Отзывы ivan2543 — стр. 7

  • Смерть на похоронах Отзыв о фильме «Смерть на похоронах»

    Комедия (Германия, Великобритания, США, 2007)

    Фильм «зацепил» сразу – начиная с заставки, где по карте путешествовал гроб. Как оказалось – еще и не с тем покойником. Многообещающее начало – сразу ясно, что мероприятие не задалось, и то ли еще будет.

    А дальше действительно будет многое – на похороны соберутся самые разные и очень странные люди. Суть в том, что далеко не все эти люди просто явились проводить покойного в последний путь и выразить соболезнования его жене и сыну. Нет, большей части их есть дело до чего угодно, только не до покойника. Кому-то нужны деньги, кто-то надеется завязать роман, а священник вообще спешит выполнить обязанности и как можно скорее уйти. Как тут скорбному и пафосному обряду не превратиться в форменный балаган – торжество абсурда в лучших традициях английского юмора.

    Скучать во время просмотра не приходилось. Сценаристам удалось измыслить такой дикий паноптикум «скорбящих родственников» и их знакомых, что ситуация стала абсолютно непредсказуемой, и ясно только одно – произойдет все, что угодно, кроме того, что может быть уместным на похоронах.

    Впрочем, при всей «упоротости» (в прямом смысле – некоторым участникам мероприятия вопреки своей воле придется заняться «расширением сознания»), до бредового треша комедия не скатывается. Просто в такой скорбный момент всегда поблизости возникают случайные люди, которые присутствуют из соображений приличия или каких-то личных целей – и кто виноват, что на этих похоронах количество таких людей превысило критическую массу?

    Фильм не лишен и смысла. Прежде всего, он о том, что жизнь продолжается – и на похоронах все строят планы на будущее, затевают любовные интрижки, выясняют отношения. Сначала это производит даже неприятное впечатление – человек умер, а всем наплевать. Но потом приходит понимание: так здорово же, что живые продолжают жить, а покойный пусть лучше остается в покое – вместе со своими скелетами в шкафу и спорным прошлым. И так ли уж надо, чтобы он непременно был «выдающимся человеком» - он был, был таким, каким был, и другим уже не станет, вне зависимости от того, кто и что о нем знает. И не лучше ли действительно всем собравшимся заняться своим будущим – перестать тратить деньги на ерунду, преследовать давно отвергшую тебя женщину, лезть в дела своих повзрослевших детей?

    Но прежде всего это очень веселый фильм про очень странных людей. И большое спасибо стоит сказать актерам за их игру – в особенности Алану Тьюдику за реально безумный вид, Питеру Динклейджу, сыгравшего на этот раз отрицательного персонажа и Крису Маршаллу за его образ суетливого горе-фармацевта.

    Итог: 90 минут смеха без единого разрыва. Единственное – можно было бы обойтись и без сортирных шуток, за них минус один балл. Но фильм все равно отличный.

  • Волчьи дети Амэ и Юки Отзыв о фильме «Волчьи дети Амэ и Юки»

    Аниме, Драма (Япония, 2012)

    Аниме получилось очень женским. А каким оно могла еще получиться, если его основная тема — материнство? Поэтому, по крайней мере в начале фильма, было скучновато. Типовая история любви с легким налетом мистики, излишне подробно показанный период беременности героини (создатели фильма зачем-то сделали акцент на тошноте), до ужаса типичная трагедия…

    Потом стало повеселее. Очень позабавили огороднические амбиции героини: из всех культур она, при полном отсутствии опыта, выбрала самую прихотливую — помидоры. Чтобы получить приличный урожай томатов, нужно быть действительно заядлым дачником, да и толку от них — лакомство, не больше того. Хорошо, потом соседи подсказали ей, что начать лучше всего с картошки…

    Интересны и дети главной героини. В японской мифологии образ волка-оборотня лишен зловещего смысла. Все дело в том, что в Японии волки вымерли давным-давно и остались в народной памяти полумифическими существами. Волшебный волк-оками из японских легенд — это не страшный вервольф, а, скорее, Серый Волк из русских сказок. Но в современной Японии, конечно, оборотню не место — вот и скрывают Амэ и Юки свои способности как могут. А детям очень сложно хранить тайны. И поэтому ответственность за их будущее в человеческом обществе ложится на плечи матери. Ей придется не только прокормить и воспитать их без отца, но и помочь им понять их двойственную природу, и, может быть, сделать выбор.

    «Волчьи дети Амэ и Юки» — это фильм о воспитании. О том, что развитие личности — не прямолинейный процесс, и многие черты характера могут со временем оказаться не тем, чем они кажутся вначале. Ребенок — одно, но подросток — совсем другое. Как человек, изучавший в университете педагогику, могу сказать, что создатели фильма ответственно подошли к делу и создали действительно реалистичные характеры — что, в общем-то, и является основным признаком хорошего аниме.

    Вторая тема этого фильма — гимн настоящей Матери. Женщине, которая живет ради своих детей, не только не допуская мысли о том, чтобы избавиться от бремени быть матерью волшебных существ, но и не жалуясь на свою судьбу. Долг и любовь для нее неразделимы. Остается только желать, чтобы таких матерей было бы побольше в реальности — больше детей вырастут порядочными и здоровыми людьми.

    Не сказал бы, что фильм не понравился — местами интересный и очень правильный. Но все же — для девочек: дело даже не столько в тематике, сколько в обилии бытовых деталей и сентиментальном настрое картины.

    Итог: неплохое медитативное аниме для молодых мам и тех, кто готовится ими стать, а также для всех, кому интересны проблемы воспитания и взросления.

  • Таможня дает добро Отзыв о фильме «Таможня дает добро»

    Комедия (Франция, 2010)

    Европа объединяется, и границы становятся пустой формальностью. Делает ли это жизнь легче и удобнее? Нет, если ты – работник таможни, да еще и националист в придачу.

    Посмотрев «Бобро поржаловать!», решил я ознакомиться и с «Таможней…». Новый фильм Дэни Буна тоже хорош, но послабее, хотя обо всем по порядку.

    Здесь Бун вновь поднимает довольно неудобную тему нетерпимости. На этот раз – между народами разных стран. Француский таможенник Матиас (Дэни Бун) влюблен в сестру своего коллеги из Бельгии, да вот беда – бельгиец этот, Рубен (Бенуа Пульворд) люто ненавидит французов и считает их историческими врагами. В довершении беды таможенный режим между странами ослабляется и в знак объединения создается передвижной таможенный пункт, где напарниками становятся один бельгиец и один француз – наши герои.

    «Таможня дает добро» ближе к классической французской комедии. Погони, тупые контрабандисты, легкий налет абсурда – все типично. «Бобро поржаловать!» в этом плане был хоть и романтичным, но более жизненным фильмом. Не говоря уже о более сложной проблематике – пропагандой толерантности там дело не исчерпывалось. Но, надо сказать, уровень «Таможни…» тоже соответствует классике – фильм очень смешной и не дает скучать ни минуты.

    Что хочется заметить – таможенник-националист Рубен получился настолько убедительным, что временами даже не смешно, от его прямо-таки эсэсовского рвения в деле преследования французов. В общем, персонаж получился колоритный, но неприятный какой-то, настоящий фашист.

    Итог: хорошая французская комедия о любви и непростых межнациональных отношениях.

  • Быстрее, чем кролики Отзыв о фильме «Быстрее, чем кролики»

    Комедия (Россия, 2014)

    Забавно, когда все вокруг начали кричать, что у Квартета И кризис идей – фильм, дескать странный и непонятный. Дело в том, что это отчасти действительно так, но не потому, что этот фильм плох – а потому, что его сценарию почти десять лет отроду. Поэтому сравнение со спектаклем, видеоверсию которого я видел полтора года назад, неизбежно. Что же получилось лучше?

    «Быстрее, чем кролики» - действительно странное произведение. Мистическая комедия-притча в мрачных сюрреалистических декорациях в духе Сайлент Хилла (в фильме был даже характерный зал с ведущей вверх лестницей и железными стенами в потеках то ли крови, то ли ржавчины), начинающаяся с полусонного абсурдного диалога двух актеров, продолжающаяся блужданиями дому без двери и окон… Кафкианский пафос происходящего разбавляется время от времени остроумными мрачноватыми шутками персонажей, перед которыми стоит непростая задача – понять, живы они или умерли.

    Где мы, что с нами происходит и зачем мы живем (жили?) – героям фильма, для того, чтобы задуматься об этом, пришлось попасть в загадочный дом без выхода, похожий на склеп. Зрителю достаточно посмотреть этот фильм. Что настоящий абсурд – то, что происходит на экране, или наша повседневная жизнь с мелочными ссорами, непонятными амбициями, бессмысленными стремлениями, разрушительным истерическим весельем? Даже ощущая себя на пороге Страшного Суда, герои по-прежнему занимаются все тем же – актеры требуют у режиссера выплатить им положенную сумму гонорара, гаишник кичится своим статусом представителя закона, еврей-адвокат подозревает всех в антисемитизме и т. д.

    Концепция фильма проста – собрать несколько абсолютно непохожих друг на друга персонажей, поместить их в крайне непредсказуемые обстоятельства и посмотреть, что из этого выйдет. А «загробная» тема позволяет в шутливой манере поднять вопросы, вокруг которых в других обстоятельствах непременно возникла бы похоронная серьезность.

    Что же получилось лучше, спектакль или фильм? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Фильм, естественно, зрелищнее – в театре просто невозможно реализовать подобные декорации. Да еще концовка фильма, на мой взгляд, удачнее. Но в видеоспектакле были замечательные мультипликационные и киновставки, иллюстрирующие тот или другой эпизод. В фильме их явно не хватает – например «презентации» фобий или сценки с Буратино. А новые «лирические отступления» смотрятся уже не так круто – особенно подборка смертей выглядела чересчур брутально для комедии и как-то не органично. Пародия же на Марио и «чибиковые» персонажи – это уже общее место, явная уступка массовой аудитории. Как и совершенно непонятная замена специально написанной для спектакля (!) песни «Веселый мир» группы «Агата Кристи» на старый радиохит «Сказочная тайга» того же исполнителя. Нет, вторая песня мне нравится даже больше, но в этом фильме она ни к селу, ни к городу, к тому же изрядно надоела. Похоже, что это своеобразная уступка массовому зрителю, который знаком только с раскрученными шлягерами. А может быть, создатели фильма побоялись привлекать внимание к клипу на «Веселый мир», который в наше политически напряженное время могут понять неправильно (там кролики-омоновцы безуспешно пытаются разогнать некую демонстрацию), ибо фильм далек от политики и лишние вопросы и скандалы были ни к чему?

    Исходное произведение, впрочем, тоже не лишено недостатков – спектакль откровенно начинает «провисать» во второй половине, становясь больше похож на какой-то капустник, собрание не связанных между собой комических сценок, которыми развлекают друг друга сидящие за столом актеры. «Загробное» застолье выглядит вполне естественно, но сюжет не продвигается во время этой сильно затянутой сцены ни на миллиметр.

    И все же не стоит судить фильм строго – в конце концов, «Быстрее, чем кролики» были самым необычным и нонконформистким спектаклем Квартета И. Соединение комедии и мистики, черный юмор и рассуждения о смерти – это скорее для ценителей. «День радио» был типичной производственной комедией, «День выборов» отсылал нас к причудам новорожденной демократии 90-х, где случались всякие политические казусы, «О чем говорят мужчины» - это заведомо кино для самого широкого зрителя, о чем понятно из названия. «….Кролики» были «опиумом для никого», вещью в себе, рассуждениями авторов о смысле жизни и бренности… далее по тексту. И здорово, что у создателей экранизации хватило смелости и денег, чтобы перенести его на экран.

    Итог: наконец-то «Быстрее, чем кролики» на большом экране! Фильм не оправдал ожиданий, оставив в силе все недостатки оригинала и добавив к ним пару собственных. Но все же, это очень необычный проект для нашего времени, когда российские кинопроизводители «просекли фишку» (или, вернее, это им так показалось) и клепают «блокбастеры» промышленным путем, а необычное «авторское кино» мало кому интересно – как производителям, так и зрителю, пресытившемуся артхаусом и андеграундом еще в 90-е. Поэтому вместо «хорошо» все-таки поставлю «отлично».

  • Бойцовский клуб Отзыв о фильме «Бойцовский клуб»

    Драма, Криминал (Германия, США, 1999)

    Долго не хотел смотреть — думал сначала прочитать книгу. Но потом, рассудив, что если фильм считается шедевром, то впечатления от книги он не испортит, да и в любом случае, это явно не то произведение, которое читается ради сюжета.

    Определенно, один из лучших фильмов, которые я смотрел в этом году. «Бойцовский клуб» не разочаровал, и даже впечатлил меня куда больше, чем я предполагал. Честно говоря, я думал, что меня ждет два часа примитивных нравоучений на тему «не будь быдлом» — такое ощущение создалось по расхожим цитатам и творчеству некоторых отечественных альтернативных рок-групп. Отчасти в первой половине фильма подобная мораль проскальзывает — в монологах Тайлера Дердена. Но что интересно — подается вся эта философия так, что иногда хочется сказать «Ну молодец Тайлер, жжот», а иногда — «ну тут ты, товарищ, загнул». Примитивного морализаторства и «антисистемной» пропаганды на уровне молодежного поп-панка здесь и близко нет. Безусловно, автор книги и создатели фильма с большим уважением относятся к такому персонажу, как Дерден и его идеям — но и главный герой тут тоже неспроста. Он изначально оттеняет неистовый бунтарский энтузиазм своего друга и учителя. Тайлер, конечно, помогает ему освободить свое сознание — но дальше герой постепенно перестает нуждаться в нем.

    Дело в том, что Тайлер, исходя из верных предпосылок, изначально перегибает палку. Во-первых, его бескомпромиссность иногда доходит до смешного (впрочем, к его чести, он не боится быть смешным); во-вторых, в стремлении вести всех к свободе он не замечает, как отнимает свободу у тех, кто идет за ним. Изначально равновеликой ему личностью является только главный герой — остальные словно загипнотизированы, подавлены волей Дердена, который даже не замечает этого. И в результате против старой системы подавления личности создается новая — конечная сумма остается прежней.

    Однако Паланик оказался тем еще провокатором. Гимн революции, который поверг в восторг одних и в ужас других читателей/зрителей, на поверку оказывается хитрой и злой сатирой. «Проект «Разгром» — новое воплощение обезличивающей силы цивилизации, а вовсе не ее противоположность. Движение, которое начиналось как анархическое, обнаруживает все больше фашистских признаков.

    Самое забавное, что харизма Дердена сыграла с произведением злую шутку — такое ощущение, что большинство просто игнорирует вторую половину «Бойцовского клуба», считая фильм (и роман) этакой проповедью анархического бунта, не замечая, что, в общем-то, автор восторгается не столько идеями Тайлера, сколько его личностью.

    Еще хочется отметить, что Дэвиду Финчеру прекрасно удалось передать паранойю и безумие второй части — сказался опыт создания «Игры» (1997). Видимо, такая судьба у героев Финчера — гоняться за призраками.

    «Бойцовский клуб» — это вовсе не проповедь анархической революции или наоборот, ее разоблачение. Это попытка ироничной и беспристрастной критики современной цивилизации и поисков выхода из ее кризиса.

    Итог: это нужно обязательно смотреть, и смотреть внимательно. Открытыми глазами.

  • Многоцветье Отзыв о фильме «Многоцветье»

    Аниме, Детектив (Япония, 2010)

    Скучновато было это смотреть. Во-первых, не люблю вульгарного мистицизма в духе так популярных нынче романтических историй про ангелов и «возвращения с того света, чтобы исправить ошибки» и т. д. Вот хочет обыватель, чтобы его на том свете ждали суровые, но справедливые ангелы в штатском, которые, пожурив по-отечески, предоставят ему второй шанс. «Тот свет», понимаемый как вытрезвитель… Впрочем, неважно, это только половина проблемы, ибо японцы и из такой пошлой концепции сделают конфетку.

    Но есть вторая проблема — это аниме про обыкновенных японских школьников. Нет, не про ОЯШ, а про действительно ОБЫКНОВЕННЫХ. То есть 90% времени нам будут показывать чисто бытовые моменты. С одной стороны, это, конечно, интересно — например, меня просто шокировало, что в высокотехнологичной Японии у главного героя нет в комнате своего компьютера — только портативная игровая консоль на прикроватной тумбочке. В то время, как у нас в России даже учиться в вузе без возможности пользоваться компьютером и Интернетом дома почти нереально, да и школьнику личный компьютер крайне желателен. Не знаю, то ли семья у них бедная, а может, это элемент здорового образа жизни — но удивило не слабо. Так вот, если такие бытовые детали интересны — смотреть, конечно, нужно обязательно.

    А в остальном — школьная драма минимальной чернушности пополам с банальной мистикой. Не верьте, кстати, тегу «детектив» — никакого расследования главный герой не ведет, он просто пытается периодически догадаться, за какой грех он был возвращен на землю в облике школьника. Вопрос крайне важный для него, если ответ не будет найден — неминуема уже окончательная смерть. Но ответ будет найден очень по-японски — в мгновенной вспышке интуиции.

    Мораль тоже банальна, хоть верна — «Многоцветье» посвящено проблеме суицида среди подростков. И вывод вполне обычен — не стоит слишком многого хотеть от себя и других, нужно принимать жизнь как она есть, не бояться перемен. Не везет в любви — повезет с дружбой. Не получается что-то — не зацикливайся на этом, а найди в себе реальные таланты. Безнадежная влюбленность или проблемы с учебой — еще не повод лезть в петлю.

    Итог: нравоучительно-бытописательное аниме строго на любителя.

  • Шерлок (сериал) Отзыв о фильме «Шерлок (сериал)»

    Детектив, Драма (Великобритания, США, 2010)

    С совершенно естественным опасением принимался смотреть этот сериал. Да, рейтинг, определенно, утешал, но все-таки Шерлок Холмс… Хорошо знакомый с детства герой, да еще и уже получивший множество киновоплощений, включая практически идеальную советскую экранизацию. Но британцам удалось совершить чудо – сериал не разочаровал.

    Если провести конкурс на самый распространенный негативный отзыв на экранизацию, первое место займет фраза «Все переврали!» Создатели «Шерлока» заранее обезопасили себя от этой претензии – тем что изначальной задачей провозгласили именно «перевирание» рассказов Конан-Дойля. А именно – перенос их событий в наше время. Понятное дело, Шерлок XXI века не слишком похож на свой литературный прототип, да и сюжеты изменились – но как же иначе? Ведь большая часть описанных в рассказах и повестях событий немыслима в современном мире.

    Ведь осталось главное – невероятный интеллект и «дедуктивные» способности Шерлока, которые по-прежнему находят применение и в мире высоких технологий.
    Формат проекта позаимствован у советской экранизации – цикл полнометражных телефильмов вместо обычного сериала. Работа над сезонами, в каждом из которых по три фильма, ведется буквально годами – за четыре года вышло только три сезона. Кропотливость и масштабы работы видны – каждая серия достойна называться именно фильмом, без всякого налета сериальной дешевизны.

    Об актерах сказано много, и повторяться здесь нечего. Замечу только, что если Ватсона в Мартине Фримене я признал сразу же, то к Камбербэтчу в роли Шерлока пришлось привыкать – советский Шерлок Ливанова засел глубоко в подсознании. Но, как я уже сказал – это совсем другие герои, с поправкой на эпоху.

    Новый Шерлок эмоциональнее, активнее, агрессивнее – как и XXI век по сравнению с XIX. Он живет в ритме эпохи, пять минут без работы уже повергают его в депрессию. Он весьма резок в своих высказываниях и немного инфантилен (хотя на свадьбе Ватсона скорее был похож на потерявшегося старика-отшельника). И, конечно, склонен к театральным эффектам, как и книжный оригинал. Он не сразу нравится зрителю – но ему этого и не надо, ему больше нравится шокировать, отталкивать. Вопросы добра и зла для него второстепенны – главным является Игра, загадка и пути ее разрешения. По крайней мере, он сам считает себя безразличным к людским страданиям «высокоактивным социопатом», а является ли он таковым – решать зрителям.

    Ватсон – удивительно обаятельный и харизматичный персонаж, кажущийся полной противоположностью Шерлоку. Он – врач по призванию, считающий своим долгом помогать людям, и их с Холмсом деятельность кажется ему миссией супергероев. Он постоянно спорит со своим другом о предназначении детектива, в глубине души надеясь, что для Шерлока это не просто развлечение, а крестовый поход против зла. Общительный, искренний и терпеливый Ватсон становится идеальным ассистентом и не раз вытаскивает Шерлока из опасных ситуаций, в которые его заводит сумасбродная гениальность.

    Майкрофт Холмс, пожалуй, сильнее всего отличается от книжного прототипа. Честно говоря, я уже лет десять не перечитывал рассказы, но Майкрофт мне запомнился несколько оторванным от жизни персонажем, мягким и безобидным в отличие от железного Шерлока. Здесь же Майкрофт – глава госбезопасности Великобритании и настоящий хищник по натуре. Его отношения с братом сложно назвать теплыми – формально они враждуют, но на деле все куда сложнее. Иногда кажется, что Майкрофт и есть тот самый циничный хладнокровным монстр, которым пытается быть или казаться Шерлок.

    Мориарти здесь весьма своеобразен. Во-первых, он ровесник Шерлока, а во-вторых, выглядит как оживший анекдотический образ гомосексуалиста. Персонаж получится отталкивающий и жуткий, хотя и не лишенный определенной харизмы. Впрочем, в дальнейшем его образ приобретает трагически-маниакальные черты. Это единственный противник Шерлока, который противостоит ему на равных, так, что зрителю становится страшно за главного героя.

    Еще один злодей, Магнуссен, не менее впечатляющ, хотя его роль и не столь велика. Богатый интеллектуал, садист и «энергетический вампир», он сделался настоящим королем шантажа – кажется, что он способен напугать кого угодно и манипулировать любым человеком. Высокий рост, немигающий взгляд, ровный насмешливый голос и неожиданные хамские выходки, совершаемые с олимпийским спокойствием – все это заставляет людей чувствовать себя рядом с ними жалкими лилипутами. Еще один достойный противник Холмса, не менее проницательный и хитрый.

    Сюжеты серий не копируют литературный первоисточник, хотя изобилуют отсылками к нему. Зачастую эти отсылки носят характер пародии. Высмеиваются и ляпы самого Конан-Дойля, его экранизаторов и иллюстраторов – например, знаменитая охотничья шляпа, которая никогда не упоминается в книгах, а возникает только на классических иллюстрациях, причем только на тех, где место действия расположено за городом. Однако позднейшие интерпретаторы образа Холмса почему-то решили, что это его любимый головной убор – наверное за его специфический английский вид. Обыгрывается и путаница с раненой ногой Ватсона, которая в рассказах становится то правой, то левой – у современного Ватсона боль в ноге вообще имеет чисто нервную природу.

    Да, «Шерлок» - сериал весьма веселый. Отдельные серии можно даже назвать комедиями (например, вторую серию третьего сезона, «Знак трех»), хотя даже в таких историях находится место для жутковатых событий и серьезных мыслей. Как и в жизни, собственно, переплетено смешное и трагическое.

    Но юмор в сериале нужно отметить особо! Это настоящий английский юмор, парадоксальный и неожиданный. Чего стоит записка на дверях квартиры Шерлока на Бейкер-Стрит: «Не беспокоить, совершается преступление!». А «тролльские» фразы Шерлока, адресованные полицейским? «Помолчите, Андерсон, вы понижаете IQ всей улицы!» А постоянный филиал анатомического театра в холодильнике квартиры миссис Хадсон? Впрочем, больше об этом писать не буду – это надо видеть. Обязательно.

    Юмор – это еще один щит создателей «Шерлока», защищающий их от упреков. Ведь постмодернисткие игры без иронии превращаются в псевдоинтеллектуальное эпигонство. Сериал всегда оставляет возможность воспринимать его как тонкую пародию, дружескую шутку режиссеров-фанатов Шерлока Холмса.

    Впрочем, как я уже говорил, придется и поволноваться за героев. Элемент триллера никуда не делся: «Собака Баскервиля» напомнит лучшие серии «Секретных материалов»; «Большая игра» - эталонный «атитеррористический» триллер, как «Крепкий орешек», только без стрельбы; а уж противостояние Шерлока и Мориарти… Несмотря на всю ироничность «Шерлока», мир этого сериала – это наш жестокий мир терроризма, бандитизма и прочей преступности. И Шерлок так или иначе стоит на пути этого многоликого зла.

    Да, конечно, в сериале можно найти мелкие недостатки. Например, странно, что Шерлок не смог ничего «прочитать» по обнаженному телу собеседницы (думаю, опытный врач или близкий к спорту человек многое может понять по оттенкам кожи, телосложению и т. д.) Вездесущий Мориарти придает сериалу некоторый оттенок «комиксности». Да и персонажи зачастую ведут себя уж слишком сложно – многие поступки, особенно злодеев, как-то избыточно предусмотрительны. Но, в конце концов, рассказы о Шерлоке Холмсе тоже не были идеальны – сам автор с долей презрения относился к ним, считая попсой и отдавая предпочтение своим научно-фантастическим книгам.

    Итог: смотреть обязательно, отбросив снобизм и скепсис. Да, это не тот Шерлок, к которому мы привыкли по рассказам Конан-Дойля и советским фильмам – но от этого он не менее великолепен. Яркие персонажи, английский юмор, безумные сюжетные ходы, напряженная атмосфера истинного триллера и смертельные интеллектуальные игры в декорациях современного Лондона – эта гремучая смесь и есть «Шерлок». Сериал, в котором каждая серия – полноценный фильм. Смелый эксперимент завершился успехом.

  • Заклятие Отзыв о фильме «Заклятие»

    Детектив, Триллер (США, 2013)

    Опять. Американская семья. Покупает дом. С привидениями…

    Да-да, пересечение двух любимых тем американских мистических триллеров – молодая семья, переехавшая в проклятый дом и одержимость демоном. Но создатели «Заклятия» проявили оригинальность – фильм основан на реальных событиях, и его персонажи существовали в действительности, а двое из них (женщина-экстрасенс и сама бывшая «одержимая») были консультантами на съемках. Делает ли это фильм интереснее?

    Пожалуй, что не намного. У реальности есть одно свойство – она не так красива и захватывающа, как художественный вымысел. И то, что будоражит воображение как паранормальное явление, претендующее на достоверность, не впечатляет в качестве сценария для фильма. К тому же сама история, как я уже писал выше, как городская легенда весьма банальна: одержимость – это еще средневековая «фишка», а дома с привидениями встречаются еще в античной литературе.

    Так что фильм получился несколько занудным – ночные шорохи, зловещие тени, призраки, и, как кульминация – одержимость демоном. Атмосферность… присутствует, этого не отнять. Но вот оригинальность…

    Впрочем, несколько вытягивают фильм симпатичные герои – у актеров получилось создать за которых переживаешь. Особенно хочется отметить «охотника за привидениями» Эда Уоррена, который, оказывается, питает слабость к старым автомобилям, и полицейского, роль которого скорее комическая – показать, что не боящийся бандитских путь крутой коп совсем не готов к встрече со сверхъестественным ужасом. Дочерей Перронов я поначалу путал, но у каждой в истории своя роль, и до уровня статистов эти роли низведены не были. В общем, людей нам показали, а иначе и быть не могло – исторические, можно сказать, личности, вошедшие в историю парапсихологии.

    А вот нечисть примерно такого плана, историй о которой можно начитаться в любом дешевом издании о паранормальщине. Ну да, видимо, историю старались приукрасить по минимуму. Наверное, чтобы не будить упокоенное зло.

    Впрочем, избыток оригинальности иногда во вред (вспомнить недавно мною просмотренного «Синистера», где шумерский демон был похож на блэк-металлиста), и лучше обратиться к архетипам. Для фильма ужасов это особенно актуально, потому что страх основывается на древних инстинктах, и боятся в основном люди одного и того же: темноты, пауков, мертвецов…

    Еще в фильме немного грузит религиозная направленность, впрочем, не слишком навязчивая и достаточно политкорректная.

    Итог: довольно скучный мистический триллер, однако поклонникам жанра вполне может понравиться. Классическая история о проклятом доме и изгнании бесов.

  • Синистер Отзыв о фильме «Синистер»

    Детектив, Триллер (США, Великобритания, 2012)

    Увидев, что на каком-то форуме этот фильм назвали одним из самых страшных фильмов ужасов нашего времени, я, конечно, заинтересовался, потому, что пугающее, жуткое и мистическое в искусстве меня всегда привлекает. А надо было насторожиться хотя бы на название, напоминающее имя комиксового суперзлодея. Кстати, непонятно, почему название не перевели на русский? Это же не имя собственное… Вряд ли у нас столь сильна любовь к англицизмам, чтобы народ сразу повалил в кинотеатры, не начало 90-х на дворе.

    Страшного, надо сказать, в фильме мало. Все очень стандартно – очередная история о нехорошем доме и простой американской семье, которая в этот дом переехала. Плюс не менее стандартная история о проклятом ролике – на этот раз носителем проклятия выступают любительские кинопленки, найденные на чердаке. Тупые персонажи офигевают от готичности происходящего, пытаются во всем разобраться и что-то предпринять, а в это время зло все ближе.

    Немного жутковаты моменты, когда главный герой шарахается по ночному дому от каждого шороха. Довольно неприятны маньячные ролики… впрочем, в самый брутальный момент камера отъезжает в сторону и политкорректно демонстрирует дальнейшее как отражение в стеклах очков главного героя. Я не любитель кровавых подробностей, но это фильм ужасов или как?
    Ну и виновник торжества довершает картину – какой-то мужик, похожий на металлиста в корпспейнте. Очень страшно, да. Настоящий демонический монстр из глубин Ада.
    Авторы фильма надергали из разных источников понемногу: пьющий писатель, одержимый странной идеей («Сияние»), проклятый ролик («Звонок»), жуткие детишки (привет Брэдбери). Но основной сюжет прост и абсурден, как детская страшилка. Уж не на просторах ли Интернета на каком-нибудь creepy-сайте нашли сценаристы источник вдохновения? Но даже творчество сетевых любителей страшилок бывает оригинальнее.

    Что мешает поставить плохую оценку, так это саундтрек и картинка. Фильм стильно снят, этого не отнять. И музыка вполне в тему, пожалуй, даже чересчур хороша для этого кровавого балагана.

    Итог: посредственный голливудский ужастик с неплохой атмосферой, строго дозированной кровищей и без малейшего проблеска здравого смысла и оригинальности. Форма здесь с разгромным счетом одерживает победу над содержанием, которое недалеко ушло от пионерских страшилок и типичного наполнения сетевых крипи-тредов.

  • Звездный десант Отзыв о фильме «Звездный десант»

    Боевик, Приключения (США, 1997)

    Прочитав книгу, решил пересмотреть фильм. В отличие от книги, до которой я добрался совсем недавно, фильм был одним из любимых с детства. Смотрел его лет 13 назад, во время премьеры на Первом канале, еще будучи школьником, и пересматривал позднее как минимум один раз.

    С книгой у фильма мало общего — роман Хайнлайна неожиданно оказался неторопливым и серьезным повествованием, в котором основное внимание уделяется психологии персонажей, мыслям главного героя и структуре армии будущего, а боевых эпизодов раз-два и обчелся. Фильм Верховена — боевик, красочный, эпичный и брутальный. Философия его героев мало волнует, а психологизм здесь несколько другого порядка, больше завязанный на межличностные отношения.

    Верховен сыграл в постмодернистскую игру — он снял фильм не о вселенной «Звездного десанта». Он снял фильм ИЗ этой вселенной. Он полемизирует с Хайнлайном, и весьма остроумно — при всей серьезности этот фильм оставляет ощущение скрытой иронии. Все вроде бы на месте — но все немного не так. Где-то не хватает самой малости: слишком эпичные подвиги, слишком зрелищные битвы, слишком пафосные смерти. Самую малость слишком. Ровно настолько, чтобы не бросалось в глаза и сидело занозой в подсознании, этаким двадцать пятым кадром. Суровый, брутальный и немного лиричный фильм пропитан иронией, ощущением, что все происходящее на экране не более, чем красивая и страшная сказка.

    Это при том, что Пол Верховен остался собой и ухитрился даже фантастическую войну будущего показать достаточно жестко. Что и впечатлило меня еще при первом просмотре после бескровного мордобоя бесчисленных фэнтези-сериалов и супергеройских мультиков. Фильм подкупает в том числе и этим — реализмом битв, где льется кровь и неизвестно, кто из персонажей выживет, а кто нет. Я нашел тогда в этом фильме то, что редко можно встретить в современном политкорректном кинематографе — первобытную эпичность, родственную древним мифам. Именно это мифологическое, почти мистическое ощущение, способное одурманивать народ, Верховен и выкристаллизовал из нацистских киноагиток, положив его в основу алхимии «Звездного десанта». Опасное заигрывание с архетипами, которое свело с ума некогда чуть ли не половину Европы.

    Фильм в фильме: пафосная легенда о Звездном Десанте, показанная не тем людям и не в то время и превратившаяся из руководства к действию в сказку. Миф разрушается просто — это миф не нашего мира, а просто слишком похожего.

    Впрочем, для антифашистской агитки фильм получился несколько беззубым, его подводит то же, что и книгу — война идет с монстрами, а значит, жестокость здесь проявляет как бы только одна сторона. Если Хайнлайну эта деталь позволила не разрушать гуманистический пафос его книги, то фильм Верховена она превращает из жесткого высмеивания нацизма в дружескую беззлобную пародию на американскую военщину. С нацистами следовало бы пожестче: видимо, режиссер нападает не на Третий Рейх, а на фашизм в широком политологическом смысле слова, признаки которого просматриваются в политике США. Отсылки к гитлеровской пропаганде, здесь, скорее этакая фига в кармане, приглашение к построению аналогий.

    Что обо всем этом сказать? Роман Хайнлайна весьма неоднозначен, и, хотя обвинения в фашизме абсолютно беспочвенны (никакого тоталитаризма и расовой нетерпимости в мире «Звездного десанта» нет), но милитаризм его подходит к опасной черте, а романтизация армии граничит с наивностью. Заслуживает ли этот мир подобного воплощения? Наверное, все же хочется воспринимать экранизацию, как высмеивание милитаризма вообще, а не многострадальной книжки, которой и так достается от критиков уже больше шестидесяти лет.

    А можно просто не грузиться и посмотреть зрелищный боевик, прекрасно срежессированый и с замечательными спецэффектами. Любителям боевой НФ удовольствие гарантировано.

    Единственный минус фильма — в отличие от книги, очень проработанной в тактическом плане, в мире фильма, похоже, о военной науке не слышали. Пояснять не буду, ибо спойлер, это надо видеть. И мех здесь не увидите — мехи водятся только в аниме 1988 г., которое я пока не видел (наиболее, судя по отзывам, приближенная к тексту экранизация Хайнлайна: Огромные Боевые Человекоподобные Роботы, драма и философия).

    Итог: красивый, брутальный, эпичный и немного ироничный фильм. Смотреть обязательно, но если нравился литературный первоисточник, будьте готовы к весьма критической его трактовке.

  • Хорошо быть тихоней Отзыв о фильме «Хорошо быть тихоней»

    Мелодрама (США, 2012)

    Главное впечатление — каким-то жизненным получилось кино. Вот у нас в кинематографе либо сферические пионеры в вакууме, либо торчки в подвале. А здесь вроде бы и запутанная личная жизнь героев, и наркотики, и мордобой — все «темные» стороны жизни колледжа — присутствуют, но все же ощущения чернушности не возникает. Потому, что нет однозначного нагнетания — ну да, не идеальные подростки, но в то же время читают умные книжки, слушают хорошую музыку, дружат, влюбляются. Не идеализрованной ерунды, ни беспросветной грязи — жизнь как она есть.

    Собственно, начинается фильм с того, как Чарли, замкнутый подросток, интроверт и «ботаник», поступив в старшую школу, вливается в местную неформальную компанию. То есть заводит дружбу с изгоями несколько другого плана — теми, кто добровольно и весело плюет на общество. А дальше довольно забавно наблюдать, как он сталкивается с различными пикантными жизненными ситуациями — то узнает о нестандартной сексуальной ориентации одного из друзей, то становится элементом любовного треугольника, то случайно при помощи «расширяющих сознание» средств… Впрочем, это уже будет спойлером, однако, должен заметить — Чарли не так уж прост, и у него в шкафу найдется немало скелетов.

    Сложно сказать, о чем фильм. Скорее всего, это попытка показать подростков, отличающихся чем-то от общепринятых стандартов, лишний раз напомнить о том, какими разными бывают люди. Отчасти это напоминание, что последнему не обязательно пытаться стать первым — просто каждый ищет свое и только свое место под солнцем. И бессмысленные соревнования в крутизне и популярности здесь не помогут. Отчасти это и о дружбе — о том, как слишком необычные для общества люди, которых оно отвергает, тянутся друг к другу и помогают друг другу выжить.

    Итог: хороший фильм о том, что совсем не обязательно прыгать выше головы, чтобы быть как все — лучше просто быть собой и помочь остаться собой другим.

  • Игра престолов (сериал) Отзыв о фильме «Игра престолов (сериал)»

    Боевик, Мелодрама (Великобритания, США, 2011)

    Еще до того, как я прочитал «Игру престолов» Джорджа Мартина, я уже знал, что по книге есть сериал, пользующийся большой популярностью. Надо ли говорить, что я кинулся его смотреть, еще не дочитав последнюю главу?

    И первый сезон не разочаровал. Создателям сериала удалось перенести на телеэкраны дух и букву первоисточника. А подбор актеров просто идеален: Шон Бин (Нед Старк), Питер Динклейдж (Тирион), Николай Костер-Валдау (Джейме Ланнистер), Мишель Фэйрли (леди Кейтилин)… всех не перечислить, и все на своих местах. Вселенная Мартина по-настоящему ожила.

    Единственным недостатком первого сезона стал неоправданный избыток отсутствующих в первоисточнике и сюжетно ненужных постельных сцен. Для которых ввели отдельного персонажа – печально известную Рос. Анекдотичность ситуации в том, что в книге откровенных эротических сцен и так хватало. Но сценаристам HBO оказалось мало. Что поделать, специфика канала. А еще забавнее, что некоторых подобных эпизодов, которые были в книге, в сериале вы наоборот, не найдете, или найдете в сильно отцензуренном виде – например Бран застает Серсею и Джейме вполне одетыми. Причины понятны – не все актеры готовы обнажаться, вот и отыгрались сценаристы на всяких «левых» персонажах. В результате серьезный сериал временами превращается в порнобалаган, а зрители делают ставки – с кем еще до конца сезона успеет переспать с Рос?

    Все равно, первый сезон заслуживал, по меньшей мере, 9 из 10 – ибо я не ханжа, а сериал действительно крут. Но вот со второго сезона начались такие проблемы, что я подумывал было бросить его смотреть вообще.

    Зачем понадобилось менять сюжет? Откровенно перевирать основные сюжетные линии; вводить отсутствующих в книгах персонажей; убирать других, весьма важных; переименовывать третьих; менять характеры четвертых. Зачем нужна Талиса? Чтобы сделать Красную Свадьбу еще трагичнее – как будто того, что в книге, мало? И кому в голову пришло, что зрители настолько тупы, что перепутают Ашу и Ошу? Впрочем, переименование – не самая большая проблема. В первом сезоне обошлись без Рикона – во втором его пришлось спешно вводить. И смех, и грех – точно так же сценаристы не придумали, как обойтись без Ридов – поэтому в третьем сезоне запоздало появляются и они. Не придумали, как без них или не нашли вовремя актеров? Сэкономили?

    Экономия на спецэффектах – и мы крайне редко видим лютоволков. Причем ни собак, ни компьютерной графики. Хорошо, что драконов чем дальше, тем больше.

    Многие образы персонажей в сериале искажены. Сандор Клиган, он же Пес, в сериале выглядит полнейшим маньяком, который только и твердит о том, как ему нравится убивать людей. В книге он был просто безразличным к людям нигилистом – ни радости, ни горя смерть и страдания других ему не доставляли. В книге жестокость Арьи его забавляла – в сериале же Арья (!) упрекает его в отсутствии милосердия. Последняя, наоборот, существенно добрее и гуманнее – первое умышленное убийство совершает намного позже, чем в книге и по куда более уважительным причинам. Вместо озлобленного волчонка – потерявшаяся умная и добрая девочка. Разве она похожа на будущую машину убийства?

    Джейме тоже стал вылитым маньяком. Если в книгах меня несколько удивила его нравственная метаморфоза, то в сериале и подавно. Не говоря уже о том, что содеянное им ради побега – бессмысленная жестокость. Достаточно было бы изобразить припадок – мертвый Джейме так же ценен для Робба, как мешок с навозом. Опять же Бриенна, которая в книге по наивности соперничала с Сансой – только что умела, в отличие от последней, махать мечом, в связи с чем ее иллюзии были несколько иного свойства. Здесь она лихо расправляется с ничего ей, в общем-то, не сделавшими солдатами и поучает Джейме тому, как должен себя вести настоящий рыцарь (!).

    По мелочи – зачем Давос вез Мелисандру к тайному ходу контрабандистов? В книге их целью был замок, к которому этот ход вел – но тут-то они подбираются к лагерю Ренли, который стоит в чистом поле. Мелисандра в лагере Дондарриона и поведение Берика и его людей – это вообще нечто за пределами здравого смысла. Посмотрите на карту Вестероса, где лагерь Братства Без Знамен, а где Драконий Камень. Трудности с логистикой испытывают все. Тело Неда в лагере Ренли – это потрясающе. А Мизинец (мастер интриг, хитрейший авантюрист Вестероса), пытающийся соблазнить леди Старк не отходя от гроба ее мужа? Похоже, сценаристы перегрелись под жарким солнцем дотракийских степей…

    Игритт – живой генератор пошлых шуток… Дозорные с непокрытыми головами на морозе… Один большой вопрос – нафига? У Мартина было хуже?

    Впрочем, можно себя пересилить, и четвертый сезон, я, конечно, смотреть буду. Ибо Тирион, Джейме, Джорах Мормонт, Мелисандра, Мизинец, Арья, Давос Сиворт, Сэм Тарли и прочие, живые и настоящие. Некоторые нововведения сериала мне даже понравились – например больше похождений веселой компании Тириона, Бронна и Подрика Пейна. Отлично получились Битва на Черноводной и Красная Свадьба. Ночной Дозор отморожен во всех смыслах. Дейенерис и компания эпичны. Старки пафосны. Драконы и лютоволки кавайны. И, в принципе, сериал можно посмотреть. А нужно ли – это вопрос отдельный, и, наверное, ответить на него пока невозможно.

    Итог: неплохая попытка экранизации «Песни льда и пламени». Учитывая, что вторая вряд ли будет предпринята в ближайшие лет десять, посмотреть можно, но стоит запастись успокоительными, особенно фанатам, для которых канон священен. В отрыве от книги же – вещь на любителя, фэнтези для взрослых: секс, насилие, интриги. Пожелания создателям сериала – вспомнить о чувстве меры (это я о постельных сценах) и логике (прежде, чем что-то менять в сюжете, задуматься, почему у автора именно так, а не иначе). И карту, карту Вестероса, уже, кто-нибудь, подарите сценаристам карту!

  • Хеллбой: Меч громов Отзыв о фильме «Хеллбой: Меч громов»

    Анимация, Боевик (США, 2006)

    Хронологически первый мультфильм про Хэллбоя я посмотрел вторым. И он понравился мне больше, несмотря на то, что считается более слабым.

    Видимо, дело в тематике – Хэллбой здесь противостоит японской нечисти. Японскую мифологию я люблю и уважаю, поэтому смотреть на визуализацию классических японских страшилок было интересно. Попала в мультик и история о встрече Хэллбоя с кровожадными рокуро-куби, которая была и в комиксах (и, в свою очередь, является пересказом фрагмента известной японской легенды). В «Мече громов» можно увидеть целую коллекцию зловредных духов самого причудливого облика.

    Сюжет довольно прямолинеен – как в большинстве супергеройских боевиков, интрига состоит в основном в том, каким способом и в какой последовательности будут побеждены злодеи. Ну и, конечно, вопрос в зрелищности этой победы. Здесь «Меч громов» ничем особенным порадовать не может – для полнометражного мультфильма он довольно прост в графическом отношении. Как и во втором мультфльме, здесь те же странные угловатые лица, раскосые глаза, непохожий Эйб Сапиен. Разве что ноги у Хэллбоя не такие патологически тонкие, какими их нарисовали в продолжении.

    Говорят, мультфильм ближе к комиксовому первоисточнику, чем кинофильмы. Отчасти это так – в мультике не любовной линии Хеллбоя и Лизы, есть прямые сюжетные заимствования из комикса, Хэллбой не прячется от общественности. Но мрачной атмосферы и лавкрафтианского пафоса комикса нет и не предвидится: уж больно яркая, веселенькая, детская рисовка. Уклона в приключенческий боевик в первоисточнике тоже обнаружено не было – некоторые главы графических приключений Хэллбоя вообще обходились без мордобоя и стрельбы. Вместо мистического триллера, темного городского фэнтези, нам предлагают очередных «Охотников за привидениями». Что тоже, в общем-то, неплохо.

    Итог: фанатам Хэллбоя, любителям японской мифологии и поклонникам супергеройского жанра. «Хэллбой: Меч громов» по-своему неплох, но уступает комиксам и кинофильмам; и уж точно не годится для знакомства со вселенной Хэллбоя.

  • Назад в будущее 3 Отзыв о фильме «Назад в будущее 3»

    Вестерн, Комедия (США, 1990)

    Третий фильм, увы, послабее предыдущих. Уж больно незамысловат сюжет и навязчиво развешаны по стенам ружья, особенно по сравнению с лихо закрученным сюжетом второй части.

    Комедийная составляющая, впрочем, по прежнему великолепна. Добавился элемент пародии — к сожалению, я не фанат вестернов, поэтому большинство отсылок не оценил. Однако акклиматизировавшийся на Диком Западе Док Браун, прародители жителей Хилл Вэлли, костюм Марти, в котором он отправился в прошлое — все это и так поднимает настроение.

    Особенно на этот раз удался злодей — «Бешеный пес» Таннен, в отличие от своих потомков, настоящий бандит и опасен всерьез. К счастью, Марти уже не раз сталкивался с подобными ему. И все же злодей здесь очень колоритный, пожалуй, одна из главных удач фильма.

    А вот возлюбленная Дока Клара не порадовала — уж слишком она навязчива и не слишком сообразительна. Вообще, вся эта любовная линия полна мелодраматических штампов и излишней экзальтации. Понятное дело, комедия, но все это настолько часто пародировалось, что уже не смешно.

    А ведь могло бы получиться и на уровне первой части, и получше второй — Дикий Запад, на мой взгляд, поинтереснее гипотетического условного будущего, тут можно много показать. Но, во первых, сценаристы немного выдохлись — неудивительно после избыточного в плане событий второго фильма. А во-вторых, основная мысль фильма все та же — «будь мужиком и не ведись на «слабо». Добавилась только любовная линия, но она, как я уже говорил, не блещет оригинальностью.

    Итог: а вообще, это хорошая фантастическая комедия, которую обязательно нужно посмотреть. И если смотреть три фильма подряд, то все острые углы сгладятся, и все три части предстанут эдакой жизнеутверждающей комедийной эпопеей. В любом случае, трилогия «Назад в будущее» — состоявшаяся киноклассика.

  • Дети полуночи Отзыв о фильме «Дети полуночи»

    Драма (Канада, Великобритания, 2012)

    Первоисточник опять не читал — книга понравилась жене, и она захотела посмотреть экранизацию. Но, в принципе, с творчеством Рушди знаком и чего ждать — знал: политики и магического реализма. Так и вышло?

    Ну, прежде всего, стоит отметить, что фильм представляет собой гибрид американского кинематографа с индийским. Правда, я не знаю, на что похож современный индийский кинематограф, может он как-то так и выглядит… Во всяком случае здесь есть даже обязательная программа по песням и танцам — но строго в меру.

    Фильм о необычных детях, рожденных в ночь провозглашения независимости Пакистана. Точнее, об одном из этих «детей полуночи», Салеме Синае, который обладает самой необычной способностью — он может мысленно общаться с остальными, организовывая мистические «конференции». Прочие же чего только не умеют — кто непобедим в драке, кто владеет магией и т. д. Собственно, эти дети и становятся олицетворением судьбы народа Пакистана, недаром впоследствии на них начинается охота.

    Вторым смысловым пластом фильма является попытка показать судьбу страны через судьбу одного человека, пусть и крайне нетипичного — так даже интереснее. Биография Синая запутана с самого его рождения: его подменяют в роддоме, и, что символично, подменяют мальчиком-индусом, а родители Салема — мусульмане. Спутанные судьбы Синая и Шивы, невольных побратимов, ставших с возрастом заклятыми врагами, становится метафорой отношений Индии и Пакистана, исламского и индийского населения.

    Окружающие считают Салема сумасшедшим, так как в детстве он, еще не зная своих возможностей, разболтал, что слышит «голоса». Из-за его странного статуса, фактически изгоя, в собственной семье, его жизненный путь причудлив и непредсказуем, что придает истории трагикомический оттенок. Можно сказать, что Синай становится этаким индо-пакистанским Форрестом Гампом, только, увы, не таким удачливым.

    В чем не везет экранизациям произведений «магического реализма» — так это в отображении «магического». Вспомнить хотя бы «Дом духов» по роману Изабель Альенде — похожая история о семье в годы исторических потрясений — из которого выкинули всю присущую латиноамериканской литературе фантасмагоричность, оставив лишь легкий налет мистики. Судя по отзывам (роман я не читал), «Дети полуночи» пострадали меньше, но фантастическая составляющая таки была урезана. Похоже, режиссеры таких фильмов то ли боятся, что их по ошибке отнесут к «низкому» жанру фантастики, то ли экономят на спецэффектах — в любом случае зря.

    А в остальном — актеры играют отлично (особенно стоит выделить исполнителей ролей Шивы, Парвати и дядюшки-военного), операторская работа на высоте, история интересна, денег на съемки не жалели — отличная трагикомедия на материалах новейшей истории. Единственный момент — предельно политизированная, Индиру Ганди тут, например, выставляют в крайне негативном свете; но это уже вопрос убеждений. Лично я ничего тут сказать не возьмусь — история Индии и Пакистана мне известна только в самых общих чертах. Но кого-то субъективный взгляд Рушди может отпугнуть.

    Итог: метафорическая история Индии и Пакистана XX века в форме семейной саги.

  • Хеллбой: Герой из пекла Отзыв о фильме «Хеллбой: Герой из пекла»

    Боевик, Научная фантастика (США, 2004)

    Фильм однозначно понравился, что парадоксально — сюжет комикса, легшего в его основу, перекроили чуть более, чем полностью. Причем режиссер и сценаристы словно бы поиздевались — первые кадры практически повторяют начало комикса. Ан нет, потом сюжет стремительно сворачивает совсем в другую сторону. Атмосфера тоже отличается — фильм куда менее мрачен и кровав, и юмора в нем побольше. Главный герой выглядит таким вечным подростком, бунтующим «неформалом» — ему только мотоцикла не хватает и получился бы типичный байкер. В комиксе Хеллбой более молчалив и мрачен, хотя и не лишен чувства юмора — этакий хвостатый Ведьмак с револьвером вместо меча. Не говоря уже о том, что в фильме, он, как большинство супергероев, вынужден таиться от людей, хотя в комиксе он действовал вполне гласно, и даже, кажется, принимал «заказы» на ликвидацию нечисти от обычных людей. О сюжете и говорить нечего — сценаристы перемешали несколько арков, что-то выкинули, что-то изменили до неузнаваемости. Хотя персонажи и их характеры остались практически теми же — и вот это спасло фильм.

    Несмотря на все внесенные коррективы, творение Марка Миньолы не повторило печальной судьбы наших «Дозоров». «Хеллбой» получился… просто получился. Мощный драйвовый кинокомикс в духе, если так можно сказать, «иронической готики». Ближе всего он к «Охотникам за привидениями» — не к «смищным» полнометражкам, а к более позднему детскому мульсериалу. Можно вспомнить и «Людей в черном», хотя антураж тут другой, да «Хеллбой» и посерьезнее будет. Персонажи — смотреть на них одно удовольствие, что сам Хеллбой, что Эйб, что их враг Кронен — редко где действующими лицами бывают такие необычные и харизматичные создания, да еще и в таком количестве.

    А о чем фильм — о том же, что и комикс. О том, что каждый сам выбирает, кем ему быть и на чьей стороне сражаться. Родился в Преисподней получеловек-полудемон, будущий Антихрист, был послан на землю… да только не стал ее завоевывать, а решил защищать. Почему? Потому, что здесь его дом, его приемная семья и друзья. Этот мир дал ему пиво, сигары, рок-н-ролл, вечно голодную стаю пушистых питомцев и любимую девушку, а что ему может предложить Ад? Пару рогов и огненную корону? Нет уж, идите со своим Адом к чертям…

    Итог: хороший комикс-боевик в антураже «городского фэнтези». Юмор в тему и любовная линия для поклонниц прилагаются.

  • Роман, наводящий ужас Отзыв о фильме «Роман, наводящий ужас»

    Комедия, Мистика (Южная Корея, 2011)

    В двух словах: «Жуткая любовь», это как если бы по мотивам «Шестого чувства» сняли бы романтическую комедию. Молодой фокусник, уже ставший в свои годы руководителем труппы, знакомится с девушкой, которая… да-да, «видит мертвых людей». (Как выяснилось, девицы с такими способностями частенько встречаются в корейских сериалах и кино). Понятное дело, наладить отношения будет непросто – и девушка почти замкнулась в себе, пытаясь скрыть свои странности, и призраки буду не рады…

    Что хорошо в этом фильме: комедийные сцены получились смешными, а мистические – жуткими. То есть создателям фильма удалось одновременно выполнить две сложнейшие задачи – и насмешить, и напугать зрителя. Это и по отдельности сделать непросто.

    Мистические эпизоды – типичны для азиатских фильмов ужасов: появляющиеся ВНЕЗАПНО по ночам бледные призраки с немигающим взором и спутанными волосами. Тут и комментировать особо нечего – из мейнстримового хоррора японский, пожалуй, самый страшный, поэтому и здешние привидения, созданные по его канонам, впечатляют.

    Но основной жанр фильма – комедия. И здесь мастерство создателей фильма тоже на высоте: шутки получились смешными и неглупыми, а персонажи – симпатичными и запоминающимися. Чего стоит главный герой, разрывающийся между амбициями руководителя и влюбленностью. А главная героиня, сначала окруженная загадочной аурой отчуждения и таинственная, а потом устраивающая пьяный дебош на корпоративе труппы? А ее подруги – их просто надо видеть… В общем, фильм удался.

    Итог: романтическая комедия о любви, которая сильнее мистических страхов. Хороший, очень веселый и уютный фильм.

  • Бобро поржаловать! Отзыв о фильме «Бобро поржаловать!»

    Комедия, Романтика (Франция, 2008)

    Первое время смущала основная тема комедии – взаимоотношения жителей разных районов страны. Смех над различиями в культуре и диалектах – очень опасная штука, здесь легко перейти границы доброго юмора. Но французская комедия есть вещь совершенно особенная, и Дани Бун прекрасно поддержал их репутацию, удержав тонкий баланс.

    Главный герой, директор почтового отделения, отправляется на север Франции в многолетнюю командировку, в наказание за служебный подлог. Он и все его родственники в ужасе от этого: Север представляется им диким краем с суровым климатом, а тамошнее население – варварами. Однако выясняется, что, кроме диалекта, мало что отличает южан и северян. И более того, именно на Севере он начинает чувствовать себя на своем месте и находит настоящих друзей.

    Фильм очень веселый, но при этом, ни на миг не скатывается в немотивированную абсурдную буффонаду, что часто случается с комедиями. Правдоподобие, к счастью, не принесено в жертву юмору.

    Помимо шуток, в фильме есть вполне серьезные мысли. Многие препятствия, которые мешают нам жить – не снаружи, а в нашей душе. Стереотипы ли это, мешающие понять окружающих, или страх сказать правду близким людям – это внутренние проблемы нашей личности, и, чтобы преодолеть их, нужно осознать иллюзорность этих препятствий. Иногда для решения проблемы не хватает только смелости быть собой.

    Отдельное спасибо «локализаторам» фильма, которым пришлось буквально выдумать диалект «ржиков», чтобы донести до русскоязычных зрителей специфический лингвистический юмор.

    Итог: настоящая французская комедия – сделано на «отлично»!

  • Хеллбой: Кровь и металл Отзыв о фильме «Хеллбой: Кровь и металл»

    Анимация, Боевик (2007)

    С удивлением с помощью КиноПоиска узнал, что про Хеллбоя есть еще и мультики. Конечно, насчет их качества особо не обольщался, не случайно же они малоизвестны. Как говорится, так и вышло.

    Мультфильм снят как-то небрежно, дешево. Понимаю — ТВ-проект, не театральная лента. Но и не сериал же в сотню серий, все-таки! А отдельные вкрапления компьютерной графики на фоне нарочито примитивной рисовки смотрятся чужеродно — так и кажется, например, в самом начале фильма, что трехмерный вертолет пробьет «задник» с нарисованным особняком и полетит дальше…

    Атмосфера комикса, тут, увы не чувствуется — первоисточник намного готичнее, а в мультике видим вполне типичную для супергеройских похождений яркую цветовую гамму. Ближе к концу про типичную для «Хеллбоя» мрачную атмосферность вспомнили и сделали психоделическую вставку с мрачной музыкой. Красиво, но не совсем к месту.

    К рисовке главная претензия не даже не примитивность — мое детство пришлось на те времена, когда компьютерная анимация только зарождалась и выглядела не слишком впечатляюще, так что меня рисованными 2D рожами не напугаешь. Но герои и просто нарисованы неудачно — чего стоят тонкие ножки Хеллбоя (а вот лицо и мимику комиксового персонажа аниматоры перенесли на экраны хорошо) и яйцеголовая Лиза. Забавно, но второстепенные персонажи куда больше похожи на людей. А меньше всего похож на себя Эйб Сапиен — мало того, что он неудачно, на мой взгляд нарисован (хотя горизонтально движущиеся веки — это находка), так еще он и превратился в какого-то ниндзя, прямо во вступлении лихо оторвав башку монстру, и далее геройствуя в том же духе. При том, что в комиксах и кинофильмах он был в основном аналитиком, а дрался неважно.

    Сюжет простоват. Его как раз хватило бы на одну серию мультсериала, но для полнометражной ленты этого мало. Добавленные «для авангардизьму» путаные флэшбэки ситуацию не спасают.

    Еще одна проблема — имена персонажей. Когда я услышал, что злодейку зовут Элизабет Ондрюшко, мне пришлось даже поставить паузу, чтобы отсмеяться. Зачем оснащать вполне историческую графиню Батори вымышленной фамилией, да еще весьма комично для славянского уха звучащей? Да еще и богиня Геката тоже прячется под каким-то псевдонимом… Неужели имена этих персонажей являются зарегистрированными торговыми знаками?

    Впрочем, мультик по-своему неплох. Напоминает старые мультсериалы про Охотников за привидениями — старинный особняк, древняя тайна, призраки, современный отряд исследователей и борцов с нежитью. Удивительно, но цензура не лютовала, кровь присутствует (что для вампирского хоррора жизненно необходимо), и второстепенные персонажи вполне смертны. Присутствует и саспенс, но баланс все же смещен в сторону экшена. Ну, последнее, в принципе, неплохо — хотя в комиксах были выпуски вообще без мордобоя.

    Итог: неплохой подростковый анимационный боевичок про Хеллбоя. Не так атмосферен, как комикс, не так зрелищен, как кинофильм — но посмотреть от нечего делать можно. Понравится любителям супергеройских мультиков и «Охотников за привидениями». Но вообще, это тянет только на серию для сериала, а как отдельное произведение — слабо.

  • Убойный футбол Отзыв о фильме «Убойный футбол»

    Боевик, Комедия (Гонконг, Китай, 2001)

    Еще в старших классах как-то частично смотрел это фильм, давно хотел посмотреть полностью, и, наконец, добрался до него.

    Прежде всего, надо заметить, что китайская версия изрядно длиннее той, что была в мировом прокате. Из экспортной версии вырезали всю «драму» — предысторию противостояния Золотоногого и Сюна, многие диалоги и половину сцены объяснения между Мэй и Сином. Как результат, пострадала мотивация персонажей и начисто исчезла серьезная тема «грязного» спорта (договорных матчей и т. д.). Фильм не сильно пострадал и вполне смотрибелен и так, однако зачем оглуплять кино, решительно непонятно. Конечно, под нож попало несколько шуток «ниже пояса» и сцен с жестоким мордобоем, которые повысили бы планку возрастного рейтинга, но вместе с ними исчезла и тема мести, и неоднозначность персонажей (Золотоногий по молодости был совсем не таким правильным и справедливым, за что и поплатился). В общем, локализация сделана по принципу «меньше смысла, больше шуток и политкорректности». Впрочем, удаленные версии можно посмотреть и на китайском языке — там все понятно без слов, ибо это все же комедия, и особой глубины диалогов от нее ждать не приходится.

    Что до фильма — то он очень китайский и очень смешной. Кому-то не нравится, что он не очень футбольный — но тут дело скорее в том, что задачи снять фильм про футбол и не ставилось. «Шаолиньский футбол» — это, в первую очередь, пародия на пафосные боевики про восточные единоборства; досталось и не менее пафосным японским файтингам. Зрелищный комедийный боевик с изрядной долей абсурда, с простой, но оригинальной идеей в основе — объединить футбол и восточные единоборства. Просто удивительно, как никому не пришло в голову снять что-нибудь такое раньше, еще во времена повальной моды на ниндзя, карате и кун-фу (во всяком случае, мне такие примеры неизвестны, только в сериале «Китайский городовой» был похожий эпизод, но с баскетболом).

    Конечно, по сути, «Шаолиньский футбол» — это треш, гротеск, клюква. Ни настоящего кун-фу, ни настоящего футбола вы здесь не увидите. Зато увидите мифических шаолиньских богатырей, доказывающих, что древние знания рано выбрасывать на свалку истории. Они еще послужат человечеству — и в бою, и в повседневной жизни, и… на футбольном поле.

    Итог: веселая комедия с безумными трюками и спецэффектами. В полной китайской версии — еще и касающаяся важной проблемы «теневой» стороны профессионального спорта.

  • Хеллбой II: Золотая армия Отзыв о фильме «Хеллбой II: Золотая армия»

    Боевик, Приключения (Германия, США, 2008)

    Вторая часть не хуже первой — впрочем, я и не сомневался. Даже напротив — получилась менее сумбурной в сюжетном плане. И злодей тут обладает какой-никакой идеей и логикой, по меркам комиксового злодея.

    Фильм еще более зрелищен и даже красив — на этот раз стилистика «Хеллбоя» разбавлена классическим фэнтези: дворец короля эльфов, троллеев рынок (особенно порадовал), хранилище Золотой Армии… Добавились и запоминающиеся, харизматичные персонажи. Эльфийский принц (главный злодей) — типичный гость из «темного фэнтези», изящен, эгоистичен и крайне жесток. Неудивительно, что несознательные зрительницы от него без ума; впрочем, ничего особенного в персонаже нет, но для «Хеллбоя» он весьма необычен. А вот другие члены его семьи более любопытны: Король эльфов… настоящий король эльфов, по-другому не объяснишь, а его дочь и сестра главгада исполняет в фильме роль образца женственности. Забегая вперед, как бы в противовес ей, Лизу сделали коротко стриженой стервой, мужиковатой и крикливой, что не добавило ей обаяния. Хотя, впрочем, какой еще может быть подруга Хеллбоя?

    Главный герой все тот же — храбрый, честный и самоуверенный. А вот Эйб на этот раз предстанет в новом качестве — у него появится подружка. Команда героев также пополнится: ее новым руководителем станет очень необычный гость из Германии — видимо, чтобы немцы не появлялись в фильмах про Хеллбоя исключительно в роди нацистов. Что ж, киборги и уроженцы Германии отныне реабилитированы в глазах зрителя.

    Похоже, сюжет фильма еще дальше ушел от сюжета комикса — что ж, такова воля автора, ведь сценарист у обоих воплощений Хеллбоя один. Парадоксально, но при этом некоторые моменты явно требуют лучшего знания вселенной «Хеллбоя» — например, монолог чудовищного Ангела Смерти в пещере. По-видимому, пояснения должны были быть в третьем фильме — но когда он будет?

    На этот раз, как водится, фильм как бы «корректирует» мораль первой части. То есть, быть крутым чуваком и плевать на тех, кто навязывает тебе свое мнение — это хорошо, но иногда это мнение можно и выслушать, вдруг в нем найдется рациональное зерно? Да и начальники (читай — старшие, ведь фильм по большей части подростковый) бывают разные, один идиот-бюрократ, а другой — батька-атаман. Для американских подростковых боевиков и комедий подобное «смягчение острых углов» в образе чересчур «крутого героя», похоже, вообще характерно — вспомнить хотя бы трилогию «Назад в будущее».

    Есть и более глубокая мысль — что бы ты ни делал для общества, всегда найдутся люди, для которых ты будешь всего лишь фриком, непонятным чудаком, уродом. Особенно, если ты делаешь что-то, что боятся или не умеют другие. Для ненависти людям достаточно того, что ты другой, не важно, в лучшую или худшую сторону отклонение.

    Итог: хороший кинокомикс с фэнтезийной атмосферой, достойное продолжение первой части.

  • Небесный тихоход Отзыв о фильме «Небесный тихоход»

    Военный, Комедия (СССР, 1946)

    Совершенно случайно посмотрел раскрашенную версию, волею судеб оставшись наедине с телевизором. Потом узнал, что, оказывается, раскрашенная версия даже ближе к оригиналу 1945 г. – сохранена озвучка и нет цензуры, в отличие от «восстановленной» версии 70-х.

    Какая-то странная получилась у создателей фильма война. Герои флиртуют, шутят, ведут себя даже несколько инфантильно. А главное – не чувствуется атмосферы войны. То есть летчики идут в опасный боевой вылет, как на обычную работу. Ощущения, что идут боевые действия, нет совсем. Есть где-то какие-то фашисты, их бьют, бомбят, а, в общем, жизнь продолжается. Причем экзальтации и пафосного героизма нет тоже. Словно бы перед нами не военные летчики, а, например, милиционеры вполне мирного времени.

    Но, в общем-то, все вполне понятно. Отчасти дело, конечно, в сталинской цензуре. Но больше – в жанре и целевой аудитории. Ибо перед нами типично девчачья романтическая комедия. Побольше песен – и можно было бы назвать ее опереттой. Почему такой несерьезный жанр – и такая серьезная тематика? Может быть, тема мирной жизни была несколько преждевременной – а над войной, выигранной, самое время было посмеяться, отогнать карнавальным весельем тяготевший четыре года над страной ужас. Да и разрядить чем-то пропагандистский пафос нужно было.

    Фильм, собственно, о том, что на войне важен каждый, и всегда есть место подвигу. Даже если ты пилотируешь фанерную «этажерку». Победа создается не самолетами, а смелостью, смекалкой и боевыми навыками солдат. Без солдата оружие само воевать не будет – а хороший специалист всегда выполнит свою задачу. На фронте больших и малых задач нет, каждая маленькая победа – это нейтрализованный враг и спасенные жизни соратников.

    Правда, навязываемая зрителю мысль «У-2 – тоже самолет» выглядела по тем временам довольно опасной, ибо странно, как в ней не углядели намек на недостаточную техническую оснащенность советской армии. Ну, действительно, фильм этот – просто какой-то рекламный ролик легендарного биплана. Впрочем, акценты смещены в сторону героизма русского солдата, да и новейшая техника постоянно мелькает на заднем плане. Да и У-2 – это не тот случай, когда может идти речь о технической отсталости. Просто ввиду уникальных ТТХ биплан не нужно было ничем заменять – для своих задач он, тихий, медленный и маневренный, подходил идеально.

    Ну и, конечно, это фильм про любовь. Но тут и говорить нечего – ясно, что свое обещание не смотреть даже в сторону девушек три друга-пилота будут выполнять с большим трудом. Ведь опасность обостряет чувства, а в авиации служит много красавиц…

    Итог: опереточный взгляд на войну, романтика с привкусом довоенного Голливуда и сила внушения, способная заставить зрителя податься в авиаторы. Неплохое кино – сейчас такое не делают.

  • Радиоволна Отзыв о фильме «Радиоволна»

    Детектив, Драма (США, 2000)

    Еще один голливудский фильм, направленный против философии фатализма. Уж сколько утверждалось, что человек – хозяин своей судьбы. И серьезно (даже пафосно) в «Терминаторах 1-2», и с юмором в трилогии «Назад в будущее». «Радиоволна» - не хроноопера и не боевик. Это фильм психологический, с минимум спецэффектов. Вместо машины времени у главного героя есть лишь возможность отправить радиосигнал в пошлое и предотвратить гибель своего отца. Но простая, на первый взгляд, задача, породила массу непредсказуемых трудностей…

    Мораль фильма – не нужно бояться трудностей и ответственности. Как бы ни было соблазнительно остановиться на полпути, и потом всю жизнь жалеть себя-неудачника, единственно верный путь – идти до конца. Ибо только победитель получает в жизни все. Не бороться, испугаться, остановиться на полпути – значит, лишиться шансов на победу.
    Несмотря на остросюжетность, позволяющую отнести «Радиоволну» к жанру триллера, фильм получился уютным и оптимистичным. Но нервы он может пощекотать, и не раз – сюжет развивается непредсказуемо. Иногда кажется – ну все, что еще плохого/хорошего может случиться? Только хронометраж фильма намекает, что игра с судьбой продолжается.

    Есть, впрочем у фильма и недостаток, касающийся фантастического допущения. Когда отец главного героя в «прошлом» начинает действовать согласно советам сына из «настоящего», то «настоящее», по идее, должно измениться мгновенно и одномоментно, в момент прекращения связи. Ведь изменения уже произошли! Однако в фильме «настоящее» меняется волнообразно, по мере развития событий в «прошлом». Но ведь в «настоящем» все эти события – дела давно минувших дней! А если это «прошлое» независимо – то изменения в нем порождают альтернативное «настоящее» и «будущее», не связанные с миром главного героя. Я не физик, и, может быть, есть какие-то научные объяснения всем этим феноменам, но мне это показалось странным.

    Глаз цепляется также за некоторую нелогичность персонажей в «детективной» части повествования. Отец главного героя ведет себя просто безрассудно, преследуя маньяка, маньяк тоже не слабо подставляется… Но, впрочем, интеллектуального детектива нам никто и не обещал.

    Итог: оптимистичная драма с простой жизнеутверждающей философией. С нелогичной фантастикой и нелогичным детективом в довесок.