неправильно его есть!».
    А чего "пробило"? Целых три причины: 1) Семья в шторм спасала собачку. Утонули и муж, и жена, и собачка. Годовалый осиротевший ребёнок надрывается на берегу. Гуманизм, ёпта! 2) Случайный мужик в автобусе похерил (до поры, до времени) либидо и приютил загибающуюся от этических мучений инопланетянку у себя дома, проявив невероятный и бескорыстный душевный порыв. 3) Подобранный на трассе уродец оказался таким объектом сострадания, что был даже извлечён из уже казалось бы закупоренной консервной банки и отпущен на все четыре. Катарсис, бля! )) Оказывается, "побыть в шкуре" - это не просто закамуфлироваться в кожу "пищи", но и попытаться ощутить и почувствовать, чнм живёт "пища", что думает "пища", каким этическим выбором руководствуется "пища". Вау, спасибо, кэп, круто! ))
    Итог печален: прекрасная охотница решает отказаться от пищи, и постепенно теряет силы от голода. А «пища» в лице насильника-лесника решает, что им такие странные «иные» вообще не нужны живыми и… без тени сомнения заживо сжигает бедную инопланетянку, облив её бензином.
    А что, пища такая пища. Если не мы её, то она тебя! )
    Ну, а если без иронии, то фильм, конечно, очень достойный, сильный, психоделичный, напрямую воздействующий на бессознательное зрителя. Фильм странный, хаотичный, атмосферный, смотрящийся на едином дыхании.
    Любителям артхауса рекомендуется однозначно! Ну, а тем, кто попал на фильм случайно, утешением будет вполне раскрытая тема сисек! ;-)

  • Мебиус Отзыв о фильме «Мебиус»

    Арт-хаус, Драма (Южная Корея, 2013)

    Первое что приходит в голову - "закос" под Ларса фон Триера. Уж слишком свежи впечатления от "Нимфоманки". Или не "закос", а продолжение той же темы, но в азиатском варианте? Хотя, как раз в этом фильме истинно азиатского-то совсем немного. Только обстановка и герои. Но их переживания, эмоции - вненациональны. Фильм вообще очень условен: внешние институты (полиция, врачи), да и вообще окружающий социум - статичны и гротескны.
    Кими Ки Дук отбрасывает всё ненужное, чтобы сосредоточиться на фрейдистской классике: лишение (отрезание) фаллоса и его последствия. Исследование боли как сублимирующего эротического инструмента. До кучи - инцест.
    Чем-то напомнило кубриковский 'Eyes wide shut'. Исследование запредельного изнутри этого самого, запредельного.
    Очень символична маска Будды - как маяк, показывающий путь из бездонной пропасти.

  • Милая Фрэнсис Отзыв о фильме «Милая Фрэнсис»

    Драма, Комедия (США, Бразилия, 2012)

    Этот фильм милый, смешной и немного грустный. Причём это такая светлая и лёгкая грусть, когда выходишь из кинозала, смотришь вдаль и улыбаешься чему-то неслучившемуся, несложившемуся. Но легко отпускаемому сердцем: без зла, с любовью.
    В главную героиню влюбляешься сразу и бесповоротно. И немного при этом стыдишься. Ведь вся её смешная неуклюжесть, неловкость, наивность, непрактичность, детская прямота и искренность начинают напрямую воздействовать на подсознание зрителя. И это всё наши детские страхи - показаться смешным, глупым перед родителями, друзьями, девочкой, которая нравится…
    А она не стыдится и даже не очень-то переживает о том, что «несвидабельна». Да и вообще она свою подругу любит больше, чем мужчин. Не в смысле сексуальной ориентации (Фрэнсис скорее вообще асексуальна), а в смысле того, что им вместе и жить, и дружить гораздо приятнее, чем с парнями, особенно из богемной Нью-Йоркской тусовки. Гораздо больше она расстраивается из-за того, что её не берут танцевать в основной состав хореографической студии, да и вообще постоянно дают понять, что лучше бы ей заняться чем-нибудь другим.
    Очень нравится персонаж руководителя танцевальной студии: она справедлива в своих суждениях. Но при этом даёт (и неоднократно) шанс главной героине раскрыться в том, что у неё получается лучше - постановке детской хореографии. Шедевров Фрэнсис, конечно, и здесь не создаёт, но главное, что все довольны: дети, родители, руководитель студии, да и сама Фрэнсис.
    В атмосфере фильме есть что-то неуловимое от Вуди Аллена, и это ощущается всё время с момента появления главной героини. О да, Грета Гервиг. Помните Салли, подругу юного Джека в «Римских приключениях»? Вот, она самая. Кстати, и сценарий фильма написан ею же совместно с Ноем Баумбахом. Вот, теперь хочу посмотреть другие его работы. Ну очень понравилось!

  • Вечное возвращение Отзыв о фильме «Вечное возвращение»

    Драма (Украина, 2012)

    Моё первое знакомство с творчеством Киры Муратовой - этой удивительной женщины, гениального режиссёра - состоялось летом 1990 года в Москве в киноклубе легендарного ДАСа (Дома аспиранта и стажёра МГУ) на ул. Шверника, 19. Это был "Астенический синдром", и представляла его... ну конечно же никому ещё тогда не известная Рената Литвинова, историческое знакомство которой с Кирой Муратовой состоялось незадолго до той премьеры. Картину я посмотрел тогда буквально на одном дыхании, и с тех пор жду каждый её новый фильм с нетерпением и благоговейным трепетом. "Вечное возвращение" - конечно же, очередной шедевр. Фильм-скетч, фильм-стёб, фильм-шутка, фильм-трагикомедия. Серия черно-белых кинопроб с повторяющимся вновь и вновь сюжетом: командированный мужчина приходит в гости к плохо знакомой бывшей однокурснице и прямо с порога начинает требовать совета, как ему поступить в сложной жизненной ситуации, выбирая между женой и любовницей... Чудесные интерьеры, костюмы, диалоги, интонации. И звёздный состав актёров: Алла Демидова, Олег Табаков, Рената Литвинова (ну, это само-собой разумеется), Сергей Маковецкий. Всем любителям артхауса - однозначный маст!!!

  • Жизнь Адель Отзыв о фильме «Жизнь Адель»

    Драма, Мелодрама (Франция, Бельгия, Испания, 2013)

    Попасть на этот фильм удалось только с третьего раза. Он идёт в Москве уже почти месяц, а залы по-прежнему переполнены и билетов к началу сеанса не остаётся.
    Адель – семнадцатилетняя школьница. Она читает много классической литературы, неплохо пишет в своём дневнике и выглядит старше и умнее своих сверстников. Родители – среднестатистические обыватели, с устоявшимся однообразным и невыразимо скучным образом жизни: спагетти болоньезе из огромной кастрюли на столе (как вариант – курица с картошкой), телевизор и уверенность в том, что в жизни женщине нужно обязательно заниматься только тем, что приносит деньги или жить с богатым мужем, чтобы позволить себе увлекаться такой никчемной ерундой, как изобразительное искусство.
    Неожиданно в жизни Адель появляется девушка Эмма с синими волосами, к которой Адель начинает испытывать непреодолимое сексуальное влечение. Эмма старше Адели лет на пять, она художник, учится на факультете «изящных искусств» и вращается в богемных кругах. В доме её родителей – устрицы, белое вино и либерально-буржуазные взгляды. Она великолепно знает философию, боготворит Сартра и знает, чего хочет достичь в этой жизни. А Адель всего-навсего любит детей и хочет работать учителем в начальной школе. Климт и Шиле для неё – имена из другого мира.
    Адель влюбляется в Эмму, да и Эмма… Нет, не влюбляется, но Адель ей интересна: она молода, неглупа, сексуальна и обожает Эмму. Так отчего бы и не начать роман? Тем более, что Адель как раз исполняется восемнадцать.
    Эмма раскрывает в Адель мощную сексуальность. С мальчиками у Адель такого не получалось, а с Эммой – сложилось, да ещё как. Сцены любви на экране вышли невероятно красивыми, ошеломляющими, страстными и очень искренними.
    Два года пролетели незаметно. Эмма развивается как художник, устраивает персональные выставки, приглашает в дом модные тусовки (всё для карьеры). А Адель… Она полностью погрузилась в любовь и ей, кроме Эммы, никого не нужно. Она учит маленьких детей в школе, а вечером занимается хозяйством, готовкой еды (о да, те же спагетти болоньезе) для тусовки и мытьём посуды. Она не хочет развиваться самостоятельно как личность (хотя Эмма ненавязчиво указывает ей на её способности), а хочет полностью раствориться в своей любви к Эмме. В определённый момент Эмме становится скучно, любовь Адель кажется ей навязчивой и даже секса с Адель она уже не хочет. Она увлекается новой подругой Лиз (кстати, беременной), а Адель чувствует себя одинокой и покинутой. Её томящаяся сексуальность ищет выхода и находит в лёгкой интрижке с коллегой по школе. Узнав о происшедшем, Эмма использует этот удобный повод, чтобы закатить грандиозный скандал и вышвырнуть надоевшую Адель из своего дома, да и из жизни. Теперь у неё есть Лиз, которую она тоже не любит, но которая гораздо сдержаннее в эмоциях и полностью устраивает Эмму.
    А Адель никак не может избавиться от своей любовно-эротической зависимости от Эммы. Она всё так же работает в школе с детьми, у неё никого нет, нет никаких увлечений, а есть только невероятная тоска по Эмме. Случайная встреча в кафе, встреча на персональной выставке Эммы. Но ничего вернуть нельзя: Эмма не любит её (да и не любила) и, несмотря на ещё тлеющее желание, продолжения не будет. Адель, наконец, понимает, что всё: с прошлым надо расставаться, отпускать его. Без этого не будет будущего. Она уходит с выставки и идёт прочь в красивом синем платье. Очень хочется верить, что Адель рассталась, наконец, со своей зависимостью и будет идти вперёд, познавая себя и новую жизнь. А синее платье навсегда останется с ней как воспоминание об этой красивой, но грустной любовной истории.
    Фильм очень политкорректный. Место действия – маленький городок на юге Франции. Однополые отношения воспринимаются в обществе в целом толерантно (хотя у Эммы была однажды проблема с экспозицией из-за неоднозначного отношения владельца галереи – но это, скорее, исключение). Одноклассницы Адель злятся на неё не за то, что она дружит или спит с нетрадиционной девушкой, а за то, что та скрывает это от них. А союз Эммы и Лиз – как раз пример однополого гражданского брака с ребёнком. Межнациональных конфликтов тоже нет – ни в младшей, ни в старшей школе. В городке регулярно проходят вполне себе мирно то гей-парады, то студенческие демонстрации против неудобной политики властей. Причем, отличия одних от других не слишком заметны )))
    Не обошлось, правда, без «шпильки» в адрес Америки: одного из представителей художественного истеблишмента – арабского юношу – снимают в Голливуде исключительно в роли арабского террориста непременно с бородой и криками «Аллах акбар!» ))
    Фильм "Жизнь Адель" длится три часа, но эти три часа пролетают, как одно мгновение. Работа режиссёра Абдулатефа Кешиша, оператора и главных героинь - поистине великолепна. Каннская пальмовая ветвь - заслуженный результат.