Отзыв Aeditumus1959 о фильме «Портрет в сумерках»

Портрет в сумерках

Портрет в сумерках

Драма (Россия, 2011)

Рейтинг IMDB: 6.5 (606 голосов)

Ветер мысли
Учитель показал ученикам колеблющийся на ветру флажок и спросил:
-Что это?
- Это ветер колеблет флаг, - сказал один.
- Нет это флаг колеблется на ветру, - сказал другой.
- Вы оба неправы, - сказал учитель, - это движется ваша мысль.

Портрет в сумерках, или Циклическая патология.

После таких зрелищ как «Портрет…» возникает мысль, что ситуацию можно исправить только напалмом. Последний раз такое же чувство праведного гнева я пережил на фильме «Географ глобус пропил» Велединского (с которым я в детстве соперничал за место вратаря в команде по водному поло). Отсутствие малейшей тени намёка хоть на какое-то подобие положительного персонажа в этих кинокартинах отнимает даже иллюзию надежды на наше светлое будущее. Остается напалм, только напалм. Потому что потоп уже был. Не помогло. Вернее помогло, но не надолго, требуется нечто более радикальное.
Тотальный диагноз – поголовная атрофия души. Последние времена – это когда люди окончательно утратят способность любить. А других-то в фильме и нет.
Милосердия нет и, наверно, не будет,
Сожаление скрылось за лжи пеленой.
Стали клонами Зла безразличные люди
И, наверное, Время тому лишь виной.

Люди стали безмолвны, тверды и бездушны,
Атрофия души и душевная смерть.
Ничего в этом мире им больше не нужно.
Не дано человечеству больше прозреть.*

Некому сострадать или сочувствовать. Никто не вызывает обычной человеческой симпатии. Главная героиня настолько утратила ощущение жизни, что обычный адюльтер её не вдохновляет. Но ей повезло. Её серые будни и хроническую анемию несколько оживило групповое изнасилование, после которого она открыла для себя таинственный мiр сексуальных перверсий и вступила в ряды преданных адептов учения Леопольда фон Захер-Мазоха. А заодно приобрела некое подобие стокгольмского синдрома, ощутив глубокую и нежную привязанность к своему мужественному насильнику.
Всё, однако, сложилось удачно, совместимость у них оказалась стопроцентная – у парня обнаружились изрядные садистские наклонности. А с милым, как говорится, и рай в шалаше. Поэтому Марина (так зовут героиню Дыховичной), не раздумывая, свалила из своего элитного жилища и от маргинально интеллигентного, желеобразного супруга к брутальному жлобу в его засранные трущобы с престарелым дедом-маразматиком и укуренным до вегетативного состояния братаном.
Финал этой идиллии вы можете узнать сами, если, конечно, вас заинтересовала коллизия сюжета. Меня, честно говоря, изрядно гнобит подобная чернуха. Но я досмотрел, в тщетной надежде на экстравагантную развязку.
Самый светлый момент фильма – «чудо» на крыше, когда новообретённый хахаль, угощая Марину пивом, протягивает ей полбутылки, а она, отхлебнув, возвращает ему !!! целую. Такова творящая чудеса сила проснувшейся в ней страсти. Шутка. Это просто технический ляп создателей.
Фильм завершает символичный кадр: две тёмные одинокие фигуры, бредущие в сумерках по обочине дороги в никуда. В никуда – потому что авторы и сами не видят никакой перспективы, и нам, соответственно, предложить ничего оптимистического не могут. Ergo, напалм, как и было сказано с самого начала.
P.S. Если кто не понял, какая связь у этой эротической драмы с «Географом…», повторяю: чернуха.
А прилагательное «циклическая» в заголовке появилось из-за обратимости причинно-следственной связи социальных и личностных извращений.

*) Взял строки с форума OTTO DIX (так и не понял, кто Автор).