Отзыв Zaraza о фильме «Жить»

Жить

Жить

Драма (Япония, 1952)

Рейтинг IMDB: 8.2 (76 581 голосов)

Ничегонеделанье в этом мире лучший способ удержаться на одном месте. Но разве в этом смысл жизни? Разве в этом?


Непросто сформулировать впечатления от этого фильма и сказать однозначно понравился он или нет. Определенно я не жалею, что посмотрела его и познакомилась с японским ретро. Однако после прочтения аннотации ожидала совсем другого. Я думала, нам покажут как умирающий старик в борьбе с бюрократизмом строит детскую площадку. В принципе можно сказать, что так и было. Вот только я совсем не ожидала, что главный герой умрет посредине фильма и все его мытарства мы будем узнавать уже после его смерти. Фильм в принципе и делится четко на две части. До смерти главного героя и после. И это очень странно. Я, пожалуй, не припомню ни одного фильма, где главный герой умер бы посреди фильма и дальше действие разворачивалось без него, правда, перемежаясь воспоминаниями о нем.

Что еще непривычно, так это гипертрофированная мимика актеров. Какое-то время у меня было четкое ощущение, что это комедия и кто-то ошибся, поставив тег «драма». Вскоре однако драма стала больше походить на драму, но вот привыкнуть к выпученным глазам главного героя я как-то не смогла. Толи это манера игры такая, то ли в принципе японцы вот так реагируют на горе. В общем отделаться от специфичной манеры игры не получилось.

Интересно, что фильм очень напоминает советские фильмы того же периода. Не могу точно даже сказать чем, ибо я в этом плохо разбираюсь. Может дело в том, что это в принципе типичная манера для того времени. Какая-то чистота кадра что ли, крупные планы. Да и темы взяты очень актуальные для советского кинематографа - смысл жизни и бюрократия. Очень была удивлена, узнав, что Куросава, оказывается, был вдохновлен на фильм повестью Толстого «Смерть Ивана Ильича».

К несомненным плюсам фильма можно отнести насыщенность бытом и традициями. Посмотреть на ту же поминальную церемонию очень интересно.

Идеально подходит для знакомства с классикой японского кинематографа