Отзывы о фильме «Возмутитель спокойствия»

Возмутитель спокойствия

Возмутитель спокойствия

Детектив, Драма (Бельгия, Дания, Нидерланды, 2013)

Рейтинг IMDB: 6.8 (14 071 голосов)

Отзывы

  • Исчадие ада.

    Плюсы. Фильм снят очень качественно, не придраться. Актёрская игра отличная. Сюжет интересный, загадочный, постоянно держит в напряженном саспенсе. Хозяйка пригрела в доме постороннего человека, который, похоже, не совсем человек. То, как этот демон внедряется в дом и души его обитателей невольно начинаешь ощущать и на себе, будто и ты, зритель, сопричастен к этому дьявольскому искушению. После фильма хочется помыться, но и душу надо как-то отмывать от этой гадости. Этот фильм о настоящем зле, которое легко может проникать в души людей, которые не могут противостоять ему и подвержены слабостям. Автор талантливо сумел передать зрителю эти мерзкие, тёмные, злые флюиды.
    Минусы похожи на плюсы, потому что талант передать чувства и ощущения - это плюс, а прочувствовать все эти мерзости - минус, потому как паршиво от этого.
    Что я получила от фильма? Грязь в душу.
    Рекомендации. Никому не посоветую, гоните зло из вашей жизни и молитесь.

    ТТТ, "провокационный, шокирующий фильм без мата и наркотиков" по совету
    ray_mondo .

  • Пасторальное и словно застывшее во времени спокойствие маленького голландского городка, в котором все без исключения жители знают друг друга и друг о друге практически все, а если не все — то интуитивно догадываются. Лес, словно сошедший со страниц древних легенд и сказаний; зеленое густое полотно без просвета. Двое отрешенных в свои мысли людей — охотник и священник, а также собака неопределенной породы бредут по этому лесу, обнаруживают в подземном логове группу странных людей, живущую там аки кроты и явно исповедувающими язычество вперемешку с хипстерством. Один из этих волосатых любителей природы убегает от преследования и начинает просить его приютить у жителей близлежащего городка. Одна из местных обитательниц, доброй души и наружности женщина в самом соку, соглашается тайно помочь неизвестному, даже не догадываясь, что с этого момента в ее жизни и в жизни ее семьи начнется странная и страшная полоса.

    Сюжетная схема, по которой обыденный и завязший в примитивном мире быт обыкновенной снаружи, но необыкновенной внутри семьи нарушается и разрушается с появлением в жизни некого мистера Неизвестного, таинственного Визитера, несущего с собой цветы зла и плоды уничтожения, в мировом кинематографе не нова. К ней в самое разное время и с разным успехом обращались и Пьер Паоло Пазолини в своей «Теореме», создавшей канон подобных историй, озорник Франсуа Озон в своем «Крысятнике», японский мэтр шокового кино Такаши Миике в «Посетителе Кью». В 2013 году один из самых признанных голландских кинематографистов, Алекс ван Вармердам, представил на суд публики и критиков сначала на Каннском кинофестивале, а потом и на других, не менее престижных киносмотрах, перечислять которые было бы делом и лишним, и утомительным, свой последний по счету фильм — «Боргман»/«Возмутитель спокойствия», ставший самым мрачным, жестким и изощренным творением голландского мэтра.

    При всей своей жанровой принадлежности к классическим по форме триллерам, с обязательными нотками саспенса по нарастающей, с мрачной линией сюжетного повествования, с нарочитыми стилистическими играми в Хичкока, «Боргмана» все же следует отнести к очередным, после «Официанта» и «Последних дней Эммы Бланк», постмодернистским синефильским экспериментам Вармердама, к кинематографу умозрительному и нелинейному при всей его прямоте и односложности повествования, исходя из которого доброта и соучастие, проявленное к бородачу Боргману, становится катализатором разрушительных и чудовищных последствий. Режиссер искусно и изощренно закручивает спираль интриги, не давая возможности зрителям осмыслить все последующие события и понять кто есть кто, но, в особенности, понять внутреннюю сущность самого Боргмана, про которого известно совсем мало, практически ничего. Но истинное Зло и не должно быть иным, оно надевает маски милых парней-теннисистов, устраивающих свои бессмысленно жестокие забавные игры(тут Вармердам кивает, безусловно, Михаэлю Ханеке), или милых детишек, которые всего лишь хотят поиграть(привет и прощай «Они» и «Райское озеро», ибо «Боргман» не больше хоррор, чем «Нимфоманка» ядреное порно), или таинственного незнакомца, решившего испытать закосневшее в собственном мелкобуржуазном эгоцентризме общество на вшивость, наслав на них все казни Египетские(привет «Теорема», «Визитер» и даже отчасти кинговская «Буря столетия»). Локализованное же оригинальное название ленты Вармердама даже напрямую отсылает к другому «Возмутителю спокойствия» — Леонида Соловьева, уравнивая романного Ходжу Насреддина — философа, поэта и бунтаря с вармердамовским героем не от мира сего, хотя цели у обоих персонажей по сути одинаковы — изничтожить то, что претит их человеческой природе при том, что они являют собой силы иноприродного, чужеродного, но не чужестранного характера. Национального ли? Едва ли. Но обобщенного да. Гуманистического ли? Скорее нет, ибо в современном мире для гуманизма Ходжи нет места.

    «Боргман» сродни сложной мозаике, любовно сооруженному режиссером лабиринту из страстей, ночных кошмаров, влажных поллюций и эксбиционистских ужасов, втиснутых в рамки триллера и одного небольшого голландского городка, обыденность и ординарность которого являют собой лишь очередную маску психопатии и бесконтрольного силлогичного безумия. Вармердам не стремится разжевывать зрителям суть происхоядщих на экране событий, подавая их так, что ни шока, ни удивления отчего-то не возникает. Жестокая и беспощадная сатира современных семейных ценностей, которые все больше и больше превращаются в зыбкое и эфемерное нечто, в которой не без явного удовольствия и тенденциозности подмешаны сюрреализм и авангард, играющий полифоничностью смыслов Дэвида Линча, отчасти Бергмана Ингмара и Алехандро Ходоровского, который, в свою очередь, превращается в апофеоз своеобразной режиссерской иронии по отношению к незадачливому и попавшему под горячую руку Боргмана, возмутившего дотоле пасторальное спокойствие отдельного взятого городка и отдельно взятой ячейки общества, развратив и уничтожив ее, семейству. Боргман, этот носитель идеи индивидуальности и отрешения от христианских ценностей, становится для Вармердама трибуном, в лице которого режиссер видит едва ли не спасение всего европейского социума, предлагая, правда, сначала разрушить до основания все старое, унизить и изнасиловать его, а уж потом, вволю насладившись муками, начать строить новое. Впрочем, точных координат этого «нового» Вармердам не дает и Боргман словно жестокий призрак новых времен вновь исчезает, оставляя после себя боль, разорванные в клочья отношения и трупы, само собой. Любые перемены и революции ведь не бывают без жертв…

  • Спойлерно!

    А мне не очень понравилось. Ну как, идея хорошая, хоть и далеко не свежая. Если говорить условно - инкубы и суккубы, прочая нечисть, "имя их Легион", выбираются на свет Божий, выходят из лесу, гонимые священником, ментом (вот двойственный смысл да, вроде изгоняют зло, но куда они его изгоняют - в мир) и ищут себе жертв.

    Одного из них, Боргмана, к себе в дом и в душу под видом бомжа впускает домохозяйка-художница Марина, весьма впечатлительная дама, страдающая от своего же благополучия. Муж ее - делок делком, весь прожженный бизнесмен из сорта "агрессивный маркетинг", скопивший в себе как раз тучку невыпущенного гнева. Трое послушных, безропотных, словно неживых детей на экране с задними умишками. Юная няня, постоянно отвлеченная "на свое". Вот такая денежно обеспеченная семейка, на вид вполне себе пристойная и добродетельная.

    Конечно, оказывается все не так. Конечно, там будут нелепые сицилийско-мафиозные убийства, ака головы в цементе, тела в реке. Конечно, ни для кого из семьи история не закончится хорошо, никто не сделает выводов, не исправится, не справится со злом, не вызовет тех же ментов и даже не сбежит. А почему? Да не очень-то и хотелось, вот почему! Все их устраивало, все им было по вкусу. То ли от скуки, то ли от глупости (этот момент в фильме для меня не раскрылся)... Что там ясно как белый день, так что зло не прорастает в непригодной почве, а почва Марины, мужа ее, даже их детей и няни была абсолютно пригодной.

    Финал - возмутителей спокойствия стало больше, они отправляются в лес, видимо, отсыпаться и готовиться к новым наступлениям, а жертв их немерено. Будут еще, просто потому что люди не способны порой принимать твердых решений, громко говорить нет своим инстинктам, прихотям, мимолетным желаниям. Не способны люди просто закрыть дверь, не от излишней сердобольности, а от неумения наслаждаться хорошей жизнью они эту дверь не закрывают. Навстречу приключениям - навстречу любому, кто их обещает. Тем более злу.

    Актеры сыграли хорошо, но сами персонажи дико бесили. Марина - одиозная барышня с ПМС - превзошла все ожидания, такую отрешенную дуру еще нужно поискать. Интересно, откуда ее списали, с какого образца мирового искусства? Напишите мне в комментариях, если узнали-угадали. Понравилось, как тихо действует Боргман - очень реалистично. Понравилось, что дети тоже не остались невинными ничего не разумеющими ангелами-жертвами, как их принято создавать по шаблону. В остальном... Ну не люблю я безморальные фильмы! С одной стороны, меня кино заставило подумать, как делает всякий арт-хаус, шевелить мозгами, с другой - ну такие там тухлые люди, некого любить, вот и получается, что история не задевает. Я, видимо, просто сторонник более классической схемы построения - есть герои и они в развитии, а не в предстоянии и ожидании. Или просто я не люблю добровольную марионеточность, или просто я бы так не поступил. А так интересно - дьявольские черные гончие, дом, который просматриваемый насквозь, маньячная девочка, разные приколы и отсылки, да это все нравится. Просто хочется знать, что лучшее хотел режиссер в людях побудить своим кино?

    Дальше...