Отзыв ivan2543 о фильме «Чужой»

Чужой

Чужой

Научная фантастика, Ужасы (Великобритания, США, 1979)

Рейтинг IMDB: 8.4 (852 059 голоса)

«Чужой»… Что это название говорит мне? Пожалуй, то же, что Терминатор и жвачка «Турбо», приставка «Денди» и Черепашки-ниндзя, хэви-метал и мультфильмы в 15:20 по первому каналу. Одним словом – это часть моего детства. Хоть я и видел тогда этот фильм ровно наполовину, плюс концовку. И только сейчас пересмотрел полностью.

О значимости этого фильма говорить даже как-то нелепо. Сам образ ксеноморфа – до сих пор сверхпопулярный мем, слово «чужой» в русском языке обогатилось неожиданным новым смыслом. А сам фильм едва не закрыл навсегда тему космического хоррора в мировом кинематографе – просто потому, что сложно снять лучше. Зато породил массу продолжений и подражаний. За границу большого экрана ксеноморфы уверенно шагнули на страницы комиксов и геймерские мониторы. А узнаваемый стиль Ханса Руди Гигера, нарисовавшего Чужого и интерьеры звездолета Космических Жокеев буквально загипнотизировал всех художников и дизайнеров, перед которыми стояла задача изобразить что-то жуткое, чужеродное и мрачное – достаточно посмотреть на монстров игр серии Contra, интерьеры уровней Duke Nukem 3D, многочисленные обложки «металлических» музыкальных альбомов. Сейчас даже странно – ну, соединил художник отталкивающие черты человеческой анатомии с чертами насекомого и техноорганикой – и что? Правильно, с подачи Гигера сейчас так делает любой…

Фильм прост, как все гениальное – замкнутое пространство звездолета, несколько напуганных и дезориентированных космонавтов, и страшное плотоядное чудовище, хитрое и живучее. И все: остальное - талант создателей картины, которые сделали эту историю живой, увлекательной и пугающей.
Главное – это атмосфера фильма. То, как неторопливо и осторожно развивается действие, как постепенно и детально показывается вылазка на чужую планету, величественно и пугающе раскрываются колоссальные интерьеры чужого корабля, вызывающие смесь восторга с отвращением. Как плывут звездолеты в безвоздушном пространстве. Контрастом является паранойя и паника второй половины фильма – здесь сконцентрированы эмоции, безумная борьба за выживание.

Немаловажной является и роль спецэффектов в создании этой атмосферы – тут и техника будущего, хоть и тянущая по нашим временам на ретрофутуризм (что поделать, прогресса компьютерной техники фантасты предсказать не смогли), и инопланетные формы жизни, «в роли» которых оказались субпродукты со скотобойни (одна из причин их пугающе натурального вида). Убедительность происходящего на экране – крайне важна и для фантастического фильма, и для атмосферного «ужастика».

В общем, я очень рад, что наконец-то ознакомился с этим шедевром в спокойной обстановке и без рекламы. Правда, есть один парадокс: больше всего впечатлили те сцены… которые я уже видел в детстве. А вот часть фильма от середины и до развязки показалась мне какой-то скомканной. Видимо, сказался «синдром утенка».

Итог: надо ли что-то говорить о «Чужом»? Фильм-мем, фильм-эталон, фильм-эпоха. Лента, изменившая кинофантастику в частности и массовую культуру вообще. И пусть это просто качественное развлекательное кино (мораль в нем на уровне детской книжки: технику безопасности надо соблюдать, неизвестное может быть опасно, корпорации пойдут ради выгоды на все, что угодно, милитаризм – бяка), сам уровень качества делает его шедевром.