• «Капкан» сравнивают с «Фортитьюдом» и «Фарго» — и, надо сказать, совершенно зря. Общее у этих трех сериалов — только заснеженные пейзажи. Если «Фортитьюд» — это настоящий фильм ужасов, а «Фарго» — постмодернистский сплав криминальной (я бы даже сказал, социально-философской) драмы, «черной» комедии и психологического триллера, то «Капкан» — типичный скандинавский детектив. Который уместнее было бы сравнить с сериалами «Мост» и «Убийство».

    Впрочем, исландский сериал мне приходится смотреть впервые — до этого из скандинавов попадались все больше шведы и датчане. В «Капкане» вместо современного североевропейского мегаполиса мы видим маленький городок на берегу холодного моря. Городок, на первый взгляд, тихий и уютный, как водится, хранит до поры до времени немало мрачных тайн. И когда в сети местных рыбаков попадает страшная находка — часть расчлененного трупа, местной полиции приходится приложить немало усилий, чтобы раскрыть эти тайны.

    Среди сильных сторон сериала — атмосфера. Долгие ночи, метель, снега — северная природа добавляет происходящему мрачности. На атмосферность работает и музыка — довольно характерная для скандинавских телефильмов, задумчивая, тревожная. С заставкой даже немного переборщили — там проводятся параллели между видами Исладнии с высоты и увеличенным изображением тканей мертвого тела. Хотя, если вспомнить, что по германо-скандинавским мифам мир сотворен из трупа великана…

    Еще одно бесспорное достоинство «Капкана» — работа актерской команды. Персонажи колоритные, как и обычно в европейских сериалах, нет лощеных голливудских «модельных» лиц. Герои получились живыми и вызывают сопереживание. Хвалить кого-то конкретного из актеров не буду, все одинаково хороши, вжились в свои роли и выложились на 100%. В проработке образов персонажей есть и заслуга сценаристов, которым удалось выписать яркие характеры и внести в фильм элемент драмы.

    Недостаток этого сериала — сюжетные дыры. Причем это явно не задел на будущее продолжение — упущены именно МЕЛОЧИ, отсутствие которых не мешает логично завершить сюжет, но способно свести с ума перфекциониста, коих много среди любителей детективов. Например, кто убил литовца? И кто нанес «главной жертве» сезона смертельный удар?

    Итог: не стоит искать в «Капкане» каких-то философских глубин или мистики. Это обычный добротный скандинавский детектив в экзотичном и в тоже время близком российскому зрителю «северном» антураже. Для любителей жанра — хороший способ скоротать время.

  • Над Икебукуро вновь сгущаются тучи. Банда Баксов устроила погром на территории соседнего района, и тамошние байкеры, а особенно их предводитель, сильно огорчились. Настолько, что решили жестко разобраться с нарушителями. А по самому Икебукуро русская мафия и якудза гоняются за… маленькой девочкой. Как водится, все это — начало очередной игры великого манипулятора Изаи, который обожает хаос, потому, что умеет им управлять.

    Основная мысль этого сезона — логическое развитие идеи второй арки первой части. Созданное тобой сообщество не просто может продолжать существовать и действовать автономно — оно может полностью выйти из-под контроля и даже восстать против создателя. Через все это и приходится пройти одному из главных героев, чтобы понять — будучи честным и добрым человеком, очень трудно руководить людьми.

    На этот раз на «сцене» не только молодежные банды, но и взрослые бандиты. К образу якудза претензий нет, но русская мафия здесь — это нечто сюрреалистическое. Похоже, что для создателей «Дюрарары» что бандиты, что спецслужбы — все едино. Главари «русских» больше похожи на чекистов и носят что-то вроде советской формы. Ворона и ее приятель Слон — какая-то пародия на супершпионов из боевиков. Возможно, во всем этом есть какая-то тонкая сатира или особый юмор, но я их не уловил. До этого я мечтал: было бы здорово, если бы создатели Durarara!! и Baccano! после приключений американских гангстеров и японской шпаны сняли бы что-нибудь о похождениях одесских бандитов начала 20 века (в их стилистике это было бы круто), но теперь уже как-то боязно.

    Ворона, кстати, крайне раздражающий персонаж. Не люблю такой тип — этаких девочек-маньяков. В женщине это кровожадное хладнокровие особенно отвратительно. Слон забавен, но его роль сугубо вспомогательна.

    Из новых персонажей порадовал Рочи. Поначалу он тоже раздражает, но потом подкупает его старомодное отношение к девушкам. Да и, как выясняется, он не просто дамский угодник, а настоящий уличный боец — выдержал два удара Шидзоу (после третьего таки упал)! Короче, мужик. А вот подручные Рочи удивляют своими нелепыми костюмами. Нет, конечно, у японцев своеобразные представления о дизайне одежды (достаточно посмотреть на их рок-музыкантов), но все же, я еще не видел босодзоку в тигровых плащах и белых шляпах.

    У Изаи, оказывается, есть брат и две сестры. Младший братец включился в большую Игру Икебукуро, причем в отличие от старшего, он предпочитает находиться в гуще событий с засученными рукавами и арматурой наперевес. Сестры пока никак себя особо не проявили: видимо, их появление — это задел на последующие сезоны. Как и вторую арку подряд путающийся под ногами приезжий коп, что хочет поймать Безголовую Мотоциклистку — в этом сезоне он вообще почти ничего не делает.

    Что до старых знакомых, то линия Селти стала как-то скучнее. Она вроде бы часто мелькает в кадре, но в основном это просто экшен — она догоняет, убегает, дерется, снова догоняет… Не хватает какого-то развития, и повседневную их жизнь с Шинро стали показывать меньше, а значит, и комических эпизодов убавилось.

    Шидзоу, как всегда, великолепен, тут и говорить нечего. Один паркур в его исполнении чего стоит (в заставке он вообще скачет по крышам со столбом в руках)!

    Кадото, тоже, как обычно, крут. А его компания — безумна, но всегда на стороне добра.

    Вообще не понял, зачем нам показали Кида Масаоми и его подружку. И очень мало Семена, хотя он вроде бы является рассказчиком за кадром одной из серий, но хотелось бы чаще видеть его «во плоти».

    Итог: по первому сезону строго судить не стоит. В плюсе — наличие философии, юмор, яркие персонажи и сложный сюжет, в минусе -«невыстрелившие ружья» и очень странные русские. В целом — «Дюрарара» еще та, надо смотреть дальше.

  • Второй сезон удался не хуже первого. Он также разделен на две арки, причем на это раз обе сняты по манге, без отсебятины (хотя отступления от оригинального сюжета первый сезон совсем не портили).

    В первой конфликт Бишамон и Ято переходит в «горячую» фазу из-за интриг некоторых персонажей. Зрителю предстоит узнать много интересного о богине войны, в том числе и предысторию ее ссоры с Бездомным Богом (совсем не простую предысторию). В итоге получилась поучительная история о том, как неплохих, в общем-то, личностей (не называть же богов людьми) сделали врагами непонимание и ложь окружающих. Эту арку стоит покритиковать за одну особенность: персонажи здесь стали проявлять особенно ядреную мартисьюшность, особенно это касается Юкине и Казумы. Понятное дело, что «Бездомный бог» — «добрый» сёнен, где гибнут только второстепенные или отрицательные персонажи, и то очень редко, но все же герои слишком круто защищены авторским произволом, и это бросается в глаза.

    Во второй арке глубже раскрывается мир «Бездомного бога»: на арену выходит больше небожителей, а действие охватывает и Небеса, и Преисподнюю. К тому же, зрителю предстоит узнать еще одну страшную тайну Ято. Во многом это история о боге Эбису — неоднозначном персонаже, что кажется на первый взгляд бездушным дельцом и коварным авантюристом. Им с Ято предстоит пройти вместе суровое испытание, в ходе которого их отношения изменятся от вражды и недоверия до настоящей дружбы (прямо как герои вестерна… или самурайского фильма).

    «Бездомный бог» по прежнему «берет за живое», заставляя переживать за героев. Счастье персонажей зыбко, ведь Хиёри и ее потусторонние друзья — принципиально разные существа с разных «планов бытия», и им так легко потерять друг друга. К тому же, сверхъестественный мир, в котором живут боги и их священные орудия, полон опасностей и интриг. За каждым затишьем в нем следует буря.

    Отдельно следует отметить бонусные серии, которые являются отличным юмористическим дополнением к основному сюжету и поднимут настроение любому поклоннику сериала.

    Итог: второй «Бездомный бог» не снизил планку качества. Жаль, что прошло уже три года, а третьего сезона так и не видать…

  • Durarara! — аниме от создателей Baccano! И поначалу я думал, что Baccano! будет для меня своего рода ориентиром, эталоном, с которым я буду сравнивать этот сериал. Но между ними не так уж много общего. Нечто неуловимое: стиль заставки, отчасти музыка, дизайн героев. Нет, общего даже больше: масса колоритных персонажей, параллельных сюжетных линий…

    Но все равно, они очень разные. Baccano! в большей степени — мистический триллер, дополненный «тарантиновщиной» и черным юмором (да и не только черным). Durarara! — образец того, что в литературе называют «магическим реализмом». Повседневность тут граничит с мистикой, фантастикой, а то и абсурдом.

    Как и Baccano!, этот сериал вновь касается криминальной тематики. Но на этот раз перед нами не американские гангстеры, а ночная жизнь самого беспокойного района Токио — Икебукуро. Здесь идет война молодежных банд, хозяйничают преступники и посерьезнее — например, похитители людей, что продают их медицинской корпорации для бесчеловечных экспериментов. Тут развернул свою деятельность ловкий интриган и мастер манипуляции — «информатор» Изуя. Но одним криминалом жизнь Икебукуро не ограничиваются — по его улицам носится на своем мотоцикле Всадница Без Головы, бродит самый сильный и вспыльчивый человек на свете Хайводзима Шидзоу; таится в тенях маньяк-Потрошитель. Одним словом, райское местечко, если вспомнить определение рая по агенту Куперу из «Твин Пикса».

    Durarara! — это переплетение нескольких историй. И каждый найдет тут что-то свое. Признаюсь, разборки группировок, особенно во второй арке, оставили меня равнодушным. Не понимаю всей этой возни и игры в бандитов, заканчивающейся реальными сроками и не менее реальными увечьями. Жизнь японских гопников меня мало волнует.

    А вот история Селти и Шинро задела за живое. Почему-то очень хотелось, чтобы у них все было хорошо. Мне вообще нравятся такие женские образы, как Селти — странные, не похожие на большинство, личности, не вписывающиеся в окружающий мир. И, тем не менее, именно Всадница Без Головы движется по пути гармонии с повседневной реальностью.

    (Кстати, удивляет трактовка такого персонажа, как дуллахан, в аниме. В то время, как в оригинальной ирландской легенде это мужчина, то у японцев это практически всегда девушка.)

    Удивительно колоритный персонаж — Шидзоу. Забавный и в каком-то смысле трагичный. Он ненавидит насилие, но несправедливость и хамство ненавидит еще больше. Его сила — его бремя. С ним мало кто осмеливается дружить, а вот враги находятся — многим хочется победить великого бойца.

    Пожалуй, сравниться с Шидзоу может только Саймон, или, вернее Семен Брежнев — чернокожий выходец из России, зазывала ресторана… «Русские суши». (Как видим, с юмором у создателей сериала проблем нет.) Он выглядит простаком, но на самом деле добряк Сема может и словом, и кулаком, поставить на место кого угодно; а в душе он настоящий философ.

    Стоит упомянуть и банду Кадото — разношерстную компанию, в которую помимо главаря, сурового парня с жесткими понятиями о чести и справедливости, входят его друг-водитель и парочка отаку: девушка и её неуравновешенный приятель (пироманьяк, любитель ножей и редкий зануда). В процессе развития сюжета они часто попадают в самую гущу событий и приходят на помощь другим героям.

    История Сайки вызвала неоднозначное отношение. Вроде бы она необходима для сюжета, и в то же время выглядит какой-то надуманной.

    Но в общем, Durarara! — хорошее и очень необычное аниме. Здесь много очень ярких героев, лихо закрученный сюжет (по ходу событий челюсть зрителя отвалится не раз), отлично иллюстрирующий картинку разнообразный саундтрек. В первой арке создатели сериала подняли очень важную тему — то, как Интернет в наше время способен сплотить людей. А во второй — то, что созданные таким образом сообщества не зависят от лидера, они самодостаточны и способны к самоорганизации. Вышло бы это аниме на пять лет раньше — это можно было бы назвать пророчеством, но уже в 2010 году это было реальностью: Интернет стал влиять на общественную жизнь, перестав быть «виртуальным гетто» для гиков и нердов.

    Итог: что такое Durarara!? Это настоящее безумие. Это хитросплетение интриг, криминал и волшебство, дружба и предательство. Это кипящий страстями ночной Икебукуро. В котором, однако, каждый может найти уютный уголок — в гостиной Шинро, в «Русских суши», или просто на скамейке в парке. Чтобы остановиться и понять, что хаос, что нас окружает, и есть — настоящая жизнь.

  • Бог Ято переживал не лучшие времена. Своего храма у него не было, почитателей — тоже. Вдобавок, от него ушло (или, точнее, ушла) его священное орудие. Ято был готов на все, чтобы привлечь внимание и уважение людей — даже искать пропавших котиков. Благодаря этим поискам он и встречает Хиёри — обычную девушку, которая пытается спасти его от… автобуса, но в результате сама получает травму. Ято спасает Хиёри, но теперь её душа не так прочно прикреплена к телу, как у большинства людей, и она становится ближе к миру духов…

    Первый раз я, мельком пробежав глазами по аннотации, отложил просмотр этого сериала. Подумал, что это очередная «ванильная» мистика наподобие xxxHolic или «Истории монстров» — то вещи сами по себе неплохие, но больше для девочек. И только недавно, заметив в списке жанров «боевик», схватился за голову — а ведь интересную вещь пропускаю. И «Бездомный бог» ожиданий не обманул.

    Впрочем, все-таки, главным достоинством сериала являются вовсе не крутые боевые сцены и увлекательный сюжет — хотя все это в наличии. «Бездомный бог» силен, в первую очередь, как драма. Пожалуй, мало могу вспомнить аниме-сериалов, вызвавших у меня такой эмоциональный отклик, такое сопереживание и сочувствие персонажам — вспоминаются только «Волчий дождь», «Эрго Прокси» и «Эльфийская песнь». Все эти 12 серий я радовался, боялся, надеялся вместе с Ято, Хиёри и Юкине. Бездомный бог и его друзья получились действительно живыми и настоящими, со сложными и противоречивыми характерами. Это тем более удивительно, что перед зрителем, в сущности, вымышленные существа в абсолютно невероятных ситуациях — проживший много столетий бог-мальчишка; умерший и воскресший в качестве священного орудия подросток; школьница, ставшая наполовину призраком и еще более экзотические создания. Однако, они совершенно правдоподобны. И более того, в их странных проблемах мы легко можем узнать свои. Пусть грехи и душевные противоречия не разъедают нас физически, как сверхъестественных существ, но боль непонимания, мучительные поиски своего места в жизни, одиночество, озлобленное недовольство своей судьбой — все это знакомом и людям.

    Но довольно о серьезном. «Бездомный бог» — это еще и отличная комедия. Неунывающий авантюрист-неудачник Ято составляет отличную комическую пару с постоянно не по годам серьезным Юкине. Добавляют веселья короткие эпизоды из школьной жизни Хиёри. А уж богиня неудачи Кофуку и ее суровый спутник-священное орудие Дайкоку — эту странную парочку надо видеть!

    Временами «Бездомный бог» может и нагнать жути. Некоторые встречи с призраками обставлены весьма атмосферно, так, что пробирает по коже мороз. Это та самая «мистическая Япония», которую я так часто ищу и редко нахожу в аниме в жанрах гордского фэнтези, мистики и ужасов. Правда, «темная сторона» национальной мифологии здесь не слишком проработана, и призраки «грешат» однообразностью. Все-таки этот сериал в первую очередь о богах, священных орудиях, их отношениях и странной жизни.

    Первый сезон разделен на две арки — в первой Ято обретает новое священное орудие — Юкине, и занимается нелегким делом — воспитанием нового «коллеги». Во второй Ято приходится столкнуться с одним очень неприятным «гостем из прошлого». В первой истории больше эмоций, во второй — экшена, но, в общем, они вполне равноценны. И очень советую посмотреть бонусные серии-OVA — если в самом сериале вам не хватало юмора и фансервиса, тут вы этого получите с избытком. Но это не тупая самопародия, а отдельные, очень забавные истории из жизни персонажей, которые позволяют их увидеть порой с неожиданной стороны.

    Итог: первый сезон великолепен. «Бездомный бог» — это сражения и дружба, юмор и философия, мистика и правдоподобность. Одним словом, большая часть того, за что я люблю аниме.

  • С удивлением узнал после просмотра, что этот сериал прочили в «убийцы» Lost`а. И показывали в России с большой помпой. Что ж, иногда рекламная компания и «раскрутка» могут сделать многое… но иногда даже они бессильны.

    В будущем человечество, как это обычно и бывает в антиутопиях, непоправимо загадило Землю. Фрукты и овощи стали дефицитом, чистый воздух – роскошью. Но тут ученые натолкнулись на пространственно-временную аномалию, благодаря которой стала возможна эмиграция в прошлое Земли (проект «Терра Нова»), а именно – в меловой период, к динозаврам. Опасности сотворить временной парадокс нет – это альтернативная Вселенная, со своим будущим. До глобальной катастрофы, убившей динозавров – миллионы лет, и не факт, что она произойдет (см. выше). Плохо одно – перемещение является билетом в один конец, поэтому отбирают только добровольцев и только полезных для общества людей.

    Жена главного героя – выдающийся врач, и попадает в Терра Нову легко. А вот ее мужу, бывшему полицейскому Джиму Шеннону приходится бежать из тюрьмы – нет, он хороший парень, вот только в будущем есть ограничение на количество детей (не более двух на семью), а он с женой не только произвел на свет третьего, но и попытался кулаками доказать представителям власти, что имел на это право. Так что ему к порталу приходится буквально прорываться с боем. Но там, в колонии «Терра Нова», под руководством сурового, но справедливого командира Тейлора, все начнут новую жизнь, отряхнув со своих ног прах зашедшей в тупик цивилизации.

    Уже из завязки видно, что сериал буквально переполнен навязчивой пропагандой семейных ценностей. Вообще, забавное наблюдение – у американцев динозавры и семейные ценности всегда рядом, вспомнить хотя бы «Парк Юрского периода». Семейной жизни главного героя отведена значительная роль в фильме, хотя это жизнь для постороннего наблюдателя совершенно неинтересна, ибо все счастливые семьи счастливы одинаково. Все в розовом свете, иногда появляются небольшие надуманные сложности – безосновательные вспышки ревности, мелочные конфликты отца и сына по, опять же, искусственным поводам, но вообще все ровно, гладко и как бы намекает зрителю, что большая семья – это круто. Жили бы они так счастливо в мрачном постапокалиптическом мире будущего – вопрос снят, ведь они вытащили счастливый билет в американскую мечту под чистым небом мезозоя.

    «Терра Нова» отличается каким-то замедленным развитием магистрального сюжета, который есть, но слишком прост, поэтому его искусственно затягивают. Делается это сверхтопорным способом: что бы не происходило в основной сюжетной линии, к концу каждой серии все приходит к начальной сумме. То есть зрителю как бы намекают, что сквозной сюжет у сериала есть, но грамотной провести его красной нитью сквозь все эпизоды – для сценаристов задача непосильная. Реально значимые события происходят в 1-2 и 11-13 сериях, в остальных мы узнаем, как в «Терра Нове» живут, лечатся, учатся, с кем воюют, что строят и выращивают и т. д. Это, в принципе, тоже интересно, но если сквозной сюжет не удается органично растянуть по всем сериям, может быть, о нем вообще стоило бы временно забыть? Можно было бы сделать, как в культовом X-files, где «мифология» время от времени разбавлялась «монстрами недели»… да вообще решений множество, а сценаристы «Терра Новы» выбрали самое неуклюжее.

    По голливудской традиции, живучесть динозавров сравнима с прочностью бронетехники. Причем, когда надо по сюжету, крупного раптора в два счета завалили, а когда не надо, хищные ящеры оставались невредимыми под кинжальным автоматным огнем.

    Если вернуться к сценарию, то сюжетных дыр и нестыковок в нем – хоть отбавляй. В первой же серии за кадром происходит такое важное событие, как побег героя из тюрьмы! Почему создатели сериала решили, что зрителю не интересно, как ему это удалось? Да просто им самим это было не интересно, лишь бы скорее показать тропический мир с динозаврами, а пролог проскочить галопом, успев провести «партийную линию» о том, что многодетность – это круто.

    Дальше...

    А «шестые» с их странной тактикой? Если у них на руках были такие козыри, почему они скрывали это? Почему не пытались переманить жителей Терры Новы на свою сторону, не вели пропаганду? Им никто не мешал подогнать БТРы с громкоговорителями к периметру и рассказать, что за чудо-передатчик есть у них. Но они только прячутся, воруют и шпионят. И ждут чуда от Лукаса. А если бы сынок Тейлора оказался бы просто сумасшедшим маньяком, а его теория – ошибкой? Да, кстати, рисунки на камнях, по которым все решили, что он близок к открытию – это что-то за пределами здравого смысла. Несведущий человек не отличит научной работы по физике от бессмысленного набора слов, сгенерированного компьютером! А тут далекие от науки вояки что-то понимают даже не по чертежам – по грубым эскизам, сделанным мелом!

    До последнего была надежда на какую-то неоднозначность, на столкновение идей, моральную дилемму. Но нет – в конце концов все скатилось к противостоянию романтиков-бунтарей и злобных карикатурных буржуев. Причем, если командира Тейлора и можно назвать неоднозначным, и даже антигероем, то его оппоненты – чистейшее, комиксовое зло. С их возможностями они могли бы спасти всю цивилизацию Земли, а у них на уме только грабеж и немотивированная жажда разрушения. Так что черно-белая мораль тут во всей красе.

    Актерская игра не впечатляет. В качестве «приглашенной кинозвезды» здесь Стивен Лэнг в роли командира Тейлора, и, пожалуй, только ему удалось создать яркий и запоминающийся образ. Больше выделить не могу никого, а главный герой – один из самых безликих и унылых.

    Музыка… вполне стандратная. Но заглавная мелодия очень хороша, под нее бы красивую заставку, но увы. Впрочем, в титрах каждой серии можно наслушаться.

    Есть ли за что похвалить сериал? Ну, он, по крайней мере, не пропагандирует ничего плохого. Крепкая семья, забота о природе, альтруизм, гуманизм – все это здорово, вот только преподносится вся эта мораль довольно топорно. Природа мезозоя хороша (а вот мрачные города будущего – отчетливо нарисованные, как в ролике из какой-нибудь компьютерной игры пятнадцатилетней давности), динозавры выглядят по-сериальному дешево, но сойдет и так. Правда, при таком подходе, их могло быть и побольше.

    Забавно, но в этом сериале, пожалуй, очень глубоко отразился национальный менталитет американцев. Ведь герои решают глобальные проблемы человечества так же, как те, кто в конце концов создал США – бегством в неизведанную землю, где все можно начать сначала. В Старом Свете такой сценарий, наверное, вряд ли бы придумали – это все очень по-американски. Это, по идее, должно было расшевелить какие-то архетипы в душе зрителя на родине сериала, но, видимо, суровая реальность сделала этот миф фальшивым. Ведь все континенты давно открыты, а другие планеты пока недосягаемы, поэтому всем нам, землянам, надо как-то учиться решать проблемы здесь, на землях наших предков, с которых нам отступать некуда. А не ждать, что кто-то отвезет нас в сказочную страну с динозавриками.

    В общем, неудивительно, что после первого сезона «Терру Нову» закрыли. Конечно, жаль, что зря пропал интересный задел на продолжение, но вряд ли замысел был бы достойно релизован.

    Итог: посредственный НФ-сериал, достаточно яркий по дизайну и оригинальный по замыслу, но слабый в плане всего остального – сюжета, актерской игры, идейного наполнения. Смотреть, если только вам очень нравятся динозавры или вы без ума от Стивена Лэнга.

  • «Измерение W» — образец настоящего киберпанк-аниме. Наделенные надгосударственной властью промышленные мегакорпорации, разумные роботы, крутые технологии и погрязшие в криминале мегаполисы — все приметы жанра налицо. Пожалуй, такой дистиллированный образец жанра мне еще не попадался, за исключением, конечно, Ghost in shell.

    Главный герой — Мабути Кёма, в прошлом — спецназовец, теперь — охотник на нелегальные катушки. Катушки — миниатюрные реакторы, извлекающие энергию из таинственного измерения W. Монополией на производство катушек владеет межнациональная корпорация, которая жестко пресекает оборот контрафактных источников энергии, поэтому множество частных агентств ведет охоту на «нелегалов». На одно из таких агентств работает и Кёма. Работает с большим удовольствием, ибо катушки и технику, работающую с их помощью, люто ненавидит после одного трагического эпизода, навсегда изменившего его судьбу. И собирал бы он катушки и дальше, но однажды встречает на задании очень странную девушку-робота, и, как и много лет назад, оказывается втянут в интриги международного масштаба, в игру, ставка в которой — судьба самой реальности…

    Сериал яркий и красочный, словно супергеройский комикс. И, как в комиксе, в нем полно очень крутых, экстравагантно выглядящих и харизматичных персонажей, которые выясняют отношения с помощью мордобоя и перестрелок. Основной жанр «Измерения W» — это смесь боевика и драмы, но в отдельных арках мы увидим и «фильм-ограбление», и почти классический детектив, и мистический триллер. Скучать не придется — сюжет непредсказуемый, полный загадок и неожиданных поворотов.

    Но, прежде всего, «Измерение W» — это все-таки боевик. И боевые сцены здесь отличные. Чего стоит только экзотическое оружие главного героя — метательные иглы. С их помощью он расправляется не только с вооруженными бандитами, но даже с гигантскими мехами! Остальные персонажи в плане оригинальности вооружения не отстают — люди-кроты с бионическими роющими лапами, летающий «супермен», разнообразные киборги… Боевые сцены зрелищны и лишены анимешной условности — здесь никто не произносит пафосных девизов на психоделическом фоне и не объявляет названий приемов. В этом плане «Измерение W» получился довольно «западным», что неудивительно для совместного с американцами проекта.

    Сериал богат заимствованиями. Сцена победы над огромными мехами с помощью спутывающий ноги тросов напоминает «Код Гиасс» (хотя сама идея еще из пятого эпизода «Звездных войн» 1980 года). Да и ОБЧР африканской армии напоминают «рыцарских скакунов» из того же аниме. Дочь Неудачника похожа на Лилит и Морриган из игры Darkstalkers, а его собственное одеяние отдаленно смахивает на… костюм Зеро все из того же «Код Гиасс». «Супермен» из Америки — без комментариев. И это только то, что я заметил, а мой кругозор по части аниме не слишком велик.

    Да, отдельные элементы не новы, но сама «солянка» вполне удалась — ведь иногда главное не оригинальничать, а правильно смешать проверенные ингридиенты.

    Сериал силен героями, экшеном, проработанным миром, атмосферой и интригующим сюжетом. А вот со смысловым наполнением хуже. «Измерение W» вроде бы поднимает массу важных, интересных и зачастую уже ставших классическими для НФ-произведений проблем: есть ли «душа» у робота с полноценным ИИ, и можно ли его приравнять к человеку; является ли прогресс благом, и если является, то безусловным ли; насколько серьезно имеет право человек вмешиваться в природу, и должен ли он быть ограничен в этом вмешательстве во избежание глобальной катастрофы? Увы, сериал только касается этих тем, не предлагая внятных ответов и анализа. И остается много вопросов, самый главный из которых — как, собственно, относятся к этим проблемам сами создатели аниме, поддерживают ли они Кёму в его ненависти к опасным высоким технологиям? К сожалению, концовка сериала не дает никакого ответа.

    Лично для меня концовка вообще осталась непонятной. Нет, что сделали персонажи, ясно, но почему они поступили именно так — нет. Особенно загадочна мотивация жены Кёмы. Так что остается ощущение, что окончание сериала просто не продумали. Вполне возможно, что у аниме будет продолжения, но там нам вряд ли что-то дополнительно объяснят.

    Но посмотреть «Измерение W» все же стоит. Одна из причин — автомобили Кёмы, уже даже для нас являющаяся янгтаймером Toyota 2000GT и вполне современный по нашим меркам, но уже винтажный для героев сериала Lexus LFA. Реалистично, с любовью и знанием матчасти прорисованные спорткары — можно сказать, тоже «герои» аниме, и своего рода «любимцы» главного героя, видящего в них такие же реликты прошлого, как и он сам.

    Итог: добротный многосерийный аниме-боевик в киберпанковском сеттинге. Яркий, стильный и интересный, но до шедевра ему все же далеко.

  • О «Светлячке» сказано очень много, так что это тот случай, когда добавить что-то, кроме субъективных впечатлений сложно. Казалось, что этот сериал обречен на успех, но оказалось, что этот сериал просто – обречен в худшем смысле слова. С самого начала команда Джосса Уидона, главного режиссера, сценариста и идеолога «Светлячка» сталкивалась с таким противодействием со стороны телеканала, что удивительно, как сериал вообще увидел свет. Хотя даже показали его по телевидению так, словно бы руководство канала специально хотело испортить репутацию фильма (я принципиально отказываюсь называть подобные сериалы «шоу»: хороший сериал – это произведение искусства, и ставить его на одну доску с телевикторинами, выпусками новостей и прочей одноразовой продукцией– кощунство). Серии демонстрировали не по порядку, пилотную «полнометражку» разбили на две части и показали… последней, а три серии вообще вышли только на видео.

    Вышел только один сезон, причем не полностью – что-то не показали, а что-то даже не сняли. Но даже при таком раскладе «Светлячок» приобрел культовый статус. Кто знает, может быть, если бы замысел Уидона воплотился именно так, как планировалось, история капитана Рейнольдса и его необычной команды заставила бы потесниться «Звездные войны» и «Звездный путь»… Но это где-нибудь в параллельной вселенной. А получилось так, как получилось.

    Сериал имеет довольно типичную структуру – отдельные серии представляют собой самостоятельные истории, короткие новеллы из жизни экипажа «Светлячка». Кроме того, планировалось, что, как, например, в «Секретных материалах», будет и сквозной сюжет, но увы, в вышедших сериях этот сюжет только намечен. Такая композиция вызвала у меня теплые воспоминания о подростковых фантастических сериалах 90-х годов, на которых, я можно сказать, вырос. «Светлячок», хоть и рассчитанный на старшую аудиторию, очень на них похож.

    26-й век. Человечество было вынуждено переселиться на несколько близко расположенных звездных систем – десяток планет и сотню лун. После очередной, теперь уже межпланетной, мировой войны, глобальную власть захватил американо-китайский Альянс. Малколм Рейнольдс, главный герой сериала, оказался в этой войне на стороне проигравших, и теперь, купив старый корабль «Серенити» класса «Светлячок», вместе со своим товарищем по оружию Зои вынужден зарабатывать контрабандой, скрываясь от полиции и агентов Альянса. Вдвоем с кораблем не управишься, поэтому капитан «Светлячка» со временем собрал команду единомышленников – таких же отчаянных искателей приключений, как и он сам.

    Дальше...

    Капитан (в военное время был сержантом) Малколм «Мэл» Рейнольдс – прирожденный лидер и вместе с тем неукротимый бунтарь. Его жизненное кредо можно описать цитатой из Егора Летова: «Сторонникам порядка навреди как можно больше, в проигранной войне сопротивляйся до конца». Он не упускает ни единого шанса обвести вокруг носа спецслужбы Альянса, и, кажется, даже контрабандой занимается главным образом не ради обогащения, а чтобы продолжать оставаться занозой в заднице победителей. Да что там, редкое посещение им бара обходится без хорошей потасовки с солдатами противника. Он – «благородный пират» с кодексом чести, противопоставивший закону Альянса свои неписаные правила.

    Зои – его верный боевой товарищ, суровая воительница, оттеняющая бесшабашность капитана. На «Серенити» она помощник капитана, и ее задача – обеспечивать долю здравого смысла в авантюрных планах Рейнольдса. Также она помогает капитану управляться с женской частью команды, поскольку, как ни парадоксально, женщин Мэл понимает плохо. Ну, и в бою, когда нужно бесшумно «убрать» часовых противника, навыки Зои бесценны – Мэл и Джейн сражаются скорее как берсерки, щедро поливая врагов свинцом.

    Уош – пилот «Серенити» и муж Зои. Пилот от Бога и коллекционер резиновых динозавриков, добродушный парень Уош в экстремальной ситуации способен на исключительное мужество.

    Джейн Кобб – самый неоднозначный член экипажа. Наемник, «боевик» команды, обеспечивающий огневую поддержку «если что-то пошло не так». Довольно эгоистичный субъект, склонный к цинизму и жестоким шуткам. Больше всего он любит мощные пушки и те случаи, когда их можно применить на практике. Часто из-за своеобразного «юмора» и тяжелого характера конфликтует с другими членами команды. Но из уважения к Рейнольдсу Джейн продолжает служить на «Светлячке», признавая, что капитан еще более безумный авантюрист, и умелый стрелок, чем он сам.

    Кейли – девушка-механик. Душа команды, веселая и беззаботная. Любит сложные механизмы, красивые платья и все мимимишное. Боевыми навыками, увы, не обладает, да ей и не нужно: ее забота – «сердце» корабля.

    Пастор Бук – таинственный священник, «прибившийся» к команде. Его мотивы не совсем ясны, а очень часто проповедник демонстрирует навыки и знания, приличествующие скорее «силовику», чем духовной особе. Один из самых загадочных персонажей сериала.

    Инара – элитная куртизанка, или, как их называют в мире «Светлячка», компаньонка. Не являясь членом экипажа, она, арендуя один из посадочных челноков, выполняет важную функцию. В 26 веке представительницы высшего класса «древнейшей профессии» имеют исключительные права высаживаться на любой планете для предложения своих услуг, поэтому Инара стала живой «визой» для «Серенити». Участвует она изредка и в авантюрах Рейнольдса: профессиональное знание психологии и обольстительная внешность – солидный козырь в криминальных играх.

    Саймон – корабельный доктор. На «Светлячок» он и его сестра Ривер попали, скрываясь от властей. Преследования оказались настолько серьезными, что на «Светлячке» они и остались – надолго сойти на любой планете для них равносильно добровольной сдаче. Поначалу Саймон не вызвал доверия капитана своей пижонской внешностью и чрезмерной интеллигентностью, а также тем, что своим поведением навлек на «Серенити» неприятности. Но затем выяснилось, что Саймон – настоящий врач, для которого важнее всего жизнь и здоровье пациента, а на обман он пошел ради спасения сестры.

    Ривер – еще одна загадка. Сестра Саймона, девушка с высоким интеллектом и экстрасенсорными способностями, почти сошедшая с ума, после того, как побывала в секретных лабораториях Альянса. Поначалу являлась для команды, главным образом, обузой, но потом доказала свою полезность. Именно с ее судьбой и должен был быть тесно связан магистральный сюжет сериала.

    Глядя на героев «Светлячка», становится понятно, почему он стал так популярен среди гиков. В каждом из команды «Серенити», как и большинстве любителей фантастики, жива какая-то детская непосредственность. Юношеское бунтарство уже не совсем юного капитана; динозаврики Уоша; истовая, не загрязненная сомнениями или ханжеством вера пастора Бука; вечная готовность Кейли умиляться и радоваться жизни – все они сохранили в себе эту душевную чистоту. Даже Джейн больше похож на испорченного «уличным» воспитанием мальчишку, готового все отдать за отдельную каюту, по которой он сможет развесить плакаты с полуголыми девицами и любимые пушки. О Саймоне и Ривер и говорить нечего – они практически и есть дети. Даже Инара, несмотря на ее профессию, трогательно смущается перед капитаном, не решаясь признаться ему в своих чувствах. Разве что Зои отличается от своих беззаботных товарищей – жизнь солдата, а затем преступная карьера на долгие годы отняли у нее право на женское счастье. И теперь, несмотря на опасную и непредсказуемою жизнь, она не теряет надежды, что их с Уошем семья станет когда-нибудь нормальной, что они заведут детей и осядут в каком-нибудь спокойном месте, оставив авантюры и сражения в прошлом.

    Конечно, это не единственная причина популярности «Светлячка». Значительную роль сыграл и уникальный сеттинг сериала. И пусть «космическим вестерном» называли еще «Звездные войны», честно говоря, вестерна в творении Лукаса было маловато – немного аллюзий на фильмы Серджио Леоне в «Новой надежде», да «ковбойский прикид» Хана Соло (но все же без шляпы и с лучевым «маузером» вместо кольта). Кстати, Хан во многом был предшественником Мэла Рейнольдса, недаром же контрабандист из далекой-далекой галактики затмил в свое время даже главного героя классической трилогии. Возвращаясь к «Светлячку» – здесь Дикого Запада очень даже много. Дизайн оружия, позаимствованный у стволов второй половины XIX века и только слегка измененный футуристическими элементами; стандартные для жанра локации –пустоши, фермы, салуны, бордели, упадочные города-призраки и затерянные в глуши деревни… Персонажи не отстают – бандиты, охотники за головами, представители мракобесных религиозных общин, суровые, но справедливые шерифы, грозные представители федеральной власти. В довершение основным видом транспорта на планетах являются лошади – овес на терраформированых планетах растет, а вот с нефтепродуктами, видимо, туговато. Впрочем, это касается космического фронтира, центральные же планеты Альянса покрыты футуристическими мегаполисами с роями летающих «челноков» и дронов.

    И все же главное в это, достаточно простой и наивной истории – герои. Герои, которых нельзя не полюбить. Объединенные дружбой и страстью к приключениям, разные и похожие, мчащиеся на борту «Светлячка» навстречу неизвестному будущему. Главное – корабль летит, а значит, жизнь продолжается.

    Итог: «Светлячок» закончился раньше времени. Проект получил продолжение в виде комиксов и полнометражного фильма. Вряд ли стоит надеяться на продолжение – прошло уже немало лет, изменились актеры, нет больше с нами Рона Гласса, исполнителя роли пастора Бука. Мысль о римейке и вовсе не греет душу – в последнее время само слово «римейк» уже становится почти ругательством, синонимом провала и ненависти фанатов франшизы. Впрочем, даже если римейк будет талантливым – это будет уже совсем другой сериал.

  • Сначала, посмотрев только первый сезон, я не хотел сильно ругать нового «Берсерка» — я радовался, что мультпликаторы наконец-то добрались до других арок, а не снимают очередную экранизацию «Золотого века». Но тогда, почти год назад, рецензию я так и не написал. А теперь, посмотрев, второй сезон, вынужден признать — новый «Берсерк» все-таки хуже и переоцененного старого сериала, и «глянцевых» полнометражек.

    Традиционно начну с хорошего… но хорошее в этом сериале — всецело заслуга Кэнтаро Миуры. Персонажи, сюжет, сеттинг — все это родом из оригинальной манги. Да, приятно увидеть на телеэкране любимых героев, еще раз вспомнить их приключения.

    Но все остальное — ужасно. 3D-модели словно бы перекочевали из игр конца 90-х. Неестественные, зацикленные, механически-ритмичные движения создают незапланированный комический эффект. Ну не может человек так двигаться, даже кукла или робот так двигаться не могут! Похоже на повторяющуюся GIF-анимацию. Достаточно посмотреть, как машет руками на бегу Эрика в первой серии второго сезона, чтобы понять, о чем речь.

    И все-таки объясните, кто-нибудь, создателям сериала, что аниме — это не то же самое, что раскрашенная и анимированная манга. Нельзя вот так тупо переносить на экран каждый фрейм с тем же ракурсом (лучше бы с той же детализацией, но увы). Мультипликация и комиксы — это разные виды искусства, с РАЗНЫМИ, черт побери, средствами художественной выразительности!

    Дополняет, нет, добивает графику штриховка. Ее сакральный смысл мне до сих пор не ясен. Стоило тратиться на 3D, чтобы потом таким вот топорным способом пытаться придать картинке «рисованный» шарм?

    Цензура. Все знают, что «Берсерк» — франшиза весьма брутальная, в ней хватает и секса, и насилия, и тех случаев, когда они вместе. Но по телевизору как-то показывать это надо… поэтому обнаженные персонажи имеют анатомию Барби. Неужели нельзя было, как в первом сериале, обойтись статичными стилизованными картинками, или нарисовать происходящие в «пристойном» ракурсе (у вас же не игровое кино, голливудские операторы ухитряются массовую оргию под таким ракурсом снять, что ничего предосудительного в кадр не попадает, а вы, товарищи создатели нового «Берсерка», даже нарисовать не смогли)? В конце концов, отправили бы особо смачные сцены в тот сценарный Шеол, где уже сгинул во тьме и забвении Вьяльд сотоварищи? Показать хотим, но не можем, поэтому любуйтесь оргией 3D-буратин без признаков пола.

    До второго сезона не трогали хотя бы сюжет — одна из причин, по которой я сначала отнесся к новому «Берсерку» хорошо. Да, выкинули арку с Розиной, но без нее вполне можно обойтись, ничего важного для сквозного сюжета в ней не происходит, а моментов, слишком острых даже для мягкой японской цензуры, навалом. Куда жальче, что нет истории Графа-слизня (арка «Ангел-хранитель желания») — без нее человеку, не читавшему мангу или хотя бы не смотревшему сериал 1997 года, не будет понятно, откуда у Гатса бехелит (в аниме и манге разные объяснения, в аниме скучнее и проще но хоть какое-то). Но под конец второго сезона нового «Берсерка» сценаристы начали резать по живому: исчезло Лунное Дитя, не показали Азана, только на словах упомянули о судьбе принцессы Шарлотты. Создатели «Берсерка» решили пойти по мутной дорожке создателей «Игры престолов», кромсая и переиначивая сюжетные линии? Но в «Игре престолов» есть хотя бы великолепный актерский ансамбль, а в новом «Берсерке» — только плохая анимация и ничего более.

    Если в плане ракурсов и сцен создатели сериала тупо взяли мангу в качестве раскадровки, не проявив ни капли креативности, то в плане хронологии событий их подход напротив, чересчур оригинален. Сцена первой стычки новых «Ястребов» с кушанами растянута на пару серий, и сцены смонтированы так, что остается впечатление, что десяти минутам в сюжетной линии Гриффита соответствуют несколько суток в сюжетной линии Гатса. Релятивистские эффекты?

    Ну, и, конечно, «CLANG»! Это чертов звук избиваемой медной кастрюли. С этим звуком в первом сезоне меч Гатса рубил не только доспехи врагов, но и тела из плоти и крови, и иссохшие костяки скелетов, и даже… бесплотных призраков! Черт возьми, этот звук раздавался даже тогда, когда Убийца Драконов просто рассекал воздух! Надо попросить звукорежиссера сериала просто взять меч и помахать им во дворе. И спросить, сколько раз он услышит чертов «CLANG»! Во втором сезоне «клангов» почти нет, во всяком случае, они не так «бросаются в уши». Но в первом они доводят до истерики.

    При этом саундтрек вполне неплох. Напрягает, что темы битв представляют собой песни (в прямом смысле, с текстом и вокалом). Все-таки лучше было бы обойтись инструментальными композициями, песни при частом прослушивании начинают «грузить», впрочем, на иностранном языке этот эффект минимален (английский знаю плохо, японский — никак, поэтому чаще всего воспринимаю вокал, как еще один инструмент). Правда, до саундтрека старого сериала не дотягивает, ничего равного «Tell me why» и «Waiting so long» тут нет, но сойдет и так. Боевая тема «нормального» Гатса, например, вполне заводная и пафосная, напоминает заглавную тему «Пиратов Карибского моря» и даже запоминается.

    В финальной серии второго сезона нет трейлера третьего. Это и плохо — вдруг создатели проделали бы работу над ошибками, и третий сезон был бы лучше (хотя, учитывая порезанный сюжет, в это уже не верится). И хорошо — вдруг за продолжение все же возьмется другая студия? Главное, чтобы не через 19 лет.

    В общем, непонятно, кому и зачем нужен этот сериал. Уж точно не тому, кто читал мангу. Разве что привлечет новых читателей, которые приятно удивятся великолепному рисунку Кэнтаро Миуры и массе упущенных сериальщиками сюжетных подробностей.

    Итог: впервые показать на телеэкранах что-то, кроме «Золотого века»? Экранизировать культовую мангу, эталон темного фэнтези? Проект обречен был «выстрелить», потрясти умы и души. Но увы — получился только «CLANG!»

  • Ни за что не взялся бы за этот сериал, если бы не рекомендации журнала «Мир фантастики», в которых его отнесли к числу лучших сериалов в истории в номинации «Лучшие аниме-сериалы: фэнтези и мистика». Впечатление от сериала тройственное. Положительное

    За что можно однозначно похвалить «Истории монстров» — так это за неординарные визуальные решения. Мир этого аниме мы видим глазами его героев, а не некоего воображаемого «оператора». Отдельные детали, неожиданные ракурсы: взгляд скучающего собеседника скользит по мебели или останавливается на прическе; глазами смущенного парня мы видим ноги обнаженной девушки, на которую он не осмеливается смотреть; взгляды персонажей выхватывают то дерево за окном, то деталь одежды, то вывеску… Иногда «камера» показывает то, что происходит в голове у героев: схематичный вид сцены сбоку или с высоты птичьего полета, а то и поток сознания в виде мелькающих надписей, иероглифов на цветном фоне. Можно сказать, что «Истории монстров» — это визуализация потока сознания, попытка придать видеоряду свойства, больше характерные для литературного текста.

    Нейтральное

    Это все-таки не мое аниме. Совсем. У него другая целевая аудитория: молодежь (в основном девушки, но и романтичные парни тоже, для кого ж фансервис), зацикленная на том, что называется «отношениями». И взрослые, вспоминающие с теплотой свои юношеские годы. Но мне уже за 30, а в тот период у меня были в жизни совсем другие приоритеты и образ жизни, нежели у главного героя, поэтому никаких теплых воспоминания и ассоциаций у меня не возникло.

    Отрицательное В «Истории монстров» многовато пошлятины. Я не ханжа, но это нормально для какой-нибудь секс-комедии, не претендующей на серьезность. А этот сериал очень даже претендует. И сексуальная озабоченность его персонажей сбивает с толку. А главный герой просто бесит, например, лезть под юбку девицы на класс младше тебя — это уже перебор. Вручите ему уже томик хентайной манги и оставьте на часок в покое, пусть сбросит напряжение, а то сделает что-нибудь уголовно наказуемое.

    В свете этого «шаловливого» настроя всего аниме концовка, которую многие восторженные зрительницы сочли ужасно трогательной, для меня выглядела, как недобрая шутка. Хотя понятно, что создатели сериала хотели изобразить ДРАМУ. И ничего тут смешного нет, всех жалко, но, все же, на фоне всего предшествовавшего драма опошляется.

    Вдобавок, я не ощутил в «Истории монстров», густо замешанной на японской мифологии, как раз духа этой самой мифологии. Вроде бы и природа тут проскальзывает, но все равно видеоряд слишком урбанистичен. И внешность демонов слишком условна: видимо, аниматоры стремились реалистичности, сделав сверхъестественных существ максимально бесплотными и трудноощутимыми. Но слишком уж все здесь современно, «кислотно» смотрится. Несмотря на то, что это сериал не только про «отношения», но и про ёкаев и экзорцизмы, духа старой Японии, наполненной волшебством, я здесь не ощутил. То ли дело «Тетрадь друзей Нацуме» или xxxHolic — вот там древней японской магии хоть отбавляй (правда, у этих сериалов другой недостаток — они довольно занудны).

    Итог: стоять в одном ряду с «Тетрадью смерти» и «Волчьим дождем» (!!!) в том злополучном топе этот сериал вряд ли заслуживает. Единственное, что в нем действительно примечательно — это то, как красиво и оригинально он снят. На подобную тематику я бы скорее порекомендовал xxxHolic — правда, там как раз видеоряд, если не слабый, то, мягко говоря, крайнее своеобразный.

  • Вот те четыре серии, выпущенные на видео отдельно от телесериала — настоящая концовка истории четырех волков, искавших рай. Серии, расколовшие поклонников «Волчьего дождя» на два лагеря.

    Одним такое окончание истории показалось слишком мрачным. Их можно понять — авторам сериала удалось создать яркие и симпатичные образы героев, вызывающие сопереживание. Телеверсия заканчивалась открытым финалом на оптимистической ноте, и многим показалось, что этого достаточно.

    Вторые, конечно, одобрили концовку — потому, что история действительно обрывалась и требовала продолжения.

    А вообще стоит внимательно пересмотреть первую серию, как становится ясно — именно так сериал и должен был завершиться. Развязку сценаристы придумали, видимо, еще в ходе работы над первой серией, и остается только гадать, по какой причине ее не показали по телевидению — возможно, не одобрило руководство телеканала, или не уложились в сроки?

    В концовке «Волчьего дождя» видны отсылки не только к японской мифологии, но и к Апокалипсису, и к скандинавским мифам. Но в итоге конфликт жизни и смерти разрешается со свойственным японской культуре фатализмом — гибель и возрождение мира лишь часть ритма, которому подчиняется Мироздание, и любые попытки изменить его законы тщетны. («Что-то кончается, что-то начинается», как говорил персонаж саги о Ведьмаке Сапковского.) Не погибнет добро, но и зло не будет избыто, и все повторится на новом витке. Спасены будут все и никто, это лишь очередной поворот колеса Сансары.

    Пожалуй, единственным изъяном этих серий является странное изменение роли Дарсии в сюжете. Его поведение необъяснимо с учетом его предыдущих поступков и мотивов. Создается ощущение, что он из полноценного персонажа превратился в функцию, в дежурного дьявола, который нужен был сценаристам для того, чтобы замкнуть цепь мистических символов. Я так и не понял, почему он так поступил и на что надеялся. То есть, если рассматривать «Волчий дождь» как миф, как символическую систему, его роль ясна, но как личность он теряется.

    Итог: истинный финал «Волчьего дождя», который не всем придется по душе. Завершение вечного мифа о смысле жизни и смерти.

  • В далеком будущем, на гибнущей Земле, где доживают последние дни разобщенные остатки человечества, волки отправляются исполнить древнее пророчество — найти дорогу в рай, которую укажет им Дева Цветов.

    О «Волчьем дожде» писать трудно, во-первых, потому, что о нем и так уже много сказано и написано. Классику легко только ругать, когда она не оправдывает ожидания — мне было легко объяснить, почему меня разочаровал «Евангелион». А когда шедевр оказывается действительно шедевром — говорить особо и не о чем.

    Волки для японцев — существа совершенно особенные. В японской мифологии образ волка сугубо положителен — это божественный Оками, покровитель заблудившихся путников, «горный пес», как и пес домашний, охраняющий человека. С конца 19 века к религиозному чувству прибавилось чувство вины — к этому времени островные подвиды волка, что водились на территории Страны Восходящего Солнца, были истреблены. Собственно, это и ответ на вопрос — «почему волки»? Для японцев возвращение волков — все равно, как возвращение сказочных драконов в европейском фэнтези. Да и зачастую оками несколько драконоподобны — вспомнить истинный облик Мадары из «Тетради друзей Нацумэ» (а драконы волкоподобны, как в «Унесенных призраками» Миядзаки).

    Мир «Волчьего дождя» уникален: здесь и мрачные города людей, скатившихся до уровня 20 века (на основе попадающих в кадр документов можно сделать вывод, что на дворе 60 век, но это в случае, если летоисчисление по-прежнему идет от Рождества Христова), и похожие на эльфов Высокородные (официальный перевод «аристократы» мне не нравится — все-таки это не просто аристократия, а фактически, другой подвид или даже вид людей) с их похожими на магию технологиями, и пустоши, заполненные дикими зверями-мутантами, ржавыми, но еще смертоносными боевыми роботами и совсем уж мистическими созданиями. (Непонятно только, почему некоторые причисляют этот сериал к киберпанку — low life тут во все поля, но hi tech нет даже близко.)

    Конечно, как и любое хорошее аниме, «Волчий дождь» может похвастаться не только сеттингом и атмосферой мира, но и яркими, запоминающимися и неоднозначными образами героев. Четверо непохожих друг на друга волков: упорный до фанатизма Киба, суровый скептик Цумэ, веселый Хиге, наивный и добрый Тобоэ. Полицейский Хабб Лебовски, пытающийся узнать истину о готовящейся судьбе мира. Жестокий охотник на волков Куэнто Яйден, одинокий и одержимый идеей кровной мести. Его собака Блю — единственное существо, к которому Яйден привязан в этом мире и которому он доверяет. Ну и, конечно, лорд Дарсия — один из самых загадочных и трагических персонажей сериала.

    Стоит отметить, что «Волчий дождь» избавлен от специфического японского стиля рисовки и визуально больше напоминает западные мульфильмы — никаких огромных глаз, радужных фейерверков и чибиков. Что делает его доступным и интересным не только для фанатов аниме.

    Спорным моментом является то, что сериал вышел в первый раз на телеэкраны неоконченным — последние четыре серии издавались как OVA. Эти серии, являющиеся настоящей концовкой, вызвали немало споров — многие сочли их непонятными и слишком мрачными, в отличие от открытого финала телеверсии. Впрочем, это уже, как говорится, другая история, а вот четыре серии-биографии ключевых персонажей, вклеенные в середину сериала — это было ни к чему. Да, у японских аниматоров есть такая печальная традиция, но зачем это нужно в сериале, который снимается не по манге, а, следовательно, никакого резона затягивать его и дожидаться первоисточника — нет. Возможно, это как-то связано с «отрезанной» концовкой — сетка вещания была согласована на 26 серий, а не 22, вот и пришлось добивать количество? В любом случае, ценной информации в этих сериях нет, а видеоряд — нарезка из предыдущих (по крайней мере, я ничего нового не заметил).

    Итог: один из лучших образцов постапокалипсиса в аниме, «Волчий дождь» пожалуй, лишь немного уступает «Эрго Прокси» в философском содержании, зато более поэтичен, и пожалуй, больше придется по душе тем, кто любит не только НФ, но и фэнтези. Однозначно рекомендую всем любителям фантастики и японской анимации — любая коллекция фантастического аниме без этого произведения будет неполной.

Фильтр