Отзыв esthocronna о фильме «Моя жизнь в розовом цвете»

Моя жизнь в розовом цвете

Моя жизнь в розовом цвете

Драма (Бельгия, Франция, Великобритания, 1997)

Рейтинг IMDB: 7.6 (8 020 голосов)

Без розовых очков
Не буду говорить, что фильм 'Моя жизнь в розовом цвете' Алена Берлинера мне кажется идеальным абсолютно во всём – он идеален не в большей степени, чем масса выходящих качественных фильмов, в техническом отношении он просто максимально качественен. А вот в посыле обществу – он бесподобен. И большего тут не надо. Попробуйте, найдите хоть что-то действительно похожее на этот фильм! Не найдёте. Агиток всяких в стиле «вы все – стадо баранов» немало. Но это совсем другое. Мало кто бы смог назвать ещё какой-нибудь фильм, которой бы получил рейтинг рейтинг R, при том что в нём отсутствует секс и какие-либо даже микроскопические элементы обнажёнки, в котором, за исключением пары пощёчин, нет никаких сцен насилия, в котором ни о каких наркотиках речи не идёт, в котором никто не умирает и не калечится. Да, это рейтинг R, не вполне справедливый, но реальный. Против него протестовали, но безуспешно.
Всё из-за крайне неприятной темы – темы трансгендерности. Она практически всегда сопровождается всем тем, что нужно для рейтинга R, а часто и для NC-17. И тут появляется фильм, в котором эта тема представлена без всего этого. И представлена она тут ребёнком допубертатного возраста. С маленькими, несчастными детьми эта тема у общества при слове «транссексуальность» ни разу не ассоциируется. Обыватели, цисгендеры, даже не сразу понимают, о чём идёт речь. Очень опытный критик Роджер Эберт, смотревший кучу фильмов про то, какие существуют транссексуалы (взрослые), но, тем не менее, не имеющий никаких реальных познаний в этой области, начинает гадать, кем же вырастет Людовик Фабр в будущем, и гадает не в том направлении.
Не сразу рейтинг R появляется в жизни трансгендерных женщин. Сначала, как правило – детство, уютная постель, игрушки. Мечты о прекрасных феях. У разных женщин мечты разные, конечно. Чьи-то мечты могут и не вписываться в гендерные стереотипы общества. Но одна вещь в их мечте общая. Цисгендерные женщины её не замечают – она у них сама собой разумеется. А вот трансгендерным женщинам эта одна-единственная вещь, подобие которой они получают далеко не всегда, ломает жизнь. Эта вещь – собственное тело. И действительно – наркотиков, жёсткого насилия, проституции и многого другого в этой истории нет. Но только пока. Рано или поздно наступает день, когда прекрасные феи покидают ребёнка. Это пока что тебе кажется, что у тебя, как у всех девочек, наступают месячные. Дай Бог, чтобы на самом деле это не была проблема с печенью, с почками или чем-то ещё, что осложнит тебе приём эстрогенов и антиандрогенов.
«Моя жизнь в розовом цвете» - первый и, видимо, последний на сегодня (не ставлю 'Сорванец' Скьяммы в таковые - там всё очень неопределённо) художественный фильм, в котором качестве главного героя чётко обозначен ребёнок с трагической болезнью F64.21, расстройство гендерной идентичности в детском возрасте транссексуального типа, которое во взрослом возрасте будет под кодом F64.0, то есть транссексуализм. МКБ-10 как бы разграничивает эти две вещи. Это всё политика. Психиатры отнекиваются, говорят, что нельзя просто так взять и определить транссексуализм в детском возрасте. Хотя по сути дела, душа у человека одна и тело одно, и от каких-то цифр в медицинской книжке – ничего не изменится. Просто на неосведомлённого ребёнка давить легче, только бы не дать получить ему то, что он хочет. Класс F в МКБ предназначен для классификации психических болезней. Но психа мы не видим! Мы видим очень несчастную маленькую девочку. Совершенно адекватную. И целую кучу не вполне адекватных людей вокруг. Неадекватен тот мир, в котором она живёт. Мы смотрим и прекрасно осознаём, что стадо баранов вокруг с точки зрения психиатрии, с точки зрения обывателя являются людьми психически нормальными. И возмущаемся.
Фильм таки выпущен на DVD в России. Мне при просмотре на русском пришлось несколько раз не поверить своим ушам, и, как оказалось, не без причин. Понятно, что в нашей стране всё переводят через пень-колоду, но тут уже возникает впечатление, что перевод тут делается под гнётом цензуры. В гендерном вопросе цензура, как мы понимаем, жива. Ещё не так давно в иноязычных версиях аниме «Сейлор Мун» стали из мальчиков делать девочек, из девочек мальчиков, чтобы не вписывающиеся в нашу гендерную модель общества персонажи не стали, не дай Бог, примером для детей. У нас тогда поступили мягче, решили только некоторые фразы изменить. Но дети-то не слепые, и от того что кто-то к фразе «Я вас любил» добавляет «как отца», внешне очевидно гомосексуальные отношения не перестанут быть гомосексуальными. И тут в точности то же самое. Положим, перевод «mon enfant» как «мой сын» в финальной сцене ещё можно объяснить халтурой, ибо, в большинстве сцен (но не в этой) такое допустимо. Однако как может беспристрастный переводчик, даже халтурщик, фразу «Je voulais me faire belle» перевести как «Я хотел быть красивым»? Мальчики не могут хотеть быть belle. Это слово женского рода. Принципиальный момент. Русскоговорящий обыватель смотрит и ничего не замечает. Но это не значит, что это не заметят те, кого такие вещи будут изначально принципиально волновать. Например, те, кому с детства запрещали быть belle.
Потрясающая игра Мишель Ларок, Жана-Филиппа Икоффи и маленького Жоржа Дю Френа. Потрясающая музыка, проработан каждый эпизод. Невероятная цветовая гамма, которая меняется на протяжении фильма. Ален Берлинер проделал потрясающую работу над картиной – вроде бы всё просто, местами даже по-детски, но всё при этом удивительно отшлифовано, никаких фальшивых нот.
В России этот фильм нужен. Идея этого фильма является ночным кошмаром для многих, достаточно включить телевизор, особенно первые федеральные каналы с их откровенно пропагандистским настроем. Про разрушение семей кричат, про ювенальную юстицию. Но весь парадокс в том, что фильмов, которые бы больше, чем этот, стояли на защите семьи, нет! «Семейные ценности», которые проявляются фразой на уроке «Можно мне отсесть от Людовика – я не хочу попасть в ад» из уст семилетнего мальчика – это как раз и есть то, что рушит семью. Это то, с чем сейчас нужно всеми силами бороться. И это то, что яро, с пеной у рта, отстаивают сегодня у нас под видом защиты семьи. Сегодня семьёй называют ту модель, в которой процветает насилие, догматика – религиозная и не только. Вот потому дети и кончают с собой.
Поэтому этот фильм я настоятельно рекомендую каждому от всей души. Настоящий шедевр в защиту семьи и её ценностей. Картина, которую сейчас как никогда нужно смотреть всем. А для меня - лучшая из всех, что мне когда-либо доводилось смотреть.

P.S. Рецензия была написана мной на почившем Кинопоиске. Авторство можно подтвердить.