userpic
Zatv
7
  • 3 января 2015 г., 15:25

Причисление к сонму прижизненных классиков, увы, не всегда положительно сказывается на творческом результате. Возникает иллюзия, что публика готова принять любое созданное творение. И действительно, скандальность темы и имя режиссера обеспечили повышенный интерес к «Нимфоманке». Но картина, на мой взгляд, явно не состоялась, как цельное, законченное произведение. Прежде всего, из-за размытости моральных оценок и нестыковок в рассказанной истории. *** На экране, избитая своим бывшим мужем, Джо рассказывает, подобравшему ее на улице одинокому девственнику Селигману, историю своей жизни. Прием не нов и в психологии носит название «случайный попутчик», когда соседу по купе в поезде иногда доверяются самые сокровенные тайны. Но чего хочет добиться Джо своим рассказом? Сочувствия? Оправдания? Вряд ли. Она уже давно вынесла себе приговор – аморальное чудовище. Возможно это «пересмотр», когда человек, проговаривая и вновь проживая свою жизнь, как бы освобождается от груза прошлого. И Селигман является для нее, в этом случае, идеальным собеседником. Он беспристрастен, не осуждает и старается во всем найти положительные стороны. Но эта исповедь не снимает вопроса моральных оценок. Джо, конечно, вызывает жалость, но все внутри протестует против сочувствия ей. *** Если посмотреть на «Нимфоманку» с точки зрения психологии, то она затрагивает очень болезненную для запада проблему. Я бы назвал ее «проблемой доступности». Моральные запреты вырабатываются обществом как ответ на отрицательную практику. И всяческое осуждение и препятствия подростковому сексу появились из-за четкой его связи с последующими проблемами в личной жизни. Мужчины становятся циничными, а женщины могут превратиться в героинь фильма. Природа мудра. Все, что она создала в человеке, в первую очередь направлено на продолжение рода и воспитание потомства. И если кто-то игнорирует эти важные составляющие, сосредотачиваясь только на удовольствии, то наступает неизбежная расплата. Человеческая психика не может перескакивать через необходимые этапы становления. И не все, что доступно, должно быть реализовано. Беспорядочный подростковый секс лишает Джо чувствительности влагалища и превращает в ненасытную нимфоманку, которой требуются по 5-7 мужчин за ночь. И даже рождение сына не смогло повлиять на ее поведение. *** Теперь о том, что, на мой взгляд, не стыкуется в сюжете фильма или явно излишне. Во-первых, потеря чувствительности от самопроизвольного оргазма в двенадцатилетнем возрасте маловероятна. Во-вторых, отсутствие хоть каких-то сдерживающих факторов. Беспорядочный секс со множеством незнакомых мужчин неизбежно должен был привести к заболеваниям, что, иногда, способствует отрезвлению. В-третьих, ассоциативные вставки в виде математических схем, кадров из хроники или видов природы часто не столько иллюстрируют сказанное, сколько отвлекают внимание. В-четвертых, раздражают самоцитаты. Как сцена с ребенком, выходящим на открытый (?) балкон, явно позаимствованная из «Антихриста». И, наконец, совершенно несуразный финал. Все четыре часа экранного времени Селигман вел себя как истинный интеллигент. И заставлять его в конце насиловать Джо – явное насилие над сюжетом. Если уж у него и возникло непреодолимое желание лишиться девственности, то он, скорее, попросил бы об этом, чем начал приставать к спящей женщине. *** Думаю, «Нимфоманкой» фон Триер должен закрыть для себя тему сексуальных девиаций, которая присутствует у него в каждом фильме. Подобно Пазолини, который в своей последней картине дошел до всех мыслимых границ неореализма, он исчерпал тему. Но Пазолини после этого погиб в автокатастрофе. Хватит ли у Триера мужества не заниматься самоповторами? Время покажет.

P.S. Буквально несколько слов об игре актеров. Она восхитительна. Даже в совсем маленькой эпизодической роли актеры выкладываются по полной. Как, например, Ума Турман в амплуа жены одного из мужчин юной Джо.

Комментарии (12)



Вы сейчас сказали, что всех людей нужно лечить. Потому что у каждого есть особенности восприятия этого мира и у каждого есть механизмы сдерживания, но когда действуют запредельные раздражители(для героини - травма у мужа), то механизмы дают сбой, и акцентуация характера проявляется. Вот тогда мы видим необычное, странное или "из ряда вон" поведение. Лечить надо только расстройства личности(постоянное и независимое проявление акцентуации характера), а не сами акцентуации. В данном случае героиня испытала стресс, конечно, она нуждалась в психологической помощи как и любой человек в такой тяжелой ситуации. Это не значит, что у неё девиация. Отчаяние, безвыходное положение, стресс у истероидной натуры. Получаем такой результат. И да, у неё проявились признаки десоциализации. Это тоже обычное явление для человека в тяжелой жизненной ситуации. Но это не значит, что она чокнутая.
К чему вы про педофилию? К данному вопросу она не имеет отношения. И к истероидным реакциям тоже.

Педофилия затронута для иллюстрации тезиса, что человек социальный = человеку, умеющему сдерживать свои животные потребности и наклонности.
Почему главная героиня в «Рассекая волны» увидела выход именно в таком самопожертвовании? Вот главный вопрос. Оно противоречит всему ее воспитанию, и нам наглядно показывают реакцию родителей на смерть ее брата.
На мой взгляд, совместить в голове излечение мужа с сексом с матросами может только личность с явными психическими отклонениями.

Фильтр