Отзыв Kvertoff о фильме «Пианист»

Пианист

Пианист

Биография, Военный (Германия, Франция, Великобритания, 2002)

Рейтинг IMDB: 8.5 (803 522 голоса)

"Пианист" - это такое кино, которое по умолчанию должно цеплять зрителей, поскольку в очередной раз поднимаются темы ущемления прав евреев во времена Второй мировой войны. Любой адекватный человек будет возмущен несправедливым отношением к людям какой-либо нации, унижениям и издевательствам, не говоря уже о массовом истреблении. Можно было бы упрекнуть Романа Полански в спекуляции на чувствах зрителей, что это делалось не только, как дань уважения жертвам холокоста, но и как замах на самые престижные кинонаграды. Но это было бы несправедливым суждением. Всё-таки для режиссера тема холокоста - это больная мозоль. Он и сам, имея еврейские корни, знает, что такое жить в гетто и прятаться от нацистов. Да и за основу фильма взята автобиографическая книга его соотечественника Владислава Шпильмана, которому чудом удалось выжить под носом у гестаповцев. Этот байопик об известном пианисте отличается от многих других военных драм.

Во-первых, мне нравится, что Полански не хотел делать черно-белое кино, как многие другие стараются тем самым подчеркнуть документальный характер. Мне гораздо проще погрузиться в атмосферу цветного фильма. Во-вторых, развитие событий было последовательным и реалистичным. Полански постепенно сгущает краски, когда немецкие оккупанты все туже закручивают гайки местным евреям. Возмущает и свод дурацких правил для них, и что в любой момент тебе могут дать по морде ни за что. Причем не только нацисты, но и свои же соотечественники, выполняющие функции патрульных. В-третьих, интересен образ главного героя. Вовсе не потому, что он какой-то известный пианист. Сначала он кажется вообще сторонним наблюдателем, что создает эффект более объективного восприятия тех или иных событий. Владека Шпильмана нельзя назвать героем военного времени. Это обычный талантливый парень, который покорно носит повязку на рукаве, соблюдает комендантский час и другие правила для жителей Варшавского гетто.

Героизм Шпильмана в его стремлении выжить. А самый главный плюс фильма в том, что он не о холокосте вовсе, а о том, что поддерживало в Шпильмане тягу к жизни, несмотря на то, что он потерял и дом родной, и всю семью, и положение в обществе вкупе с карьерой. Тем трогательнее смотрится момент, когда он в руинах перебирает пальцами в воздухе, мысленно проигрывая любимые мотивы Шопена. Тем напряженнее сцена, где гауптманн просит бродягу что-нибудь сыграть. Наверное, именно этот момент цепляет гораздо сильнее. Что отличает нас от дикарей? Способность ценить и чувствовать искусство? Если так, то со своей задачей Роман Полански справился отлично. Эдриан Броуди заслужил награду не только за работу над собой ради конечной цели, но и за то, что реально прожил роль своего персонажа на экране. Конечно, длинный хронометраж и морально тяжелая тема говорят не в пользу фильма, но посмотреть его хотя бы один раз обязательно стоит.

Дайте две
Вишлист:
sam

Ветка комментариев

Написать комментарий

все комментарии

  • 

    Ни один мужчина и ни одна женщина не должны ровным счетом ничего ни тебе, ни мне, ни кому-либо еще на основании шаблонов о гендерном поведении. Потому что это только твои шаблоны и не стоит навязывать их другим. Мне, может, нравится, чтоб женщина всегда ходила при макияже в вечерних туалетах на шпильках. Но я не говорю, что каждая женщина должна делать так.

    Если бы он не "хоронился по углам", то это была бы очередная бессмысленная жертва. То есть чужая смерть для тебя важнее чужой жизни? Да и вообще как можно называть человека трусом, когда ты даже отдаленно не была в подобной ситуации? По-моему, ты никогда не научишься ставить себя на место другого человека и попытаться понять его, а не осудить со своей колокольни.

    Я считаю ненормальным вообще измерять горе и считать, у кого больше было трупов. Какая разница с какой буквы пишется холокост? Важно, чтоб такого не было больше никогда и ни с кем.

  • Причем здесь макияж и гендерные шаблоны? Во время войны другие мерки.
    Женщины во время войны тоже боролись, и в тылу, и на фронте.
    Именно благодаря силе и смелости наши деды Родину защитили. А если бы каждый думал про великую ценность своих гениальных пальчиков/голов/ног/задниц, то мы бы вообще не родились на свет.

    Это не важно, была или нет я в подобной ситуации. Верное поведение очевидно.
    Вот скажи, кто у тебя вызывает уважение: солдат, спасший других ценой своей жизни или солдаты, обосравшиеся, когда они не смогли справиться со стрессом от пролетающего над их кораблём истребителя потенциального противника и уволившиеся из-за этого из армии?

    Я не измеряю количество трупов, я про то, что евреи считают себя лучше других наций и постоянно долдонят об этом.
    Разговоры про "миру-мир" - из разряда пафосных, которые королевы красоты с подиума вещают. А истинный мир творят вообще дипломаты. А если не они, то те, кто может грудью на амбразуру.

    Этот пианист доказал свою тухлую натуру и тем, что немца не разыскал, хотя у него были все возможности. Спокойненько поигрывал себе на рояльке, когда его спаситель гнил в тюрьме.

  • Он не был военным и не был дезертиром. Он был обычным гражданским человеком, которому повезло пережить войну. Поэтому осуждать человека за то, что он хотел выжить крайне глупо. Если бы у тебя был шанс выжить, разве ты не ухватилась бы за него?

    Зачем вообще сравнивать кого-то с кем-то? Все мы разные и каждый занимает свое место в обществе. Обществу нужны и люди искусства, и военные (хотелось бы, чтоб мы в них не нуждались, но это утопия).

    С чего ты взяла, что евреи считают себя лучше других? Они говорят о своей беде, о своем горе, что вполне логично. Если тебе кто-то жалуется на смерть родственника, то он типо считает его лучше всех остальных? Бред.

    Про тухлую натуру комментировать не стану. Ты осуждаешь людей. Я пытаюсь их понять. Спор бессмысленный, потому что у каждого свои цели. Поэтому и отношение абсолютно разное к ГГ.

  • Использовать в обычном споре такие слова как "крайне глупо", "бред", "ты никогда не научишься" - считаешь тактично?
    Я твое мнение подобными выражениями не характеризовала, заметь.

  • Я высказываю свое мнение, как и ты часто высказываешь свое. В чем проблема?) И да, я характеризую твое мнение, а не тебя лично.

  • Это нетактично, такими фразами характеризовать мнение оппонента.
    И вы мне ещё будете про тактичность напевать. Бревна у себя в глазу не видите.

  • Ты же сама высказываешь свое мнение в лицо, даже если это не всегда тактично. Но для тебя это является нормой. Вот и я высказываю свое мнение в лицо) В чем разница?

  • Я высказываю в лицо мнение по теме,и слова резкие бывают. Но не по поводу мнения кого-либо.
    Я не говорила таких фраз про твоё мнение, я ведь тебя ничем не задела, не так ли? Ни одним грубым словом.
    По мне, так "бред", "говоришь глупости", - это грубости. Я так не говорю никогда ни про чье мнение.

  • В этом нет ничего грубого. Если тебе так кажется, то могу уверить, что никакого негативного оттенка я в это не вкладывал. Твое мнение бредовым я не называл, а высказался по поводу конкретной аналогичной ситуации. Кстати, на вопросы ты так и не ответила, а просто переменила тему.

  • После слов "спор бессмысленный" нет ни смысла, ни желания его продолжать, не так ли? Поэтому и не ответила.
    Если я слышу такие слова, это сигнал о том, что оппонент "сдулся". И дальше последуют только оскорбления с его стороны, либо молчание.

  • Улыбнуло. Не думал, что произвожу впечатление человека, который будет опускаться до оскорблений из-за такой ерунды)) Если ты не забыла, то мы обсуждали фильм и ничего более))

  • Ну так я уже и увидела непристойности в виде ранее озвученных выражений.

    Если продолжать, то ты сам же не стал комментировать поведение этого человека. Сам не ответил на мой вопрос. Что ему помешало землю рыть, чтобы найти и помочь человеку, который его спас? Как ты его тут пытаешься понять? Что тут вообще понимать?
    Жизнь его наладилась и он забыл про человека, сделавшего ему добро. Человек быстро забывает добро, и долго помнит гадости. Гнусный человек, неблагодарный.

  • Если бы он забыл, то не пытался его найти. Да и вообще ты так говоришь, как будто немца наказали за помощь пианисту. Уж определись, справедливо ли наказывали наши деды нацистов или несправедливо))

  • Я говорю о том, что долг платежом красен.
    А у пианиста был только один шанс отплатить немцу за свое спасение. Ибо шансы на выживание немца были минимальные.
    А он профукал этот шанс. И человек погиб в тюрьме.
    Причем здесь нацисты и деды? Сейчас речь про отношения между пианистом и немцем.

  • Человек погиб в тюрьме, потому что человек был нацистом. И если он пожалел одного еврея, то это сути дела не меняет особо. Наказание он понес за свою должность. Почему пианист должен нести ответственность за судьбу гауптманна? И как бы он его вытащил? Сказал бы: "Отпустите его, норм чувак, он мне помог, сгубил, правда, еще несколько тысяч евреев, но просто работа у него такая"

  • Суть не в том, смог бы он его вызволить или не смог. Соль в том, что он даже не попытался это сделать, имея возможность. Он даже не дошёл до тех людей, у которых мог бы попросить скостить ему наказание.
    Повторяю, сейчас не говорю про тяжесть всей вины немца, а только про личные отношения.

  • Как не пытался, если он пошел его искать, когда ему сообщили, типо видели немца уже в плену русских? Но в лагере уже никого не было. У кого спрашивать? Где искать? Какие могут быть возможности у гражданского лица, если речь идет о военнопленном? Может, в Польше он крутой пианист и звезда, но вряд ли в Советском Союзе это имело значение для военных.

  • У звёзд больше возможностей, в том числе и международных.

  • Не думаю, что это тот случай, когда можно было бы что-то изменить. Попытался найти - да. Рассказал свою историю, что ему помогли - да. Если человека судят за убийство, то ты можешь дать ему отличную характеристику и рассказать, какой он добрый и отзывчивый был к тебе. Только вряд ли это будет иметь какое-то значение для суда.

  • Вот именно об этом и говорю. Сделать всё возможное он мог, но не стал.
    Кроме того, наши пленных не расстреливали. Немец просто умер в тюрьме. А мог получить, например, уменьшение срока и шанс выжить.

  • Сделал, что мог. Если тебе показалось этого мало, то оттого и отношение у тебя к нему другое. Я бы не назвал его ни мерзким трусом, ни неблагодарным.

  • То есть чужая смерть для тебя важнее чужой жизни?



    Ну а эту фразу врачу написать - это надо было не подумать.

  • Потому и странно, что врач говорит глупости))

  • Снова "глупости".
    Это только с "твоей колокольни" глупости и по твоей же логике.
    Как говориться, см. выше.

  • Ну, я же не претендую на истину))) Конечно, с моей колокольни мнение)

  • Тогда не переходи на личности, ибо мнение оппонента привязано к его личности, а не существует само по себе.

  • На личности я не переходил и не собирался. Просто выразил свое несогласие с твоим мнением, причем даже не говорил, что ты не права. Если высказываешь противоположную точку зрения, то наверняка готова, что кто-то может занять оппозицию.

  • Конечно, готова к тому, чтобы услышать аргументированные возражения, а не про то, какое мое мнение бредовое. Разницу чувствуешь?

  • Каждый видит то, что хочет видеть. Двойного дна в моих словах не было. И если ты говоришь глупости, на мой взгляд, в определенной ситуации, то это не значит, что я считаю тебя дурой.

  • Мне не важно, думает ли оппонент обо мне вообще что-то.
    Важно, как он ведёт дискуссию.

  • Здесь нет никакой дискуссии. Есть детские обидки на чужое мнение))

  • Тогда тоже буду считать ваши с медведем и заразой нотации про тактичность детскими обидками. ок)

  • Эммм... Какое они вообще имеют отношение ко мне и к нашему разговору? Я могу отвечать только за себя.

  • Забыл сколько раз про тактичность спорили? Что тактично, что нетактично. И с тобой тоже.

  • Они не участвуют в этом разговоре. Поэтому не будем делать выводы за них. Я, например, не обижаюсь, что у тебя другое мнение не только на фильмы, но и на жизнь. Ты высказала свое видение ситуации, я - свое. Никто никого не переубеждает, просто показывает и объясняет субъективное восприятие.

  • До этого разговора, в разных прошлых разговорах ты был вполне себе учтив, не позволял вышеозвучененных мной выражений, поэтому я несколько разочарована.
    Значит больше комментировать не буду.

  • Твое право и твой выбор.

  • И я уж никак не могу обижаться на чужое мнение, я его обычно хочу слышать и спрашиваю.