Документальный — отзывы — стр. 7

  • Хичкок/Трюффо Отзыв о фильме «Хичкок/Трюффо»

    Документальный (Франция, США, 2015)

    Форточка в Хичкока

    Основная интрига документальной ленты «Хичкок/Трюффо» — собственно сам контент, посвященный сборнику интервью с таким же названием, изданному 50 лет назад. Книга, изменившая кино. Книга, сделавшая кинорежиссерами, огромное количество людей. Мальчики с блеском в глазах получили вдруг страшный секрет кинопороха от его изобретателя.

    Кинематограф стал другим спустя полвека. И авторы фильма Кент Джонс и Серж Тубиана нашли простой как маргарин рецепт: пригласили десяток режиссеров разного калибра для рассуждений не столько о самой книге, сколько о Хичкоке и особенностях его творческого метода. Да, актеры для Хичкока — это просто рабочий скот на площадке. Плоть для воплощения образов. И прав Финчер, когда рассуждает о превратностях метода на площадке. Аль Пачино, Де Ниро, Хоффман — это явно ребята не из хичкоковской команды. Слишком много в их игре собственно выстроенной, а не заданной режиссером индивидуальности.

    В коротком списке рассуждающих на экране оказались как атланты кино Скорсезе и Финчер, так и известные только специалистам Оливье Ассаяс и Арно Деплешен. Поговорить дали всем. Некоторым дали возможность еще и поумничать. Ни одного слова сомнения в речах. В отличие от самого Хичкока, который, по словам авторов, до конца жизни не мог понять художник он или все-таки умелый киноремесленник, поставивший свой талант на поток индустрии. Как отчаянно нужно было верить в профессию, чтобы снять более четырех десятков фильмов. И кто из говоривших в «Хичкок/Трюффо» приблизился к этой планке?

    В своих интервью Хичкок по-отечески рассказал с юмором и сарказмом о самолично открытых секретах съемки. Огромные уроки для такого же одержимого кино совсем молодого Трюффо. Так учатся играть на гитаре во дворе, не зная названий аккордов, но уже распевая песни. В итоге «Хичкок/Трюффо» оказался картиной без четко обозначенной авторской позиции, но с огромным скоплением слов по теме. Популяризация Хичкока и кинематографической библии «Хичкок/Трюффо» на уровне просветительского ток-шоу. Сложно снимать о великом на полтора часа экранного времени.

    7 из 10

  • Жизнь за один день Отзыв о фильме «Жизнь за один день»

    Документальный, Драма (Великобритания, США, 2011)

    24 июля 2010 года — дата, которая вошла в историю нашей планеты. В грандиозном проекте «Жизнь за один день» более тысячи людей с разных уголков Земли приняли участие. Они снимали свою жизнь. Потом эти ролики выложили на YouTube, из которых был смонтирован этот документальный шедевр. Я никогда не видел ничего более удивительного. Просто потрясающий проект, который смог объединить людей разных наций, разных религий, разных взглядов… За 90 минут мы не только побываем в разных странах, но и переживем самые разные эмоции с героями фильма. У кого-то была свадьба в этот день, а кто-то был затоптан в толпе. Кто-то радуется положительному тесту на беременность, а кто-то грустит, потому что не может быть рядом со своей второй половинкой. Кто-то катается в лимузине, а кто-то спит на улице. У каждого своя жизнь и свои проблемы. Мы абсолютно разные, но в чем-то все-таки похожи друг на друга. Мне было интересно наблюдать за каждым персонажем, увидеть условия, в которых они живут, какие-то обряды и обычаи и т. д. Все это было здесь. Советую смотреть фильм именно в оригинале с субтитрами, чтоб услышать разные языки. В своих видеороликах люди должны были ответить на три вопроса: «Что у вас в кармане / в сумке?», «Что / кого вы любите?», «Чего вы боитесь?». Каждый зритель тоже может ответить на эти вопросы и стать частью всемирного флешмоба.

  • Девушка в реке: Цена прощения Отзыв о фильме «Девушка в реке: Цена прощения»

    Документальный, Короткометражка (Пакистан, 2015)

    Убийство чести

    Не было предела моему возмущению, когда я узнала об этой "традиции" в Пакистане. Когда дочь в семье рождается со своими мыслями, чувствами и желаниями - это грех. Ведь всё это может привести к тому, что в один прекрасный момент она решит всё по-своему и наплюёт на честь семьи. Например, как Саба.

    картинка ChopSuey

    Её семья приготовила для неё жениха из уважаемой и обеспеченной семьи, а она взяла и сбежала с другим, да ещё и замуж за него вышла. Этот поступок обесчестил её семью, и отец с дядей отыскали её, чтобы убить. Но она выжила и рассказала свою историю.

    - Они поклялись на Коране, что не причинят мне вреда, и солгали. Люди должны видеть это.

    Сабе не повезло. Мне кажется, она родилась не в той стране, поскольку ведёт себя довольно дерзко для восточной девушки, как и тысячи других, менее везучих, покоящихся с миром где-то на дне реки. Женщины в Пакистане - люди второго сорта.

    - Если отец убивает дочь, а остальные члены семьи его прощают, то убийцу чести оправдывают.

    Парадокс системы: прощения просят те, кто совершил убийство, но только девушка знает, через что ей пришлось пройти. И даже если она останется в живых, борьба на этом не закончится. Ей не избежать осуждения и давления со стороны общественности. Её буду уговаривать, заставлять простить своего убийцу. Получается, что можно убить и при этом остаться свободным.
    В Коране говорится о чести и уважении, но разве там есть слова об убийстве чести? Но я могу задать встречный вопрос, который произнёс отец Сабы: А разве Ислам учит дочь сбегать из родительского дома? Очевидно, что убийство и побег из дома - вещи не сопоставимые. Но для Пакистана честь - превыше всего. От уважения окружающих и репутации семьи зависит их жизнь и жизнь их будущего поколения. Если дочь чем-то осквернила свой дом, то её сёстры могут остаться без мужей, а для девушки - это позор, клеймо.
    Такие вещи не могут не шокировать и не могут не вызывать протеста со стороны западного общества. Это другой менталитет, другие ценности. Что не приемлемо для нас - у них в порядке вещей. Если мы можем наплевать на уважение, будь оно сто раз проклято, лишь бы человек остался жив - для них проще избавиться от бракованного члена семьи, чем пережить позор.
    Пусть для них это нормально, в каждой стране свои правила и свои тараканы, но разве они не видят последствия своего потакания общественному мнению? Тысячи девушек ежегодно становятся жертвами "убийств чести", и их число будет только расти, ведь убийцы остаются безнаказанными.

  • Великие миграции (многосерийный) Отзыв о фильме «Великие миграции (многосерийный)»

    Документальный (США, 2010)

    Движение это жизнь. Знаю, ленивец, в это сложно поверить, но ты скорее исключение, подтверждающее правило. Я поняла, что поставлю этому фильму десять баллов ещё во время просмотра первой заставки. Жизнь это движение, вечная эстафета, которую все живые существа передают свои потомкам. Из поколения в поколение, миллионы лет. Некоторые животные, однако, двигаются больше других. По всей планете миллионы существ всё время в пути. Великие путешественники кашалоты, преодолевающие тысячи километров в полном одиночестве, щёлкающий марш крабов, возвращающихся в море, в котором они родились, бабочки-махаоны, мигрирующие в три поколения для создания супер-поколения, способного пролететь путь от севера Америки до Мексики; альбатросы, морские слоны, летучие лисицы, слоны, вилороги, на пути которых встают шоссе и колючая проволока. Мигранты летят, скачут, ползут, плывут, идут. Двигаясь за дождём, к морю, ради выведения потомства, кормёжки, за солнцем. И всё это под "музыку сфер", которую они слышат внутри себя. Внутри своих генов. Я бы не хотела оказаться на пути сумасшедших жёлтых муравьев, о нет. Или самкой в гареме морского слона. Три тонны сексуальной агрессии, нет, спасибо. Сколько храбрости нужно, чтобы выжить в диком мире природы.

    Шесть серий я посмотрела практически на одном дыхании, настолько хороша здесь командная работа документалистов. Несмотря на то, что это не первый (и даже не десятый) документальный фильм в моей жизни, я смотрела его с широко открытыми глазами. Постоянно ловя себя на мысли - как это снято? Фильм стоит посмотреть даже ради одной погони детёныша гепарда за зеброй, когда игра превращается в опасность, а хищник и жертва меняются местами. Или ради танцев самочек крабов в море при свете луны. Серия "За кадром", возможно, лучшая из всех, что я видела. Всё-таки документалисты - невероятные люди. В документальных фильмах о дикой природе очень важен баланс при сохранении объективности. Это требует огромных сил, терпения и мастерства. Не каждый сможет вынести сцены смерти, а она - неотъемлемая часть природы. Так что убрать или приукрасить не получится. Зато спасает юмор (пингвины всегда готовы прийти на помощь в этом вопросе), сцены заботы и нежности (думаете, это только человеческое?), а также понимание того, что всё это триумф жизни, вечное движение.

    Двигаясь вместе, выживая как один.

  • Земля медведей Отзыв о фильме «Земля медведей»

    Документальный, Приключения (Франция, 2014)

    Пережить зиму → отойти от зимы → подготовиться к зиме → пережить зиму..
    И так из года в год, из века в век бурые и мохнатые обитатели затерянного мира являются частью perpetuum mobile природы. Вдали от всего и, главное, от людей медведи спят под снегом и видят сны о лососе, в то время как над их берлогами тридцать вулканов выплёвывают из себя лаву.

    Сказки врут, никак Маша не могла проникнуть в дом трёх медведей. Михайло Иванович живёт отдельно от своей жены и потомства. Возлежит на камне посреди реки и ждёт лосося. А Настасье Петровне вовсе не до маленьких машенек. Ей нужно прокормить непоседливых медвежат и защитить их от других медведей (в том числе от выше упомянутого папаши). В общем, жизнь медведицы и опасна, и трудна. Только попробуй подойти ближе, сразу почувствуешь мощь тайфуна. Вся нежность достаётся ворчащим детёнышам, пока им не придёт пора жить в одиночестве. Медведи это сплав невероятной мощи и мягкости, свирепости и нежности, красоты и опасности. Как и сама Камчатка.

    Весь фильм я ждала осени, жаждала увидеть остров в буйстве красок, но так и не дождалась. И ещё мне хотелось бы чуть больше Камчатки. (Больше! Больше Камчатки!) Но фильм хорош, хотя все полтора часа мне было как-то невыносимо грустно (это всё загадочная русская душа виновата).

  • Дом: История путешествия Отзыв о фильме «Дом: История путешествия»

    Документальный, Драма (Франция, 2009)

    Фильм снят очень красиво, с вертолёта, качественной аппаратурой. Картинка радует глаз. Рекомендуем просмотр с полностью выключенным звуком, либо сопроводить фильм приятной для вас музыкой. Можно включить диск Армана Амара, создателя саундтрека.

    Фильм идеологический, политический, ооочень хорошо проплаченный (именно поэтому создатели и владельцы прав на фильм полностью отказались от авторских прав и коммерциализации ленты).
    Закадровый текст порой представляет собой до смешного субъективную точку зрения заказчиков фильма.

    Например, российский дублёр со знанием дела вещает нам о том, что в Казахстане закрывают школы и отправляют детей работать на хлопковые поля. Эта и другая информация в фильме передана неточно, а порой выдумана.

    Историю создания окутывает много событий, которые, возможно, являются лишь PR-ходом. Вот некоторые из них:
    - на съемки этого фильма ушло времени более 15 лет;
    - в некоторых странах, например, в Китае и Саудовской Аравии, режиссёру было отказано в проведении воздушной съёмки;
    - в Индии половина отснятых материалов была конфискована;
    - в Аргентине режиссеру и его помощникам пришлось провести неделю в тюрьме;
    - фильм запрещён в 36 странах мира.

    В стране создания, во Франции, выход фильма за два дня до выборов в Европарламент способствовал успеху Экологической партии Европы.

    Смотрите и думайте своей головой.

  • Хроника одного лета Отзыв о фильме «Хроника одного лета»

    Документальный (Франция, 1961)

    Фильм - так себе. Посмотрел его для "галочки". Не затрагивает интересные темы, не сделан красиво с художественной точки зрения или еще с какой-либо, которая была бы очевидна. Мне все не понравилось в этом фильме. И прежде всего перевод. Но все же есть некая изюминка в последних репликах фильма: Вы счастливы?

  • Побег из тюрьмы: Дорога к свободе Отзыв о фильме «Побег из тюрьмы: Дорога к свободе»

    Боевик, Документальный (2007)

    Увидел название этой короткометражки в похожих фильмах к сериалу «Prison Break». Поскольку я обожаю эту тюремную сагу и у меня есть все 4 сезона на дисках, включая эндшпиль «The Final Break», я не мог пройти мимо. Вдруг тут есть что-то такое, что я не видел? А тут нет ничего нового. Получился большой 20-минутный трейлер ко второму сезону, в котором кратко пересказали события первого и первую половину второго сезона. Актеры, исполнившие главные роли, в интервью говорят только о своих персонажах. Опять же все эти рассказы исключительно о перипетиях сюжетной линии. Хоть бы внесли сюда какие-то неудачные дубли или придумали бы более интересные интервью о том, как работалось актерам вместе. В общем, для тех, кто смотрел первые два сезона, эта короткометражка не несет абсолютно никакой ценности. Вы все это увидели в сериале. Если вам хочется просто вспомнить яркие моменты, то можно глянуть. Хотя лучше уж пересмотреть сам сериал. Даже оценивать это как-то не хочется. Но уж если «The Road to Freedom» воспринимается, как отдельная кинематографическая единица, то не вижу причин завышать оценку, потому что тут нет абсолютно ничего нового.

  • Эми Отзыв о фильме «Эми»

    Биография, Документальный (Великобритания, 2015)

    Остановись. Ты слишком важна. Жизнь научит, как жить. Если прожить дольше


    На церемонии:

    - Лучший поп-исполнитель... Эми Уайнхаус. Разбудите её сегодня. Часиков в шесть. Пьяница!

    Я тоже о ней так думала. Я не слушала её песен, потому что считала её чокнутой алкоголичкой, которая боится, что о ней забудут, и ради эпатажа готова на всё. Я считала её пустой, такой же как и многие, многие неудавшиеся артисты, которые брали очень сильный разгон на старте и потом не могли справиться с управлением.
    Она посылала на хрен тех, кто говорил ей что делать, и боготворила тех, кому было на неё наплевать. Она была по-настоящему творческой личностью, настоящей джазовой певицей. Она не могла без музыки, но музыка её и убила.
    картинка ChopSuey

    Чем известней я становлюсь, тем труднее вам поверить, что мне плевать.

    На церемонии Грэмми она обскакала Beyoncé "Irreplaceable", Justin Timberlake "What goes around, comes around" и Rihana "Umbrella". Не думаю, что эту награду дают за красивые глазки. У неё был талант, теперь я не сомневаюсь, моё мнение об этой эпатажной личности в корне изменилось. На самом деле она не такая злая и колючая, какой выглядела на экране, а очень даже милая и смешная. Это не мешало людям пользоваться её добротой. Особенно тем, кому она безоговорочно доверяла. Её внезапно объявившийся бойфренд, который во второй раз появился в её жизни, только когда она обрела огромную популярность. Я ему не верю. Все его страдания и переживания - всего лишь игра. Может быть, ему её и жалко, но если только чуть-чуть. Тогда для него было важно, чтобы его жена оставалась наркоманкой как можно дольше и даже не думала о лечении. Доступ к кормушке должен быть постоянно открыт. Её внезапно объявившийся отец, который бросил семью, когда Эми было девять, и появившийся в её жизни на пике славы. Соскучился по любимой дочурке? Неет. Нашёл лёгкие деньги? Даа.
    Была ли внезапная популярность виной последних событий в её жизни? Или её импульсивный характер послужил этому? Она знала, что находится в полной жопе, но нападки папарацци, насмешки прессы заталкивали её ещё глубже. Может, она бы и справилась с навалившимся на неё дерьмом сама...

    Просто оставьте меня в покое, и я буду сочинять музыку. Просто оставьте меня в покое.
  • Во Вселенную со Стивеном Хокингом (многосерийный) Отзыв о фильме «Во Вселенную со Стивеном Хокингом (многосерийный)»

    Документальный (Великобритания, 2010)

    Почему я не физик? Почему я не могу тоже разгадывать тайны Вселенной, строить космические корабли, изучать возможность жизни на других планетах? Каждую из серий я смотрела в отдельный день, и каждый раз меня посещали эти вопросы. При этом я сейчас изучаю физику в университете, так что мне был прямо-таки необходим фильм, способный заинтересовать меня, вдохнуть в меня желание и силы изучать эту науку дальше. "Во вселенную со Стивеном Хокингом" оказался именно таким фильмом. Каждую из серий я смотрела не отрываясь, что со мной редко случается даже при просмотре художественного кино.
    В первой серии Стивен Хокинг рассказывал, есть ли жизнь на других планетах. Самым интересным для меня в этой части оказался возможный внешний вид существ в других концах Вселенной. Во следующей серии рассказывалось про время, про возможность путешествий в этом четвертом измерении. Но больше всего мне понравилась третья часть, в которой рассказывается об истории Вселенной - от ее зарождения, то предположительного конца. Все это очень сложно уложить в голове, ведь буквально цепь случайностей привела к появлению человеческой расы. А для нас, привыкших считать себя венцами создания, это осознание может быть даже неприятно.
    Мне очень понравилось то, как Стивен Хокинг рассказывает. Он приводит такие примеры, что даже сложные процессы становятся понятными. И теперь я спокойно могу рассказать о том, как "пропутешествовать в будущее" или как зарождается звезда.

    Дальше...

  • Большой Вавилон Отзыв о фильме «Большой Вавилон»

    Документальный (Великобритания, 2015)

    Английский режиссер Марк Франкетти задумал снять этот фильм еще в 2013, когда Сергею Филину, художественному руководителю Большого театра, плеснули кислотой в лицо. Вначале ему отказали, но потом отчего-то передумали и в результате допустили в святая святых - за кулисы Большого. Интервью прима-балерин, старых и новых руководителей перемежаются кадрами кинохроники со Сталиным и английской королевой, съемками в зале суда, собраниями коллектива и, конечно же, отрывками из балетов. Большой всегда был одним из главных советских брендов, наряду с автоматом Калашникова. Фильм снят для западного зрителя и что хорошо - там нет никаких оценок, люди просто рассказывают свои истории о жизни в Большом, о том, что надо отвести ребенка в школу и бежать на репетицию. О том, как порвалось сухожилие прямо на сцене, но надо было держать лицо и спину. О том, что век балерины короток, а распределение ролей зависит исключительно от одного человека. О том, как в Большой пришел новый директор, а потом после лечения вернулся Филин и какие непростые у них были отношения. О том, что не все верят в вину Павличенко и коллектив разделился на два лагеря, но на сцене все танцуют один танец.

  • Сохрани мою речь навсегда Отзыв о фильме «Сохрани мою речь навсегда»

    Документальный (Россия, 2015)

    Отрок акмеизма

    Кино снято в необычном стиле. Я такое вижу впервые. Куклы-марионетки с большими глазами, красивые пейзажи, закадровый голос Виктора Сухорукова, читающего стихи Осипа Мендельштама.
    картинка ChopSuey
    История его жизни. Двадцать одна глава, начиная с появления на свет и заканчивая смертью. С самого рождения судьба уже приготовила для него много препятствий. Одним из главных недостатков Мандельштама стала его национальность - еврей, жид - как его тогда называли. Перевороты, революции, ему досталось нелёгкое время.

    Стихи Мандельштама были бы хорошими, если бы он позволил себе хоть на миг улыбнуться.

    Мне было непривычно смотреть на постоянно сменяющиеся картинки на экране, но при этом не видеть ни мимики актёров, ни их игры. Всю историю практически приходится воспринимать на слух. Но с другой стороны, фильм не о людях, он об атмосфере. О том, что приходилось терпеть писателям и поэтам в первой половине XX века. Ссылки, репрессии, запреты на печать и, наконец, Сталин. Насколько преданы они были своему делу даже в изгнании, и всё равно, как бы тяжело им не было, стремились на родину. Много произведений Мандельштама было уничтожено. Но благодаря его жене Надежде некоторая их часть до нас всё-таки дошла.

    Пронеси под носами ищеек, натасканных
    Мимо глазастых чинов при погонах и демонов в штатском
    Сквозь обыски, ссылки, аресты и казни до станка типографского
    Написанная памяти моей пером по памяти твоей листу
    Не оступись на скользком льду, канал едва подмерз, а идти еще не одну версту
    Сохрани все то, что только ты одна сможешь сберечь, пока ты есть, эту рукопись им не сжечь
    Не возьмет, ни костер, ни печь, меня уже не сохранить, храни мою речь...
    © Noize MC

  • Национальный театр: 50 лет на сцене Отзыв о фильме «Национальный театр: 50 лет на сцене»

    Документальный, Драма (Великобритания, 2013)

    Любите британский театр? Или хотите с ним познакомиться? "Национальный театр: 50 лет на сцене" - великолепно подойдет в обоих случаях. Множество отрывков из известных пьес, целая череда великолепных актеров. Часть отрывков - в записи, часть - вживую со сцены. Очень интересная идея - показать сначала оригинальную постановку, а потом сыграть эту пьесу на сцене с теми же актерами (кто еще жив), но уже старше на 50-40-30-20-10 лет. Удивительно! И с какой любовью к искусству, к своему призванию, к публике!

    9 из 10

  • Атланты держат небо (сериал) Отзыв о фильме «Атланты держат небо (сериал)»

    Биография, Документальный (Беларусь, Россия)

    Смотрю этот сериал уже не первый раз (третий, кажется), в основном потому, что там есть песни Городницкого, которых нет у меня в записи в папке с музыкой. И его же стихи. И потому, что этот сериал приятно _слушать_ фоном к рукоделию.

    Помимо России (Питера и Москвы) мы вместе с Александром Городницким "побываем" в Белоруссии (Могилев), Израиле, Германии, Франции, Канаде, Америке, Новой Зеландии и Австралии. Может, и еще что-то я забыла, но не суть.

    Но при очередном пересмотре я поняла, что мне не очень нравится проблематика сериала - все-таки слишком много темы евреев и темы эмигрантов. Я понимаю, конечно, что без темы эмигрантов не рассказать о русской авторской песне за рубежом, но мне, если честно, было бы гораздо интереснее посмотреть побольше серий про геологов, плавания на "Крузенштерне" и на "Дмитрии Менделееве", погружении на подводных аппаратах, о которых Городницкий только мельком упоминает...

  • Элегия дороги Отзыв о фильме «Элегия дороги»

    Документальный, Драма (Франция, Россия, Нидерланды, 2001)

    Фильм как сон. Впрочем, в описании все сказано. Картинка как бы сама возникает по ходу повествования. Очень интересно визуально, это фактически живопись, но не в ярких красках. И главное, вызывает сильные чувства, описать которые не берусь, возникает чувство проникновения в некое очень личное и сокровенное пространство.

  • Земляне Отзыв о фильме «Земляне»

    Документальный (США, 2005)

    Ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно во всем мире погибают не только сотни тысяч человек в результате войн, катастроф, аварий, несчастных случаев или просто собственной глупости. Человек хоть и венец творения, но он же и его конец, ибо ничто самое мерзкое, отвратительное, неописумое и порой невозможное ему не чуждо, ибо это существо, сотканное из плоти и крови, прахом порождённое и прахом уходящее, грешно, немыслимо грешно, невыносимо грешно. Такова человеческая натура, выковывавшая себя веками, которые сменяли дикость первобытности на культурный подъём восточных цивилизаций, этой колыбели всего человечества. Но эту колыбель раскачало варварство Средневековья, и лишь эпоха Возрождения отчасти искупила тот человеконенавистнический кошмар. Технический прогресс постепенно обескультуривал, обескровливал человека, раб технологий — ему не нужно размышлять, рефлексировать. Наступила эпоха тотального безвременья. Но животные умирали всегда от рук человека, принявшего на себя непосильную роль вершителя всех судеб что на Земле, что над Землёй, что под Землёй, хотя в сущности Червь большой не должен распоряжаться червями маленькими, для которых он, человек разумный, всего лишь пища, тоже пища, неотъемлемая часть пищевой цепи, которую не разорвать, как не стремись к обратному.

    Ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно погибают одновременно с людьми, несущих на себе зловещий принт «человеческого фактора», сотни тысяч, если не миллионы, животных, домашних и не только, погибают в результате изощрённых кровавых развлечений человека разумного, разум которого пошёл в разнос, погибают на инкубаторах и скотобойнях, с рождения обреченных быть пищей на нашем консьюмеристском пиру во время чумы, погибают порой и просто так, ради удовлетворения животной гицельной аддикции, присущей лишь людям. Человек ведь убивает не всегда ради выживания или спасения; убийство для человека иногда становится формой собственного самоудовлетворения, эдаким доказательством своей силы, но обычно объект убийства, как в случае с животными, это тварь бессловесная и беззащитная, тварь, существующая по инстинктам. Но Человек не меньшая тварь, ибо понимая что творит он продолжает сеять смерть. Ведь от колыбели с мертвым щенком до могилы с трупом человека меньше шага, а дальше — одна лишь пропасть.

    «Земляне» Шона Монсона — пятиактная трагедия смерти — бесспорно, является одним из тех документальных фильмов, что стремятся пробудить и спровоцировать, сподвигнуть на полемику и изменить мир в лучшую сторону. Однако во многом такое стремление кажется хоть и прекрасным, но чрезвычайно утопическим, ибо даже так, через тотальную трансгрессию, современное общество, плавящееся в соку своей немыслимой жестокости ко всем без исключения, не перекроить; дефект и деградация, существующие испокон века, уже неизлечимы. В сущности, если отбросить вообще анималистическое педалирование и оставить сухой остаток, «Земляне» превратятся в фильм не столько о защите прав животных, сколь в общегуманистический памфлет, где политическая мысль скрадывается первичной гуманистической. Люди, будьте же людьми, не уподобляйтесь не зверям даже, а кем-то хуже — выкристаллизовывающаяся мысль картины в чем-то слишком наивна, но облечена она в излишне тяжёловесный для восприятия большинством аудиовизуальный контент, буквально сочащийся кровью, мучениями и насилием. Монсон решил бороться против насилия его же методами, впрочем уйдя от чисто физического в сторону сугубо физиологического и психологического. Во всем этом бесконечном смаковании страданий спрятаны некоторые элементы вегетарианской пропаганды, фильм двояк в своём воздействии, будто бы специально принуждая к вегетарианству обилием повторяющихся жутких сцен, поступательно превращая человека в вязкую желейную массу. Ужас достигает апокалиптических масштабов.

    Но что делать если человек даже после такого сеанса шокотерапии не перестанет есть мясо, понимая его цену — настоящую? Ужель он потерян для всех или просто мясо для него неотъемлемая часть рациона, отказаться от которой самому смерти подобно? И какова цена жизни человека тогда, в сравнении с жизнью животного, выращенного только для пищи? Кроличий ад давно стал бы реальностью, если б их усердно не поедали; жвачные истребили все бы травы и сами умерли от недоедания, а курицы и прочие им подобные… Судьба их такова, что они рождены лишь для дальнейшего их использования. Но это нисколечки не оправдывает тех, кто не просто убивает животных, но этим процессом наслаждается, а значит для общества он уже потерян. Земля и Мы — единое целое, но порой кажется, что Мы свою Землю и погубим окончательно, захлебнувшись в океанах из своей и чужой, невинной крови.

  • Лики смерти Отзыв о фильме «Лики смерти»

    Документальный, Ужасы (США, 1993)

    Любите ли Вы лицезреть смерть?

    Вопрос этот из категории сугубо провокационных в принципе не предполагает множества вариантов ответов, и риторическим тоже отнюдь не является. В большинстве случаев всплывающий на поверхность несвежим кадавром положительный ответ означает приглашение на разминку-эшафот с последующим углублением, вплоть до очевидной пенетрации, в уютном кресле сперва психолога, потом — психоаналитика, и в пафосном финале — психиатра для детального выяснения причин такого необоснованного любования мертвым телом. Если, конечно, Вы сами не являетесь практикующим патолоанатомом, копом или просто врачевателем, которым по долгу собственной профессии приходится ежедневно смотреть в мерзкий лик смерти, тогда как у остальных латентная некрофилия спит до поры до времени и, допустим, совершенно не всегда отрицательный ответ означает полную принадлежность того или иного индивидуума к категории здоровых личностей (некоторые просто хорошо освоили искусство притворства, тогда как в совокупности каждый из нас в чем-то сдвинут по фазе). Но тем не менее смерть притягивает. Своей запретностью и неизбежностью.

    И смерть давно стала товаром даже в тех сферах, что смерть ранее не сеяли — это сфера кинематографа в первую очередь, который давно раскрепостился настолько, что стал её не просто имитировать, но демонстрировать с невиданным дотоле эксбиционизмом. Превратить в эксплуатацию можно все что угодно, даже документалистику, основная художественная задача которой изучать, наблюдать, фиксировать, анализировать. Но мондо-фильмы, эксбиционистски торгующие реальной смертью, снятой безучастно на камеру (это почти что снафф, но, к счастью, не совсем он), не делают ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвёртого, и стоило в 1979 году публике переварить «Лица смерти» Джона Алана Шварца, сорвавших нехилый куш в тогдашнем прокате, как в уже нигилистических и пофигистических девяностых, точнее в 1993 году, некто Дэймон Фокс снял «Следы смерти» — ещё более натуралистичную документалистику, оперирующей уже исключительной реальностью снятого и аппелирующей лишь только к самым низменным людским эмоциям, подточенным червоточиной подчас хорошо скрываемой порочности. То, на что просто не решился в свое время Джон Алан Шварц, предпочтя безыскусную мистификацию и реконструкцию, без проблем преодолел Дэймон Фокс, обладающий низким порогом собственной моральности.

    Собственно, даже документальным кино «Следы смерти» едва ли назовешь, да и кинематографом тут совсем не пахнет, лишь трупным гнильем и вонью грязи души человеческой, пустившейся что есть мочи в гипнотический dance macabre. Если «Лица смерти», пускай и формально, но стремились сподвигнуть зрителей задуматься о том как там и что для живых означает факт неизбежности ухода из плотского воплощения, то фильм Дэймона Фокса, естественно, не избежавший участи ещё более весёлых продолжений, лишь просто показывает нарезку неторопливым монтажом не одной сотни изуродованных до неузнаваемости трупов в морге, с особым фетишизмом живописуя детские и женские останки. Нарезку под депрессивный нойз и циничный словесный закадровый поток, оборачивающийся к финалу просто абсурдным вербальным потопом человека, для которого вся эта кадаврическая вакханалия носит болезненно развлекательный характер. Фильм циничен и откровенно эксплуатационен, но именно эта неприкрытая циничность шокирует куда как больше бесстрастного демонстрирования следов насильственной смерти. Других вариантов ухода из жизни в картине Фокса попросту нет.

    И этот вселенский авторский цинизм можно с лёгкостью протранслировать на современную журналистику, давно вооружившейся не только геббельским катехизисом, но и фоксовским манифестом, в котором нет ничего, кроме упоения этим зловещим некрофилическим наблюдением за ужасными последствиями смерти. Цинизм, который не кажется проявлением слабости; просто он уже намертво сросся с личностью самого постановщика, не видящего ничего предосудительного в потакании любования Той, которую раньше срока призывать не стоит. Наука здесь выглядит слабым и никчемным оправданием того, что ни оправданию, ни обжалованию не подлежит.

  • Кобейн: Чёртов монтаж Отзыв о фильме «Кобейн: Чёртов монтаж»

    Биография, Документальный (США, 2015)

    Сразу оговорюсь, что я не считаю себя фанатом Nirvana. Какие-то песни мне у нее нравятся больше, какие-то не нравятся совсем. И это, наверное, было одной из главных причин, почему я почти ничего не знала о Курте Кобейне.
    Этот фильм перевернул мое впечатления об этом человеке. В фильме показана вся жизнь музыканта с раннего детства до событий, предшествующих его смерти. Все проблемы человека идут из его детства, теперь я в этом убедилась окончательно! Если бы не развод родителей Курта, то он не стал бы курить травку, вырос бы совсем другим и наверняка прожил бы более длинную жизнь. Но представьте, какую эпоху мы бы потеряли!
    Сам фильм состоит из интервью с родными Курта, отрывками из интервью Nirvana, домашними фото- и видеозаписями, видео с концертов... Ну и конечно же в нем было много, очень много песен Nirvana. Так что можно было просто слушать и слушать.
    Но в тоже время фильм полностью оправдывает то, что его относят к сюрреализму. Порой он становится вполне психоделичным. Ну и еще здесь очень много мата, так что не включайте его при маленьких детях.
    Примечательным моментом мне показалось то, что Nirvana отказывала от интервью, особенно от вопросов, что значит их музыка. Музыканты предпочитали, чтобы музыка сама говорила за них, чтобы слушатели сами вынесли что-то для себя. Это так искренне!
    Фильм научил меня видеть в Кобейне эту искренность. Никогда бы я не подумала, что он так любил своих жену и дочку.
    Всем фанатам рока и гранжа советую к просмотру! А я пойду скачивать альбомы Нирваны.

    картинка KruPolly

  • Погоня за ледниками Отзыв о фильме «Погоня за ледниками»

    Биография, Документальный (США, 2012)

    Сегодня я расскажу вам историю о человеке, который поверил в глобальное потепление, человеке, который погнался за ледниками, несмотря на угрозу собственному здоровью; человеке, который увидел и решил показать другим. Этот человек Джеймс Бэйлог - известный американский фотограф. Когда говорят, что каждый может что-то сделать, как-то помочь в меру своих сил - независимо от темы - я верю в это только отчасти. Бэйлогу не пришлось долго раздумывать над тем, что он может сделать. Всё, что нужно, это главное оружие и инструмент - камера. И люди, которые разделяют твои взгляды. Так появился проект Extreme Ice Survey, этот фильм - результат пяти непростых лет съемок, исследований, борьбы, отчаяния и маленьких побед. Ледники и время исчезают неумолимо.

    P.S. Если вы хотите узнать, зачем этой планете и её обитателям нужен лёд, посмотрите этот фильм.

  • Зоопарк Отзыв о фильме «Зоопарк»

    Документальный (США, 2007)

    "Порезвиться с животными вовсе не грех,
    Но прослушайте предупреждение для всех:
    Все зверюшки подходят для этой игры,
    Только к ежику не подходи со спины.
    Его острые иглы — людские враги,
    Ты места свои нежные побереги,
    Результат лучше не проверять на себе,
    Так что ежика лучше не трогать тебе.
    Оседлать» жеребца — развлеченье как сон,
    Или даже слона, хоть он весит пять тонн,
    Даже мышку, хотя тут и точность нужна,
    Только ёжика трахнуть нельзя ни хрена.

    Терри Пратчетт, «Песня про ёжика»

    Впрочем, чертовски неправ был товарищ Пратчетт в своей шутливой песенке о нехитрых прелестях зоофилии, говоря о том что устроить мохнатую кражу шелкогривому россисанту то ещё немыслимое удовольствие. Во всяком случае, печальный опыт американца Кеннета Пиньяна, датированный 2 июля 2005 года, ровно утверждает совершенно обратное. В этот день сей молодой и борзый, глупый и бодрый кметь решил ради любопытства и потакания прочим основным инстинктам поиграть в повара и бабульку при непосредственном половом участии собственного племенного породистого одера. Вызвав у своего церемониймейстера ирландскую зубную боль, наш милый Кенни стал вовсю жанжарить своим нильнизитандо своего маленького пони в его навозоразбрасыватель, да так и помер.

    Склонность тех или иных людей к перверсивному поведению подчас просто невозможно объяснить. Жил-был себе обычный и неприметный человечишко, дом, семья, быт, друзья — стандартный, но милый и уютный набор эдакого Джона Доу, всем довольного и решительно не привыкшего к рефлексии ввиду отсутствия соответствующих мозговых извилин. Но что-то перемкнуло или замкнуло, или демоны похоти проснулись рано, не в день его смерти, и наш усредненный обыватель вдруг понял что он какой-то не такой как все, и в плане альковном ему совсем не до романтики. Превращение обыкновенного человека в патологического извращенца не уникально, но порой отдельно взятый шокирующий своей мерзостью и нелепостью случай может стать удобрением для глубинного исследования той или иной девиации, что и случилось с печально известным витамином К.

    Взяв за основу своего скандального документального фильма «Зоопарк» 2007 года сие происшествие из ряда вон, американский режиссёр Робинсон Девор не погнушался привлечь не только виновника траурного торжества, поставленного на хор породистого хозяйского коня Койота, но и близких друзей отпочившего, дабы не только реконструировать ход памятных исторических событий, но и понять, собственно, почему Кеннет сделал это, попутно распутно иллюстрируя свои философствования целомудренными кадрами всяких, разных, грязных и страстных скотоложеств. Копнув во времена римских патрициев и плебеев, средневековых рыцарей и крупноуважаемых монархов, Девор из личной, сугубо частной истории зоофилического пузочесания вывел нечто общее, хотя и слегка оправдывающее сие противозаконное деяние. Общее ввиду того, что зоофилия, любая разновидность скотоложества есть прямым следствием не фрейдистско-юнгианского набора комплексов, а того, что, приручив зверя, человек сделал его не субъектом, а объектом, направив на него свою любовь, заботу, всю свою совокупность эмоций, поступательно складывающихся, при отсутствии у этого индивидуума четких принципов, в либидо. Обычная любовь к животным начинает перерастать в сексуальную тягу, и в ход, при полном равнодушии окружающих, преимущественно старающихся не замечать некоторые поведенческие странности, потом идут и овцы, и козы (это уже даже добрая традиция — драть козу), и свиньи, и лошади.

    Причём отражение зоофилии в мировой культуре, если ограниченно брать лишь кинематограф как главное социальное зеркало всех бытующих процессов, большей частью лишено осуждения этого, мягко скажем, увлекательного изврата. «Калигула» Тинто Брасса, «Свадебная ваза» Тьерри Зено, «Конь, женщина и пёс» Хисаясу Сато, «Скотоложество» Питера Скерля, «Жестокость Молины» Хорхе Молина, «Мужчина, женщина и зверь» Альберто Каваллоне, «Зверь» Валериана Боровчика — терпкий аромат мускусных сношений человека разумного и твари бессловесной витает в этих фильмах ощутимо, на осязаемом внешнем уровне, причём подан он как некая данность, а не тотальное отчуждение привычной морали. И, следуя за этой линией не столько осуждения, сколь простой и пресной констатации фактов Робинсон Девор превращает в зоопарк весь мир, ведь человек, логически рассуждая, но плюя на Библию, тоже ведь зверь, а зверь зверю, в зависимости от его местоположения в пищевой цепи, порой друг другу не враг, а брат и любовник. Воистину мир сошёл с ума, и уже некуда деться от этого кошмарного безумия — или привыкать и присоединяться, или быть фактором страха нормы, хотя бы для временной проформы.

  • Snuff: A Documentary About Killing on Camera Отзыв о фильме «Snuff: A Documentary About Killing on Camera»

    Документальный, Ужасы (США, 2008)

    Тема снаффа уже давно успела исчерпать и изжить себя, перестала быть табу, предметом шока и трепета, субъектом тотальной бесчеловечности по ту сторону порнографии в частности и кинематографа в целом. Тем примечательнее это воспринимается в контексте ленты "Снафф: Документальный фильм об убийствах на камеру", снятой в 2008 году американским режиссёром Полом фон Стетцелем - откровенно сырого и невыразительного исследования снаффа как неотъемлемой части современной реальности, хотя эта картина, пожалуй, является самой осмысленной попыткой понять что такое снафф, не прибегая к обсценному киноязыку шокьюментари, чернухи и эксплуатации. Сырость и серость картины тем не менее обусловлены тем, что фон Стетцель так толком и не определился со своей авторской целью, с тем главным месседжем, доносимым до аудитории картины: то ли это подтверждение всех мыслимых и немыслимых городских легенд о мокрых плёнках, то ли это полное и всеобъемлющее развенчивание этих самых мифов, - при том, что с точки зрения режиссуры фильм едва ли далеко ушёл от великого множества телевизионных документальных детективов.
    Фон Стетцель интервьюирует по теме как служителей закона - представителей ФБР, криминалистов - так и кинопродюсеров, попутно перемежая их рассказы видеозаписями якобы снаффа, аппелируя при этом настолько очевидными всем и каждому доводами (за исключением нескольких), что впору говорить об авторском лукавстве и/или некомпетентности, ведь в качестве основных примеров эволюции снаффа в большом кино режиссёр берет как относительно безвестный и пошлый "Снафф" 1970 году Майкла Файндлея (именно эта лента стала главной точкой отсчёта в формировании псевдоснаффа), "Ад каннибалов" Руджеро Деодато (как пример самой явной мистификации под снафф), "Цветок из плоти и крови", главную картину направления псевдоснаффа, так и совершенно не относящихся к снаффу "Генри: портрет серийного убийцы" или те же "Лики смерти" что Джона Алана Шварца, что Дэймона Фокса. Рассматривая снафф как часть популярного кинематографа фон Стетцель отчего избегает всяческого упоминания как "Подглядывающего" Майкла Пауэлла, так и "Последнего дома на тупиковой улице" Роджера Майкла Уоткинса, обходясь обсасыванием наиболее ярких проявлений мокрого видео, но толком не удосуживаясь проанализировать предпосылки к появлению этой темы в американском и мировом кинематографе вообще; тот самый философский или психоаналитический контекст просто вынесен за скобки бесхитростного текста ленты, словно его и нет вовсе. Для режиссёра снафф в кино интересен лишь как часть некоей экзотики, как наиболее табуированный атрибут грайндхауса, и не более чем, но не как сознательный авторский выход за пределы изощренного вымысла. То что есть снаффом или таковым притворяется в кинематографе - не видно ли тут вящего стремления режиссеров обыграть реальность настолько, чтобы в итоге подменить ей кино как таковое, убрать из витального простора кинематографической реальности само понятие и восприятие кино?! Однако фон Стетцель вместо большего погружения в суть снаффа и псевдоснаффа предпочитает констатировать непреложность весьма банального факта, что в так называемом свободном и независимом кинематографе возможно всё; стоит примириться и лишь следить за поступательным встраиванием снаффа в большой кинематографический процесс до той степени, что вскоре ничего предосудительного в нарочито грязном смаковании гиперреалистичного мортидо и либидо не будет (что на фоне начала американских римейков японской "Подопытной свинки" смотрится более чем сбывшемся предположением). Хотя и говорить о невозможности существования такой индустрии более чем непредусмотрительно. Во всяком случае, в тело картины впаян монолог известного голливудского продюсера Марка Розена, рассказавшего что в семидесятых годах прошлого века ему посчастливилось увидеть настоящий снафф, владельцем которого оказался некий гражданин Филиппин, по совместительству порноделец, пришедший к продюсеру с предложением крайне экзотического и "настоящего" материала.
    Однако если тема отношений снаффа и большого кино фон Стетцелем была пущена насамотёк, и ничего нового сказано не было, то в контексте развития темы снаффа и современных войн режиссёр пошёл по тонкой грани дозволенного, хотя и стараясь быть предельно аккуратным, ведь речь в основном пойдёт о военных кампаниях США в Ираке и Афганистане. Война, как известно, с лёгкостью развязывает руки всем в неё вовлечённым, особенно если эта война носит характер исключительно геополитический, захватнический, оккупационный - и лишь потом сугубо конфессиональный, цивилизационный. Обе стороны конфликта купаются в крови, считая себя правыми, считая что творить все во имя некоего блага, причём "блага" своего, это данность. Война никогда не была главным решением всех перезревших проблем, но война вполне способна с течением времени выявить и вытравить все худшее, что есть в человеке. Объективной реальностью современных войн с сугубо геополитической, геоэкономической и геостратегической нутряной начинкой от Югославии до Ирака и Сирии являются не только пытки ради самих пыток и убийства ради самих убийств (Сребреница, Абу-Грейб, Гуантанамо etc), ведь крайне непросто отрицать что в ряду воюющих с обеих сторон находится немало садистов, для которых цель не важна, но важен процесс, но и появление того самого снаффа с целью его продажи или в качестве главного элемента устрашения противника. Элемент сексуального унижения порой просто подразумевается или же наоборот выпирает, что и доказали американские военнослужащие в тех самых секретных тюрьмах, издеваясь что есть дури над подозреваемыми в терроризме. Их же идеологические противники в случаях плена любого из представителей коалиции предпочитали снимать их убийства и пытки на плёнку; враг, лишенный головы и конечностей, которого и не думают спасать, уже и не враг, а растиражированное видео с его жертвоприношением становится главным элементом контрпропаганды. Снафф сливается с идеологией. Тем очевиднее это стало сейчас, когда ИГИЛ снимает то, что может именоваться снаффом, в промышленных масштабах и отнюдь не в любительском формате.
    Но в большей степени фон Стетцель раскрывает снафф в контексте частных историй маньяков. От международной банды педофилов, накрытой в 2000 году, до истории американских садистов Леонарда Лейка и Чарльза Нг, устроивших на своей северокалифорнийской ферме пыточную киностудию (в ленте будут предоставлены несколько минут их видеоэкзерсисов, плюс фотографии) в 70-х годах, до небезызвестной Семейки Чарльза Мэнсона. Но наибольшую авторскую концентрацию получают Лейк и Нг; их кровавые похождения наиболее точно фокусируются на предметности снаффа как эдакого антикино, снятого не коммерции ради, но садистической сатисфакции для. Тот же Анатолий Сливко, невиномысский "учитель года", гордость комсомола и глава ЧЕРГИДа, вешал и расчленял пионеров в своих фильмах не ради славы, но ради удовлетворения собственного либидо, полного боекомплекта из разномастных половых девиаций. Лейк и Нг в свою очередь своими деяниями близки к Саенко-Супрунюку, Луке Маньотте, Кондратенко и Волковичу. Процесс съёмок пыток и убийств для них носил характер исключительной самовлюбленности, даже жажды славы, даром что воняет она гнилой плотью и ссохшейся кровью, но славы, чёрт дери, пускай и ценой человеческих жизней. Снафф как эдакий вариант быть аки Герострат, но на самом деле это всего лишь их проявление излишней дерзости и безнаказанности, создание по сути полных доказательств своей вины, , не понимая этого никоим местом и никаким образом. Больно затягивает этот процесс, слишком тяжко отвыкнуть как от насилия, так и от его фиксации; доведенный до фетишизма вуайеризм, подернутый дымкой тотального логоцентричного кошмара. Для таких особей, как Лейк и Нг быть значит убивать, и чем жестче, тем лучше, кайфовее. . Вообще, при всей своей неровности "Снафф: Документальный фильм об убийствах на камеру" утверждает лишь одно: при всей своей полумифичности снафф, умеючи долго, найти можно, но только вот Пол фон Стетцель как-то совершенно забыл уточнить: а нужно ли?!

  • Лики смерти Отзыв о фильме «Лики смерти»

    Документальный, Ужасы (США, 1978)

    Человек, претендующий на звание Высшего из всех существ, населяющих Планету Земля еще со времен ее сотворения из первоначальной магмы, создан и рожден крайне противоречивым созданием, склонным к излишним крайностям и самоуничтожению. Человек, чья плоть бренна и хрупка, подвержена процессам старения, тления и разложения, фатального исчезновения из глобального вакуума, больше всего в своей жизни — короткой, по меркам Космоса и необъятной Вселенной — боится эту жизнь потерять. Боязнь смерти является вполне естественной для существа разумного и мыслящего и побороть этот страх практически невозможно. Однако при жизни у человека часто выпадает шанс взглянуть в глаза смерти в трагические моменты утраты своих близких, родных, любимых и этот длительный взгляд, отягощенный трауром, так или иначе помогает впоследствии смириться с тем, что мы совсем не вечны и старуха с косой всегда стоит позади нас наготове.

    Реальная смерть не может стать предметом эксплуатации и наживы ввиду аморальности и недопустимости подобного представителями кинематографа. Во всяком случае, такое утверждение было в корне правдивым вплоть до 1979 года, когда никому неизвестный американский кинодокументалист и журналист Джон Алан Шварц открыл одновременно ящик Пандоры для будущих некрофилов и золотую прибыльную жилу для себя, представив на суд публики свой дебютный фильм «Лица смерти», породивший много позже массу сиквелов, созданных им же, и подражаний, еще более шокирующих и неприятных, снятых еще большими извращенцами, охочими до мертвого мяса.

    Безусловно, жанр так называемых «мондо-фильмов» к концу 70-х годов ХХ века был не в новинку. Освоенный еще в начале 60-х годов итальянцами Гуалтьеро Джакопетти и Паоло Каварой и братьями Кастильони жанр откровенной беспринципной шокирующей журналистики ко времени выхода «Лиц смерти» в США и Европе уже находился в периоде своего медленного, но неумолимого заката ввиду дальнейшей невозможности режиссеров продемонстрировать зрителям нечто новое и неординарное вместо традиционных африканских вояжей. «Лица смерти» Джона Алана Шварца данную революцию совершили, создав на выходе разновидность мондо, эксплуатирующую безо всяких моральных препон смерть в ее самом неприкрытом, а оттого еще более жутком виде.

    Впрочем, к полноценному мондо «Лица смерти» относятся скорее наполовину, ибо Джон Алан Шварц перед стартом своей ленты в прокате сумел провернуть впечатляющую мистификацию, заставив поверить взаправду очень многих тогдашних зрителей, которые были намного наивнее, нежели сегодняшние, что весь заснятый им видеоматериал является стопроцентно подлинным и что именно из-за этого ленту запретили аж в 46 странах мира (лавры Руджеро Деодато и его «Ада каннибалов», запрещенного в том же 1979 году в 60 странах мира, явно не давали покоя Джону Алану Шварцу). Но на самом деле фильм был крепко запрещен лишь в 5-7 странах, причем достаточно благополучных, однако ход с полным запретом, как и с фактической подлинностью, оказался верным и коммерчески просчитанным, хотя на самом деле всего лишь около 60% процентов основного содержания ленты является подлинным, потому в большей степени «Лица смерти» следует ложить на полку с художественными фильмами, преимущественно забористым трэшем или яркими образцами некрореализма.

    Стремясь заставить зрителей круто задуматься о жизни и смерти, вкладывая в речи главного рассказчика картины — патологоанатома — массу умных, но весьма простых для обывателя размышлений о том, что мы все там будем, Джон Алан Шварц вскоре начисто забывает о философствованиях и пускается вплоть до самого финала в откровенную эксплуатацию мертвечины и всего, что с ней связано. Без явного смакования, конечно, но и без особого оригинального идеологического посыла, демонстрируя по нарастающей все новые и новые смерти под аккомпанемент мрачного и депрессивного саундтрека в лучших традициях Йорга Буттгерайта, который в то время еще ползал под столом. Воспринимается данная лента ни познавательно, ни увлекательно и даже явного угрожающего предупреждения она не несет. Это просто эксплуатационное и достаточно надолго впечатывающееся в память кино, оставляющее отвратительное послевкусие, но не вызывающее дикого шока. Взглянув в такое лицо смерти, снятое со вкусом и старанием неким Джоном Аланом Шварцем, зритель будет еще больше бояться ее уродливой и мерзкой физиономии, толком не поняв, что на его эмоциях только что сорвали неплохой финансовый куш.

  • Безумцы Титиката Отзыв о фильме «Безумцы Титиката»

    Документальный, Драма (США, 1967)

    Человеку на всем протяжении его осознанного жизненного пути, и не суть важно чудовищно долог он или невыносимо короток, свойственно сходить с ума, терять самоконтроль, падать в чёрную бездну бесчеловечности, когда нет никаких вообще принципов, рамок, границ, когда разум перестаёт подчиняться всем законам божественным и логическим, этот сладостный миг тотальной шизофрении. Безумие, этот удел страстей человеческих, столь же неотделимо от нашей эмоциональной внутренней природы, как и радость, грусть, вера или безверие, ибо безумие порой нас освобождает от многих условностей, навязанных нам обществом, родителями, воспитанием. Безумие, настоящее и неподдельное, не притворное и не фальшивое, в сущности является финальным этапом утраты отдельным индивидуумом собственных ориентиров в жизни, это апокалиптическое состояние отчаяния, когда кричать во все горло, постепенно наполняющееся кровью, уже бесполезно, а уходить в черное никуда, с петлей на шее или пистолетом во рту, не имеет смысла; тогда и остается лишь сойти с ума, отпустив свой разум в безвременье и лихолетье. Истово безумный человек может быть и святым, и юродивым, и грешником, и палачом, и самым худшим преступником из всех — тем, кто так и не понимает что он на самом деле совершил, тем, кто никогда не раскаится за содеянное, ибо штормовые вихри безумия охватили его окончательно и бесповоротно, и нет больше выхода, нет возврата назад.

    Именно о таких людях, психически больных уголовных преступниках, осуждённых на длительное пребывание в застенках клиники Бриджуотер, что в Массачусетсе, и снял свой самый известный фильм «Безумцы Титиката» 1967 года знаменитый американский режиссёр-документалист Фредерик Вайсман, мастер тонкого, практически молекулярного исследования социальных проблем в США времён кризиса, социокультурного и психофизиологического слома. Причём картина эта, впоследствии попавшая в список 50 самых шокирующих фильмов ХХ века, для Вайсмана стала, пожалуй, самой и радикальной и неприятной, нарочито отталкивающий по своему изобразительному кинослогу, тяготеющему к эдакой безучастной фиксации всего происходящего на экране, лишенного принципиально любых признаков внесюжетной и внекадровой жизни, несмотря на сугубо документалистскую сущность фильма. Фиксация эта намеренно болезненна, страдальчески искажена гримасами отчаяния и того состояния безумия, которое не исцелишь, не излечишь. Монохромная, неторопливая, мертвенная манера сьемки, применённая Фредериком Вайсманом, медленно, но неумолимо погружает зрителей в состояние гипноза, транса и некоей зловещей сопричастности к льющимся непрекращающимся потоком историям бриджуотерских узников не своей совести, но разума.

    Кинематограф, как известно, это не только рассказывание историй, будь фильм художественным или документальным; кинематограф почти всегда это сон, спроецированный в реальность, кино обладает невероятной способностью и видеть, и создавать такие сны. В случае с «Безумцами Титиката» Фредерик Вайсман соединил в рамках единого фильмического космоса плоть, живой текст, преподнесенный в формате множества историй больных Бриджуотера, и кость, изощренные постановочные игрища с формой авторского повествования, перенеся на экран кошмарный сон разума, рождающий чудовищ. Непривычно аскетичный, для кого-то слепо изобличительный и простодушно разоблачительный, переполненный натуралистическими сценами на грани (для шестидесятых уж точно), фильм едва ли стремится к глубинному анализу причин сумасшествия героев. Вайсман в первую очередь стремится к созданию некоего пространства тотальной ирреальности или даже гиперреальности, в которой царствует само безумие, порождённое не столько обществом в целом, сколь самими этими людьми в частности. Примечательно, что появившееся в конце восьмидесятых годов прошлого века в Петербурге движение некрореалистов Маслова-Юфита, а также отчасти припочковавшийся к нему, но фактически ставший творцом в себе Артур Аристакисян, воспользовались практическими теми же зловещими кинематографическими красками в своих палитрах, каковые впервые задействовал Фредерик Вайсман в «Безумцах Титиката», которые некрореализмом не были вовсе. «Ладони» и вовсе синонимичны мрачной исповеди деменции «Безумцев…».

    Вайсман рассказывает и наблюдает. Перед зрителем проходит вереница героев, обьединенных тяжелейшей психологической или физической немочью. Камера бесстрашно и бесстрастно внимает их сбивчивым, странным, наивным и большей частью необычным рассказам, практически философским размышлениям о сути окружающих их вещей. Истинность их выводов о Боге, Сатане, преступлении и наказании и ещё очень многом в чем-то сомнительна, но в сущности они намного свободнее, чем все остальные, чем те, кто общепризнанно нормален. Но что есть норма и есть ли она вообще? Как бы это не звучало необычно, но фильм Вайсмана в своё время удачно сумел вписаться в полемику, возникшую после выхода романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», полемику о приемлемости применения тех или иных методов терапии в психлечебницах США, о праве на свободу и борьбу за неё. При всей ужасности картинки, фильм Вайсмана не очерняет психиатрию тем не менее, показывая что герои искренне счастливы в своем неведении безумствований, и так внутренне свободны, что нам и не снилось, но лишь в случае истинности и неопровержимости диагнозов, да и почти все герои ленты, которые обрели право голоса в ней, уже не нуждаются в еще большей свободе, ибо тогда им и всем нам будет лишь хуже. Попытки их вернуть в здоровое общество лишены смысла, ибо для большинства безумие оказалось намного приятнее здоровья. И кто намного нездоровее тогда: нормальный якобы человек, склонный накапливать годами стрессы, не выплескивая их наружу, или же настоящий безумец Титиката, который, возможно, видит правды больше, чем кто-либо из нас?

  • Звук насекомых: Дневник мумии Отзыв о фильме «Звук насекомых: Дневник мумии»

    Документальный (Швейцария, 2009)

    Смерть — это всегда трагедия, с которой невозможно примириться, и всегда неизбежность, от которой нельзя никому и никогда скрыться. Смерть — главный судья и главный палач, меритель всего сущего над всем бренным; безжалостная, коварная и свирепая сука. Смерть не щадит никого: ни невинных младенцев, ни седовласых стариков, ни безвинных агнцев, ни кровожадных преступников, и все перед ней равны. И как и каждая жизнь человека, каждая смерть по-своему неповторима и уникальна. Кому-то суждено найти её бездыханным на грязном полу наркопритона, и из перерезанного алым галстуком горла будет биться ручьями багровая сладость; кто-то умрёт на войне, на очередной бессмысленной бойне во имя эфемерных целей, и умрёт или как герой, до последнего патрона не жалеющий противника и спасающий ценой своей жизни попавших в засаду в густой зеленке новобранцев, или же погибнет жалкой смертью предателя, от выстрела в спину. Кому-то Смерть явится в виде сердечного приступа, и человек уйдёт тихо и безболезненно, но кто-то предпочитает сам приблизить миг своей кончины просто потому, что жизнь утратила свой истинный смысл.

    Самоубийство — очевидное преступление против Творения самим Божьим творением; это преступление не столько против тела, этой временной неприхотливой оболочки, сколь против души, которой суждено будет вовек скитаться, неупокоенной и толком не отмоленной. Однако главный герой фильма «Звук насекомых: Дневник мумии» 2009 года известного швейцарского режиссёра Питера Личи, обладателя премий Берлинале и Европейской киноакадемии, считает по-иному, отправляясь в свой последний путь вглубь бездонного зелёного леса, которому суждено стать главным свидетелем и соучастником этой, очищенной от шелухи обыденности, смерти, которая будет запечатлена самим самоубийцей в заранее приготовленный для этого дневник, обшитый пахнущей духами свиной кожей. Когда-то он вел иные записки, с иным содержанием; то была Книга Жизни, Книга Памяти, его персональный Катехизис до сорока лет, с тщательным перечислением его достижений, успехов, его счастливых моментов и мгновений разочарований. В той, сожженной в очищающем костре, книжонке была суммирована и сформулирована вся жизнь этого безыменного, доведенного Питером Личи до состояния тотальной метафоры героя, реального и литературного в одночасье.

    Следуя с очевидной кинематографической дотошностью за буквой романа знаменитого японского писателя и сценариста Масахико Шимады «Как я превратился в мумию», Питер Личи стремится перенести и своеобразное японское отношение к смерти, какой бы она не была. Едва ли героя фильма Питера Личи можно назвать камикадзе или самураем, в порыве отчаяния или неиспитой до дна чести совершающего сеппуку. Нет, в поступке нашего героя не виден полёт увядающей Жизни, нет дерзкой смелости. Есть лишь осознанное и осязаемое желание завершить свою жизнь, растворившись в природе, постигнув в финале её высшую цель. Когда его тело будет постепенно обезвоживаться, кожа начнёт стягивать кости, блеск померкнет в глазах, а страницы дневника, этой Книги Смерти, будут все больше заполняться фразами, монологами, исповедями, вокруг живого мертвеца расцветет природа. Набухнут почки на деревьях, а потом листва напьется до пьяну золотистым солнечным светом, окрасится в изумруды. Щебетанье птиц станет все сильнее, и даже насекомые подле умирающего продолжат жить. Плоть трупа сгниет, черты некогда привлекательного лица исказятся в жуткой безмолвной гримасе, а кожа клочьями начнёт отпадать от костей. Смрад мёртвого человеческого тела смешается с миллионами запахов леса, с ароматом трав, что цветут неподалёку и с запашком трухщихся и копошащих животных. Пир червей. Плоть, некогда бывшая человеком, личностью, станет землёй, на которой, вполне возможно, скоро что-то вырастет. И лишь дневник останется единственным напоминанием об этом человеке, который к сорока годам понял, что жил зря, ничего не достигнув и не обретя. Была любовь, дом, надежда, было все, но оно утекло сквозь пальцы, растворились в тумане рухнувших ожиданий. Одиночество, ненужность, крах. Грех самоубийства уже и не кажется таким уж страшным, когда ты остался один, и твоя смерть не поколебает привычный миропорядок. Космос не рухнет, звезды не погаснут, а луна не взорвётся. Ничтожная жизнь.

    Очевидно наследуя традициям некрореализма, гиперреализма и натурализма, Питер Личи умело соединяет европейский гуманизм и нетривиальные вывихи азиатского менталитета, с одной стороны показывая красоту даже страшных, невыносимых и непостижимых вещей, с другой же в сущности оправдывая содеянное героем. Принципиальное значение имеет то, что фильм «Звук насекомых: Дневник мумии» находится на стыке между игровым и документальным кино. Личи снимает неторопливо, с некоей непритаенной интимностью, придавая этому кошмару самовольной смерти ощущение успокоенности. И итожащей все неистовой авторской созерцательности даже тогда, когда на экране мнимый сюжет взрывается сценами борьбы Плоти, Тела, мозга, жаждущего жизни, воды, кислорода, и Духа, идущего из плотной всеобъемлющей тьмы к свету по ту сторону бытия. Его дневник — это крик отчаяния, боли, и тихий разговор с неизвестными, для которых его смерть станет шагом к собственному бессмертию. Личи, бесспорно, ищет опору для понимания этого рокового деяния и у Шопенгауэра, и у Хайдеггера, и у Платона. Ангст для него несущественен, и через красоту смерти режиссёр, а вместе с ним и зритель находят истинную красоту жизни.

Свежие отзывы

«Соль Земли»
«Феминистки. О чём они думали»
«Мисс Американа»
«Точка. Конец предложения»
«Люмьеры!»
«Дом: История путешествия»
«BBC: Планета Земля (многосерийный)»
«Наша планета (многосерийный)»
«Город глазами кота»
«Гунда»
Ещё отзывы

Лучшие зрители

florianfricke florianfricke

На сайте с 10 октября 2015 г.

410
simboss simboss

На сайте с 9 октября 2015 г.

410
Buddy Buddy

На сайте с 20 марта 2014 г.

434
_Amnesia_ _Amnesia_

На сайте с 31 мая 2017 г.

506
Ferygirl Ferygirl

На сайте с 4 октября 2013 г.

440
Gvalior Gvalior

На сайте с 9 октября 2015 г.

410
grjazniy_garri grjazniy_garri

На сайте с 10 октября 2015 г.

410
adament adament

На сайте с 12 октября 2015 г.

410
iow iow

На сайте с 10 октября 2015 г.

410
Berion Berion

На сайте с 10 октября 2015 г.

410
Ещё зрители