Отзывы Zatv — стр. 4

  • Вундеркинды Отзыв о фильме «Вундеркинды»

    Драма, Комедия (Германия, Великобритания, Япония, 2000)

    Черная комедия (и слегка мелодрама) Кертиса Хэнсона, снятая в 2000 году, думаю, понравится любителям Харуки Мураками.
    Одна из особенностей стиля японского писателя, за что его и любят во всем мире – это джазовость. Герой как бы скользит в неком сюрреалистическом танце по жизни, слегка касаясь ее и часто наблюдая за собой со стороны.
    Грэйди Трипп, писатель и ведущий преподаватель в одном из университетов Питтсбурга, переживает не лучшие времена. Книга не пишется, жена ушла, любимая собака сдохла. И еще любовница (местная ректорша) беременна от него.
    И там где нормальный человек будет рвать на себе волосы и всячески дергаться и суетиться, все больше погружаясь в неразбериху своей жизни, герой Майкла Дугласа решил смотреть на жизнь философски. Поэтому он стойко воспринимает и потерю единственной рукописи книги, которую писал последние три года. И вранье Джеймса Лира, своего странного студента, который его жестко подставит. И даже свое увольнение.
    Но как и у Мураками, дзенствующий герой награждается покоем и даже частью благополучия.
    Хороший фильм. Особенно понравилось раскрытие творческой кухни писателя – придумывать увиденным, совершенно незнакомым людям свои имена и биографии.

    картинка Zatv

  • Царь Отзыв о фильме «Царь»

    Драма, Исторический (Россия, 2009)

    Александр Аузан, известный институциональный экономист, в своей лекции «Национальные ценности и конституционный строй» сформулировал интересную мысль. Отталкиваясь от формулировки Ренана: «Нация – это определенный набор ценностей и связанная с этим общая гордость за историческое прошлое (или как он уточнил в другом месте: совместное заблуждение по поводу славного исторического прошлого)», он пришел к выводу, что национальный диалог о ценностях идет через образы. И когда мы обсуждаем фильм «Царь», который, как и «Остров», стал фактом общественного, коллективного сознания, мы на самом деле говорим об этих национальных ценностях.
    Каждый в этом фильме увидел что-то свое. Православные – всеславицу Филарету, державники – поклеп на опричнину, историки – искажение «достоверных» фактов. И очень интересно посмотреть, насколько совместимы эти точки зрения.
    ***
    Вначале за здравие.
    «Это грандиозная вещь, которая останется на века».
    .....
    «Главный русский фильм года определился не по художественным достоинствам (местами не бесспорным), а по громкости дискуссии вокруг себя…
    Меж тем очевидно, что хоругвеносец Лунгин базировал свое видение не на исторических фактах, а на историографической традиции (Карамзин, Костомаров), русской литературе (Толстой, Лермонтов), народных представлениях о царе-душегубе и, что самое главное, на литургических преданиях РПЦ, где Иван IV поминается как «новый Ирод»… Итогом стала условная притча, к коему жанру в той или иной степени относятся все лучшие отечественные фильмы последних лет.
    Что до художественных достоинств, восхищает в первую очередь тот факт, что «Царь» начисто лишен ярмарочной потешности и рашен-деревяшен-показухи, которыми грешат многие наши картины о нафталиновых временах… «Царь» этой хохломы счастливо избежал, в чем безусловна заслуга не только Лунгина, но и художника Сергея Иванова, оператора Тома Стерна с его «мягкой камерой» и, конечно, Мамонова с Янковским».
    (Из рецензии в газете «Взгляд»)
    .....
    «Павел Лунгин является выдающимся представителем российского кинематографического мейнстрима, практически отсутствующего в нашей стране… При этом Лунгин прекрасно понимает и особенности российского рынка, и общественно-политическую конъюнктуру. Остающийся злободневным «Олигарх» устраивает и начальство, и публику, и демократическую общественность. Соблазнительный «Остров» соответствует тем дамским – не женским, не бабьим, не народным, а именно дамско-салонным – представлениям о «духовности», которые свойственны и массовому зрителю, и самым первым лицам государства.
    Есть у Лунгина и шедевр – экранизация «Мертвых душ». Но он на то и шедевр, чтоб его не замечать. Обычное дело.
    И вот появляется «Царь». Работа вполне демократически мейнстримная, совсем не шедевр тоталитарного искусства, как фильм Сергея Эйзенштейна, умудрившегося даже в гениальной пляске опричников упомянуть о бисексуальности Ивана Грозного».
    (Из статьи Дмитрия Шмарина на сайте «Слон»).
    .....
    Далее Дмитрий приводит реакцию движения «Наши» на «Царя» и проводит параллели с реакцией на фильм Эйзенштейна.
    Несколько цитат:
    «Это убогое творение — прямая угроза информационной безопасности каждого человека в нашей стране, в первую очередь — детей и молодёжи
    .....
    Поражает дикий навет на опричнину, представленную в киноленте как группу безбашенных отморозков.
    .....
    Давая правовую оценку художественному фильму «Царь» режиссера П. Лунгина, констатируем: кинолента является фальсификацией истории, наносящей ущерб интересам России, объективно не отражающей русскую историю, унижающей и оскорбляющей русский народ. Главная цель ленты — изменение исторической памяти народа, подмена исторической реальности фальшивкой. К сожалению, на сегодняшний момент нет абсолютно никаких санкций к такому фальсификатору как Лунгин и ему подобным, что, безусловно, является пробелом в праве, требующим ликвидации подобных действий».

    Для сравнения:
    «Режиссер С.Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, – слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». (Из постановления оргбюро ЦК КПСС «О кинофильме «Большая жизнь», 1946 год).
    ***
    Плавно переходим к ортодоксальной точке зрения.

    Дальше...

  • Остров Отзыв о фильме «Остров»

    Драма (Россия, 2006)

    Сейчас уже не вспомню, какое из религиозных течений проповедует постоянное присутствие Б-га на земле. Весь вопрос только в том, что он постоянно принимает разные облики. (К слову, на этом основана древняя традиция гостеприимства. Никогда нельзя было сказать, кто перед тобой - обыкновенный ли путник, иль Б-г в его обличии.)

    «Остров» Павла Лунгина – это притча, если не об еще одном воплощении Христа, то о посланных им пророках, живущих среди нас.
    Сюжет фильма, почти эпизод в эпизод снятый по одноименной повести Дмитрия Соболева, лежит, как бы, в двух плоскостях. Первый – история жизни Анатолия Савостьянова, вынужденного в молодости по приказу немцев выстрелить в шкипера буксира, на котором служил, и потом всю жизнь пытавшегося искупить принятый на душу грех.
    Второй – чудеса, которые стал творить отец Анатолий, в процессе своего искупления превратившийся в святого старца.
    И если в первый слой повествования верится легко, и нет никакого внутреннего барьера для его принятия, то вот с чудесами возникает явный когнитивный диссонанс. Что дает повествованию способность старца излечивать молитвой людей, изгонять бесов, повреждать на расстоянии батареи отопления и предсказывать пожары, не совсем понятно. Фактически, читателю предлагается калька с Евангелий, только помещенная в современный антураж.
    ***
    Однако, претензии к сценарию нисколько не умаляют мастерства режиссера.
    Примечателен факт, что по данным NNS Gallup Media, основного агентства, замеряющего рейтинги телевизионных передач, «Остров» при первом показе по телевидению уступил только новогоднему обращению Президента. (У президентского обращения рейтинг 29,5% и доля 54,2%. У «Острова» - рейтинг 20,5%, доля 46,2%).
    Факт этот многих шокировал.
    Явный неформат, по логике коммерческих прогнозов интересный только съемочной группе и близким знакомым режиссера, приковал к экранам половину населения России.

    Фильм оценили также и профессионалы. Он получил шесть статуэток российской кинопремии «Золотой орел». В том числе Петр Мамонов - за лучшую мужскую роль и Виктор Сухоруков, сыгравший настоятеля монастыря, за лучшую мужскую роль второго плана.

    картинка Zatv

  • На Верхней Масловке Отзыв о фильме «На Верхней Масловке»

    Драма (Россия, 2005)

    Признаюсь, после прочтения аннотации к этому фильму, сразу возникла настороженность. Главных героев охарактеризовали, как принадлежащих к уникальной породе настоящих, рафинированных интеллигентов. Практически вымерший на сегодня тип или, в подавляющем большинстве случаев, достойный только жалости.
    Но первые фразы, произнесенные Фрейндлих, заинтриговали. Добротный литературный язык нынче стал такой редкостью, что сразу обращает на себя внимание. Что, в общем-то, и не удивительно - фильм поставлен по повести Дины Рубинной.
    ***
    Главная героиня, которую играет Алиса Фрейндлих – скульптор, профессор, множество раз заслуженный деятель и т.д., чья молодость пришлась на общение с французскими импрессионистами. Но мы застаем ее 80-летней женщиной. Неприспособленной к жизни «рафинированной интеллигентшей», которую обкрадывает регулярно приходящая хабалка. И даже ее постоялец, проживший с ней бок о бок 15 лет (Евгений Миронов, играющий режиссера театра), и ставший ближе, чем родные дети, будучи молодым, в общем-то, человеком, не может ничего противопоставить этой наглеющей бабе, кроме как обхватить руками дверь холодильника. За что и поплатился разбитыми о голову яйцами.

    И у меня возник неожиданный вопрос, а может ли интеллигенция, главными определяющими признаками которой должны быть честь и достоинство, выжить не будучи маргиналами? В бизнесе – вряд ли. Слишком циничны в нем условия существования. По крайней мере, в российском. На госслужбе? Тоже вряд ли. А все остальное в России позволяет вести существование только по остаточному принципу.
    Выходит, либо принципы и обочина жизни, либо компромисс и получение своей доли жизненного успеха выше среднестатистического.
    Печальная картина. Но виновата в ней сама интеллигенция. У ней был исторический шанс – перестройка, пассионарный подъем, когда она могла выработать общественные нормы статусности, и к ее мнению еще прислушивались. Именно она могла ввести в этот параметр нормы духовности и социальной ответственности. Но она погрязла в собственных дрязгах и разборках, урывании куска большого пирога. А те единицы, которые имели незыблемый авторитет в обществе, даже не могли внятно сформулировать свои мысли. (Выступления академика Сахарова на трибуне Съезда народных депутатов представляли собой достаточно грустное зрелище).

    Вот такие мысли навеял этот очень хороший фильм.

    картинка Zatv

  • Красота по-американски Отзыв о фильме «Красота по-американски»

    Драма (США, 1999)

    Фильм Сэма Мендеса «Красота по-американски» в 2000 году был номинирован на «Оскар» по восьми категориям и выиграл в пяти: «Лучший фильм», «Лучший актер» (Кевин Спейси), «Лучший режиссер», «Лучшая операторская работа», «Лучший сценарий».
    ***
    Трудно определиться с жанром этой картины. Скорее всего – просто фильм о жизни одной семьи.
    В начале даже кажется, что это очередная слезливая история о придурке муже, стерве жене, и дочке, страдающей от одиночества и непонимания. А также о соседях - немного «завернутом» парне, приторговывающем наркотиками, и о его отце - отставном полковнике, который страстно ненавидит гомосексуалистов и склонен к фашистским воззрениям.
    Но это только на первый взгляд. Самое интересное для зрителя в этой картине – все время куда-то ускользающая точка отсчета. В ней нет правых и виноватых. И Лестер (Кевин Спейси) - вовсе не тупой и похотливый придурок, а просто средненький человек, который мало чего смог по-настоящему добиться в жизни и даже не смог создать нормальную семью, где его хоть как-то понимали и поддерживали. И жена его Керолайн (Аннет Бенинг) - вовсе не стерва и не шлюха, а просто несчастная женщина, которая изо всех сил барахтается, пытаясь выбраться на поверхность, но у нее мало что получается. Да и дочка Джейн (Тора Берч) - вовсе не зловредная маленькая тварь, которая мечтает убить своих родителей, а просто маленькая девочка, страдающая от непонимания и которой ужасно одиноко в этом мире.
    ***
    Но, в общем-то, фильм и не об этом. А о том, что однажды надо задуматься – зачем ты живешь. Бросить высокооплачиваемую работу, заняться спортом и начать принимать наркотики. И быть при этом безумно счастливым.
    Хотя этому и наступает неизбежный конец. Лестера убивают. Убивают по ошибке, но вполне закономерно. Одно утешение – в вечность он отошел с приятным ощущением. )

    картинка Zatv

  • Без свидетелей (сериал) Отзыв о фильме «Без свидетелей (сериал)»

    Драма (Россия, 2012)

    «Без свидетелей» - это российская адаптация израильского сериала «BETIPUL» («Пациенты» или «На лечении»), более известного в мире в версии канала НВО «In Treatment». И главная его задача - показать изнутри работу психолога со своими пациентами.
    Первый сезон включает в себя 45 серий по 26 минут каждая и, по всей видимости, за ним последуют другие.
    ***
    Практически, все действие сериала проходит в квартире главной героини – Татьяны Дубровиной и ее бывшего научного руководителя Игоря Кирилловича, к которому она регулярно ходит за советами.
    Мы видим четырех пациентов – 35-летнего Александра, который влюблен в Татьяну и не скрывает этого. Сергея – военного летчика, чей самолет после аварии упал на детский лагерь, убив 12 человек. Пятнадцатилетнюю школьницу Женю, старающуюся стать профессиональной теннисисткой и запутавшуюся в отношениях со своим тренером. А также семейную пару – Олега и Елену, которая никак не может определиться по поводу сохранения беременности, но природа все решила за них.
    Люди обращаются к психологам, когда сами не могут разобраться в своей жизненной ситуации, и, судя по автору израильского сериала, подсаживаются на эту иглу надолго. Похоже, у человека вырабатывается установка на отказ от самостоятельного принятия решения, необходимость предварительного обсуждения с доверенным лицом. И если такое лицо в ближайшем окружении отсутствует, то им становится личный психолог. Весь вопрос – а может ли он действительно помочь.
    «Без свидетелей» наглядно демонстрирует, что кроме установки Фрейда искать все беды в детских травмах и комплексах, дополненной рефлексией по поводу случившегося, других методов, практически, нет.
    В результате, Татьяна не смогла выявить предсуицидное состояние Сергея, и он кончает жизнь самоубийством, направив свой самолет в землю. Совершенно не знает, что делать с семейной парой и прямо признается в этом своему бывшему научному руководителю. Поддается настойчивости Александра, и только юной Жене она как-то помогает разобраться в ее непростых отношениях с родителями и окружением.
    ***
    Очень интересный, откровенный сериал, показывающий весь процесс работы психолога «изнутри».
    В качестве трейлера рекомендую посмотреть интервью автора первоначальной израильской версии, которое он дал на съемках «Без свидетелей».

    картинка Zatv

  • Форрест Гамп Отзыв о фильме «Форрест Гамп»

    Мелодрама (США, 1994)

    Продюсеры были уверены, что фильм окажется провальным. Но Роберт Земекис верил в свое детище и согласился ради него на половинный гонорар и процент от доходов с проката.
    В результате он стал миллионером, а фильм стал культовым в Америке и получил шесть Оскаров. Наверное, «Форест Гамп» затронул что-то очень важное для каждого американца, да и не только американца.
    Внешне – это история про современного Иванушку-дурачка. Дурачка в прямом смысле этого слова. Его IQ был всего 75 единиц, тогда как в городской школе могли обучаться дети с коэффициентом от 82. И только решительные действия матери позволили получить ему полноценное образование.
    Ортопедические протезы, выпрямляющие кости Гампа, приучили его к почти постоянным нагрузкам на ноги. В результате он стал быстро бегать. И, в общем-то, именно благодаря этой способности, закончил еще и колледж, а затем получил высшее образование.
    ***
    Большая часть фильма – это рассказ Гампа случайным попутчикам, ждущим автобуса на остановке, о своей жизни. Наверное, эта роль не прошла бесследно для Тома Хэнкса. Очень трудно современному человеку, погруженному в огромное количество условностей, недомолвок, лжи, сыграть героя, для которого обещание равносильно обязательству. Который совершает героические поступки не из-за каких-то идейных побуждений, а потому что в обстреливаемом лесу остался его друг. И хотя, лес вот-вот должны были накрыть бомбардировщики, он раз за разом возвращался туда, вытаскивая раненых товарищей, попадавшихся первыми, пока с четвертой попытки не нашел Бобо.
    В нем сразу чувствовалась «чужеродность» и люди в большинстве своем отторгали его. Но к тем, кто протягивал свою руку, он привязывался на всю жизнь.
    ***
    Отстраненность от жизни и общественной морали – один из основных мотивов фильма.
    Гамп с трудом дает уговорить себя матери, скрыть, что в партии с китайцами в пинг-понг на мировом первенстве играл ракеткой другой фирмы.
    Он может долго разглядывать логотип с откусанным яблоком и удивляться, зачем его друг купил акции какой-то фруктовой компании – «Apple».
    Когда его бросает любимая, он решает пробежаться до конца города, затем до конца округа, штата. Через два года он превратился в «бегущего пророка», за которым следовала уже целая толпа. И так же внезапно, как он принял решение пробежаться, он решает возвратиться домой, оставив в недоумении своих последователей.
    В силу особенностей своего характера Гамп говорит о том, что думает. Ему кажется вообще не свойственны задние мысли. Но услышавшие его слова, впоследствии разбогатели, а своими поступками он невольно влияет на историю.
    ***
    Жизнь внутри общества ставит большое количество вопросов, требующих морально-этической оценки. Обычно, ответами на них занимаются религиозные учения. Но жизнь настолько многообразна, что остается место и для искусства. И те произведения, которые сумели продолжить фундаментальные заповеди человеческого бытия на нашу современную жизнь, всегда будут в центре внимания читающей и смотрящей публики.

    Рекомендуется к обязательному просмотру.

    картинка Zatv

  • Достучаться до небес Отзыв о фильме «Достучаться до небес»

    Боевик, Драма (Германия, 1997)

    Что делает человек, когда узнает, что жить ему осталось не так уж много времени?
    Пастернак в комментариях к «Гамлету» писал, что вся суть трагедии заключается именно в тех нескольких мгновениях от момента, когда Гамлет узнает, что ранен отравленной шпагой, до кончины. Наступает состояние безграничной свободы. У человека уже нет обязательств перед окружающим и самим собой.
    Герой книги Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» пытается проанализировать свою жизнь, выбрасывает кредитные карточки и едет на берег моря, ожидая пока «дождь… в мыслях превратился в полупрозрачный занавес – и накрыл меня с головой».
    Герои фильма Томаса Яна - Мартин и Руди, хлебнув случайно обнаруженную текилу, решили сбежать из ракового корпуса больницы.

    картинка Zatv

    Для передвижения, естественно, нужна машина и они, ничтоже сумнившись, угоняют мерседес бандитов. До того момента, как они узнали, что в багажнике лежит кейс с миллионом марок, двум путешественникам пришлось грабить бензозаправки и банки, чтобы расплатиться за одежду и еду.
    Естественно, за ними начинают гоняться и бандиты и полицейские, но суть фильма не об этом.

    картинка Zatv

    Смерть от неизлечимой болезни в молодости – это всегда трагедия, и рассказывать об этом уместнее с «великим прискорбием», воспевая бесстрашно глядящих в глаза Моры. Но Ян выбрал путь комедии. По доброму и с юмором повествуя о выполнении последних желаний обреченных - подарить маме автомобиль Элвиса Пресли или переспать сразу с двумя женщинами. Весь фильм - это путешествие к «последнему приюту». Берегу моря, где солнце уходит в мрачные глубины, чтобы вновь возродиться из них на следующий день. Именно там небеса находятся ближе всего к земле.
    И когда главные герои, наконец-то, достигают моря и у Мартина случается очередной приступ, то Руди, посмотрев на упавшего друга, только машет рукой. Небеса уже рядом и путь закончен.

    картинка Zatv

    Ян нашел очень верную интонацию. Это классический «смех сквозь слезы», после которого почему-то становится грустно.

    P.S. Для сведения, свое название фильм позаимствовал у песни Боба Дилана, звучащей в заключительных титрах.

  • Человек-улыбка Отзыв о фильме «Человек-улыбка»

    Драма, Комедия (США, Россия, 2013)

    Молодой режиссер Антон Ланшаков на студии Trigger Street Productions снял короткометражный фильм «Человек-улыбка» (The Smile Man), занявший первое место на международном конкурсе молодых кинематографистов Jameson First Shot.
    Эта короткометражка привлекла меня не только необычностью сюжета (в результате повреждения позвоночника в автомобильной катастрофе человек все время вынужден улыбаться), и прекрасной игрой Уиллема Дефо, но и несомненным мастерством самого режиссера.

    Серьезная заявка на будущее.

    P.S. Вот здесь можно посмотреть всю короткометражку с переводом на русский.

  • Мюнхен Отзыв о фильме «Мюнхен»

    Драма, Исторический (Канада, Франция, США, 2005)

    Мало кому из режиссеров коммерческого кино удается быть еще и философом. Стивен Спилберг, несомненно, относится к их числу.
    В его творчестве с одной стороны сосредоточены такие блокбастеры как «Челюсти», «Индиана Джонс» (в нескольких версиях), «Парк Юрского периода», «Инопланетянин». А, с другой, «Цветы лиловых полей», «Империя солнца», «Спасти рядового Райана», «Список Шиндлера», «Мюнхен». Где-то в переходной фазе застряли «Амистад», «Искусственный разум», «Особое мнение», «Терминал».
    ***
    Сюжет фильма Спилберга 2005 года - «Мюнхен», базируется на известном факте. В 1972 году группа из палестинского «Черного сентября» захватывает 11 израильских спортсменов на Мюнхенской олимпиаде. В результате бездарно проведенной спецоперации все заложники и большая часть палестинцев погибают. Израильское правительство решает в ответ уничтожить 11 видных деятелей палестинского сопротивления по всему миру, причастных к этому и другим терактам. И Авнер – главный герой фильма, летит в Европу, чтобы выполнить миссию, возложенную на него самим премьер-министром Голдой Мейер.

    картинка Zatv

    Его группа из четырех человек – это как бы внутренние голоса самого Авнера. От непоколебимого Стива, до «теряющего праведность» Робера. И сам фильм с каждым выполненным заданием движется в том же направлении. Сначала уверенность в правоте выполняемого дела, а в конце – требование предъявить доказательства виновности своих жертв.

    картинка Zatv

    Первое же убийство разрушает все каноны складывающегося к этому моменту «боевика». Жертвой становится профессор от филологии, который только что перевел с арабского на итальянский «Сказки 1000 и одной ночи». Как-то совершенно не вяжется образ организатора терактов с этим мирным пожилым человеком. В следующем «ответном» убийстве жертвой чуть не становится маленькая девочка, в другом – семейная пара. И когда в Афинах на конспиративной квартире группа Авнера ночует в одной комнате с такой же группой арабов, в голове главного героя происходит окончательный переворот. Он едет в Израиль и отказывается от своей миссии, перевозя жену и только что родившуюся дочку в Нью-Йорк.
    Но это только одна линия. Спилбергу важно понять последствия универсальной формулы: «кровь за кровь, око за око». И на место одного убитого встают шесть новых. А справедливые мстители сами мало чем отличаются от уничтожаемых. И, в конце концов, на них тоже открываю охоту, убирая одного за другим.
    Израиль не скупится и щедро платит за информацию о местонахождении террористов. В фильме озвучена цифра – за шесть человек выплачено 2 миллиона долларов. (По нынешним меркам это будет миллионов 20). Но и с этим не все однозначно. Информацию продают некие французы, которые похоже выступают просто посредниками между «Моссадом», ЦРУ и КГБ, помогая делить неучтенные миллионы.
    ***
    Война, пусть и не объявленная, это всегда «грязь» и в ней не бывает окончательных победителей. Спилберг своей трехчасовой эпопеей попытался понять, как за возмездием израильтян последовало ответное возмездие - потом ответное ответному - потом ответное ответному ответному. В конце концов, очередным святым возмездием, как были убеждены его устроители и исполнители, стала террористическая атака 11 сентября 2001 года…

  • В долине Эла Отзыв о фильме «В долине Эла»

    Детектив, Драма (США, 2007)

    Война – это всегда грязь и часто победитель оказывается проигравшим. Но такой уровень самокопания в войне, которая, фактически, еще продолжается, служит показателем здоровья нации. Ее способностью признавать свои ошибки и делать из них выводы.
    Весь сюжет картины Пола Хэггиса сконцентрирован вокруг расследования отца гибели своего сына, только что вернувшегося из Ирака. Его расчлененный и сожженный труп был найден недалеко от дороги.

    картинка Zatv

    Но под конец фильма понимаешь, что, возможно, это убийство – всего лишь повод для рассказа о самом Ираке. Отец, осматривая комнату сына, находит обожженный сотовый телефон, с которого местному хакеру удалось вытащить несколько видеороликов.
    Майк и его друзья едут на боевом Хаммере и впереди на дорогу выбегает мальчик. Приказ – не останавливаться, потому что машину могут обстрелять из гранатометов. Мальчик погибает под колесами. На другом ролике любимый сын издевается над пленными засовывая им в раны свои пальцы.

    После этого уже не удивляешься, что о наркотиках все говорят, как о чем-то обыденном, а один из возвратившихся пехотинцев сначала утопил в ванной лаявшую на него собаку, а затем свою жену.
    Сына убили его же товарищи из-за пустяковой ссоры. И весьма символичны две сцены – в начале и в конце фильма. В первой отец поправляет иммигранта, который поднял американский флаг перед каким-то официальным заведением вверх ногами. И на изумленный вопрос, действительно ли допущенная оплошность может быть истолкована как сигнал об угрозе национальной безопасности, поясняет: «Нет, хуже, гораздо хуже. Это означает, что нас уже ничто не спасёт». А в финале бывший армейский офицер и ветеран лично переворачивает злополучный флаг, воздвигнув его до небес и замотав скотчем верёвку. Чтобы сомнений ни у кого уже не осталось…

  • В погоне за счастьем Отзыв о фильме «В погоне за счастьем»

    Биография, Драма (США, 2006)

    В этом фильме Уолл Смит, сыгравший вместе со своим восьмилетним сыном главную роль, экранизировал реальную жизненную историю Криса Гарднера – брокера и мультимиллионера. Но в отличие от глянцевых историй успеха в эту почему-то хочется верить. Может быть потому, что отождествляя себя с героем понимаешь, что действовал бы точно также.
    Когда опускаешься до самого дна, а главный герой, потеряв жилье и жену, вынужден какой-то период ночевать с сыном в приюте для бездомных, а когда в один из дней там не оказывается мест – в мужском туалете, то приходится, чтобы выжить, мобилизовывать все свои силы.
    Читая рецензии на картину, вывел одну интересную закономерность. Уолл Смит – обласканный любимчик Голливуда, в фильме попытался напрямую заговорить о том, что его по-настоящему волнует в этой жизни, и создал отнюдь не лакированный образ. Но журналисты ему не поверили. А поверили люди бизнеса, те, которые прошли через то же самое или подобное. И еще поверили бомжи, для которых устраивали бесплатные показы.
    Лично я поверил в самой последней сцене, когда главный герой, узнав, что его взяли на работу, не прыгает от радости, а просто выходит на улицу и идет плача, подняв руки.

    Между прочим, в некоторых сценах фильма действительно снимались «лица без определённого места жительства», каждый из которых получал как участник массовки $8,62 в час и бесплатный обед. Для многих из них это стало первым заработком за очень долгое время.

    картинка Zatv

  • Воин севера Отзыв о фильме «Воин севера»

    Боевик, Драма (Китай, Эстония, Финляндия, 2006)

    Самое интересное в этом фильме – начинаешь понимать, что к чему, только где-то к середине. Хотя я до сих пор не уверен, что моя интерпретация совпадает с режиссерской.
    ***
    Весь сюжет крутится вокруг «сампо» - творения мифического кузнеца Ильмаринена. Это нечто среднее между рогом изобилия и ящиком Пандоры. Но оказывается, у китайцев существовало свое «сампо» – машинка для производства счастья, с помощью которой один нехороший демон хотел превратить Землю в ад. На основе этой общности и строится событийный ряд, происходящий на финско-китайской вневременной границе.
    Для молодого режиссера Антти-Юсси Аннилы, как для всякого финна, история сампо из Калевалы все равно, что для нас «Репка» или «Царевна-лягушка». Для него все и так понятно. И он, особо не утруждая себя объяснениями, пускается с места в карьер.
    Одно спасает, делал он этот фильм явно под впечатлением красивостей «Клятвы», и можно просто смотреть на восхитительно поставленные сцены поединков, костюмы, оружие, не особо вдаваясь в смысл происходящего.
    Суть же фильма сводится к извечной борьбе Добра и Зла, принимающей и принимающих различные воплощения.
    ***
    Начало фильма отсылает к событиям двухтысячелетней давности. По снежной пустыне бежит волк, везущий небольшие сани. Но когда его пытаются остановить местные охотники, появляется человек без лица, с легкостью раскидывающий десяток на него нападавших и устремляющийся в погоню за волком. Но догонит зверя стрела девушки, а в свертке, прикрепленном к саням окажется легендарное сампо.
    А дальше начинается миф, в основе которого лежит самый грустный эпизод Калевалы. Но миф этот скорее похож на сон. То мы видим наступающую армию со множеством воинов, несущих пики. То вдруг оказывается, что это всего два человека – Учитель и его оруженосец, а войско – это их воображение или колдовство. Да и Учитель и оруженосец так часто меняются ролями, что перестаешь понимать, кто же из них главный.
    Действие с феерической быстротой переносится из современной Финляндии в додинастический Китай и обратно. Сын кузнеца Ильмаринена должен победить восьмого демона – всеобщее Зло. Но, посмотрев фильм, понимаешь, что это скорее метафора. Демон то персонифицируется в мать девушки, то в болотного духа, который как-то очень легко дал отрубить себе голову, то в реинкарнацию оруженосца. И именно он заставляет современное воплощение сына кузнеца раскрыть шкатулку, выпустив наружу все зло своей души. В результате как-то незаметно битва с внешним воплощением превращается в борьбу со злом внутри самого себя.
    И, если несколько тысяч лет назад, сын кузнеца заключает отрубленную голову демона в шкатулку, привязывая ее к волку, а сам делает харакири, то сейчас режиссер надеется на менее кровавый исход.
    В общем, рекомендую при просмотре почаще отключать мозги и просто наслаждаться красивой картинкой. А когда захочется во что бы то ни стало докопаться до смысла, вспомнить, что все происходящее – сон, в котором присутствует своя – мифологическая логика, весьма далекая от обыденной.

    картинка Zatv

  • Герой Отзыв о фильме «Герой»

    Боевик, Драма (Китай, Гонконг, 2002)

    У суфиев есть легенда о Зеленом Хидре. Этот Пророк может принимать разные обличья или вкладывать свои слова в уста разным людям. И каждый человек, если захочет, может постоянно его слышать, говоря даже с идиотами, потому что некоторые слова произносит за них Пророк.
    Главное – это услышать слова обращенные к тебе.
    ***
    По-моему, фильм Чжана Имоу «Герой» развернутая иллюстрация этой легенды. Смотрящему на экран много раз говорят о сути происходящего, весь вопрос – готов ли он услышать сказанное.
    Сюжет фильма на первый взгляд незамысловат.
    Правитель царства Цинь поставил перед собой задачу создать великую империю, подчинив себе мелкие разрозненные, постоянно воюющие между собой княжества. Естественно остальные правители всячески сопротивлялись этому и завещали своим лучшим воинам отомстить за разграбленные и сожженные города. Цель жизни Большого Неба, Сломанного Меча и Летящего Снега, которые могут сражаться с целым войском – убить завоевателя.
    картинка Zatv
    Десять лет император Цинь скрывался от их мести в своем роскошном дворце, все более и более увеличивая вознаграждение за поимку, и никого не подпуская к себе более, чем на сто шагов. Пока наконец к нему не доставили молодого воина по прозвищу Безымянный (Джет Ли), который утверждал, что самолично убил всех троих. Причем не просто утверждал, но и представил необходимые доказательства. Правитель Цинь был потрясен увиденным и осыпал Безымянного благодеяниями: наградил золотом и землями, а также в знак особой милости позволил ему сидеть в десяти шагах от себя и вести беседу.
    Весь фильм – это рассказ Безымянного, но император не был бы таковым, если бы не увидел ложь в его словах. Идущая сцена в рассказе молодого воина, затем неожиданно предстает совсем в другой интерпретации, и прежним остается только факт чей-то смерти (реальной или мнимой).
    картинка Zatv
    Но и это не главное. В самом конце понимаешь, что весь фильм это развернутая интерпретация двадцатого способа написания иероглифа «меч» (искусство каллиграфии и владения мечом родственны):
    1. Единство человека и меча - это первая ступень воина, когда он отважно сражается.
    2. Ступень два: меч только в сердце мастера, его нет в руках (воображаемое сражение), но он так же убивает своего противника.
    3. Высшая ступень, когда меча нет ни в руке ни в сердце - тогда воин несет мир, и такой воин герой - высший из воинов.
    картинка Zatv
    Этот иероглиф написал Сломанный Меч уже имевший однажды возможность убить завоевателя и добровольно отказавшийся от этого. Но тем не менее он, как и до него Большое Небо и Летящий Снег либо погибнут, либо дадут нанести себе «смертельную» рану, чтобы Безымянный, который еще называют – Поражающий с Десяти Шагов, смог приблизиться к императору.
    ***
    Это один слой фильма. Слой идеи о том, что жизнь одного человека, его боль и потери, его страсти и желания не идут ни в какое сравнение с интересами будущей Поднебесной империи. И только настоящий воин, настоящий герой может понять суть этой идеи и пойти ради нее на смерть.
    Второй слой – это цветовая символика. Каждый вариант изложения того или иного эпизода окрашен в свой цвет. Причем этот цвет присутствует в декоре помещений, раскраске различных предметов и в одежде персонажей.
    картинка Zatv
    Третий слой – сцены поединков, последовательно иллюстрирующих расшифровку иероглифа. Бой с Большим Небом под дождем, когда звук ударов звучит в такт каплям с крыши; бой в осеннем лесу между Летящим Снегом и Луной, когда Снег использует удары воздухом, поднимая тучи ярко желтых листьев в воздух; поединок на зеркальной поверхности озера между Безымянным и Сломанным Мечом, когда камера следует за меленькой капелькой, падающей на щеку Летящего Снега; сцены атаки армии лучников на маленькое селение, в то время как Летящий Снег и Безымянный отбивают тучи стрел. И хотя отдана дань жанру - герои могут летать и биться на поверхности воды, все это выглядит совершенно органично и естественно.
    Блестящая притча о героях, про которых следующие поколения будут слагать легенды.
    картинка Zatv

  • Король-рыбак Отзыв о фильме «Король-рыбак»

    Драма, Комедия (США, 1991)

    Терри Гиллиам не любит хэппи-энды. Страшно не любит. Из-за его отказа перемонтировать мрачную концовку «Бразилии» фильм целый год пролежал на полке.
    Вот и в «Короле-рыбаке» заключительное всеобщее счастье и ликование как-то уже излишне и даже отдает изрядной долей слащавости, переходящей в приторность. Но сдается мне, что как и в «Братьях Гримм», его в очередной раз «изнасиловали» продюсеры.
    ***
    Сюжет картины можно сказать однолинеен. Джек Лукас – ведущий на радио ток-шоу в прямом эфире. Едкий циник, оседлавший своего конька, в какой-то момент перестает думать о последствиях произносимых слов. В результате один из его слушателей, буквально поняв призыв пристрелить этих сытых самодовольных янки, берет ружье и высаживает мозги семерым посетителям ресторана.
    Мучимый угрызениями совести, Лукас спивается, переселяясь из своих роскошных апартаментов к владелице видеопроката Энн Наполитано (Мерседес Руэл, сыгравшая ее, получила «Оскара» за женскую роль второго плана). Эта уставшая от жизни 40-летняя женщина даже по-своему любит Лукаса и всеми силами старается помочь ему.
    Но алкоголь и внутренняя неустроенность приводят Джека на грань самоубийства, от которого его спасает чудесное вмешательство Перри – бомжа, ищущего в Нью-Йорке легендарную Чашу Грааля. Как легко догадаться, Перри немного не в своем уме и виноват в этом именно Лукас. Будучи когда-то счастливым преподавателем истории, он оказался в тот вечер в злополучном ресторане, и потерял рассудок, когда на его глазах убили жену.
    Круг замкнулся и Лукас справедливо полагает, что вырваться из него он сможет только помогая Перри. Сумасшедший бомж становится той точкой опоры, оттолкнувшись от которой, он хочет вынырнуть на поверхность - к прежней жизни. И это ему удается. Джек вновь становится ведущим ток-шоу, вновь живет полной жизнью, в которой естественно не находится места ни Энн, ни Перри, ни его прежним знакомым. Но вот только как быть с внутренней неустроенностью, эфемерным чувством, которое незаметно копится внутри с каждым днем, дожидаясь своей последней капли. И эта капля явилась в виде предложения написать сценарий комедии о трех незадачливых бомжах.
    ***
    Что делает Лукас? Он устремляется на поиски Перри, словно только этот сумасшедший может дать ему спасение от самого себя. Но тот, избитый шпаной, лежит в коме. Значит, логично рассуждает Джек, его надо вывести из нее. Осталось дело за малым – определиться, как это сделать. Так как встряска, похлопывание и прочие физические воздействия не дали желаемого результата, постепенно выкристаллизовывается последний путь – найти эту проклятую Чашу. Благо Перри когда-то указал ее местонахождение.
    Карабканье Лукаса на крышу виллы в стиле средневекового замка – один из лучших эпизодов фильма. И картину вполне на этом можно было бы закончить, например, уронив Джека с крыши или продав заранее чашу. Была бы тогда какая-то недоговоренность тяготеющая к притчевости. Но законы Голливуда потребовали логического завершения в виде: похищения Чаши, которая оказалась старинным школьным кубком; чудесного воскрешения Перри и возвращения прозревшего Лукаса в объятия ненасытной Энн, порождая сущности, к которым очень хочется применить бритву Оккама.

    Итог: рекомендуется к просмотру.

    картинка Zatv

  • Порко Россо Отзыв о фильме «Порко Россо»

    Аниме, Комедия (Япония, 1992)

    картинка Zatv
    Как-то раз на вопрос, почему все его фильмы делаются для детской аудитории, Миядзаки ответил: «Почему все? Вот «Порко Россо» мы снимали как раз не для детей. Это очень взрослый фильм».
    От себя бы добавил – фильм с очень многими недоговоренностями. Главный герой – бывший военный летчик Марко Паггот, а ныне охотник за воздушными пиратами, которые очень уж расплодились в небе Адриатики. Правда, Марко уже не Марко, а Порко, ибо он превратился в свинью. Почему превратился – Миядзаки так и не поясняет. Но на экране только раз Марко предстает в образе человека. Все остальное время красным гидропланом управляет розовый кабан в шлеме и очках с щегольскими усиками под носом.
    картинка Zatv
    О чем эта история? Трудно сказать. О напряженном времени после Первой мировой войны, когда в воздухе уже витал дух еще большей бойни, а в Италии воцарился Муссолини. О стремлении превзойти себя (Фио, семнадцатилетняя дочь авиаконструктора, создающая новый самолет для Порко). О любви (Джины, прекрасной хозяйки гостиницы на острове Адриано). О соперничестве (Кертиса, американского янки, влюбленного в Джину).
    Всего понемножку.
    картинка Zatv
    Миядзаки как всегда создал мир, условность которого перестаешь замечать на третьей минуте. Но в отличие от других его мультфильмов у «Порко Россо» открытый финал.
    Обычно в его сказках все заканчивается хорошо: заколдованные расколдовываются, условные плохиши получают по заслугам либо перековываются и раскаиваются. И даже если кто-то погиб или умер, то сделал это красиво, оплакан друзьями и навечно останется в их памяти. Здесь же совершенно невозможно понять, остался ли Порко жив после решающей схватки, а если даже и остался, то превратился ли обратно в человека или так и бродит по планете со свиным рылом.
    Он просто улетает, отдав все деньги Фио и оставляя с разбитым сердцем Джину.

    Все как-то грустно и безысходно. Но наверное нужны и такие фильмы. :)

  • Монти Пайтон и священный Грааль Отзыв о фильме «Монти Пайтон и священный Грааль»

    Комедия, Приключения (Великобритания, 1975)

    Первый серьезный фильм Терри Гиллиама, поставленный вместе с Терри Джонсом – «Монти Пайтон и Священный Грааль» произвел двойственное впечатление.
    Из попыток соединить воедино раблезианский смех со свифтовской формой по определению не могло получиться ничего цельного.
    Фильм разваливается на отдельные сцены, но, тем не менее, блестящие скетчевые сцены. Начиная с первой, в которой под стук двух половинок кокосовых орехов появляется король бриттов – Артур, пешим образом изображающий гарцевание на лошади, и заканчивая приключениями сэра Галахада в полном вожделеющих девственниц замке Сибирская Язва, и сбеганием сэра Ланселота от дрехглавого человекоподобного чудовища, что сразу же воспевается сопровождающими его менестрелями.

    М.М.Бахтин в своем знаменитом труде «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» очень тонко подметил смену смеховых эпох. Смех Рабле открыт, без задних мыслей. Это смех гедониста, до бесконечности любящего жизнь во всех ее проявлениях, вплоть до физиологических.
    Смех же Свифта больше похож на едкую сатиру. На мой взгляд его «Путешествие Гулливера» должно по праву занять одно из первых мест на полке скучнейших книг. К счастью мы знаем этот фолиант в переложениях и изложениях, заимствующих только действительно гениальный сюжет.
    Но вернемся к фильму. Как и в знаменитом первоисточнике, весь сюжет закручивается вокруг поиска священного Грааля. Доблестные рыцари то расходятся, то соединяются вместе, пока не находят странного старика, направляющих их в страну мертвых. Но не столь важен сам путь. Главными становятся его отрезки, разыгранные в стиле классической драмы абсурда.
    Но обливание со стен замка дерьмом, битва с кроликом, отгрызающим головы, и с мульти-драконом, который в конечном итоге исчезает из-за сердечного приступа мультипликатора, как-то не показались мне смешными.

    А, может быть, я просто не понял всей тонкости английского юмора, в котором самой смешной считается следующая шутка:
    «Два охотника выходят из леса, и один из них вдруг падает на землю. Кажется, он не дышит, его глаза остекленели. Другой охотник выхватывает телефон и вызывает 911. Задыхаясь от волнения, он кричит в трубку: «Мой друг мертв! Что мне делать?» Оператор отвечает: «Успокойтесь, мы вам поможем, но сначала давайте удостоверимся, что ваш друг действительно мертв». Некоторое время в трубке тишина, потом слышится выстрел. Охотник говорит диспетчеру: «Ладно, он мертв, что теперь?». :)

  • Мой сосед Тоторо Отзыв о фильме «Мой сосед Тоторо»

    Аниме, Комедия (Япония, 1988)

    Анимация Миядзаки – это соприкосновение с совершенно иной, фантастической культурой, вход в параллельный мир. В этом мире, когда ребенок приходит к родителям и сообщает, что видел лесного духа, его не ругают, не тащат к психиатру и не обвиняют в разбушевавшейся фантазии, а грустно замечают, что взрослым это видеть уже не дано.


    1. Синтоизм и японский образ мышления.
    Чтобы понять фильм Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо», надо сделать небольшой экскурс в религиозный мир Японии, где мирно уживается монотезм в виде буддизма и язычество в виде синтоизма.
    Синто в переводе с японского обозначает «путь богов (или духов)». Пантеон этой религии насчитывает более 8 миллионов ками, к которым относятся души умерших, духи рек, гор, озер и покровители ремесел.
    Синтоизм не требует от своих последователей молитв или чтения священных текстов. Достаточно лишь участвовать в празднествах и церемониях. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались или возводились на новом месте примерно каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).
    Синтоистский храм делится на две части: внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят.
    Цель человека в синтоизме — гармонично существовать с природой. Именно традициями этой религии объясняется присутствие почти в каждом доме пусть маленького, но садика или лужайки с нагромождениями камней – элементов дикой природы.
    Весьма показательно в этом плане поведение в мультфильме отца четырехлетней Мэй. Узнав о встрече дочери с духом леса, он просто повёл дочерей к камфорному дереву, обвязанному сименавой (верёвкой из рисовой соломы и полос бумаги), поблагодарить духов за то, что они позаботились о малышке.

    Синтоизм тесно переплетен с бытовой культурой японцев.
    Например, вот здесь я писал, что один из обязательных предметов в японских школах - «любование природой». Именно не природоведение, а природовосхищение, которое воспитывает не только бережное отношение к окружающей среде, но и очень нужные для плодотворной и качественной жизни эстетические чувства.
    2. Главные персонажи и сюжет

    Дальше...

  • Социальная сеть Отзыв о фильме «Социальная сеть»

    Биография, Драма (США, 2010)

    Похоже, на смену капитализму приходит новая экономическая формация – «интеллектуализм».


    Фильм «Социальная сеть» знаменитого Дэвида Финчера (режиссера «Бойцовского клуба») получил 3-х «Оскаров» и «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм». Но в данных заметках хотелось бы поразмышлять не о достоинствах фильма как такового, а о тех идеях, которые он облек в художественную форму.
    ***
    Самая главная мысль – капитализм постепенно уступает место новой экономической формации. Обожествляя рынок, а значит и потенциально равные возможности, на самом деле капитализм по отношению к конкретному субъекту выступает как чистейший воды феодализм. Возможности декларируются, а не гарантируются. И если ты не имеешь первоначальной ренты в виде капитала или происхождения (положения родителей), не являешься членом престижных клубов, то социальный лифт для тебя становится труднодостижим. «Социальная сеть» это наглядно продемонстрировала на примере Эдуардо Саверина – первого финансового директора Facebook.
    Но интернет дал возможность обойти всю эту систему сбоку. И не случайно в фильме звучит фраза Цукерберга, что он теперь может купить не только «Феникс», куда его не пустили дальше прихожей, но и весь квартал, в котором находится этот престижный клуб. Появилась отрасль экономики со сверхнизким порогом вхождения, где главными становятся навыки и умения. Ни в каком материальном производстве невозможно, чтобы видео-ресурс, созданный «на коленке», стоил через год $1,65 млрд., а простая сеть для общения студентов через восемь лет в ходе IPO оценивается в $100 млрд.
    Интернет возродил первоначальный дух капитализма, когда капитал и происхождение (связи) практически не играют роли и ценятся только эксклюзивные идеи и упорство в достижения цели. На смену одному «-изму» приходит другой – «интеллектуализм».
    ***
    Следующая важная идея, озвученная в фильме – все начинается с потребности. Именно потребность, не удовлетворяемая существующей инфраструктурой, становится основой многомиллиардных бизнесов.
    Из проблемы, как мужчине, не стесняясь, купить жене колготки или нижнее белье, родилась Victoria's Secret. Из желания здесь и сейчас поделиться с друзьями своим настроением появился Twitter, а движущей силой того же Facebook был статус, показывающий, встречается с кем-нибудь в настоящий момент владелец аккаунта.
    В принципе, в этом нет ничего нового. Еще в 60-х годах прошлого века был сформулирован основной постулат постиндустриальной экономики - у фирмы должна быть цель, и эта цель должна лежать вне фирмы. Если вы собрались только затем, чтобы заработать кучу денег, то такой бизнес с большей вероятностью будет обречен на провал, чем устремленный к «светлым идеалам» или просто нацеленный на удовлетворение потребностей (не своих).
    ***
    Третья мысль – взаимоотношения с инвесторами. Шон Паркер, создатель Napster (в этой роли прекрасно показал себя Джастин Тимберлейк), сыграл в становлении Facebook не меньшую роль, чем сам Цукерберг. Он привнес в бизнес совершенно иной уровень мышления, подняв его от «просителя с протянутой рукой» до «выбирающего инвесторов», и заставив думать не десятками тысяч долларов, а миллионами.
    На самом деле, совершить такой качественный скачек гораздо труднее, чем кажется. Практически, вы идете ва-банк, ибо, не подтвердив свои претензии, – все проигрываете. Но если вы верите в свою идею, как в самого себя, то победа, в конечном итоге будет за вами.
    ***
    Есть еще одна важная проблема, поставленная фильмом. Дэвид Финчер четко провел через всю «Социальную сеть» мысль, что Цукерберг, мягко говоря, не совсем положительный герой. Он фактически кинул всех, с кем начинал бизнес, и особо показателен в этом плане эпизод с вечеринкой по поводу первого миллиона зарегистрировавшихся в сети. Неожиданно приезжает полиция и забирает Паркера за употребление наркотиков, а когда тот звонит Марку рассказать о случившемся, то вдруг отчетливо понимает, что это сам Цукерберг и вызвал стражей порядка.
    Получается, что мировой сервис, на котором количество аккаунтов приближается к миллиарду, управляется человеком с весьма сомнительными моральными установками. Но мораль – это прежде всего сдерживающий фактор, заставляющий помнить, что деньги тоже «пахнут». И если этот фактор отсутствует или ослаблен, то неизбежно произойдет сбой, например, в виде продажи конфиденциальной информации о пользователях. Думаю, пара таких сбоев может поставить вопрос о жестком контроле со стороны общества за ресурсами мирового масштаба.
    ***
    В заключение пару слов о самом фильме. Конечно, имя режиссера было залогом качества картины, но не стопроцентной гарантией. И надо сразу сказать, что Финчер блестяще справился со своей задачей, заставляя актеров выкладываться по полной программе. Одна только начальная сцена разговора Марка со своей девушкой была снята девяносто девять раз, пока не были найдены нужные интонации диалога.

    В любом случае, фильм стоит обязательно посмотреть. )