Отзывы zzzloba — стр. 2

  • Обыкновенные люди Отзыв о фильме «Обыкновенные люди»

    Драма (США, 1980)

    Никогда бы не подумал, что тихую семейную драму предпочтут такому мощнейшему эпику как "Бешенный бык". И все же, Оскар отдали именно "Обыкновенным людям". Самое странное, что это действительно отличный фильм, сложный и пронзительный, несмотря на всю постановочность. Каждая семья несчастлива по-своему и каждая семья свое несчастье переживает уникальным образом. Роберту Редфорду в своем дебютном фильме хватило смелости заглянуть за ширму фальшивых улыбок и пустых разговоров о том, какая сегодня на улице плохая погода и как дела у коллег по работе.

    Режиссеру удалось вытащить на суд зрителей то, о чем предпочитают не говорить вообще, но что рано или поздно переживает каждый: смерть близкого человека. Причем героями фильма становятся не выдающиеся музыканты и спортсмены, не политики и космонавты. А самые обычные люди, такие же, как и зрители. Более того, смерти наплевать, кто перед ней, поэтому и политики и космонавты при просмотре этого фильма также станут обычными людьми. И окажется, что за ширмой фальшивых улыбок и пустых разговоров на самом деле бушуют страсти и кипят нервы. И с виду самая обычная семья после смерти старшего сына раскалывается на обособленные части, когда никто не понимает друг друга и даже не пытается понять. Блестящая роль Тимоти Хаттона, персонаж которого винит себя за смерть брата и после попытки суицида и шоковой терапии в клинике пытается снова научиться жить и чувствовать себя человеком. Страшно возвращаться к жизни после потери. Но ещё страшнее - жить без настоящих чувств.

  • Любовь и смерть Отзыв о фильме «Любовь и смерть»

    Комедия (Франция, США, 1975)

    Лучший фильм Вуди Аллена, на мой взгляд. Абсолютный шедевр в духе лучших абсурдных комедий братьев Маркс и Монти Пайтонов. Особенно приятно то, что пространство фильма - это пространство классической русской литература 19 века, а за основу взят сюжет самого главного русского романа, "Война и мир". Главного героя, как обычно мечущегося труса и интеллектуала, играет конечно сам Вуди Аллен, и он категорически отказывается участвовать в войне с Наполеоном. Но, как и в "Бананах" его неизбежно затягивает во все возможные сюжеты русской культуры, включая дуэль, тюрьму и расстрел. Не забывает он и о любви к Соне, блестяще сыгранной Дайан Китон, которая в лучших традициях загадочной русской души ищет настоящую любовь и спит со всеми подряд.

    "Да, Леонид, я знаю что была тебе не лучшей женой. Могла бы быть добрее к тебе, чаще заниматься с тобой любовью. Хотя бы один раз".

    Очень смешной фильм, дерзко срывающий все наслоения пафоса с классической литературы. Удивительно, как Вуди Аллену удалось так хорошо изучить наших классиков и культуру, но попадания стопроцентные и оригинально обыгранные, чего почти никогда не бывает в американских фильмах о России. Герои рассуждают о пшенице и страданиях, перечисляют все романы Достоевского, едят снег и ходят по театрам. К этому фильму ближе всего, по-моему, определение "Смысл жизни по Вуди Аллену", хотя шедевр Монти Пайтонов появился немного позже. Искать глубокие смыслы здесь необязательно, зато можно получить громадное эстетическое и интеллектуальное удовольствие от юмора (местами даже очень пошлого) и жонглирования главными идеями русской философии.

    картинка zzzloba

    - Ты был моей величайшей любовью!
    - Вообще-то я уже умер.
    - И каково это?
    - Каково? Помнишь цыплят в ресторане Трескова? Так вот это ещё хуже.

  • Лоуренс Аравийский Отзыв о фильме «Лоуренс Аравийский»

    Биография, Военный (Великобритания, 1962)

    Мне пока не удалось ничего, что было бы на уровне «Лоуренса Аравийского».
    Стивен Спилберг

    - Никак не разберу, это у вас манера такая, или просто не все дома?
    - У меня та же проблема, сэр.

    Потрясающий, волшебный фильм. Может быть на меня так действует очарование Востока, но этот фильм производит впечатление магической арабской сказки с бесконечной пустыней, потрясающей музыкой и удивительным главным героем, для которого "ничто не предначертано". Снятый с голливудским размахом, "Лоуренс" ни в один момент не скатывается в стандарт. Что уж говорить, в трехчасовом фильме о Первой мировой войне экшн сцены постоянно остаются где-то на фоне и занимают от силы минут 10. Но при этом смотрится все дико интересно. Каким образом это удалось Дэвиду Лину - большая загадка.

    Но успех фильма был бы невозможен без гениальной игры Питера О'Тула, который, при всем моем уважении к Грегори Пеку в "Убить пересмешника", обязан был получать Оскар за эту роль. Для меня эта роль однозначно стоит в одном ряду с Де Ниро в "Бешенном быке" и Дэй Льюисом в "Нефти". Навскидку трудно даже предложить что-то ещё настолько же впечатляющее. Сумасшедший британский офицер Лоуренс движет народами, метаясь как стихия по пустыне, и никак не может найти свое истинное предназначение. Он способен всем сердцем разделить судьбу чужого народа, преодолеть в себе все человеческое, переписать свою судьбу. Он одержим духом приключений и игры со смертью, как и его любимые "детки" - безжалостные арабские племена. Для них он - мессия, и никак не меньше.

    картинка zzzloba

    "Лучшие из них придут не ради денег. Они придут ради меня."

    Но причудливые переливы характера главного героя, напоминающего блаженного странника из произведений Лескова, не дадут ему покоя до самого конца. Будет и много врагов, и страшное разочарование, и много крови, и нелепая катастрофа, с которой начинается фильм. Жизнь не дает никаких ответов, а счастье игриво ускользает, когда герой прекращает свои странствия и борьбу. Грандиозный фильм, однозначно один из лучших в неоднозначном 20 веке.

    - Мы не можем возвращаться, мы погибнем!
    - Я могу.

  • Манхэттен Отзыв о фильме «Манхэттен»

    Драма, Комедия (США, 1979)

    "Я развелся потому что моя жена бросила меня ради другой женщины. Не знаю, по-моему я воспринял это довольно стойко. Я попытался задавить их обеих машиной".

    Говорят, комедия - самый сложный жанр в кино. Если это так, то Вуди Аллен - самый гениальный режиссер. Потому что количество отличных комедий с его участием в качестве актера\сценариста\режиссера превышает все допустимые нормы. А в расцвете творческих сил он способен рассмешить любого. Проблема в том, что расцвет его творческих длится уже почти 40 лет и не собирается заканчиваться.

    картинка zzzloba

    "Если бы она ещё раз сказала Берхман, я бы вышиб ей контактные линзы".

    "Манхэттен" - это своеобразное подведение итогов жизни и творчества, когда кажется, что лучшая часть жизни уже позади, но ещё хватает смелости посмеяться над собой. Сюжет незамысловатый: люди сталкиваются как бильярдные шарики, влюбляются, ссорятся, расходятся и сходятся снова. И так до бесконечности. Правда в отличие от создателей паршивеньких сериалов, настоящий мастер всегда знает, где нужно остановиться.

    "Когда тебе будет 36, мне будет 63. Ты будешь в расцвете сексуальных сил. Ну конечно, я наверно тоже. Я немного задержался".

    Фильм подкупает своей легкостью и непринужденностью. И какой-то парадоксально удивительной жизненной силой, поскольку состоит из самых несущественных эпизодов. Мимолетные диалоги, встречи на выставках, в кино, серьезные разговоры о Бергмане, смысле жизни и оргазмах... Очень редко встречается кино с такой свободой самовыражения.

    "Мой худший оргазм был, когда я испачкал деньги".

    - А что говорит твой психоаналитик?
    - Он в коме после неудачного приема ЛСД

    Но именно такие незначительные эпизоды чаще всего врезаются в память. Комический герой Вуди Аллена, в котором он безусловно видит самого себя, соткан весь из таких эпизодов. Он полон претензий к жизни, он постоянно чем-то недоволен, он цинично воспринимает отношения и не верит в чувства. Как замечает его подруга, он переносит свои личные проблемы (и не только в постели) в области глобальных философских концепций. И за всеми размышлениями о Бергмане и Фрейде чуть не теряет главное счастье в своей жизни.

    - По-моему 17 лет не так уж мало. Кроме того, она умная девочка.
    - Да, могло быть и хуже. И у него бывало хуже!

    Недаром "Манхэттен" считается одним из лучших фильмов Вуди Аллена. В нем он полностью соответствует главному принципу комедии, заложенному его любимыми братьями Маркс - это темп. Персонажи выпаливают диалоги как из пулемета, шутки сыпятся градом, а промежуточные сцены сделаны только для того, чтобы перевести дух.

    "Вы знаете, который час? Если я не посплю 16 часов, я труп".

    "Ты говоришь, что хочешь написать книгу, но вместо этого ты покупаешь порш. Ты немножко обманываешь Эмили, ты немножко морочишь меня. А там глядишь, ты стоишь перед Сенатской комиссией и называешь фамилии своих друзей".

    И только один персонаж не участвует в этом потоке юмора и интеллектуальных рассуждений - 17-летняя девочка, искренне влюбленная в главного героя, так похожая на героиню из "Сладкой жизни" Феллини. Только после ее фразы "ты должен немножко больше верить в людей" он не находит слов для ответа. Темп останавливается, назад уже не вернуться. Вдали виднеются очертания города, играет мелодия Гершвина... Ведь 6 месяцев это не так уж много, если любишь по-настоящему?

  • ...А зори здесь тихие Отзыв о фильме «...А зори здесь тихие»

    Военный, Драма (СССР, 1972)

    Неприятно это осознавать, но есть в кино темы, за которые фильмы запрещено ругать нельзя априори. А ругать советские фильмы про войну - и подавно. Легче впасть в патриотично-боевую эйфорию, с восхищением глядя на то, как "наши немцев бьют", объявить стандартную агитку глубочайшим посылом к молодому поколению, а трешовый голливудский боевик с бестолковым сюжетом про Рембо (неудивительно, что фильм понравился американцам) и пятерых бесполезных девиц - лучшим фильмом про войну. И тогда можно закрыть глаза на дешевые манипуляторские приемы со сценами довоенной жизни и слезодавильной концовкой, на фальшивейшую сцену с чтением стихов, на юмор ниже пояса (другого в фильме попросту нет) и на абсурдно бестолковых немецких лазутчиков, которым хватило ума пробраться в тыл, но потом у них что-то переклинило и они стали как бараны бегать по всему лесу за первым встречным. Ладно бы ещё догоняли, так нет же, подстреленный контуженный старшина убегает от них как от детей. Девушки, которые по сюжету претендуют на звание героев, Васькову только мешают, в одиночку он убивает гораздо больше немцев, чем с ними. Не говоря уже о том, что эти герои в первой половине фильма только и занимаются тем, что глумятся над Васьковым. Повезло, что фашисты пришли, бедный ветеран себя хоть человеком почувствовал, а не объектом для насмешек. И девушки сразу же по-другому к нему стали относится, чуть ли не с материнской нежностью и заботой. Вот и выходит, что фашисты-то на самом деле - катализатор доброты и сочувствия, атрофированных в небоевой обстановке, а не сеятели смерти.

    А самой запоминающейся сценой фильма является сцена в бане, вызвавшая активные бурления цензурных масс. Однако, именно это интуитивное решение режиссера превратило механические, лишенные индивидуальности женские персонажи в живых людей. Возможно, эта сцена нужна была также для того, чтобы сами актрисы лучше ощутили, кого они на самом деле должны играть. В этом месте склоняю шляпу, блестящее решение. Потому что к игре актеров в этом фильме точно не придерешься, все молодцы. Другим хорошим решением является разделение фильма на черно-белую войну и цветные воспоминания о довоенной жизни. И вообще в техническом плане фильм хорошо снят, тем более что длится почти 3 часа - большая редкость для советского кино.

    Но все же, чтобы я поверил в фильм, я должен чувствовать, что он сделан с душой, а не с целью меня растрогать и поиграть на патриотических чувствах. Это не просто наивно, но и грязно, в фильмах про войну такого быть не должно, на мой взгляд. Разве есть что-то подобное в таких шедеврах как "Иваново детство", или "Подранки"? Любовь к Родине и память ветеранам не нужно насаждать насильно, они сами себя проявят. Нам и без этого есть за что любить и почему помнить.

  • Крамер против Крамера Отзыв о фильме «Крамер против Крамера»

    Драма (США, 1979)

    "Какой закон гласит, что женщина - лучший родитель лишь по природе своего пола?"

    Семейная драма с очень простым жизненным сюжетом: родители расходятся - ребенок страдает - родители страдают и судятся - родители сходятся. Вся оригинальность этой истории состоит в том, что с ребенком остается не мама, как это обычно бывает, а папа. Причем папа, который большую часть времени проводил не с семьей, а с работой. Но с другой стороны, так было нужно, потому что мама не работала. А мама не работала, потому что у нее была то-ли депрессия, то-ли творческий кризис. А кризис у нее был из-за того, что папа от нее чересчур отдалился и уделял ей мало времени. Разматывать этот клубок типовых семейных отношений можно до бесконечности. И если изначально зрительские симпатии, безусловно, на стороне Теда Крамера, а жена воспринимается не иначе как эгоистичная расчетливая стерва, то после ее исповеди в суде все становится не так однозначно. Герои действительно меняются: Тед все чаще уделяет внимание сыну, срываясь с рабочих совещаний на родительские собрания, стерва-мать постепенно учится находить в нем (и, что немаловажно, в себе самой) лучшие черты, и даже сын учится быть самостоятельным.

    Центральной, и, пожалуй, единственной по-настоящему выдающейся сценой, является сцена в суде. Родители, не умевшие сказать друг другу самых важных вещей, выслушивая малоприятные вещи со стороны соревнующихся адвокатов, вдруг начинают понимать друг друга. Причем понимать где-то на уровне взглядов, незаметных кивков и неловких улыбок. И если Дастин Хоффман играет просто великолепно (заслуженный Оскар), то Мерил Стрип играет гениально (более чем заслуженный Оскар). Сложность ее роли в том, что будучи выдающейся актрисой ей приходится играть актрису не очень хорошую, произносящую заученные фразы и давящую на жалость к материнским чувствам фальшивыми слезами. То, что это не более чем актерство, раскрывается в ее ответах адвокату Теда, когда в каждом предложении она говорит только о себе и своих чувствах, а также в ее искреннем раскаянии после суда.

    картинка zzzloba

    картинка zzzloba

    Но, пожалуй, самый яркий итог этого судебного процесса не сближение четы Крамеров, а реакция их соседки, матери-одиночки, хорошей подруги семьи. После суда она решается восстановить отношения со своих бывшим мужем, понимая тяжесть и нелепость ошибок молодости. Кто бы не был виноват, все ещё можно исправить. "Ты выглядишь потрясающе", - говорит Тед Крамер в последней сцене. Лифт закрывается, осторожно: посторонним вход воспрещен.

  • Жестокий романс Отзыв о фильме «Жестокий романс»

    Мелодрама (СССР, 1984)

    На мой взгляд, в этом фильме есть только два достоинства. Во-первых, это очень качественная и близкая к тексту экранизация, образцовая в своей правильности. Во многом даже более живая, чем литературная основа. Во-вторых, "Мохнатый шмель" в исполнении Михалкова - это шедевр. Бывают случаи, когда актеры за счет своего таланта могут исполнить песню так, как не сможет ни один профессиональный певец. А Никита Сергеевич, что бы про него не говорили сейчас, был одной из самых талантливых личностей в советском кино.

    На этом достоинства заканчиваются и начинается обычный среднестатистический фильм, выезжающий за счет звездности актерского состава, имени режиссера и типично "школьной" пьесы. Гузеева с первого до последнего кадра разыгрывает чистый МХАТ, неумело хлопая ресничками и загадочно закатывая глаза. Финал в ее исполнении просто феерически ужасен. Мягков нагло копирует своего героя из "Иронии судьбы", чем вызывает у зрителя, досконально знающего это фильм, чувство когнитивного диссонанса. Не хочется говорить плохо о режиссере, но такое ощущение, что Эльдар Рязанов выпустил фильм, даже не посмотрев его сам. Иначе бы он обратил внимание на то, как неестественно выглядят сцены, в которых романсы за актеров исполняют другие люди. В эти моменты окончательно перестаешь сочувствовать героям и верить в происходящее.

    Впрочем, сочувствовать здесь тоже особо некому. Герои отвратительны все до единого, причем наименее отвратительно выглядит именно купечество. Ибо единственным, что в произведении имеет настоящую силу, является купеческое слово, которое нельзя нарушить. А не "чистая" любовь Ларисы, дешевая месть Карандышева, или, прости господи, забота маменьки, Хариты Игнатьевной, которая методично отправляет на тот свет всех своих дочерей. И это нам ещё постеснялись сказать, что она сделала с мужем. Впрочем, это уже вопросы по самой пьесе, а не по фильму. "Бесприданница", на мой взгляд, очередная шекспировская трагедия без шекспировского остроумия, а потому и от фильма ждать чего-то выдающегося не стоит. Кроме шмеля, конечно. Мохнатого.

  • Дикая банда Отзыв о фильме «Дикая банда»

    Боевик, Вестерн (США, 1969)

    Странно, что многие считают этот фильм устаревшим, хотя по сути основные линии фильма переосмысливаются до сих пор. Да, вся эта бутафорская кровь и театральные перестрелки выглядят довольно нелепо, но ведь по-настоящему фильм раскрывается совсем не в экшн сценах, а в том, что происходит между ними. Как и во многих других классических вестернах, главной темой в "Дикой банде" является излом эпохи, противостояние старого и нового мира. Банда благородных разбойников грабит банки и поезда, другая банда наемных мерзавцев охотится за их головами, а руководят ими два стареющих матерых волка, Пайк и Торнтон, некогда бывшие хорошими приятелями. И даже когда объявлена цена за голову жертвы, между ними как будто сохраняется чувство взаимного уважения. Чего не скажешь о молодых членах банд, которым нет дела до бесконечного стариковского "бега на последнем дыхании" в поисках поэзии жизни вне закона и вечной борьбе двух достойных противников (мотив, который уже в наше время беспощадно разобьют братья Коэны в "Старикам здесь не место"). Они открыто посмеиваются над стариками, им нужны только деньги, причем если в свободной банде Пайка ещё сохраняются понятия о чести и взаимопомощи, то в снаряженной властями банде Торнтона действуют одни ублюдки-стервятники, готовые устроить перестрелку посреди оживленной улицы.

    Весь остальной мир также постепенно сходит с ума. Эпизодически мелькают власти, шантажирующие Торнтона тюрьмой и соблазняющие ублюдков деньгами. Абсурдная кровавая революция с участием колоритного мексиканского генерала, расстреливающего из пулемета как из игрушки половину своей деревни, вызывает не просто отвращение, а желание всадить в него самого десяток пуль. Пайк с ребятами грабит банк без единого выстрела, таким же образом планирует дерзкое ограбление поезда. Но чем ближе столкновение с "дикой бандой" генерала Мапаче, тем жестче становится повествование. Юмор и театральность уступают место напряжению и эпичности, взгляды становятся жестче, а слова превращаются в пули. С тем, кто убивает и цинично торгует людскими жизнями, не будет никакого компромисса, и это ясно даже тогда, когда Пайк соглашается работать с Мапаче. У генерала целая армия, у Пайка лишь трое его преданных товарища. И все же он начинает свой бессмысленной бой, как будто бросая вызов всему этому сумасшедшему миру, лишенному чести и хоть какой-то морали. В этом же году в другом культовом вестерне точно так же поступят Буч Кесседи и Санденс Кид, окончательно подводя печальный итог 60-х годов, эпохи "безумных Пьерро" и "беспечных ездоков".

    картинка zzzloba

  • Великолепная семерка Отзыв о фильме «Великолепная семерка»

    Боевик, Вестерн (США, 1960)

    "Я вспомнил анекдот про того парня, который летел с 18 этажа и думал: как будто пока все идет хорошо".

    Главным действующим лицом в кинематографе 50-х годов прошлого века, на мой взгляд, был Акира Куросава, снявший несколько величайших фильмов ("Расемон", "Семь самураев", "Трон в крови") и открывший удивительное азиатское кино всему миру. Как и следовало ожидать, очень скоро западные режиссеры стали не только учиться у маэстро киноязыку, но и снимать полноценные адаптации его фильмов. Самой первой из них была "Великолепная семерка".

    И надо признать, при всем том, что американская версия явно уступает оригиналу в глубине и трагизме, все же выглядит весьма достойно и делает честь жанру вестерна. Смотреть нескучно, персонажи яркие, диалоги хлесткие, юмор отличный, музыка тоже. Шикарных сцен предостаточно, один проезд на катафалке в начале фильма чего стоит. А главное - Джону Стерджесу удалось не просто перенести шедевр Куросавы в современную американскую мифологию с ковбоями и мексиканцами, но и добавить несколько новых, важных деталей. Да, мысль о силе и бессмертии народного духа здесь несколько затирается из-за слишком ярких образов главных героев. Но зато есть дети, которые искренне восхищаются смелостью и благородством ковбоев, решающихся на неравный бой с бандитами. Несмотря на то, что в прошлом эти парни совсем не без греха, и даже сам принцип отбора в команду звучит как "у нас не кружок друзей церкви". Жажда борьбы, неуступчивость, отвага и хладнокровие - все это типично мальчишеские идеалы, поданные на понятном языке, что сделало фильм культовым для многих поколений юных ковбоев.

    картинка zzzloba

    Однако главная мысль, заложенная в оригинале, передается без изменений. Фермеры, держащиеся за свою землю и семейные ценности, презирают ковбоев за грубость и жестокость, ковбои, которым нечего терять, не любят фермеров за невежество и трусость. Но объединившись одни получат надежду, а другие обретут смысл жизни. А тот, кому есть ради чего жить, всегда побеждает.

    "Докажите, что вы стоите того, чтобы отдать за вас жизнь".

  • Бен-Гур Отзыв о фильме «Бен-Гур»

    Военный, Драма (США, 1959)

    Не могу сказать, что был сильно впечатлен этим фильмом. Все же главные сцены "Бен Гура" строятся на экшене, зрелищности и развлечении, а не на каком-то внутреннем напряжении или играх разума, а потому с каждым годом все больше устаревают. Нет здесь примеров гениальной актерской игры, при всей моей любви к Чарлтону Хестону за "Планету обезьян". Нет здесь сложных душевных метаний, все герои ведут себя довольно прямолинейно. Даже сам Бен Гур заявляет о том, что "Этот человек (Иисус) вынул меч из моих ножен", только когда месть всей его жизни свершилась. Да и самого сына Божьего мы увидим только со спины, хотя этот прием можно как раз-таки отнести к несомненным плюсам: известный библейский сюжет не возвеличивается и не ставится в центр повествования, а лишь преломляется в бытовой жизни иудей и римлян.

    И тем не менее, фильм действительно легендарный. Проекты такого масштаба за всю историю кино можно пересчитать по пальцам одной руки, а в последний раз подобное случалось аж 15 лет назад, когда Питер Джексон снимал заключительную часть "Властелина колец". Даже по нынешним меркам ресурсы, задействованные на съемках "Бен Гура", выглядят запредельными: в съемках приняло участие более 15 тысяч человек, для которых было сшито около 100 тысяч костюмов! На производство этого почти 4-х часового фильма ушло около года, и это при том, что снимался он в ту эпоху, когда черно-белое кино ещё не отжило свой век, а работать с цветом решались далеко не многие. Безрассудная смелость создателей принесла фильму мировую славу и рекордные 11 Оскаров, каждый из которых абсолютно заслужен. Безусловно, эпохальное кино.

    картинка zzzloba

  • Трон в крови Отзыв о фильме «Трон в крови»

    Драма, Исторический (Япония, 1957)

    Кто начал злом, для прочности итога
    Все снова призывает зло в подмогу.

    "Макбет", У.Шекспир

    Честно говоря, оказался абсолютно не готов к такому мощному фильму. Понятно, что раз в основе сюжета лежит шекспировский "Макбет", то страсти будут зашкаливать. И, несмотря на то, что в фильме Куросавы довольно много театрального, традиционно японского, но шекспировский сюжет смотрится абсолютно органично и впечатление производит сильнейшее. Никакой крови в фильме нет и в помине; все безумие и бессмысленность войны передается не с помощью кровавых экшен сцен, а изумительным киноязыком: идеальным ритмом, погружением в атмосферу средневековой Японии, точными образами (туман, шум деревьев, загнанная лошадь), и вдохновенной актерской игрой. Как и в "Семи самураях" здесь блистает Тосиро Мифунэ, чье искаженное лицо надолго врезается в память.

    картинка zzzloba

    Игра актеров здесь действительно не очень похожа на жизнь, скорее на театр, но в ней есть огонь и внутреннее напряжение, так необходимые для проживания сумасшедших страстей. Доблестный воин Васидзе постепенно начинает сходить с ума, когда его душу отравляет сначала пророчество ведьмы, а затем тихие змеиные рассказы жены. Его не покидает ощущение роковой ошибки, которую он совершил, поддавшись на её уговоры. Но он продолжает слушать жену-искусительницу, выпуская наружу то, что было спрятано глубоко в душе, и в конце концов лишается человеческих черт, перестает спать и начинает жить в мире призраков, превращаясь в абсолютное зло наподобие Дарта Вайдера и обещая устроить гору из трупов своих врагов до самых небес.

    А в качестве возмездия у Куросавы всегда выступает народ. Крестьяне, солдаты, слуги - все те, кто боится тирана и предателя Васидзе даже после его смерти. Но именно они выпустят в Васидзе сотню стрел, положив конец этой бессмысленной войне. Потрясающий фильм, один из лучших у одного из лучших.

  • Искатели Отзыв о фильме «Искатели»

    Вестерн, Драма (США, 1956)

    Трудно однозначно сказать, почему именно этот фильм американцы считают своим лучшим вестерном, а не допустим культовый "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид". Хотя в свое время фильм явно недооценили, обделив его хоть какими-то наградами и номинациями. Возможно, зрителям пришлась не по душе смесь эпичной драмы с юмористическими эпизодами, вроде нелепой драки на свадьбе. С другой стороны, за счет этого сегодня фильм смотрится с большим интересом, он прекрасно снят, а харизматичность Джона Уэйна по-прежнему вызывает восхищение. Его герой никому не нравится из-за своего цинизма и бескомпромиссности, особенно на фоне таких персонажей как добряк-дурачок Мозес, или безнадежный романтик Мартин. Но именно его мощная фигура находится в центре повествования и тащит его на своих могучих плечах. Как уже было замечено в других рецензиях, таким героям самое место в "Темной башне" Кинга, где цельность мира зависит от вечного странника-стрелка.

    картинка zzzloba

    Вот и в "Искателях" мир оказывается расколот, после того как команчи уводят двух белых девочек в свое племя. Жизнь продолжает идти своим чередом, проходят годы, но герои не прекращают своего поиска по бескрайним просторам Дикого Запада. Кажется, они уже и сами забыли, что именно они ищут. Пространство картины расширяется, достигая эпического размаха, а личностная драма перетекает в семейную сагу и драму всей страны. Нет четких правил поведения и установленных законов, и никто не знает, как нужно поступить, если девочки все же найдутся. Это решение героям придется принимать самим, устанавливая новые нравственные основы. Джон Форд снял очень насыщенный и детализированный миф об ушедшей эпохе, отыскав те нити, которыми соединяется воедино история страны, начиная с гражданской войны. Война искалечила душу многим, как и герою Джона Уэйна, и им понадобились долгие годы поиска, чтобы вновь обрести человечность.

  • Сказки туманной луны после дождя Отзыв о фильме «Сказки туманной луны после дождя»

    Детектив, Драма (Япония, 1953)

    На первый взгляд, это довольно простая, и даже вполне обычная азиатская сказка. Бедные крестьяне, получающие как будто упавший с неба шанс выбраться из бедноты, заносчивые и грубые самураи, развратная городская жизнь, манящая мнимым богатством, злая колдунья с того света, невероятные приключения и долгое возвращение домой. Морализаторство вынесено за скобки, все внимание приковано к развитию сюжета и внутреннему миру героев. Но просто это только на словах, а как это все перенести на экран, да к тому же черно-белый? Как передать иррациональную атмосферу сказки, не впадая при этом в детскую наивность и скучную назидательность? Задача действительно непростая, и на моей памяти справится с ней смог только Акира Куросава в "Расемоне" несколькими годами раннее. Фильм Мидзогути Кэндзи практически ни в чем не уступает этому шедевру. Снято действительно гениально, кадры и движения камеры завораживают, притягивают, заставляют забыть о нереальности происходящего. Просто поражает, насколько визуально совершенные фильмы снимались в те годы в Азии.

    Не могу не отметить концовку, раскрывающую некоторые черты азиатского миропонимания. Только возвращение героев домой и отказ от корыстных амбиций дает им шанс на искупление и настоящее счастье. Но это счастье невозможно без поиска, потерь и переживаний, как невозможна жизнь без смерти. Мир духов таит в себе многие опасности, но тот, кто избавится от ложных страстей и мирских искушений, получит шанс стереть грань реальности и научится чувствовать их присутствие и поддержку. Только в этом мистическом пограничном состоянии возможна подлинная жизнь. А смерть - это так, ерунда.

  • Жить Отзыв о фильме «Жить»

    Драма (Япония, 1952)

    Не самый лучший, на мой взгляд, фильм Акиры Куросавы. Но его вины в этом нет. Дело в том, что позднее на тему смертельно больного человека, узнавшего страшный диагноз и доживающего свои последние месяцы, было снято довольно много хороших фильмов, которые смотрятся гораздо легче и интереснее, чем неспешный двухчасовой черно-белый фильм 52-го года. С главным героем, скучным вечным чиновником, бесцельно проживающим свою невзрачную жизнь, мы хорошо знакомы по русской классике, которую высоко ценил и сам Куросава. Описание бюрократического аппарата, в котором кроме броуновского движения бумажек больше ничего не происходит, также не выглядит особо оригинальным.

    И кажется, что фильм так и закончится, не успев ничем зацепить, но неожиданно главный герой умирает, и в оставшейся половине фильма присутствует только как воспоминание. Благодаря такому мастерскому ходу фильм не скатывается к банальной и пошлой слезодавилке о мимолетности жизни и голливудской победе в борьбе с системой, а выходит на уровень философских размышлений о месте человека в этом мире и о том, какую ответственность несет каждый из нас за мир вокруг. Концовка фильма лишена наивных представлений о том, что один человек способен хоть что-то изменить в бездушном бюрократическом аппарате, лицемеры и пустословы так и останутся лицемерами и пустословами, хоть сам Будда будет молить их о помощи. Но все-таки невзрачный вечный чиновник Ватанабе сумел что-то изменить и оставить после себя нечто, на что упадет авторский взгляд в финальной сцене. Всего лишь детская площадка, которая никогда бы не появились на этом месте без колоссальных усилий одного человека. А сколько ещё таких мест вокруг нас? "Жить" - это гимн неизвестному герою, поющего свою последнюю песню под скрип детских качелей.

    картинка zzzloba

  • Сокровища Сьерра Мадре Отзыв о фильме «Сокровища Сьерра Мадре»

    Боевик, Вестерн (США, 1948)

    Вполне себе классический фильм о золотоискателях, наполненный притчеобразными мотивами и неплохим экшеном. Но, пожалуй, главным в этом приключенческом пиршестве является не само блюдо, а его подача. Ведь сюжет об одержимости золотом и предательстве даже для 1948 года не является откровением. И, тем не менее, 2-х часовой фильм смотрится очень легко и постоянно чем-то удивляет зрителя. Пространство фильма незаметно расширяется, и если в первые полчаса мы следим за судьбой лишь 2-3 героев, скованных чудовищной городской нищетой, то дальше появляются горы, озера, золотые жилы, шумные мексиканские деревушки, милые индейские племена и коварные бандиты. Локальная история добычи золота превращается в эпическую зарисовку времени, беспощадно перемалывающего человеческие судьбы. Неслучайно этот фильм считал образцовым Пол Томас Андерсон, снявший один из лучших фильмов нашего времени - "Нефть".

    Хамфри Богарт, сыгравший сходящего с ума от золота негодяя, впечатлил не так сильно, как Уолтер Хьюстон, которого в итоге и отметили Оскаром. К слову, вообще удивляет, что американским академикам пришлась по душе история, утверждающая бессмысленность денег и человеческую близость (в широком, почти коммунистическом смысле) как главную ценность жизни. Только отказавшись от стремления к обогащению, герои-американцы научатся находить общий язык с недружелюбными изначально мексиканцами и индейцами. А в конце концов и друг с другом. Потому что персики на ранчо у женщины, которую ни разу не видел, но уже любишь, гораздо ценнее любых золотых гор.

  • Сладкая жизнь Отзыв о фильме «Сладкая жизнь»

    Драма, Комедия (Франция, Италия, 1960)

    - Вы спали с этой женщиной?
    - Нет. Во всяком случае не помню

    Иногда кажется, что если бы не воспитание и общественный статус, Феллини бы снимал только про секс. Ну может быть ещё про любовь. Но обязательно с сексом. И каждый раз, замыслив сцену с купанием очередной пышногрудой актрисы в фонтане, он тяжело вздыхает и снимает... А о чем он кстати снимает? Говорят, что "Сладкая жизнь" о бессмысленности жизни новой итальянской богемы. Или о Риме, в глубине узких улочек которого спрятан настоящий Рай. Ну или в крайнем случае о первом папарацци. А может об этом всем сразу. В любом случае как обычно никакого сюжета у Феллини нет, зато есть Иисус на вертолете, рок-н-ролл, пышногрудые актрисы в фонтане, Мадонна, морское чудовище и призраки в замке. Все как обычно, ничего лишнего.

    Дальше...

  • Восемь с половиной Отзыв о фильме «Восемь с половиной»

    Драма, Романтика (Франция, Италия, 1963)

    - Сколько вам лет?
    - 64
    - 65
    - 68
    - Они недостаточно старые.
    - Ну посмотри на них, они же одной ногой в могиле. В следующий раз будут тебе три трупа!

    Феллини очень хорош. В период творческого кризиса снять фильм о том, как не снимается фильм, и при этом перечислить в нем же все возможные обвинения критиков и предугадать реакцию зрителей - это круто. Опять никакого сюжета, опять десяток историй, рассказываемых одновременно, опять его фирменный стеб над всем, что приходит в светлую голову. Смотреть его лучшие фильмы можно только с искренним детским восхищением, потому что понять, как он это делает, невозможно.

    - Кот совсем как ваш дедушка: где-то болтается и приходит только поесть!

    Реальность творческого человека тесно переплетается с идеями, воспоминаниями и снами, и зачастую трудно понять, где правда, а где ложь. Чтобы снять фильм, главный герой (а это, безусловно, альтер-эго самого Феллини) пытается построить систему зеркал из детских страхов, любовных переживаний и космоса своих сумасшедших фантазий. Поэтому в его фильме о любви планируется абсурдная сцена со взлетом ракеты, для чего строятся огромные и бессмысленные декорации. Мешает только мнение критика, сначала ехидно предлагающего здравые мысли, потом разрушающего весь сценарий картины, и в конце концов подкидывающего режиссеру пистолет в карман. Мы понимаем, что никакого критика нет и не было, это иллюзорный персонаж, а все, что он говорит, это именно те душевные мучения, которые испытывает талантливый режиссер:

    «Отсутствие некой идеи или, если угодно, философской предпосылки превращает фильм в набор совершенно случайных эпизодов, хотя, возможно, и занимательных, в зависимости от степени их двусмысленного реализма.»
    «Сегодня вечером я, кажется, понял, что вы пытаетесь решить задачу, которая, на мой взгляд, просто неразрешима: вдохнуть жизнь в аморфных, абстрактных, практически несуществующих персонажей вашего сценария.»
    «Если ты считаешь, что это интересно, то это должно быть интересно для всех. Как ты можешь не принимать во внимание мнение зрителей?»

    Но эти метания его ни к чему не приводят. Фильма нет. Да и метаний на самом деле не было, и самого героя тоже. А был Феллини, который своим 8 1\2 фильмом извинился и признался в любви ко всем: и зрителям с критиками, и красавицам-актрисам, и любимой жене, и своим родителям.

  • Звуки музыки Отзыв о фильме «Звуки музыки»

    Биография, Драма (США, 1965)

    - Перед встречей с детьми вам придется переодеться!
    - Но у меня нет другого платья! Когда мы уходим в монастырь, нашу мирскую одежду раздают бедным.
    - А что на вас?
    - А это бедняки не взяли...

    Прекрасный, совершенно чудесный мюзикл! Давно я не смотрел кино с таким удовольствием, а уж тем более мюзикл. Смешная и добрейшая голливудская классика. Да, все мы прекрасно знаем, как делаются такие фильмы, уже сто раз встречали такие образы и сюжеты, и даже исполнительница главной роли, Джули Эндрюс, долгое время не соглашалась играть, потому что за год до этого исполнила похожую роль няни непростых детей в "Мэрри Поппинс". И все же "Звуки музыки" обладают тем уникальным наивным очарованием, которое давным давно отсутствует в современном кино. С помощью магии музыки перевоспитываются дети-хулиганы, суровый капитан превращается в идеал доброты, а Мария находит свою любовь. Музыкально-танцевальные номера настолько органично вплетены в повествование, актеры (особенно Джули Эндрюс) и дети играют настолько естественно, что даже не замечаешь, что смотришь мюзикл. И сами песни просто великолепные, "My favourite things" и то, как она обыгрывается в фильме, это что-то шедевральное.

    И на удивление Роберту Уайзу, поставившему также великолепную "Вестсайдскую историю", удается избежать ещё двух опасностей. Во-первых, это опасность впасть в задорный идиотизм, снимая множество музыкальных сцен с детьми (недавно просмотренный "Оливер!" подтверждает, что это не так-то просто). А во-вторых, опасность остаться мюзиклом-развлечением на один раз. И как раз от этого спасает важная сюжетная линия, связанная с приходом к власти фашистов и непростыми переменами в жизни Австрии 30-х годов. Многие песни, которые звучат в конце фильма, приобретают дополнительный смысл и это превращает казавшиеся наивными "Звуки музыки" в по-настоящему сильный фильм.

  • Гражданин Кейн Отзыв о фильме «Гражданин Кейн»

    Детектив, Драма (США, 1941)

    - Знакомых у меня мало
    - А у меня слишком много. Мы оба одиноки

    "Гражданина Кейна" часто называют одним из величайших фильмов в истории кино. И пожалуй, даже если отбросить неинтересные сейчас подробности шумихи вокруг выхода фильма, то он действительно оправдывает это звание. Молодой и гениальный Орсон Уэллс снял большой и гениальный фильм, главным героем в котором является вовсе не Чарльз Фостер Кейн, выдающийся американский магнат, а киноязык. Без этого получилась бы довольно стандартная для современного зрителя драма большого человека, по типу "Нефти" или фильмов Скорсезе. Хотя строится повествование исключительно оригинально: в каждой сцене мы уже знаем итог, поэтому сосредотачиваемся на деталях, фразах, пристальнее вглядываемся в самого Кейна. Кроме того Уэллс постоянно меняет стили повествования в духе популярных тогда писателей-модернистов, от документальной ленты переходя к нуару, от биографии к мюзиклу и так далее.

    Но сам сюжет нам уже знаком. Трудное детство, амбиции молодого идеалиста, восхождение к вершине, борьба за свои принципы, успех, крах в личной жизни, падение, угасание и смерть - вот казалось бы и весь портрет Кейна, уже тысячу раз это проходили. Но есть одна маленькая деталь: никто не знает, что означают его предсмертные слова - "бутон розы". И тогда все силы журналистов направляются на то, чтобы найти окружавших его людей и узнать о Кейне все.

    Дальше...

  • Подранки Отзыв о фильме «Подранки»

    Драма (СССР, 1977)

    Надо постараться вернуть ребятам детство, все худшее у них уже случилось.

    Об этом фильме очень тяжело говорить, слишком много в нем живой, неутихшей боли. В нем совмещается несколько параллельных линий. Во-первых, история интерната, в котором силами демобилизованных солдат и офицеров пытаются дать шанс сиротам на нормальную жизнь. Во-вторых, детские воспоминания писателя о первых годах послевоенной жизни, о первых учителях и первой любви. И в-третьих, его уже взрослая попытка найти потерянных братьев, чтобы хоть как-то примириться с утратой самого важного периода жизни. Прекрасное чувство ностальгии по детству в Бартеневе смешивается с воспоминаниями о смерти родителей, с чувством покинутости, безнадежного одиночества в мире. И глядя на прекрасные пейзажи через оконное стекло, по которому стучит дождь, в эти переживания невозможно не поверить. А ведь Николай Губенко, режиссер картины, пережил это сам.

    Дальше...

  • Земляничная поляна Отзыв о фильме «Земляничная поляна»

    Драма, Мелодрама (Швеция, 1957)

    Что скажет Исаак, ведь он правда меня любит? О, я несчастная, как ты меня обидел! Я теперь падшая женщина, ну почти. Я больше никогда не желаю тебя видеть! По крайней мере до завтрака.

    Очередная распиаренная скучная классика. Вопросы жизни и смерти, старости и одиночества, ценность прощения и своевременность понимания. Сны, сюрреализм, метафоры, философское осмысление пройденного пути и так далее. Все это очень умно, лаконично, без лишнего пафоса. Но смотреть это ужасно скучно, стиль повествования такой, что полтора часа тянутся как все три, сюжет высосан даже не из пальца, а из воздуха, а саму тему избили уже все кому не лень. Хотя может оказаться, что я просто не попал в нужное настроение, все-таки шведское кино - это вещь крайне специфическая.

  • Мистер Смит едет в Вашингтон Отзыв о фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон»

    Драма, Комедия (США, 1939)

    Ни для кого не секрет, что Фрэнк Капра - большой мастер, снимавший по-сказочному доброе развлекательное кино. В его фильмах так называемый "голливудский хеппи-энд" практически неизбежен, что однако не выглядит как недостаток. Все-таки даже хеппи-энды нужно уметь снимать.

    картинка zzzloba

    Но пожалуй главное достоинство фильма не его сказочная наивность и позитивный настрой, а игра Джеймса Стюарта, одного из лучших актеров своего времени, на мой взгляд. Может быть не весь фильм он отыграл ровно, но его горящие глаза молодого идеалиста и страстная речь в сенате - это образец на все времена. Он в одиночку отстаивает идеалы демократии (вооружившись конституцией и цитатами любимого Линкольна), противостоя огромной бюрократической машине, и ему действительно удается кого-то переубедить. Этот мотив гораздо сильнее будет обыгран в фильме "12 разгневанных мужчин", но это не главное. При всей наивности повествования, Капра понимает всю серьезность заявленных политических проблем. И со своей задачей - вдохновить людей на борьбу за свои идеалы и права - он справляется полностью и без лишнего занудства. Хороший фильм, нестареющая голливудская классика.

  • Оливер! Отзыв о фильме «Оливер!»

    Драма, Криминал (Великобритания, 1968)

    Этот мюзикл - прямо квинтэссенция всего, что я не люблю в мюзиклах: непрерывные песни на каждом шагу, вбитые в повествование молотком и "съедающие" важные части сюжета, не очень хорошо играющие дети, и вообще сама попытка выехать за счет массовых детских сцен. И самое главное - ни одна из песен мне не запомнилась. Сделано все как будто по шаблону, без изюминки и огня, и хоть убейте я не понимаю, за что этому фильму дали Оскар в тот год, когда были сняты такие оригинальные фильмы как Космическая Одиссея, Планета обезьян и Продюсеры. Но может и не все так плохо, костюмы и декорации отличные, а атмосферу лондонских задворок удалось передать в полной мере. В общем, исключительно для любителей жанра и преданных фанатов Диккенса.

  • Рим Отзыв о фильме «Рим»

    Драма, Комедия (Франция, Италия, 1972)

    Есть у Феллини особая любовь к фильмам без героев и сюжета. Его "Рим" строится как череда эпизодов городской жизни, которые связаны лишь одним - признанием любви к великому городу. Нельзя сказать, что фильм смотрится на одном дыхании, но вся эта еда, музыка, дети, женщины, суета, ругань, грязь, духота римских подземелий и неспешность церковных сцен - все это неотъемлемые части римского колорита. Наряду с красотами города Феллини не стесняется показывать бедняков, простых рабочих, студентов, проституток, яростных футбольных болельщиков, развратный культурный бомонт. Рим - город многоликий, и эта многоликость придает ему ещё больше естественной красоты. И конечно авторский стиль узнается моментально. Есть тут и бедность, и одиночество, и болезни, и фашисты, но нет драмы и слез, нет чернухи. "Господи, ну почему я должен так страдать!", - восклицает старший сын хозяйки, который в этом году даже пойдет работать, лежа на кровати с ожогами после пляжа. Не нужно искать здесь глубокий смысл - Феллини просто дурачится, шутит, подкалывает церковь и политиков, восхищается детьми, которые во многом гораздо смелее взрослых, и наслаждается женщинами, которые виляют бедрами независимо от возраста и фигуры.

    "Если вы видите людей, идущих на работу, то это не Рим"

    Жители Рима - удивительные люди. Они живут открыто, вместе едят, вместе спят, всем городом ходят в кино. Но продолжают ругаться и шутить друг над другом, чем ещё больше напоминают большую итальянскую семью. А если так, то по большому счету это и есть признание в любви к своей семье и своему дому, какие бы перемены в нем не происходили.

  • Жестяной барабан Отзыв о фильме «Жестяной барабан»

    Военный, Драма (Франция, Польша, Германия, 1979)

    - Когда Оскару исполнится 3 года, я куплю ему жестяной барабан.
    - Если бы не обещанный жестяной барабан, я бы попросился обратно в утробу. Но выбора у меня уже не было.

    Очень сильный фильм-аллегория, о котором непросто говорить. Смотреть "Жестяной барабан" - дело не из приятных, и в этом он полностью соответствует теме. Немецкий мальчик Оскар, видя абсурдность и пошлость взрослого мира, перестает расти в 1927 году и на протяжении почти 20 лет ходит с любимым барабаном и орет так, что лопается стекло, если этот барабан у него пытаются отнять. Это дает ему возможность без препятствий наблюдать со стороны за тем, как реальность вокруг сходит с ума. Приход к власти фашистов, бесконечные сексуальные извращения, бессмысленные смерти всех, кого он знал, тотальное безумие войны. Оскар бьет в барабан и кричит, но не может ничего остановить. Кроме разве что самого первого фашистского митинга, когда своей игрой на барабане превращает все действие в вальс.

    картинка zzzloba

    - Чудесный сегодня день. Подумать только, она уже там, где все так дешево.

    Главная находка в этом фильме - это ребенок с удивительно взрослым взглядом. Детские годы Оскара пришлись на то время, когда детство было невозможно в принципе. Кажется, что ему повезло, ведь он был всего лишь наблюдателем, и война как будто прошла мимо него. Но вот незнакомый человек, который гладит рукой воздух и говорит, что это его дочь, а никто даже не пытается сказать ему, что он сумасшедший. Вот партия в карты, которая заканчивается, потому что один из игроков уже не может удержать их в руке. Вот пустая гильза - все, что осталось от его отца. И стоя перед отцовской могилой он понимает, что у него был голос, что у него был барабан. И что теперь он будет расти. Бей в свой барабан, Оскар. Бей так громко, чтобы само время остановилось. Бей, чтобы все слышали.