Обсуждение фильма "Мой личный штат Айдахо"

Обсуждение фильма "Мой личный штат Айдахо"

картинка Chagrin
«Мой личный штат Айдахо» (англ. My Own Private Idaho) — драма Гаса Ван Сента. Приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Торонто, Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Ривер Феникс) на Венецианском кинофестивале.


Название фильма «Мой собственный Айдахо» не имеет непосредственного отношения к песне «Частный Айдахо» («Private Idaho»), исполняемой группой The B-52s. Но режиссёр выражает группе отдельную благодарность в финальных титрах. Название фильма подразумевает, что Майк живёт в своём собственном, вымышленном мире — в том «собственном Айдахо», где он счастлив со своей матерью, что перекликается с текстом песни группы The B-52s.

Фильм рассказывает историю двух портлендских хастлеров — Майка (Ривер Феникс) и Скотта (Киану Ривз), пустившихся в путешествие в поисках мамы Майка, которое приводит их в родные для Майка места — в Айдахо, и далее в Италию, прежде чем вернуться обратно в Портленд, Орегон.

Персонаж Скотта восходит к шекспировскому принцу Хэлу, престолонаследнику из исторической хроники «Генрих IV». В фильме он — сын портлендского мэра, который отвергает мир своего отца, выставляя своё уличное поведение, включая мужскую проституцию, как бунт. Майк — гомосексуал, страдающий нарколепсией, не имеющий никаких средств к существованию и испытывающий к своему спутнику романтическую привязанность.

Критики отмечают, что даже по стандартам роуд-муви движение главных героев «Моего личного штата Айдахо» лишено какой-либо предзаданной цели и совершенно непредсказуемо. Единственным диссонансом в этом отношении служат сцены, представляющие собой прямые отсылки к шекспировской пьесе, и дословные заимствования реплик оттуда. Оба главных героя в дороге ищут свой потерянный рай, дом, семью. Для Скотта этот поиск заканчивается возвращением в родной дом после смерти отца. Для Майка дорога не имеет конца, так как единственный доступный ему дом он носит внутри своего сознания — это тот воображаемый штат Айдахо, воспоминание о котором сопровождается (вымышленными?) кадрами затёртой плёнки с изображением его идиллического детства рядом с матерью.

Немного фактов о фильме:
На то, чтобы завершить сценарий, у Гаса Ван Сента ушли годы. Дописав его, Ван Сент столкнулся с тем, что студии не были готовы финансировать фильм о двух мальчиках по вызову. Он послал копию сценария агентам Киану Ривза и Ривера Феникса, которых хотел снять в главных ролях. Ривз сценарий получил и согласился сниматься, а агент Феникса даже не показал его своему подопечному. Киану подружился с Ривером на съемках фильма «Я люблю тебя до смерти» (1990), он также снимался вместе с его братом Хоакином Фениксом в фильме «Родители» (1989). Киану отправился в гости к семье Феникс на Рождество, проделав путь из Канады до Флориды на мотоцикле. С собой он привез сценарий, прочитав который, Ривер согласился сниматься

Сюжет фильма содержит аллюзию на «Полуночные колокола» Орсона Уэллса, который в свою очередь активно использует материал из «Генриха IV» Уильяма Шекспира.

Главные герои были названы Майком и Скоттом в честь реальных мальчиков по вызову, с которыми режиссер познакомился во время работы над своей предыдущей картиной «Дурная ночь» (1985).

Как всегда, делимся впечатлениями, размышлениями, симпатиями/антипатиями, озвучиваем возникшие вопросы и тд)

Ветка комментариев

Написать комментарий
  • 

    Фильм мне не очень понравился, хотя давно уже хотела его посмотреть (из-за Киану Ривза). Много слышала про этот фильм восторженных откликов, и знала, что Ривер Феникс умер от передозировки наркотиков. Героя его (Майка) было очень жалко, потому что все его бросали, и мать, и так называемый "лучший друг". История с братом вообще меня ужаснула (ну, то, что он являлся одновременно и его отцом), и то, что он тоже не проявлял фактически никакой заботы о Майке. Мне вообще непонятно, как с таким заболеванием (то и дело впадая в нарколептический сон) можно нормально жить. Для такого человека нужен кто-то, постоянно находящийся рядом... И зачем они занимались этим бесполезным делом, разыскивая сбежавшую мать? Ясно же, что он ей совсем не нужен, иначе она бы давно сама его нашла.
    Шекспировские "страсти" в контексте этого фильма, признаться, меня порядком изумили. Пьесу "Генрих IV" я читала (очень ее люблю) и смотрела по ней экранизации, так что начиная с момента ограбления я ее узнала. Боб в качестве "Фальстафа" мне понравился, но реплики Скотти-Ривза звучали как-то слишком пафосно в той обстановке (и в разговорах с отцом, и в ресторане, когда он "не узнал" Боба), в общем, такая "осовремененная версия" Шекспира мне как-то не приглянулась. И в контексте его прежних взаимоотношений с Майком то, что он сначала называл его "лучшим другом", а потом бросил, фактически отрекся от него - ну, как-то совсем не оправдывается. Тоже мне, "король Англии", просто богатенький, избалованный мальчишка. В общем, параллель с Шекспировской пьесой слишком уж вымученная, именно поэтому я снизила оценку до 6 баллов. Если бы была нормальная "человеческая" история без вот этих шекспировских "аллюзий", мне бы понравилось больше.

    А еще такой вопрос - не поняла, кто Майка в конце фильма подобрал? Может, это Скотт был?? Как вы думаете?

  • Да, человек очень похож на Скотта издалека, но, скорее всего, не он... Режиссёр коварно задумал, наверное, чтобы зритель сам решил для себя.

  • Фильм мне не очень понравился, хотя давно уже хотела его посмотреть

    такая "осовремененная версия" Шекспира мне как-то не приглянулась.
    параллель с Шекспировской пьесой слишком уж вымученная, именно поэтому я снизила оценку до 6 баллов.

    Если бы была нормальная "человеческая" история без вот этих шекспировских "аллюзий", мне бы понравилось больше.


    Вот эти все фразы как будто я писала) Ну может не такими словами, но по смыслу один в один, что я чувствую после просмотра)

  • История с братом вообще меня ужаснула


    А я как-то пропустила, что это брат. В какой момент это говорилось?

    А еще такой вопрос - не поняла, кто Майка в конце фильма подобрал? Может, это Скотт был??


    Мне не показалось, что похож на Скотта. Просто левый человек.

  • А я как-то пропустила, что это брат. В какой момент это говорилось?



    картинка Chagrin
    картинка Chagrin

  • А еще такой вопрос - не поняла, кто Майка в конце фильма подобрал? Может, это Скотт был?? Как вы думаете?


    Вот что пишет вики.
    Последняя сцена фильма повторяет первую: Майк падает (засыпает?) прямо посреди дороги в Айдахо. Издали видно, как его неподвижное тело подбирает проезжающий мимо мужчина (в первоначальной версии — Скотт).

    Я тоже не думаю, что это Скотт.

  • Ой мне бы понравилось, если б это был Скотт! Это было бы прям душевно..

  • А говоришь, романтику не любишь)))

  • Специфичную, видимо, люблю)

  • Да тут явно режиссёр оставил на выбор зрителя, каждый из нас выбирает концовку по своей вере в чудеса).

  • Ну, на мой взгляд, тут никаких чудес быть не может(
    Скотт же не гей и даже не би, он богат, у него есть любимая девушка, новая жизнь. Откуда тут взяться чуду?)

  • Эм, давайте в терминологии разберемся. Если попу подставляет, но не целуется, то не би даже что ли?

  • Хихи, он же говорил, что только за деньги это делает. Что бесплатно с парнем не будет. Я думаю такие вещи не от низа идут, а от сердца)

  • Ну не знааааю...если мальчик строгий гетеро, он дяде попу не подставит, мне кажется.

  • Нуууууу, причём тут? Они в первую очередь были друзьями, и по-дружески, по-братски он должен был ему хоть каплю помочь, чисто с человеческой стороны. А вот помог ли - решаем сами.

  • Ну, фиговый друг, раз бросил сразу, при первом же случае.

  • Эх, да, неоднозначный перс.