Отзыв 48olya о фильме «Звездочки на земле»

Звездочки на земле

Звездочки на земле

Драма, Музыка (Индия, 2007)

Рейтинг IMDB: 8.2 (188 158 голосов)

Когда-то давно индийское кино начинало с добрых комедий, но со временем театрализация и нелепые песни-танцы задавили реализм и юмор ранних фильмов. И вот – «Звездочки на земле», фильм 200..года. Похоже, индийское кино пытается вернуться к своему «изначальному» доброму реализму. Хотя длинные музыкальные номера по-прежнему есть, но они не сильно портят общее впечатление, а индийцам это необходимо – созерцать чувство, эмоцию. Аамир Кхан – опытный артист, продюсер, для него этот фильм режиссерский дебют, и этот фильм можно считать его бенефисом. Он из семьи профессиональный кинематографистов, политиков и учителей. И он этим фильмом выразил свое мнение о системе образования.
Проблема – школьник лет 8 не справляется с обучением, из-за неуспеваемости у него портится дисциплина, и родители отправили его в частную закрытую школу со строгим уставом. Там ему стало по-настоящему плохо
То есть сюжет полностью педагогический. И Аамир Кхан выступает – очень ясно и талантливо – против обезличивания в процессе обучения, за индивидуальный подход. Мне попалось сравнение с «Миллионером из трущоб», дескать, там глобализация, а здесь в «Звездочках..» - «просто жизнь». Странно… Да здесь показана такая «простая жизнь», что пропитана буквально глобализацией, точнее, её влиянием на Индию. В конце концов, где глобализация в «Миллионере…»? Там неравенство, бесправие и насилие…В Индии этого хватало без глобализации. А вот проблемы как у семейства Авасти возникла только под влиянием глобализации.
Сама такая семья, вроде бы очень обычная, сформировалась под давлением глобализации: богатые семьи стесняются заводить много детей, не больше двух, но мальчиков, потому что девочки не нужны, от них стараются избавиться, - и вот вам семья с двумя сыновьями. Уклад семьи полностью подчинен проблемам конкуренции: надо выдержать, надо успевать, надо соответствовать,…потому что глобализация ужесточает социально-экономическую конкуренцию и между людьми, и между странами. Отец и старший сын как солдаты рано утром поднимаются, и включаются в то, что американцы называют «крысиные гонки» или «тараканьи бега». Или школа, в которую перевели мальчика, - это же калька с английских элитарных школ. ..И даже сама проблема – Ишан не может читать, но у него хорошие художественные способности, а если учесть, что Индия – лидер в производстве программного обеспечения и компьютерной графики, то терять мальчика-художника для неё непозволительная роскошь, потому что ей много художников надо. В этом пафос фильма.
Но и национальное, глубоко индийское в фильме есть. Как учитель Рам Нипур возмущается усредненной системой обучения: «Ведь даже пальцы на руке разной длины, так нет, от детей требуют, чтобы все были как большой палец». Сразу вспомнился Шива и как из него люди породились: из головы – брахманы, из плеч – кшатрии, и так далее…Рам Нипур – очень прогрессивный и гуманистичный интеллигент, но в своих рассуждениях апеллирует к древнеиндийским архетипам, и здесь он стопроцентный индус.
Все заканчивается хорошо для Ишана.
Появился новый учитель Рам Нипур, он понял психологические причины неуспеваемости Ину и взялся с ним позаниматься. За полгода выровнял его. Ишану повезло.
А каковы шансы у ребёнка из жизни, что ему повезет, как Ишану?
Для этого нужно:
1) чтобы у учителя был достаточный уровень компетенции, а в советское время обучались в основном общей психологии, и очень мало – отклонениям в детском развитии, а ведь в наших школах работают в основном люди, окончившие вузы в советское время;
2) чтобы у учителя были силы и время для дополнительных занятий. У молодого парня Рама Нипура все это есть. А у современных учительниц, про которых один директор сказал «это старые усталые женщины», есть ли?
3) Мотив у учителя должен быть: Рама Нипура пригласили поработать в частную мужскую школу. В таких школах и платят намного больше, и работать интереснее – там же учатся мальчики с характерами из богатых семей, то есть будущие хозяева
Индии. Любому учителю хочется поработать в такой школе. А если он вытащит такого ребенка, как Ишан, на приемлемый уровень, то это лучшая рекомендация для любого педагога. Это же высший учительский пилотаж!
Вопрос: у современного российского учителя есть ли всё это для индивидуальной работы: компетентность, время и силы, мотив?
Подобные проблемы свойственны, наверное, всем системам образования, а не только индийской или российской. Это, что называется, глобальная проблема.
Аамир Кхан создал замечательный фильм! Актеры играют безупречно, особенно исполнитель роли Ишана. Особенно интересен фильм современным состоянием Индии. Кхан хотел дать рекомендации, а получились скорее вопросы без ответов.

Комментарии

Написать комментарий
  • 
    Похоже, индийское кино пытается вернуться к своему «изначальному» доброму реализму.


    Похоже, такие осторожные выводы вы сделали только по одному фильму. На самом деле ничего Болливуд не "пытается", а ДЕЛАЕТ! Сейчас выходит много немузыкальных индийских фильмов и даже в стиле арт-хаус есть. Фантастика, боевики, детективы, биографические и исторические фильмы - на любой вкус и цвет! И лично я не вижу ничего плохого в музыкальных мелодрамах и комедиях Болливуда. Отличный контраст с пессимистичными гипер-реалистичными фильмами других стран.