Отзыв Kvertoff о фильме «Япония»

Япония

Япония

Драма (Германия, Испания, Мексика, 2002)

Рейтинг IMDB: 6.9 (2 656 голоса)

На этот фильм я специально не стал писать отзыв по свежим эмоциям, потому что мне хотелось его переосмыслить, понять в чем его прелесть, что именно хотел выразить режиссер и к какой эстетике он тяготеет. Это мне нужно было для того, чтоб попытаться посмотреть на фильм глазами самого автора, поскольку я лично никакой прелести тут не нашел, за что можно было выдать награду на Каннском кинофестивале. В общем, я изучил несколько интервью мексиканского режиссера Карлоса Рейгадаса и убедился, что для меня это препротивнейший человек с огромным самомнением. Он часто признается, что черпает вдохновение в работах Тарковского. А вы наверняка сами знаете, что наш гуру авторского кино тяготел к подлинным фактурам и старался делать максимально реалистичную картину без вспомогательных выразительных средств.

В плане картинки Рейгадас действительно придерживается той самой натуралистичности, хотя ставить себя в один ряд с признанным мэтром, как минимум, нескромно с его стороны. Фильм хоть и выпущен не так давно, но передает атмосферу старого кино. Это серость, это тоска, это затхлый запах мелкой деревушки, передающий уныние. Главный герой приезжает в какую-то сельскую местность с целью покончить жизнь самоубийством. Но заботливая вдова снова прививает ему вкус к жизни, так сказать. Хотя я так и не понял, что именно заставило его переосмыслить свое решение. Само название к фильму никакого отношения не имеет и носит чисто метафорический характер. Ну, типо Япония - это страна восходящего солнца. И именно этим объясняется новый рассвет в жизни замкнутого главного героя. То есть здесь всего три вектора: смерть (начинается с самого начала кадрами обезглавленной птицы), религия (я считаю, что режиссер лукавит и намеренно эпатирует публику) и секс (это, пожалуй, самый мерзкий эпизод соития с престарелой девой).

Как объясняет Рейдагас, в его фильмах сюжет не нужен, потому что он истинный художник, а не рассказчик. А всё действие сводится к тому, что герои думают о таких вот ординарных вещах. И он, конечно же, вовсе не желает эпатировать публику скандальными кадрами. Как вы могли заподозрить, что он ищет себе такими путями дешевой славы? Просто многие кинокритики и зрители тоже мастурбируют и занимаются сексом в реальной жизни, поэтому нечего возмущаться, что точно такое же зрелище показывают на экране. Ну, знаете ли, Карлос, в реальной жизни люди и в туалет ходят, но вряд ли зрители желают наблюдать экскременты на экране. Во всяком случае, адекватные зрители без особых фетишей. Нет, ну, в этом фильме реально нет ничего особенного. Просто автор снимает крупные планы и делает многозначительные паузы с претензией на великое. Но по факту король-то голый!

Я высидел всё-таки до конца, хотя уже примерно на половине хотелось выключить эту претенциозную чушь. Но так и не увидел ничего, кроме самолюбования автора. В принципе, резонирующее название можно трактовать и по-другому. Якобы кино вышло по-японски медиативным и созерцательным. Ну, это если вы оптимист и для вас стакан всегда наполовину полон, а кино всегда наполовину концептуальное и авангардное. В любом случае, я открыл для себя новое имя в мире кинематографа, которое попадет в мой личный blacklist режиссеров.

MovieVision: Мексика
Совет: DownJ

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    Не, ну я согласна, что фильм так себе, но он запоминается всё-таки, а это уже что-то значит. Разве нет?
    Но я категорически не согласна, что ты занёс режиссера в черный список. Вот, например, фильм Безмолвный свет очень красивый, очень необычный, я просто насладилась им. Советую глянуть, хотя бы для сравнения.

    ЗЫ: фильм от Мексики на МВ:)

  • Мне настолько неприятно раздутое эго режиссера, что я вряд ли захочу знакомиться с другими его работами. Во всяком случае, если судьба не сведет повторно в каких-то играх)

  • Может быть это эго просто честолюбие? А благодаря честолюбию люди добиваются хороших результатов в профессии, поэтому не плохо, а скорее наоборот))

  • В нем слишком много отталкивающего пафоса. Если зритель захочет, он сам похвалит фильм. Не надо выпендриваться, что это типо кино не для всех, что его работы, как картины Рубенса, где важна фактура. Типо если кто-то другой напишет такой же сюжет, то на его работы вряд ли пойдут в Эрмитаж. Как-то нескромно ставить себя в один ряд с признанными деятелями искусства. ИМХО.