Отзывы о фильме «Черный лебедь»

Черный лебедь

Черный лебедь

Драма, Триллер (США, 2010)

Рейтинг IMDB: 8.0 (631 179 голос)

Отзывы

  • Первый раз рекомендации Кинопоиска так промахиваются. Фильм получился каким-то на редкость неприятным, до странности.

    Прежде всего, почему в фильме про балерину нет балета как такового? Я, например, этим видом искусства никогда не интересовался, и не сказал бы, что он мне интересен, но в рамках фильма можно было бы устроить небольшой ликбез для зрителя, или, по крайней мере, показать настоящий балет. Ведь в центре сюжета некая нетривиальная трактовка «Лебединого озера»? Ну вот и покажите нам ее. Да еще так, чтобы даже балетоненавистники вроде меня поняли, что она нетривиальная. Однако нет. Вместо тайн балета — «скандалы, интриги, расследования» в духе НТВ. Что должен уяснить зритель? Что примой может стать любая корова, если переспит с режиссером? В этом, по мнению режиссера, суть этого искусства?

    Еще раз повторюсь — балета в фильме нет. Есть неуклюжая массовка на фоне и крупные планы главной героини в таких ракурсах, что видно или лицо и плечи, или ноги (ибо дублерша). Все это показывается урывками и в целом занимает ничтожную долю экранного времени. Камера еще и бестолково мечется, не давая даже проследить движение героини по сцене. Интересно, у продюсера не было денег нанять настоящую балетную труппу для съемок? В общем, происходящее на сцене выглядит как самодеятельность районного уровня.

    Еще любопытный момент — в фильме почти нет улицы. Только площадь перед театром. И пару секунд — стоянка перед ночным клубом. А когда героиня идет из театра домой или в больницу — она словно бы телепортируется. Опять банальная экономия, замаскированная под оригинальную режиссерскую находку?

    Главная героиня заставляет удивляться, как она вообще до сих пор находится на сцене. Искусство балерины — это, в первую очередь, физическая подготовка. Потому, что если тело не способно двигаться так, как нужно, не спасет уже ничто. А физическая подготовка означает железную самодисциплину и умение преодолевать трудности. Героиню же Натали Портман пугает и угнетает абсолютно все, она на 100% погружена в мир своего параноидального бреда и психологических комплексов. Создается ощущение, что она уже в начале фильма на той стадии психического заболевания, когда не то что танцевать — уверенно перемещаться в пространстве невозможно. Если в здоровом теле — здоровый дух, то нездоровый дух, в свою очередь, разрушает тело. О каких упражнениях может идти речь, если она уже панически боится собственных ног?

    Фильм получился насквозь пошлым. Карьеру балерины иначе как через постель постановщика здесь не представляют. Кстати, о постановщике Тома (Кассель). Глядя на то, как он пытается соблазнить главную героиню, становится удивительно, как он вообще является режиссером, при таком полном неумении почувствовать артиста, человека, понять, в конце концов, кто перед тобой. Ведет он себя просто как персонаж анекдотов про стереотипного сексуально озабоченного француза. Как, при его жизненном и сценическом опыте, он не видит, что перед ним человек с гигантскими тараканами в голове? Впрочем, учитывая сказанное выше, неудивительно, что он не ожидал встретить такой экземпляр в балетной труппе. И все равно — выглядит он пошло и глупо. И, как будто этого мало — вся эта недоделанная, болезненная лесбийская эротика.

    Вдобавок фильм просто неприятен до крайности. Масса неприятных физиологических подробностей — порезы и ссадины крупным планом, галлюцинации в виде деформаций конечностей; героиню то и дело тошнит, она то пьяная, то похмельная, то больная… Ни одного более или менее приятного персонажа — деспотичная мать главной героини, видящая в ней лишь маленькую девочку, поставщик — тупой и озабоченный эгоист, лучшая подруга героини — глуповатая гулящая девка, сидящая на «колесах». Атмосфера паранойи, все люди и вещи готовы в любой момент показать свою отвратительную изнанку, изменить, ужалить.

    Сэкономив на балете, создатели фильма вложились в спецэффекты. Но зачем они нужны? Неужели, чтобы показать сумасшедшего, обязательно визуализировать все его глюки? Неуместная прямолинейность превращает последнюю треть фильма в трешовый боди-хоррор, что смотрится смешно, учитывая претензии «Черного лебедя» на статус серьезного авторского кино.

    Понимаю — было задумано сделать фильм мрачным и безысходным. Но проблема в том, что он не должен быть столь антиэстетичным — он явно планировался красивым, но даже извращенной красоты в нем нет, только беспредельная тревога и тоска загнанного в угол и запутавшегося в себе человека. А самое главное — нет никаких попыток показать что-то красивое. Только измученная шизофренией псевдобалерина в неопрятных декорациях.

    Итог: полное разочарование. Неумело и экономно экранизированный бред шизофреника.

  • Точно могу сказать, что этот фильм я мало кому могу порекомендовать.
    Не потому, что он плохой, а потому что он чудовищно тяжелый.

    Балетный мир показан интересно, трудно не отметить.

    Это фильм , имхо, о девочке, которая все свои 28 лет пытается искупить свою вину перед матерью и оправдать свое существование . У нее нет своей жизни. Нет своих желаний. Вся ее комната - напоминание кто она есть : дочь своей матери. Узнав, что ее взяли на главную роль, кому она торопится всё рассказать? Хотя отношения с матерью отнюдь не близкие по-настоящему...

    Финал вполне закономерен - её взгляд на мать всё сказал сам за себя. Жертва матери оправдана. Она достигла совершенства.
    Ну и всё.
    Смысла в её жизни больше нет.

    Гениальный фильм о том, как родители могут искалечить ребенка.
    Но лучше этого не видеть.

  • На самом деле этот фильм совсем не о балете. Балет тут для фона и пущей художественно-изобразительной ценности. И не о том, как клево загримировали Натали Портман, особенно в конце.

    Фильм этот о психологическом состоянии, до которого вас могут довести самые родные люди на свете - ваши родители, и о том, что будет, если не начнете думать своей головой, отделившись от них, и о том, что за ответы на некоторые вопросы иногда приходится слишком дорого платить Мирозданию.
    Мне фильм понравился.
    Там очень хорошо показана идея (но в более "лайт" версии, конечно) из "Пианистки" - девушка с кучей комплексов, привитыми властной матерью, которая не дает даже шагу ступить самостоятельно уже взрослому человеку; девушка, которая всю жизнь пытается бороться с чем-то, и оказывается, что борется она сама с собой; страдающая девушка, которая пытается найти смысл своей жизни и ответы на вопросы "кто же я?", "могу ли я?", "достойна ли я?"; девушка, которая старается все делать правильно, "на 5", безупречно, потому что так ее учила маман ("будь безупречна, и ты будешь первой, ты найдешь совершенство"), и которую считают холодной и неискренней из-за ее стремления к "безупречности" (и в итоге оказывается, что ее техника и безупречность, вся ее картина мира летит к чертям, а стремление стать первой остается, и это наносит ей же ужасную травму - она буквально сходит с ума, потому что от нее требуют безупречности, которую она не может достичь, хотя предпринимает все те шаги, которые, по словам ее главного оценивателя-маман, должны были привести ее к безупречности; т.е. эта ситуация отчаяния и безысходности, когда все твои шаги, которые должны вести тебя к цели, только отдаляют тебя от нее, а от тебя требуют результата, настойчиво требуют, и ты стараешься еще больше, но чем больше стараешься, тем больше отдаляешься от цели - это прямо кошмар наяву. Похожую травму, кстати, конкретно я несу уже все свои 25 лет), девушка, которая дорого заплатила за ответы на эти вопросы.
    Мне эти два фильма ("Лебедь" и "Пианистка") показались очень близкими, потому что я могу наблюдать мои общие черты с гг. А когда смотрела "Пианистку", я много плакала., потому что мне показывали на экране мое будущее.

    Когда\Если будете смотреть этот фильм, не уподобляйтесь поверхностным обывателям и постарайтесь разглядеть нечто большее, чем красивые ножки Портман и блеск алых губ Кунис, потому что мысль фильма совсем в другом, а красивая картинка - это для антуража.

  • Первую половину фильма я делала 3 вещи: плевалась от рыдающей героини Портман, восхищалась Кунис и лила слюни от музыки. Все. Остальное - ни сюжет, ни балет меня не затронули. Если бы я смотрела этот фильм с кем-то в компании,он не избежал бы множества едких комментариев.
    Однако, вторая половина фильма выдала такой неплохой триллер, кровь-убийство-сумасшествие, от которого я сидела с открытым ртом (ну не ожидала я такого, а слово "триллер" из описания я как-то упустила) и это вытянуло фильм в моих глазах. Финальное выступление - шикарно! Красота!
    Мне было мало балета. Я не то, чтобы его люблю, но если в фильме есть такая основа, то подразумевается, что балета должно быть много. Понятно, что дублеры, понятно, что это надо еще снять так, чтобы было не понятно, что дублеры, но мне того, что показали, было мало.
    А в конце я уже перестала плеваться от Портман (еще бы, ведь она там такое крутит) и еще больше стала восхищаться Кунис. А вообще, отличная актерская пара вышла, да.

  • Этот фильм распался у меня на несколько кусков, которые никак не хотят собираться вместе. Молодая балерина фанатично готовится к заглавной роли в "Лебедином озере". Однако изнурительных тренировок с разбитыми в кровь пальцами для "триллера", видимо, маловато будет, поэтому также имеются в наличии закулисные интриги конкурентки, жесткий контроль со стороны мамочки главгероини, жуткие галлюцинации и "страстные" сексуальные сцены. Весь этот "микс" меня слегка ошарашил. Несмотря на это, смотреть было скучновато и... как-то предсказуемо (да, я довольно быстро догадалась о примерном развитии событий). И если вначале "кровавые" глюки еще как-то оживляли "атмосферу", то где-то к середине фильма уже поднадоели, ну и сцены с пробуждением сексуальности у героини, на мой взгляд, смотрелись как-то смехотворно (не, ну понятно же, что скучно просто про балет смотреть, надо сделать "погорячей"). Тем не менее окончание (где-то последние 20-30 минут), саму кульминацию (т.е. балет "Лебединое озеро") я посмотрела с удовольствием. Особенно понравился танец черного лебедя - очень такой экспрессивный. На мой взгляд, это лучшее, что было в этом фильме. В общем, балетные кусочки понравились, а "триллерная" составляющая - мимо, не впечатлила. А еще после этого фильма мне захотелось пересмотреть нашу "Анну Павлову", которая мне так нравилась в детстве :)

    Флэшмоб 2014. Спасибо за совет Julay

  • Тот случай, когда жалею, что первые варианты текстов по Черному лебедю так и не были мной найдены. Поэтому придётся восстанавливать впечатления по памяти. Своё осознанное знакомство с Аронофски я начал с фильма «Пи» и не смог его переварить, хотя он мне определённо понравился. Мне тогда было лет пятнадцать, и родители посчитали что смотреть такое мне рановато. Поэтому пришлось забыть о нём до появления «Ноя». С этим фильмом я сталкиваюсь уже третий раз, и каждый раз в нём находится что-то новое. Насколько меня зацепил фильм на этот раз? Далее поделюсь впечатлениями и мыслями по этому поводу.

    Повествовательный критерий (сюжет и сценарий). Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все. В советском союзе был популярен жанр производственной драмы, как снималось кино, как возводилась магистраль, как поднималась целина. Но мне по нраву производство искусства: как ставятся спектакли, как пишутся сценарии, и театральные подмостки. Здесь мы наблюдаем подготовку к одной роли, рождение с нуля балета "Лебединое озеро". Сценаристы сделали акцент на том, как главная героиня ломает себя, и преодолевает личностные и физические препятствия на пути к большой роли. По сути этот фильм — о девушке, живущей в скорлупе. С самого детства мать — бывшая балерина, которая ушла со сцены ради воспитания дочери, держит жизнь Нины под контролем. Она — маленькая белая балерина из музыкальной шкатулки. Когда открываешь крышку, та кружится под музыку, как только танец заканчивается, крышка захлопывается, и пластмассовая танцовщица снова ждет в темноте своего выхода. Прилежностью и упорством можно добиться многого, но только не искренних эмоций. Рамки, в которые загнала Нину ее мать, не позволяют ей раскрыться на сцене, передать неведомые ей чувства, отделаться от стыдливости. Однако черный лебедь сидит в глубине ее души и просится наружу. Во сне Нина до крови расчесывает спину — в тех местах, где начинают прорезываться черные крылья. Борьба черного с белым на грани психоза, выброшенная в мусоропровод гора мягких игрушек, внезапная агрессия, направленная на мать — все это процесс взросления девочки, уместившийся в несколько дней. Но этим фильм не ограничивается, есть взаимоотношения внутри коллектива, есть дух соперничества и куда способно завести стремление быть первым во всём. Мать Нины - это неоднозначный персонаж. Она знает, что многого не достигла и пытается восполнить свои потери достижениями дочери. Обилие смысловых пластов в этой картине мне понравилось.

    Визуальный критерий, или как снято. Прелесть фильмов Аронофски в том, что их замысел в большинстве случаев подкрепляется отменным визуальным рядом. Параноидальность истории подчёркивается монтажом и операторской работой, потрясающей цветокоррекция. Грамотное цветовое решение фильма расширяет рамки восприятия ленты и придаёт необходимую визуальную глубину. Особенно удались метаморфозы главной героини; вырастающие крылья, удлинённая шея, сращение пальцев ног. Чувствуется некий кафкианский лейтмотив в таком использовании визуальных средств. Здесь абсолютно каждый элемент останется в памяти, как минимум своей экстравагантностью. Музыка Чайковского, как лейтмотив, красной нитью проходящий через эту историю. Она создаёт настроение и атмосферу повествования, подчёркивая все такты и интонации полотна, с каждым кадром в него хочется погрузиться, как в омут с головой и не выходить оттуда. По этому критерию претензий нет.

    Актёрская игра. Натали Портман показала высокий уровень игры. Тонкая, хрупкая, изящная, с эмоциональным надрывом, та страсть, продуцируемая на зрителя через экран, отличная самоотдача не дают этому кино превратиться в мыльную драму. Мила Кунис Мила Кунис, исполнявшая роль Лили, составила Натали отличную пару. Поговаривают, на съемках Аронофски даже специально провоцировал конфликты между девушками, чтобы в кадре искры летели. Не знаю, было ли это на самом деле, но пара Портман-Кунис получилась очень выразительная. Вайнона Райдер и Венсан Кассель оказались приятным сюрпризом, радостно видеть их вместе.

    Вердиктируя. Отличное кино, которое представляет собой драму о внутренних противоречиях и балетном закулисье. Кино в формате полноценного спектакля, которым хочется наслаждаться, а финал - яркая жирная точка, апогей всего происходящего. Максимальный бал. Всем здоровья, добра, и хорошего кино!

  • Фильмы про увлеченных людей искусства – это отдельный жанр. И в последнее время подобных фильмов становится все больше. Раньше, в одной из стран, которых ныне уже нет, этот жанр прошел бы под названием «производственный роман». Но, этот фильм снят в другой стране и в совершенно другое время. Поэтому, он и рассматривает проблему творческого человека под другим углом. С позиции творческого сумасшествия. Точнее даже творческих метаний, потому что здесь есть все что угодно, и зависть, и боязнь провала, и страсть, и похоть. Всего намешали в истории одной балерины, и её желания добиться совершенства любым путем. И вот он долгожданный миг признания. Но, как известно всем, «с большой силой приходит и большая ответственность». Теперь нужно не просто доказать, что ты лучшая, но еще и не ударить в грязь лицом, не сойти с ума от напряжения.

    И вот здесь начинаются метания души, попытки переступить через свою природу. Как быть, когда в глазах художественного руководителя, ты всего лишь «белый лебедь»? Как перекраситься, как поменяться и прекратить накручивать себя. Где обрести ту страсть, которая тебе нужна, чтобы войти в эту роль. И как пережить успех своей напарницы? Да, я знаю, что глупо расценивать этот фильм буквально, как историю о соперничестве двух балерин. Тут все гораздо тоньше. Материи неизмеримее и интереснее. Сумасшествие разгорается, собственное бессилие выглядывает из всех углов, скалится со стен и толкает куда-то в ужасную пропасть. Этот фильм красив и ужасен одновременно. Здесь нет той героини, которой бы хотелось сопереживать. Она умудряется сыграть так, что её ненавидишь и при этом ей же и сочувствуешь одновременно. Ненавидишь за все эти истерики и поступки. Сочувствуешь… да, в общем-то, за то же самое.

    Фильм в очередной раз использует (я бы даже сказал, эксплуатирует) максиму, что творческие люди - они безумцы. И все это демонстрируется по полной – все эти ведения, резкие движения камеры, метаморфозы реальности, вроде разговаривающих с героиней картин. Или появление стигмат на теле – появляющихся раньше, чем она их начала расчесывать. И все это на фоне вроде бы простого человеческого переживания, которое способно обернуться кошмаром.

    Конечно, в первую очередь этот фильм «делает» игра актеров. Именно она превращает весь этот фильм в то, чем он является. Натали Портман – удивительно точно передала все эти эмоции. Она реально воплощает на экране свою героиню. Как будто транслирует свои эмоции с экрана. Во все эти видения веришь, потому что в них верит сама актриса, ты ощущаешь все то, что ощущает она. Все остальные актеры прекрасно дополняют её игру. На подчеркивание внутренних переживаний актрисы играет и сама атмосфера. Все эти холодные цвета, какая-то зернистость картинки, операторская работа с дерганной и «переваливающейся» камерой.

    Зачастую, мне этот фильм напоминал любимый мною «В пасти безумия». Все тоже ощущение чего-то нереального, каких-то заигрываний с восприятием, ощущение ужаса и безумия. На экране происходит не то чтобы очень много действий, но при этом, напряжение умело нагнетается. Не так много поворотов в сюжете, но следить за происходящим – интересно. Все происходящее умудряется зацепить и буквально протащить через фильм от начала и до конца. Понятно, что не все готовы понять и принять такой стиль фильма и такой сюжет. Но те, кому нравятся фильмы о «чувствах» (не только о любви), мне кажется - оценят. Я вот оценил. Мне понравилось. Хотя, есть у меня подозрение, что смотреть этот фильм нужно с особым настроем. Или в особой обстановке.

  • Фильм неторопливо меня увлек с самого начала. Вступление вроде обычное. Старательная балерина хочет получить главную роль в постановке, но она снова остается в тени. Оттачивая свое каждое движение до совершенства, Нина слишком зажата, что мешает ей играть 2 полярных образа в одном спектакле. И уже когда на первый план выходит драма главной героини, становится все интересней наблюдать за происходящим. Натали Портман просто блестяще сыграла. Умничка! Без тени сомнений Оскар отработала по совести. Потрясающе играет мимикой и глазами, показывая нам и робость, и стремление, и одержимость. Все эмоции, которые испытывала ее героиня, Натали показывала идеально. Пожалуй, она заслужила место в числе моих любимых актрис, потому что она умеет быть разной.

    Что еще можно сказать о фильме? Несомненно он превзошел все мои ожидания. Сделан очень красиво. Драматический сюжет мне тоже понравился. Главную героиню было жалко. С одной стороны мама пытается реализовать свои несбывшиеся амбиции в дочери, с другой стороны тренер постоянно делает замечания, она сама хочет стать примой и добиться совершенства, подруга пытается отобрать главную роль, конкурентки злобно шипят по углам… Весь мир ополчился против маленькой девочки или… Ну, вы сами поймете, в чем заключалась драма главной героини. Очень хороший фильм!

  • 9/10
    Не будь это фильм Аронофски, получилась бы красивая и до ужаса типичная драма на тему: "А что ты готов сделать для того, чтобы получить главную роль?". Ну, знаете, десятки раз такое видели - с кем-то переспать, кого-то с лестницы скинуть, кому-то наркоты подсыпать...
    Здесь же фильм сначала таким и кажется. И, честно, говоря добрую половину картины я зевала. Ну а что, балет я не люблю, Портман прекрасно справляется с ролью девственного бревна, то есть Белого лебедя, которое затюкано до ужаса мамашей. Только Кунис шокировала своей ролью, дерзкая, развратная, прекрасная, да нее можно было смотреть вечно! Вот кто точно достоин быть Черным лебедем.
    А потом Аронофски показал себя. Последняя треть фильма ужасна, наполнена кровью, ненавистью, страстью. От сочетания этих кадров и музыки Чайковского в обработке Мэнселла бегут мурашки. И конец... он именно таким и должен был быть! Браво!

  • Всегда считала, что балерины - железные леди. Ведь сколько нужно сил, внутренней и внешней, какой должен быть стержень, чтобы ограничивая себя в очень еде, отдыхе, развлечениях, идти вперед к заветной роли. К своему звездному мигу. Главная героиня - Нина, на такую сильную женщину не похожа совсем. Она боится матери, боится окружающих, боится себя. Она работает не потому, что хочет, а потому, что должна. Обязана. Это обязательство, навязанное и постоянно держащее в Нине матерью движет всей ее жизнью. И вот, руководитель труппы рассматривает Нину на роль королевы лебедей в Лебедином озере, но ему нужна танцовщица, которая может показывать на сцене чувства, играть не только нежную и трепетную белую лебедь, но и черную: страстную, завлекающую, уверенную в себе, маняющую - лебедь, за которой хочется бежать, бросив все. Лебедь, которую хочется скажем так, плотски любить. А вот любить Нину не хочется вовсе. Глядя на нее, возникает ощущение, что половой акт с ней будет больше похож на изнасилование. Но Нина загорается желанием получить эту роль. Жесткость тренера, новая подруга (само воплощение черной лебеди), пробуждают в Нине чувственность, одновременно сводя ее с ума. Но помешательство лишь добавляет к великолепной технике Нины необходимую чувственность на сцене.
    Почему же такая низкая оценка?
    а вот почему: не верю. Не верю в то, что можно было достичь таких успехов при таком характере. не верю во внезапный бунт уже взрослой женщины. не верю в такое быстрое преображение.
    Все действие фильма Нина ходит в одном пальто, а на ее постели одно и тоже белье. К концерту что, несколько дней готовились? Ну ладно, у нее все белье одной расцветки, тогда готовились месяц? Это реально? не верю.
    Девушка, впервые в жизни напившаяся, проснувшись пусть не утром, а днем, не мучается от похмелья? Серьезно? Не верю.
    Мать-деспот так просто отпускает взбунтовавшееся чадо? Не верю.
    И в общем-то всех этих "не верю" довольно для еще более низкой оценки. Но боже, прорастающие сквозь пупырчатую кожу черные перышки - это прекрасно. Поцелуй-укус (безотносительно моей веры в него) - это прекрасно. А еще прекрасна Лили. Правда, в нее я тоже не верю (балерина на колесах, бухле, жующая гамбургеры и перед представлением всю ночь кутящая - это правда?), но тем не менее: она красивая, страстная, полная жизни. собственно, на ней отдыхают глаза и она почти единственное красивое, что есть в этом фильме.

  • …душный и безумный, мистический балетный триллер…

    …Нина Сейерс (…Натали Портман…) — вымышленная молоденькая балетная плясунья из реально существующей труппы Линкольн-центра, что орудует и поныне в стольном граде Нью-Йорке. Данная девица уже в первые полчаса хронометража оказывается отрешённа до неприличия и стерильна в моральном аспекте до инфантильной фанатичности. Она отдаёт себя любимому делу на высочайшей, пронзительной ноте. Да и вообще — воплощает собой всю честь, совесть и грацию давно минувших дней всеобщего общечеловеческого благоденствия. После принудительной отправки на заслуженную пенсию местной именитой примы Бет Макинтайр (…Вайнона Райдер…) у Нины возникает уникальная на балетном поприще возможность — втереться на место отставной ударницы академическо-танцевального труда в свежайшей постановке «Лебединого озера»…

    …производственно-ремесленная удача оказывается на её стороне и девушка попадает в узкий круг претенденток на главную роль легендарного балета Чайковского, отобранных импозантным и бесноватым хореографом-французом Тома Леруа (…Венсан Кассель…). Главный балетмейстер на предварительном отсмотре хвалит трудолюбивую хорошистку Нину за нежный, как розовая поволока девичьей невинности образ белого лебедя и отчитывает за деревянный и скукоженный типаж чёрного антагонистически соблазнительного и разнузданного. С охмурением в целом у персонажа Портман — катастрофа, как говорится, в космических масштабах с отягощающими обстоятельствами. Мамзель до сих пор спит, закопавшись в груду плюшевых мишек и делит куцую жилплощадь с удушающе-заботливой до психиатрических крайностей маман Эрикой (…Барбара Херши…)…

    …внятное повествование на этой торжественной коннотационной акценте, в принципе, наверное, и завершается. Далее нарратив проваливается в какое-то натуралистическое хичкоковское подпространство цирка ужасов, густо разбавленного жуткой помесью дельторовского «Лабиринта фавна» и собственно сюрреалистичного чёрно-белого «Лебединого озера», в лихом и абсурдном 1991-ом циклически транслируемого по отечественному телевидению под аккомпанемент шквально-прицельного огня с повстанческих танковых позиций по известно-какому белому дому…

    …за происходящее далее стоит, видимо, брать дополнительную плату, как за ярчайшие и шевелящиеся иллюстрации к учебнику по клинической шизоидной паранойе и перманентной шизофорении. В танцкласс с улюлюканьем и гиканьем вваливается «местная» звезда быстрого секса и «богиня» окрестных дискотек с папироской в ухмыляющемся рту по имени Лили (…Мила Кунис…). Ведущий хореограф настаивает на всенепременном совершенствовании балеринами техники, гхм, самоудовлетворения в свободное от занятий время. Ошалевшая от подобной чертовщины Нина, с воплями бьёт мать дверями по пальцам, позорно проваливает мастурбационный факультатив, глотает какие-то подозрительные контрафактные барбитураты в местном клубе и на излёте галлюцинатронного действа падает с означенной Лили в розовую постель с закономерными последствиями…

    …реальность вокруг героини тем временем трещит по швам и распадается на фрагментарные ошмётки статичных микрофильмов. Нину за гранью персонального психоза преследуют её зловеще улыбающиеся двойники, вчерашние воспоминания в корне расходятся с показаниями очевидцев. С карикатурных маминых разукрашек кривляются и зловеще шипят демонические хари, а балетмейстер оборачивается чудовищным козломордым демоном-сатиром. Но худшее, как и в любом кошмаре — не внешние жути, фантомы и тени, а внутренние ужасающие метаморфозы. Зудящая сыпь из-под которой пробиваются чёрные как смоль лебединые перья, сползающая с пальцев как горячий воск со свечи кожа, кровотечения безо всяких порезов и с мерзким влажным хрустом выламывающиеся по птичьи в обратную сторону колени — вот от чего убежать уж наверняка не получится…

    …основная идея гениального «Чёрного лебедя» режиссёра Даррена Аронофски доносит до зрителя древнюю как само мироздание мысль. Свою личную преисподнюю, индивидуальный кошмарный цирк ужасов и субъективной замкнутости окончательное безумие каждый всегда носит внутри собственной головы. Каждый час и каждый день, буквально всякий следующий миг пополняя это хранилище жуткого полоумия всё новыми и новыми, очередными устрашающими образами. А уж от внезапного выползания всего этого наполнения наружу из лопнувшего от психических перегрузок сознания не застрахован никто и никогда…

    …«…Лебедь» выражает данный грустной безысходности факт запредельной вертлявости ударениями, буффонадной показушностью, эмоциональными пытками и галлюциногенным членовредительством. Заставляя зрителя практически давиться обилием физиологических и психосоматических деталей-подробностей. Ведь по сути, во время кульминационного финала, зритель внезапно осознаёт, что все эти сто восемь минут на экране отображалась не агония треснувшей психики балерины Нины Сейерс. Но его, зрителя, потаённые страхи и фобии. А «Чёрный лебедь» — лишь рефлексивное зеркало, позируя пред которым главное просто внимательно вглядываться в здешнюю бездну и постараться не смаргивать тошнотворно вяжущую пустоту на самых краешках глаз. А то мало ли, чем это всё может закончиться…

  • Мои знания о фильме ограничивались тем, что это какой-то очень нашумевший фильм, взявший мощные награды, и что его тяжело смотреть, о чем говорили многочисленные отзывы. Поэтому я с чего-то вдруг подумала, что он о тяжкой жизни балерин - кнопки в пуантах, подставы и т.д. Может, из-за этого он произвел на меня более сильное впечатление, чем мог бы.

    Скажу, что в балете я не понимаю ничего от слова совсем, никакого смысла и красоты разглядеть в нем не могу и оттого втройне не понимаю, ради чего девочки так убиваются. Хореография их мне не нравится, движения балерин в основном пугают и вызывают отвращение. Все эти издевательства над суставами, плавность, будто костей нет, бррр. Но, как сказала героиня, да и не она одна, балет не для всех. Особенно не для меня.

    Что ж, если и был в мире микроскопический шанс, что фильм сможет переубедить меня, то картина, как вы понимаете, выбрана ошибочно и только еще сильнее укрепила это мнение. Начало соответствовало моим представлениям - крупные и подробные планы вывернутых ног, разбитых пальцев. Аж передергивало.

    Дальше пошла болезненная драма, впрочем, имеющая свое продолжение во всей остальной части фильма. Мать, держащая дочь в золотой клетке. Главная героиня не может не удивлять - взрослая женщина с розовой комнатой, полной мягких игрушек-кроликов... Беда. И ни шагу лишнего. При таком давлении неудивительно, что все закончилось так, как закончилось.

    В целом фильм вообще изображает избитые, но во все времена болезненные темы, и все это тут сладко приправлено оттенком безумия, находящим на кадр постепенно, как и положено. Душевные изломы Нины показаны очень даже неплохо. Есть, однако, царапающая претензия к финалу: танцевать столько с подобной травмой, да еще с такой энергией... Ну нет, ребята, это уже перебор.

    Впрочем, нельзя не сказать, что получилось вполне интересно. Этакая страшная сказка, которая может случиться с любым из нас.