Обсуждение фильма "Мой личный штат Айдахо"

Обсуждение фильма "Мой личный штат Айдахо"

картинка Chagrin
«Мой личный штат Айдахо» (англ. My Own Private Idaho) — драма Гаса Ван Сента. Приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Торонто, Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Ривер Феникс) на Венецианском кинофестивале.


Название фильма «Мой собственный Айдахо» не имеет непосредственного отношения к песне «Частный Айдахо» («Private Idaho»), исполняемой группой The B-52s. Но режиссёр выражает группе отдельную благодарность в финальных титрах. Название фильма подразумевает, что Майк живёт в своём собственном, вымышленном мире — в том «собственном Айдахо», где он счастлив со своей матерью, что перекликается с текстом песни группы The B-52s.

Фильм рассказывает историю двух портлендских хастлеров — Майка (Ривер Феникс) и Скотта (Киану Ривз), пустившихся в путешествие в поисках мамы Майка, которое приводит их в родные для Майка места — в Айдахо, и далее в Италию, прежде чем вернуться обратно в Портленд, Орегон.

Персонаж Скотта восходит к шекспировскому принцу Хэлу, престолонаследнику из исторической хроники «Генрих IV». В фильме он — сын портлендского мэра, который отвергает мир своего отца, выставляя своё уличное поведение, включая мужскую проституцию, как бунт. Майк — гомосексуал, страдающий нарколепсией, не имеющий никаких средств к существованию и испытывающий к своему спутнику романтическую привязанность.

Критики отмечают, что даже по стандартам роуд-муви движение главных героев «Моего личного штата Айдахо» лишено какой-либо предзаданной цели и совершенно непредсказуемо. Единственным диссонансом в этом отношении служат сцены, представляющие собой прямые отсылки к шекспировской пьесе, и дословные заимствования реплик оттуда. Оба главных героя в дороге ищут свой потерянный рай, дом, семью. Для Скотта этот поиск заканчивается возвращением в родной дом после смерти отца. Для Майка дорога не имеет конца, так как единственный доступный ему дом он носит внутри своего сознания — это тот воображаемый штат Айдахо, воспоминание о котором сопровождается (вымышленными?) кадрами затёртой плёнки с изображением его идиллического детства рядом с матерью.

Немного фактов о фильме:
На то, чтобы завершить сценарий, у Гаса Ван Сента ушли годы. Дописав его, Ван Сент столкнулся с тем, что студии не были готовы финансировать фильм о двух мальчиках по вызову. Он послал копию сценария агентам Киану Ривза и Ривера Феникса, которых хотел снять в главных ролях. Ривз сценарий получил и согласился сниматься, а агент Феникса даже не показал его своему подопечному. Киану подружился с Ривером на съемках фильма «Я люблю тебя до смерти» (1990), он также снимался вместе с его братом Хоакином Фениксом в фильме «Родители» (1989). Киану отправился в гости к семье Феникс на Рождество, проделав путь из Канады до Флориды на мотоцикле. С собой он привез сценарий, прочитав который, Ривер согласился сниматься

Сюжет фильма содержит аллюзию на «Полуночные колокола» Орсона Уэллса, который в свою очередь активно использует материал из «Генриха IV» Уильяма Шекспира.

Главные герои были названы Майком и Скоттом в честь реальных мальчиков по вызову, с которыми режиссер познакомился во время работы над своей предыдущей картиной «Дурная ночь» (1985).

Как всегда, делимся впечатлениями, размышлениями, симпатиями/антипатиями, озвучиваем возникшие вопросы и тд)

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    Понравился достаточно сильно, поставил 8/10.

    Шекспировство чувствовалось в некоторых диалогах и монологах, хоть конкретно эту пьесу - «Генриха IV» - не читал, но смотрел фильм и думал - "не глючит ли меня часом?"))). Оказалось нет, таки частично по мотивам Шекспира.

    Снято красиво, природа дополняет состояние героев, а иногда выступает на контрасте. Актёры сыграли хорошо: Феникс - сильнее за счёт более драматической роли, Ривз - тоже неплохо, как для столь молодого Ривза (кстати, раньше не видел фильмы с молодым Ривзом). С описанием фильма выше в заглавном комментарии согласен. Я тоже не всегда был уверен, что Майк видит реальные семейные записи и что его воспоминания правдивы, мне сказалось, что он "приукрасил" свой личный штат Айдахо. Фильм стал мне ближе и понятнее к концу.

    На месте Скотта я бы тоже ушёл с улицы, но в то же время, постарался бы помочь хоть одному другу, лучшему другу, пусть не финансово - но попробовать помочь найти его мать вполне можно было, ведь, по сути, Майк жил лишь ней и воспоминаниями о ней. Возможно, она оказалась бы совершенно чужой ему, но хоть что-то в голове Майка встало бы на место, закрылся бы гештальт. Запомнилась сцена двойных похорон - так круто на контрасте показаны параллельно существующие миры - мир состоятельных людей и мир улицы... В принципе, фильм сильный, ощутимо продуманный, цепляющий.

    Ещё момент: когда смотрел на игру Феникса, то постоянно думал - "он словно не играет вовсе", досмотрел фильм, зашёл на страничку актёра и понял, что он таки не играл, что-то явно было в нём от Майка, а не только в Майке от него.

  • Фильм мне не очень понравился, хотя давно уже хотела его посмотреть (из-за Киану Ривза). Много слышала про этот фильм восторженных откликов, и знала, что Ривер Феникс умер от передозировки наркотиков. Героя его (Майка) было очень жалко, потому что все его бросали, и мать, и так называемый "лучший друг". История с братом вообще меня ужаснула (ну, то, что он являлся одновременно и его отцом), и то, что он тоже не проявлял фактически никакой заботы о Майке. Мне вообще непонятно, как с таким заболеванием (то и дело впадая в нарколептический сон) можно нормально жить. Для такого человека нужен кто-то, постоянно находящийся рядом... И зачем они занимались этим бесполезным делом, разыскивая сбежавшую мать? Ясно же, что он ей совсем не нужен, иначе она бы давно сама его нашла.
    Шекспировские "страсти" в контексте этого фильма, признаться, меня порядком изумили. Пьесу "Генрих IV" я читала (очень ее люблю) и смотрела по ней экранизации, так что начиная с момента ограбления я ее узнала. Боб в качестве "Фальстафа" мне понравился, но реплики Скотти-Ривза звучали как-то слишком пафосно в той обстановке (и в разговорах с отцом, и в ресторане, когда он "не узнал" Боба), в общем, такая "осовремененная версия" Шекспира мне как-то не приглянулась. И в контексте его прежних взаимоотношений с Майком то, что он сначала называл его "лучшим другом", а потом бросил, фактически отрекся от него - ну, как-то совсем не оправдывается. Тоже мне, "король Англии", просто богатенький, избалованный мальчишка. В общем, параллель с Шекспировской пьесой слишком уж вымученная, именно поэтому я снизила оценку до 6 баллов. Если бы была нормальная "человеческая" история без вот этих шекспировских "аллюзий", мне бы понравилось больше.

    А еще такой вопрос - не поняла, кто Майка в конце фильма подобрал? Может, это Скотт был?? Как вы думаете?

  • Да, человек очень похож на Скотта издалека, но, скорее всего, не он... Режиссёр коварно задумал, наверное, чтобы зритель сам решил для себя.

  • Фильм мне не очень понравился, хотя давно уже хотела его посмотреть

    такая "осовремененная версия" Шекспира мне как-то не приглянулась.
    параллель с Шекспировской пьесой слишком уж вымученная, именно поэтому я снизила оценку до 6 баллов.

    Если бы была нормальная "человеческая" история без вот этих шекспировских "аллюзий", мне бы понравилось больше.


    Вот эти все фразы как будто я писала) Ну может не такими словами, но по смыслу один в один, что я чувствую после просмотра)

  • История с братом вообще меня ужаснула


    А я как-то пропустила, что это брат. В какой момент это говорилось?

    А еще такой вопрос - не поняла, кто Майка в конце фильма подобрал? Может, это Скотт был??


    Мне не показалось, что похож на Скотта. Просто левый человек.

  • А я как-то пропустила, что это брат. В какой момент это говорилось?



    картинка Chagrin
    картинка Chagrin

  • А еще такой вопрос - не поняла, кто Майка в конце фильма подобрал? Может, это Скотт был?? Как вы думаете?


    Вот что пишет вики.
    Последняя сцена фильма повторяет первую: Майк падает (засыпает?) прямо посреди дороги в Айдахо. Издали видно, как его неподвижное тело подбирает проезжающий мимо мужчина (в первоначальной версии — Скотт).

    Я тоже не думаю, что это Скотт.

  • Ой мне бы понравилось, если б это был Скотт! Это было бы прям душевно..

  • А говоришь, романтику не любишь)))

  • Специфичную, видимо, люблю)

  • Да тут явно режиссёр оставил на выбор зрителя, каждый из нас выбирает концовку по своей вере в чудеса).

  • Ну, на мой взгляд, тут никаких чудес быть не может(
    Скотт же не гей и даже не би, он богат, у него есть любимая девушка, новая жизнь. Откуда тут взяться чуду?)

  • Эм, давайте в терминологии разберемся. Если попу подставляет, но не целуется, то не би даже что ли?

  • Хихи, он же говорил, что только за деньги это делает. Что бесплатно с парнем не будет. Я думаю такие вещи не от низа идут, а от сердца)

  • Ну не знааааю...если мальчик строгий гетеро, он дяде попу не подставит, мне кажется.

  • Нуууууу, причём тут? Они в первую очередь были друзьями, и по-дружески, по-братски он должен был ему хоть каплю помочь, чисто с человеческой стороны. А вот помог ли - решаем сами.

  • Ну, фиговый друг, раз бросил сразу, при первом же случае.

  • Эх, да, неоднозначный перс.

  • Мне фильм очень понравился. В первую очередь этой своей театральностью и небольшим пафосов в некоторых сценах. Преувеличенные жесты, громкие фразы. Иногда хочется реализма, но в этом фильме выглядело очень круто. Понравились персонажи, особенно позабавили некоторые типы, которые "снимали" мальчиков -- тот рыжий, что любил чистоту и Ганс-певец. Понравились "постельные" сцены, и красиво и не пошло. Хорошо соблюден баланс смешного и грустного, некоторые кадры потрясающие по своей красоте. Актеры играют прекрасно, повторюсь про Фенкса, он очень хорош в этой роли. В общем, получила большое удовольствие от фильма. Конец немного расстроил, но, если бы он был хороший, мне бы, наверное, понравилось еще меньше)

  • Те же эмоции, театральность тоже не раздражала))).

  • Да, я прочитала твой отзыв и даже не нашла, чему возразить или что добавить)

  • Меня бы не раздражала, если бы весь фильм построен на театральности и соответствующих диалогах.

  • Тут уже кому как нравится - кому полностью, а кому и сочетание, эклектика))). А кому-то, чтобы вообще такого не было в кино).

  • Вот еще пара интересных фактов.

    Когда Скотт и Майк сначала появляются в Портленде, они сидят ниже статуи лося с индейцем, едущим на нем. Статуя реальна, и все еще существует в Портленде. Однако наездник был добавлен Гасом Ван Сентом. Это был ассистент режиссёра, покрытый краской и неподвижно сидящий на статуе лося.


    картинка Chagrin

    А вот о сцене у костра:

    Знаменитая сцена у походного костра была написана Ривером Фениксом и отличалась от первоначальной версии сценария. Ключевые слова, выразившие идею о различии между любовью и сексом, произнесенные в этой сцене, были придуманы Ривером.


    Эта сцена меня очень тронула, кстати.

  • Прикольно) Спасибо за информацию)
    А сцена очень трогательная,да)

  • Вот я думаю, нафига так было над ассистентом изгаляться?) Я на этого наездника и не обратила внимания) Он в кадре секунды три, максимум пять. А человека раздели, краской покрыли и заставили сидеть неподвижно)
    Хотя, может это у них, киношников, развлечения такие?)
    Прочитала, что съемочная группа тусила у Гаса Ван Сента дома в Портленде во время съемок и они там так кутили и шумели, что режиссеру пришлось от них переехать)

  • Чего не сделаешь ради символов, ахаха)))).