userpic
Anais-Anais
10
  • 24 октября 2013 г., 13:30

Удивительно, что такой по-хорошему «женский» фильм снял режиссер-мужчина. Впрочем, гений - он на то и гений, чтобы проникать в души людей вне зависимости от пола и возраста и передавать потом другим людям свои образы и впечатления. Как мне кажется, в этом фильме Озон выступил наследником великих французских философов - экзистенциалистов, его юная героиня не столько «молода и прекрасна», сколько умна и бесконечно одинока. При этом она одинока не в социальном, межличностном смысле, а в философском, экзистенциальном. Трагедия Изабель в том, что уже в ранней юности, когда девушки и юноши ищут прежде всего различных социальных связей, в особенности, эротических и любовных, она бессознательно хочет лишь близости душ и, что самое печальное, понимает невозможность исполнения своего желания, она чувствует и полностью осознает одиночество человека в мире и не знает, как дальше жить с этим осознанием. Открытие своей сексуальности вроде бы дает Изабель какую-то надежду на сближение с Другим, но уже в начале фильма в сцене первого сексуального опыта на пляже героиня понимает, что сближение и узнавание друг друга в сексе – это иллюзия. Кадры, где Изабель как бы раздваивается и смотрит на себя, лежащую в объятиях Феликса, со стороны – ключ к пониманию как мотивов поступков героини, так и фильма в целом. Уже только за эти кадры я, как женщина, готова поставить фильму высший балл. Изабель понимает, что даже в случае влюбленности партнера в нее, чудо невозможно, и она так или иначе в сексуальных отношениях с мужчиной останется объектом, посредством которого партнеры будут получать удовольствие. В дальнейшем, ближе к концу фильма, отвечая на вопрос психолога, почему же все-таки она решила заняться проституцией, Изабель отвечает: «Так было проще». И действительно, если уж быть «объектом», то гораздо проще и удобнее расставить все точки над I и назвать вещи своими именами: клиент получает удовольствие, юная Изабель – деньги. Отдельный момент – тот факт, что Изабель не интересуют деньги, она не бежит на эти деньги покупать упоминаемые подружками сумочки Prada и дизайнерские шмотки, ей все это безразлично. Деньги в данном случае символ того, что не только клиенты, но и сама Изабель от секса что-то получает, гарантия некой «справедливости». Итак, испытывая экзистенциальное одиночество и делая свободный осознанный выбор в лучших традициях философии, героиня должна была неминуемо столкнуться с важнейшей экзистенциальной категорией – смертью. И смерть старого Жоржа, человека с которым Изабель сблизилась больше всего из мужчин, с кем было по ее словам «наименее неприятно, так как его интересовала она сама» заставила Изабель испытать страх собственной смерти, конечность жизни и еще раз подумать о том, что мы мы всего лишь временные гости в номерах отеля жизни, что умирать, (как и жить) придется в одиночестве. Думается, именно поэтому, а не от ощущения «аморальности» своего занятия, Изабель прекращает занятия проституцией. Позже, когда правда о тайной жизни героини выходит наружу, Изабель предпринимает еще одну попытку убежать от вечных проблем и вернуться в мир «нормальных людей» - заводит «нормальный» студенческий роман с сокурсником – гуляет с ним по романтическим мостам через Сену, знакомит с семьей, но… ощущение себя как «объекта» использования в сексе никуда не девается, кроме того, появляется ощущение «ловушки» - вот он, рядом, парень, который ее использует, не пытаясь понять, вот семья, которая полностью одобряет и приветствует такое использование, еще чуть-чуть и дверь ловушки захлопнется, и может начаться унылая семейная жизнь, где все это будет «узаконено»… И Изабель снова достает «секретную» симку, с помощью которой связывалась с клиентами… Финал фильма прекрасен и символичен – Изабель встречается с женой Жоржа (чудесная роль Шарлотты Рэмплинг), мудрой женщиной с остатками былой красоты. Чуть ли не единственная сцена человеческой близости в фильме – две женщины в гостиничном номере на кровати безо всякого намека на эротику. Как ни удивительно, кажется, что именно героиня Шарлотты Рэплинг глубже и лучше всего понимает юную Изабель ведь она и сама была в свое время молода и прекрасна и, что самое трагичное, так же умна…

Комментарии (25)



Представила. И что? Помните что случилось, когда Изабель попыталась стать "нормальной", стала встречаться с парнем?

Ну и потом, а почему вы решили, что Озон предлагает решение проблемы? И должен ли он его предлагать?

Во-первых, сомневаюсь, что представили.
А, во-вторых, получается, что вместо того, чтобы искать круг интеллектуального общения, где ее будут ценить не только как женщину, Изабель вдруг непонятно отчего решила пойти в проститутки.
Почти у половины женщин первый оргазм наступает только через несколько лет после начала сексуальной жизни. И что теперь? Они должны отдаваться первому встречному из-за этой трагедии?

Массовое сознание таково, что только половина его рациональна. Другая половина мыслит образами. И важнейший поставщик этих образов – кино.
Вспомните «Король-рыбак», к чему могут привести изыски самовыражения. Поэтому и на Озоне, и на фон Триере лежит определенный груз ответственности.
Наивысшая степень свободы, когда разрешено все, что не причиняет вред другим. И общество не случайно не приемлет предлагаемый Озоном путь. Слишком хорошо известны последствия такого образа жизни.
И кстати, фон Триер прекрасно показал, что беспорядочные связи только усиливают потерю чувствительности.

Во-первых, вы меня совершенно не знаете, зато выражаете сомнения относительно того, что и как я представила.) Как-то это не очень ... рационально.

Во-вторых, у меня складывается ощущение, что вы не читали мою рецензию, где я как раз-таки и пыталась объяснить, почему (с моей т.з., разумеется) Изабель занялась проституцией. Если для вас это "непонятно отчего", то, боюсь, я не смогу уже ничего добавить.

Почти у половины женщин первый оргазм наступает только через несколько лет после начала сексуальной жизни. И что теперь? Они должны отдаваться первому встречному из-за этой трагедии?


Т.е. лучше отдаваться знакомому и бесплатно, чем клиентам за деньги?)

И еще раз, если для вас этот фильм об "отсутствии оргазма", то наше понимание фильма слишком слишком разное, чтобы имело смысл его обсуждать.

Другая половина мыслит образами. И важнейший поставщик этих образов – кино.


Мыслят люди мозгами (при наличии), при отсутствии не спасет ничего, даже просмотр самых высокодуховных и наполненных гуманизмом фильмов.

И кстати, фон Триер прекрасно показал, что беспорядочные связи только усиливают потерю чувствительности.


Я читала ваш отзыв. Для меня фильм совсем о другом.

Фильтр